Главные вкладки

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей подготовительной группы по теме "Осень. Звук и буква О"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Из опыта работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения (детского сада компенсирующего вида) Санкт-Петербурга. Представлен подробный конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей подготовительной группы (речевой диагноз группы - общее недоразвитие речи) по теме "Осень. Звук и буква О". Первый год обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_sovm._obraz._d-ti2.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект совместной образовательной деятельности по теме

    «Осень. Звук и буква О»

    Подготовительная группа. Первый год обучения.

    Автор: учитель-логопед ГБДОУ д/с № 41 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Дружинина Анна Викторовна

    Цели:

    Коррекционно-образовательные цели:

    - уточнить и систематизировать знания детей об осени;

    - расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;

    - совершенствовать грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

    - познакомить с гласным звуком [о], буквой О;

    - работа над формированием фонематических функций;

    - работа над предложением.

    Коррекционно-развивающие цели:

    - развивать диалогическую речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;

    - развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    - воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,

    - воспитывать чувство любви к природе.

    Оборудование: предметные картинки: ослик, осень, окна, облако, овощи, туча, осеннее небо, осеннее солнце, осенний дождь, осенние листья; карточки с наклеенными большими и маленькими каплями; бубен; большой игральный кубик; корзиночки; красные кружки; полоски для определения места звука; предметные картинки для определения места звука в слове: осень, окунь, осы, ослик, окна, обруч; на каждого ребёнка изученные буквы (О, И); большой конверт с письмом ослика; магнитные доски; магниты; картонные карточки с нанесенным на них слоем пластилина; природный материал для выкладывания буквы (фасоль, горох, жёлуди), яблоки для угощения детей.

    Ход мероприятия:

    I. Организационный момент.

    Логопед: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (показывает детям конверт). Вместо обратного адреса – загадка. Отгадайте её:

    Серый, но не волк,

    Длинноухий, но не заяц,

    С копытами, но не лошадь.

    Дети: Ослик.

    Логопед: Правильно. Открываем конверт, а там – портрет ослика (вывешивает картинку на доску) и письмо. Сейчас я вам его прочитаю.

    II. Основная часть.

    1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме.

    Логопед: (Читает письмо ослика): Здравствуйте, дети! Я маленький ослик. Вы отгадали мою загадку. Отгадайте ещё одну: (Логопед читает загадку об осени по своему выбору).

    О каком времени года говорится в стихотворении?

    Дети: В стихотворении говорится об осени.

    Логопед: Правильно. (Вывешивает картинку осень).

    Ослик нам пишет: «Осень – моё любимое время года. А вы любите осень?»

    Дети отвечают.

    Логопед: А почему вы любите осень?

    Дети отвечают полным предложением.

    Логопед: (Читает письмо ослика): Я люблю смотреть в окна моего дома. (Логопед вывешивает картинку с изображением окон). Я увидел много интересного и прислал вам осенние картинки. Я увидел облако. (Логопед вывешивает картинку с изображением облака). Потом подул сильный ветер, облако улетело, примчалась огромная туча. (Вывешивает картинку с изображением тучи). Потом ещё одна. Тучи закрыли осеннее небо. Подберите к  осенним картинкам слова-признаки. (Логопед вывешивает картинку с изображением осеннего неба.) Небо осенью какое?

    Дети: Хмурое, низкое, серое, тяжёлое.

    Логопед: (Вывешивает картинку с изображением осеннего солнца.) Солнце осенью какое?

    Дети: Холодное, тусклое, грустное, низкое.

    Логопед: (Вывешивает картинку с изображением осеннего дождя.) Дождь осенью какой?

    Дети: Моросящий, холодный, долгий, нудный, затяжной.

    Логопед: (Вывешивает картинку с изображением осенних листьев.) Листья осенью какие?

    Дети: Желтые, красные, оранжевые, разноцветные, пожухлые.

    Логопед: Молодцы. Вспомните, что происходит с деревьями осенью?

    Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.

    Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?

    Дети: Это листопад.

    Логопед: Что делают взрослые на полях и огородах осенью?

    Дети: Взрослые собирают урожай овощей. (Логопед вывешивает картинку с изображением овощей).

    2. Развитие силы голоса.

    Логопед: (Читает письмо ослика): Вчера был дождь. Я слушал, как падают дождевые капли. Большие капли капали громко: «КАП!» Маленькие капельки капали тихо: «Кап». Я собрал большие и маленькие капли, у меня получились дорожки из капель. (Логопед достаёт дорожки из капель.) «Пройдите» по ним голосом, большие капли озвучим громко, а маленькие – тихо. Вот так, например, (логопед «прокапывает» дорожку): КАП, кап, кап, кап. (Каждый ребёнок выбирает себе дорожку.)

    Дети «прокапывают» дорожки.

    3. Развитие общей моторики.

    Логопед: Молодцы! Читаю письмо дальше: «Дождик лил долго, во дворе, в парке я увидел много луж, огромных луж. Я осторожно переходил эти лужи по камушкам. А вы можете пройти по камушкам, ноги не промочите?»

    Дети: Сможем.

    Логопед предлагает пройти по «камушкам» через «лужи».

    Дети выполняют.

    4. Физкультминутка.

    Логопед: Молодцы. Мы с вами сейчас выйдем на площадку и поиграем.

    (Проводится физкультминутка на осеннюю тему).

    5. Знакомство со звуком [О].

    Логопед: Как хорошо во время дождя играть дома. Давайте пройдём в дом, но принесём с собой картинки, которые прислал в письме ослик и которые я для каждого из вас назову. (Логопед каждому ребёнку называет картинку. Дети слушают. После того, как логопед озвучил картинки, которые нужно забрать, дети выполняют задание.) Принесите следующие картинки: Артём, твоя картинка – ослик, Дима, твоя картинка – облако и т.д. (Логопед называет: ослик, облако, окна, осень, овощи). Дети садятся за столы, отдают картинки логопеду. Логопед размещает эти картинки на доске, добавляет ещё

    одну – остров.

    Логопед: Дети, посмотрите на картинки, скажите, какая картинка появилась?

    Дети: Появилась картинка остров.

    Логопед: Правильно. Послушайте, я назову эти картинки. (Называет, выделяя голосом звук [о].) Какой первый звук во всех этих словах?

    Дети: Первый звук во всех словах -  [О].

    Логопед: Посмотрите, как я произношу этот звук. (Произносит.) Губы мои округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубки закрыты губками. Язычок лежит на дне ротика. Губы, зубы и язык не мешают свободному прохождению воздуха. Звук [О] – гласный. Для его обозначения используем красный кружок. (Показывает красный кружок. Размещает на доске).

    6. Фонетическое упражнение.

    Логопед: Вот вам кубик. Будем его бросать. Сколько точек на кубике выпадет, столько раз надо произносить звук [О]. Выполняем задание стоя.

    Дети выполняют.

    7. Определение  звука [О] в ряду звуков, слогов, слов.

    Логопед: А сейчас поиграем в игру «Соберём урожай». Собирать мы будем не овощи и фрукты, а звук [О]. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы, если услышите звук [О], возьмёте красный кружок и положите в корзинку.

    А,О,И,О,У,Р,О. . .; ОП, АП, ИП, ОП, УП, ОП. . ., ОСЛИК, ИВА, УШИ, НОС, УЛИЦА, ОСЕНЬ, МАК, ОСТРОВ.

    Дети выполняют.

    8. Определение места звука [О] в словах.

    Логопед: Молодцы. Новая игра для вас. Давайте назовём картинки. (Показывает детям картинки: осень, окунь, осы, ослик, окна, обруч).

    Дети называют.

    Логопед: А теперь я эти картинки перемешаю и переверну. Каждый из вас вытащит картинку, посмотрит на изображение. Подумает, где в этом слове  звук [О] (начале, середине, конце) и при помощи символа – красного кружка укажет на нашей полоске.

    Дети выполняют. По просьбе логопеда отвечают: У меня окна. В слове «окна» звук [О] в начале слова.

    9. Знакомство с буквой О.

    Логопед: Вспомните, я вам говорила, что мы слышим и произносим звуки, а пишем и читаем буквы. Перед вами буква О. (Размещает на доске букву О большую и маленькую).

    Посмотрите, на что буква О похожа?

    Дети: буква О похожа на колесо, сушку и т. п.

    Логопед: Правильно. Послушайте стихотворение про букву О: (читает на выбор стихотворение про букву О).

    Давайте сложим букву О из пальцев.

    Дети выполняют.

    10. Звуко-буквенный анализ.

    Логопед: Дети, послушайте, сколько звуков я сказала: ОИ.

    Дети: Два звука.

    Логопед: Какой звук первый?

    Дети: Первый звук [О].

    Логопед: Правильно. Какой второй звук?

    Дети: Второй звук [И].

    Логопед: Выложим при помощи кружков звукосочетание ОИ.

    Дети выкладывают.

    Логопед: А теперь вместо красных кружков выложим буквы.

    Дети выполняют.

    Логопед: Молодцы. Прочитаем, что у нас получилось.

    Дети читают: ОИ.

    11. Выкладывание буквы О из природного материала.

    Логопед: Дети, посмотрите, у меня есть карточки с нанесенным на них пластилином и природный материал. Давайте выложим букву О, и подарим нашему ослику, ведь это первая буква в его имени.

    Дети выполняют.

    III. Подведение итогов.

    Логопед собирает буквы, которые выложили дети, вкладывает в конверт. Спрашивает детей, что им сегодня понравилось.

    Дети отвечают.

    Логопед дарит детям яблоки, оценивая их достижения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».

    Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

    Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

    Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

    Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме «Библиотека».

    В данном конспекте высможете увидеть, как  происходит развитие связной речи детей и включение их в систему социальных отношений через познавательную деятельность....