Главные вкладки

    План-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме:
    Конспект логопедического занятия по формированию связной речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

    Александра Лубенцова

    Конспект занятия с применением ИКТ.  Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и  в качестве дидактического пособия. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon zimnie_zabavy._sostavlenie_rasskaza_po_kartine.zip1.82 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье»

    Непосредственно образовательная деятельность.

    Образовательная область «Коммуникация».

    Познавательно – речевое  направление.

    Конспект логопедического занятия по формированию связной речи

    в подготовительной группе  для детей с общим недоразвитием речи.

    Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

    Подготовила:                                                                                          

                                                                                        учитель-логопед    первой категории

    МБДОУ

                            компенсирующего вида                                                                                                                                                  №30 «Лукоморье»

    Лубенцова Александра Владимировна

    Г. Геленджик  2013г.

    Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».

    Задачи: Коррекционно - образовательные

    1. Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы»: зима, снег, снежинка, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать.
    2. Совершенствование грамматического строя речи: закреплять умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурка), закреплять умение согласовывать существительные  с прилагательными и причастиями, совершенствовать навыки составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины (Люди зимой носят тёплую одежду, потому что сильный мороз).
    3. Совершенствование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

                 Коррекционно - развивающие

    1. Развитие умений и навыков связной речи.
    2. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления. Совершенствование умения слушать, анализировать и отгадывать загадки (по данной теме).
    3. Развитие общей и мелкой моторики, умения согласовывать речь с движением.

                 Коррекционно - воспитательные

    1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности

    Оборудование:

           Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации «Зимнее путешествие»,  «снежки» из ваты (по количеству детей), картинки – раскраски (по количеству детей), разрезные картинки «Зимние забавы» (3 – 4 шт.), пиктограммы для составления рассказа, магнитная доска.

    Ход занятия:

    1. Организационный этап.

       Организация приветствия. Приглашение к началу занятия.

    2. Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации.

         Логопед: На занятии мы будем говорить о зиме. Нам будет помогать один сказочный герой. Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку.

    Это что за человек

    Пробрался в двадцать первый век?

    Морковка – нос, в руке – метла,

    Боится солнца и тепла.

                                                   (снеговик)   СЛАЙД 2

    3.Основная часть.

    1) Упражнение «Логический квадрат»

    Логопед: Снеговик пригласил нас в путешествие, а на чем же мы поедем? СЛАЙД 3 

    Логопед: Догадайтесь, какой картинки не хватает?  (нет лыж).

     Отправляемся вместе со снеговиком на лыжах в зимний лес.

    СЛАЙД 4

    2) Игра «Подскажи словечко» (закрепление умения подбирать однокоренные слова)

    Логопед: Вот мы оказались в зимнем заснеженном лесу.

     СЛАЙД 5

     Логопед: Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать  поэтами.

     Вы знаете кто такие поэты? Да, это люди, которые пишут стихи.

    Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

     СЛАЙД 6

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю… (снег).

    С неба все скользят пушинки —

    Серебристые… (снежинки).

    На поселки, на лужок

    Все снижается… (снежок).

    Землю белой, чистой, нежной

    Застелил постелью… (снежной).

    Вот веселье для ребят —

    Все сильнее … (снегопад).

    Словно в белый пуховик

    Нарядился… (снеговик).

    Рядом — снежная фигурка:

    Это девочка … (Снегурка).

    На снегу-то, посмотри —

    С красной грудкой… (снегири)

    Словно в сказке, как во сне

    Землю всю украсил… (снег)

    Логопед: Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы. Давайте еще раз назовем все слова. Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад, снеговик, снегири. А теперь скажите,  что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (Это родственные слова).

    3) Составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

    Логопед: Продолжаем путешествие. СЛАЙД 7,8

    Логопед: Снеговик предлагает вам решить кроссворд. Ребята, слушайте внимательно, подскажите, как закончить предложение.

    1.Люди зимой носят тёплую одежду, потому что (сильный)…

    2. Дети будут кататься с высокой горы, потому что (взяли)…

    3. Девочки намочили рукавички, потому что (лепили)…

    4.Дети взяли коньки, потому что (идут)...

    Логопед: Прочитайте получившееся слово. ( ЗИМА)

    Физминутка. 

    Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
    Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
    Мы на саночки садимся, Приседают.
    И с горы на санках мчимся.
    Дети все на лыжи встали. 
    Имитация ходьбы на лыжах.
    Друг за другом побежали.
    Мы из снега ком слепили, «
    Рисуют» руками большой круг
    Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
    Поиграли, полепили,
    И к делам мы приступили. 
    Проходят на свои места.

    4)  Работа с разрезной картинкой ( в микрогруппах по 2 человека).

    Логопед: Продолжаем наше путешествие. СЛАЙД 9,10

    Мы очутились в «Замке Снежной королевы». Снежная королева разбила свое зеркало. Соберите картинки в ваших конвертах. СЛАЙД 11

    5) рассматривание картины, подготовка к составлению рассказа.

      Логопед: А сейчас посмотрите внимательно на свою картинку. Скажите, как можно её назвать? Почему вы так думаете? Вам нравится эта картина? Какое время года на картине? Чем покрыты земля, дома и деревья? Как одеты дети? Что они делали на прогулке? Какое настроение у ребят?

    6) Составление рассказа по картине «Зимние забавы»  с помощью картинно-графического плана.

     Логопед: Давайте составим рассказ о зимних играх. Снеговик приготовил вам картинки-подсказки. ((

    Л

    ЛЛ

                           

        

    «Зимние забавы»

    Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!

    4.Подведение итогов. Анализ результатов. 

      Логопед:   Снеговику понравились ваши рассказы. Он прощается с вами и возвращается к себе домой, в Лапландию.

    СЛАЙД 12

    О каком времени года говорилось на занятии? Какие зимние забавы вы запомнили? Что вам понравилось? Снеговик передал для вас подарки. Это картинки раскраски и снежки. С ними вы поиграете в группе.

    Список литературы:

    1. Нищева н.В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для  детей с ОНР. С-П.2007.
    2. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010.
    3. Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). М.2010.
    4. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа М.2012.

    Приложение

    Картинка - раскраска.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

    Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

    У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

    Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

    Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему...

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи. Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня  по формированию связной речи.Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».Образовательные цели: обучение сос...

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи. Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня  по формированию связной речи.Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».Образовательные цели: обучение сос...

    Конспект НОД по развитию связной речи . Составление рассказа по серии картинок «Зима пришла»

    Цель: составлять последовательный связный рассказ с исполь­зованием в качестве плана серии сюжетных картинок....