Главные вкладки

    для чего нужна пальчиковая гимнастика
    консультация по логопедии по теме

    Ермакова Татьяна Анатольевна

    консультация для родителей и воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_chego_nuzhna_palchikovaya_gimnastika.docx23.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»,

    Н. А. Бернштейн

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

       В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока- Ворона...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

    Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

       Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

       Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

       Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений .

       У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками»  целые  истории.

        В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

        Пальчиковые игры будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям у которых речевое развитие происходит своевременно.

        С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

    В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

       Начинать можно с ежедневного массажа, по 2-8 минуты кистей рук и пальцев:

    поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;

    разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;

    растирать пальчики спиралевидными движениями.

       Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребёнка нужно учить:

    катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

    рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

    перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

       Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы .

       Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения.

        Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно начиная с 5 минут, постепенно увеличивая время до 10 – 15 минут.

    Фонарики

    Исходное положение. Расположить ладони перед собой, 

    выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

    Фонарики зажглись!        Фонарики погасли!

    (пальцы выпрямить)        (пальцы сжать)        

    Упражнение выполнять несколько раз.

    Вариант 2 (усложнённый).

     Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук

     на счёт «раз—два».

    На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

    На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

    Мы фонарики зажжём,

    А потом гулять пойдём!

    Вот фонарики сияют,

    Нам дорогу освещают!

    Игры для пальчиков (пальчиковая гимнастика)

    Заготавливаем капусту

    Руками имитируем соответствующие действия:

            - Мы капусту рубим! (2р.) — прямыми, напряжёнными              ладонями  имитируем движения топора: вверх— , вниз.

             - Мы капусту режем! (2 р.) — энергичные движения прямыми ладонями вперёд—назад.

              - Мы капусту солим! (2 р.) — пальцы собраны «щепотью», «солим

    капусту».

        - Мы Капусту Жмём! (2 р.) — энергично сжимаем пальцы в кулаки

    то одновременно на двух руках, то поочерёдно.

         - Мы морковку трём! (2 р.) — пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх- вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

    Моем руки

    1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

    Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

    1. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

    Брызги — вправо, брызги — влево! Мокрым стало наше тело!

    1. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

    Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень     быстро.

    Месим тесто

    Руками имитируем процесс вымешивания теста.

      - Тесто мнём, мнём, мнём! — очень энергично сжимаем и разжима

    ем руки в кулачки (одновременно и поочерёдно).

      - Тесто жмём, жмём, жмём! 

      - Пироги мы испечём!        — руками совершаем движения, как

    будто лепим снежки.

    Блины мы испечем

    Вариант 1.

    Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

    Мама нам печёт блины, Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.

    Вариант 2,

    а)        левая рука касается стола ладонью, правая рука — тыльной стороной;

    б)        смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука касается стола ладонью.

    Упражнение можно выполнять на счёт «раз—два» или сопровождая движения стихами (см. вариант 1).

    Флажки

    Вариант 1.

    Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

    Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

    Я в руках флажки держу

    И ребятам всем машу!

    Вариант 2 (усложнённый).

    Поочерёдно менять положение рук на счёт: «раз—два».

    «Раз»: левая рука — выпрямлена, поднята вверх, правая рука — опущена вниз.

    «Два»: левая рука — опущена вниз, правая рука — поднята вверх.

    Шарик

    Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.

    «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.

    «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

    Я надул упругий шарик, Укусил его комарик. Лопнул шарик - не беда, Новый шар надую я.

    Пароход

    Исходное положение. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены — это «труба».

    Пароход плывёт по речке,

    И труба дымит, как печка.

    Птичка водичку пьёт

    Исходное положение. Пальцы сложить «щепотью» — это «клюв».

    Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее — имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощёлкать «клювом».

    Наклонилась, захватила,

    Подняла и проглотила.

    Птенчики в гнезде

    Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

    Вот птенцы, а вот — гнездо.

    Всем птенцам в гнезде тепло.

    Птичка летит (усложнённый вариант)

    Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими.

    Птички летели,

    (помахать «крыльями»)

    Сели — посидели,

    (прижать ладони к груди)

    Дальше полетели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    для чего нужна пальчиковая гимнастика

    представлена актуальность пальчиковой гимнастики...

    Для чего нужна пальчиковая гимнастика

    ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА...

    Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

    Буклет  Для чего нужна пальчиковая гимнастика?...

    Памятка для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

    Советы по выполнению пальчиковой гимнастики...

    Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

    Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые ко­роткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.Пальчиковая гимнастика полезна не только детям с задержкой в развитии ...

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

     Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фо...

    Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?".

    "Представление, что при любом двигательном тре-нинге... упражняются не руки, а мозг, вначале каза-лось парадоксальным, и лишь с трудом прониклов сознание педагогов."          ...