Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Ч], буква Ч
    план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) по теме

     Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие звукослогового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы различные игровые моменты. Это повышает интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект529.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия

    по обучению грамоте в подготовительной группе

    на тему: звук [Ч], буква Ч

    ЗАДАЧИ

    Образовательные:

    1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

    2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

    3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

    4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

    5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

    6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

    7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

    Коррекционные:

    1. Развивать фонематический слух.

    2. Развивать умение концентрировать внимание.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

    2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    «Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Ч»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла «Чучелка», сундучок с буквой Ч.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Орг. Момент. - Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:

    Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

    Солнечный мой заинька, маленький как крошка.        

    Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

    Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

    Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.

    Щечки теплыми лучами нежно согревает!

     

    1. Сообщение темы. 

    - Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим  письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.


    Письмо от Деда Буквоведа                  


    - Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра «Назови ласково» (с мячом).

    Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка- ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

    - Вы догадались, какой один и тот же звук  слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

    3.  Артикуляция звука [Ч] (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.) 

    4.  Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).  

    5.  Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

    - Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч] хлопните в ладоши.

    - А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

    -А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Ч» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

    6.  Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

    - Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том,  что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

    - Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Ч» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

    Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

    7.  Деление слов на слоги.

    - И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

    - Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это - Чипполино (иллюстрация).

    8.  Составление предложений.

    - Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

    - Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч .

    (Дети разгадывают слово «сундучок»).

    - Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

    Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.

     Ты зачем букву похитила?

    Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

    Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: «Уелка»).

    Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

    Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

    Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук «Ч» (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

    Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

    9. Знакомство с буквой Ч. Дети садятся за столы.

    - Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

    - Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

    Ч - вы правильно решили, пишут так же, как «4».

    Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

    - Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

    10. Работа в кассах, преобразование слов.

    - А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

    11. Чтение предложений

    - И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

    12. Итог занятия.

    - Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

    Назовите слова со звуком [Ч].

    -Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

    Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: «Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок».

    Чучелка угощает детей и уходит.

    - Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

    Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

    Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

    Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

    В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

    Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

    Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

    Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

    Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»

    Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...