ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР
статья (логопедия) по теме

В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Тропина Т.Д., аспирантка 1 года обучения

Научный руководитель: Скоробагатова  Н.В., к.пс.н., доцент

г. Шадринск

Шадринский государственный педагогический институт

В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определённый уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности.

Развитие социально – психологической готовности к школьному обучению одна из важнейших проблем специальной психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Проблема обучения конструктивному общению приобретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями речевого развития, основной контингент которых, согласно психолого-педагогической классификации нарушений речи (Р.Е. Левина), составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.) (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). Отмечается и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, Г.И. Капчеля, Л.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной деятельности.

   У детей, имеющих нарушения речи, отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания. Они не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Наблюдаемые у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствие этих трудностей — неразвитость форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г. Соловьева).

Детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

Таким образом, на наш взгляд, важнейшей составной частью коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) является преодоление трудностей общения с взрослыми и сверстниками. Дети с нарушениями речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедическом воздействии, в связи с чем особую значимость приобретают специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с ОНР, которые помогут повысить их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным, а также дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция, которая приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. Методы и средства достижения обозначенных целей – широкое использование коррекционных возможностей, которыми обладают  ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры, различные виды упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

в презентации представлено краткое описание коррекционно-развивающей работы по формированию социально-психологической готовности детей с ОНР, осуществляемой учителем-логопедом...

формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

в презентации представлено краткое описание коррекционно-развивающей работы по формированию социально-психологической готовности детей с ОНР, осуществляемой учителем-логопедом...

формирование социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

в презентации представлено краткое описание коррекционно-развивающей работы по формированию социально-психологической готовности детей с ОНР, осуществляемой учителем-логопедом...

Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"

Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...

«Роль мотивации в психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотива...

Психологическая готовность к обучению в школе детей 6-7 летнего возраста

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет) характеризуется, как пора важнейших изменений в организме ребенка. В данный период происходит активное развитие и совершенствование всех органов и систем, в том ...