Конспект логопедического занятия по формированию связной речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Александра Лубенцова

Конспект занятия с применением ИКТ.  Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и  в качестве дидактического пособия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zimnie_zabavy._sostavlenie_rasskaza_po_kartine.zip1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 30 «Лукоморье»

Непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область «Коммуникация».

Познавательно – речевое  направление.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи

в подготовительной группе  для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Подготовила:                                                                                          

                                                                                    учитель-логопед    первой категории

МБДОУ

                        компенсирующего вида                                                                                                                                                  №30 «Лукоморье»

Лубенцова Александра Владимировна

Г. Геленджик  2013г.

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».

Задачи: Коррекционно - образовательные

  1. Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы»: зима, снег, снежинка, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать.
  2. Совершенствование грамматического строя речи: закреплять умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурка), закреплять умение согласовывать существительные  с прилагательными и причастиями, совершенствовать навыки составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины (Люди зимой носят тёплую одежду, потому что сильный мороз).
  3. Совершенствование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

             Коррекционно - развивающие

  1. Развитие умений и навыков связной речи.
  2. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления. Совершенствование умения слушать, анализировать и отгадывать загадки (по данной теме).
  3. Развитие общей и мелкой моторики, умения согласовывать речь с движением.

             Коррекционно - воспитательные

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности

Оборудование:

       Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации «Зимнее путешествие»,  «снежки» из ваты (по количеству детей), картинки – раскраски (по количеству детей), разрезные картинки «Зимние забавы» (3 – 4 шт.), пиктограммы для составления рассказа, магнитная доска.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

   Организация приветствия. Приглашение к началу занятия.

2. Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации.

     Логопед: На занятии мы будем говорить о зиме. Нам будет помогать один сказочный герой. Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку.

Это что за человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

                                               (снеговик)   СЛАЙД 2

3.Основная часть.

1) Упражнение «Логический квадрат»

Логопед: Снеговик пригласил нас в путешествие, а на чем же мы поедем? СЛАЙД 3 

Логопед: Догадайтесь, какой картинки не хватает?  (нет лыж).

 Отправляемся вместе со снеговиком на лыжах в зимний лес.

СЛАЙД 4

2) Игра «Подскажи словечко» (закрепление умения подбирать однокоренные слова)

Логопед: Вот мы оказались в зимнем заснеженном лесу.

 СЛАЙД 5

 Логопед: Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать  поэтами.

 Вы знаете кто такие поэты? Да, это люди, которые пишут стихи.

Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

 СЛАЙД 6

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки —

Серебристые… (снежинки).

На поселки, на лужок

Все снижается… (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной).

Вот веселье для ребят —

Все сильнее … (снегопад).

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик).

Рядом — снежная фигурка:

Это девочка … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил… (снег)

Логопед: Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы. Давайте еще раз назовем все слова. Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад, снеговик, снегири. А теперь скажите,  что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (Это родственные слова).

3) Составления сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Логопед: Продолжаем путешествие. СЛАЙД 7,8

Логопед: Снеговик предлагает вам решить кроссворд. Ребята, слушайте внимательно, подскажите, как закончить предложение.

1.Люди зимой носят тёплую одежду, потому что (сильный)…

2. Дети будут кататься с высокой горы, потому что (взяли)…

3. Девочки намочили рукавички, потому что (лепили)…

4.Дети взяли коньки, потому что (идут)...

Логопед: Прочитайте получившееся слово. ( ЗИМА)

Физминутка. 

Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали. 
Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «
Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. 
Проходят на свои места.

4)  Работа с разрезной картинкой ( в микрогруппах по 2 человека).

Логопед: Продолжаем наше путешествие. СЛАЙД 9,10

Мы очутились в «Замке Снежной королевы». Снежная королева разбила свое зеркало. Соберите картинки в ваших конвертах. СЛАЙД 11

5) рассматривание картины, подготовка к составлению рассказа.

  Логопед: А сейчас посмотрите внимательно на свою картинку. Скажите, как можно её назвать? Почему вы так думаете? Вам нравится эта картина? Какое время года на картине? Чем покрыты земля, дома и деревья? Как одеты дети? Что они делали на прогулке? Какое настроение у ребят?

6) Составление рассказа по картине «Зимние забавы»  с помощью картинно-графического плана.

 Логопед: Давайте составим рассказ о зимних играх. Снеговик приготовил вам картинки-подсказки. ((

Л

ЛЛ

                       

    

«Зимние забавы»

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!

4.Подведение итогов. Анализ результатов. 

  Логопед:   Снеговику понравились ваши рассказы. Он прощается с вами и возвращается к себе домой, в Лапландию.

СЛАЙД 12

О каком времени года говорилось на занятии? Какие зимние забавы вы запомнили? Что вам понравилось? Снеговик передал для вас подарки. Это картинки раскраски и снежки. С ними вы поиграете в группе.

Список литературы:

  1. Нищева н.В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для  детей с ОНР. С-П.2007.
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010.
  3. Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). М.2010.
  4. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа М.2012.

Приложение

Картинка - раскраска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»

В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект НОД по развитию связной речи "Составление рассказов по картинкам на тему «Зимние забавы» , для подготовительной к школе группы.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: Составление рассказов по картинками на тему "Зимние забавы", для подготовительной к школе группы....