Главные вкладки

    «Транспорт. Правила дорожного движения» конспект занятия по развитию речи в старшей группе
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Самарина Татьяна Юрьевна

    Конспект  занятия  по  развитию речи для  детей  старшего возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи  в  условиях логопункта ДОУ

    Тема «Транспорт. Правила дорожного  движения»

    Цель: - содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в  речи;

    - закреплять  знания о видах транспорта, действия, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение

    Задачи: - закреплять и  активизировать  словарный  запас по  теме «Транспорт. Правила  дорожного  движения»;

    - уточнить  понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения;

    - образовывать прилагательные от  существительных, приставочные глаголы;

    -образовывать существительные  путём сложения основ;

    - образовывать сравнительной степени  прилагательных;

    -употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - развивать  общую и  мелкую моторику;

    - логическое мышление, внимание, память, воображение;

    Материал: раздаточный  материал - картинки с разными видами  транспорта; картинка Незнайки; картинка с наглядным  планом; демонстрационный  материал -  картинки:  поезд, такси, скорая помощь, самолёт,  трамвай, корабль; светофор; красный, жёлтый, зелёный  круги; дорожные знаки;  картинки по точкам.

    1.Орг. момент

    Логопед: Сядет тот, кто  назовёт свою картинку.

    ( у детей  на столах картинки с  изображением   разных видов  транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный).

    Логопед: Как вы  думаете, о чём  мы сегодня  с вами  будем  говорить?

    2.Беседа  о  транспорте

    Логопед: Какие  виды наземного  транспорта  вы  знаете?

    (автобус, автомобиль, поезд, трамвай)

    Какой  водный  транспорт вы  знаете?

    (корабль, яхта, катер, лодка)

    К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт?

    (к воздушному)

    А что  относится к подземному транспорту?

    (метро)

    3.Лексико-грамматические упражнения

    Логопед: Вы  любите, путешествовать? Сегодня мы с вами  отправимся в путешествие в далёкую волшебную страну  Транспортландию, где  живут разные виды транспорта и  знаки  дорожного  движения.

    Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам  пришёл?

    ( на доске появляется картинка Незнайки)

    Незнайка  хочет с нами  отправиться в путешествие. Хочет познакомиться с видами  транспорта  и  узнать  правила  дорожного  движения.

    Логопед: Чтобы  начать  наше  путешествие  надо  помочь  Незнайке  составить  рассказ, дополняя  нужными словами по смыслу, опираясь на план.

    Упражнение «Расскажи-ка»

    ( на  доске  выставляется  картинка с наглядным  планом)

    Логопед: Незнайка  летом  собрался  отдохнуть  на  море. Из дома  Незнайка (что сделал?) …….. (вышел), речку  по мостику он….. (перешёл) и  дальше …. (пошёл). Незнайка  к  дороге …. (подошёл), на  (мотоцикл)  сел и …. (поехал). По  дороге  ехал, в горку …. (въехал), с горки …. (съехал), озеро… (объехал), кочку…… (переехал), и на  железнодорожный вокзал… (приехал). На  ( поезд) Незнайка сел и …. (поехал). В город …. (приехал),  из  поезда вышел, остановку нашёл и к ней …(подошёл). Незнайка в…  (машину)  сел и в аэропорт поехал. В  аэропорту сел на … (самолёт) и …. (полетел). Лес он (пролетел), горы … (перелетел), летел, летел и … (прилетел). Из …(самолёта) Незнайка вышел и  пошёл. Шёл, шёл, в порт ….. (пришёл). Сел он на …. (катер)  и от берега … (отплыл). К пляжу он … (приплыл) и стал отдыхать.

    Упражнение «Объясни  слово»

    Вот  задачки мы  решаем

    И словечки  получаем

    Части слова  мы  слагаем

    В играх транспорт повторяем.

    Само + лет  получаем    (самолёт)     Почему  так  называем?

    Само + кат  получаем    (самокат)     Почему  так  называем?

    Само + ход  получаем   (самоход)      Почему  так  называем?

    Верт + лёт   получаем    (вертолёт)   Почему  так  называем?

    Луно + ход  получаем    (луноход)       Почему  так  называем?

    Молоко + воз  получаем  (молоковоз) Почему  так  называем?

    Везде + ход  получаем     (вездеход)    Почему  так  называем?

    Упражнение «Закончи предложение»

    ( дети  проговаривают предложение  сначала  целиком хором, а  затем  по  очереди)

    Пример: Самолёт летит высоко, а  ракета выше.

    Самолёт летит далеко, а ракета дальше.

    Самолёт  летит  быстро, а ракета быстрее.

    Самолёт  большой, а ракета больше.

    Самолёт  длинный, а ракета  длиннее.

    Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.

    Упражнение «Мы едем, едем»

    Нужно  помочь  Незнайке  подобрать картинку к предложению.

    Едет современный (что?)        (поезд)

    К дому  подъехало (что?)       (такси)

    Мчится в  больницу (что?)     (скорая помощь)

    Летит  быстрый (что?)           (самолёт)

    Грохочет по  рельсам (что?)  (трамвай)

    Едет по волнам (что?)            (корабль)

    4.Физкультминутка

    Логопед: Дальше поедем  на автобусе в  поисках светофора.

     Мы в  автобус  дружно сели                         (Дети садятся)

     И в  окошко  посмотрели                              (Смотрят  по сторонам)

     Наш шофёр педаль нажал                             («Нажимают»  на  педаль)

     И автобус побежал                                        (Убегают)

    Логопед: Посмотрите, ребята, мы  приехали прямо к Светофорчику.

    (появляется макет « Светофор»)

    Логопед: Для  чего  нужен Светофор? (регулировать движение  на перекрёстке)

    5. Сценка «Светофорчик»,

    Дети читают стихи.

    6.Игра «Светофор»

    На красный  круг – стой

    На желтый  круг  – хлопай  в  ладоши

    На  зелёный  круг – шагай   на  месте

    7.Игра «Дорожные  знаки»

    (Детям  раздаются   карточки с изображением дорожных  знаков. Логопед  называет  дорожный  знак, ребёнок показывает его всем, и определяет  значение знака.)

    8.Развитие  мелкой  моторики

    Обведи картинки  по  точкам. Назови каждый  предмет  ласково.

    9. Итог  занятия.

    Логопед: Как вы  думаете, Незнайке  понравилось  наше  путешествие? С какими видами  транспорта  он  познакомился? О каких дорожных знаках узнал?

     Тема «Транспорт. Правила дорожного  движения»

    Цель: - содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в  речи;

    - закреплять  знания о видах транспорта, действия, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение

    Задачи: - закреплять и  активизировать  словарный  запас по  теме «Транспорт. Правила  дорожного  движения»;

    - уточнить  понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения;

    - образовывать прилагательные от  существительных, приставочные глаголы;

    -образовывать существительные  путём сложения основ;

    - образовывать сравнительной степени  прилагательных;

    -употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    - развивать  общую и  мелкую моторику;

    - логическое мышление, внимание, память, воображение;

    Материал: раздаточный  материал - картинки с разными видами  транспорта; картинка Незнайки; картинка с наглядным  планом; демонстрационный  материал -  картинки:  поезд, такси, скорая помощь, самолёт,  трамвай, корабль; светофор; красный, жёлтый, зелёный  круги; дорожные знаки;  картинки по точкам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

    Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

    НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

    НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

    Правила для родителей (развитие речи)

    Правила для родителей (развитие речи)...

    " Транспорт"конспект занятия по развитию речи в старшей группе .

    Конспект занятия по развитию речи на тему: "Транспорт". Основной целью является обагащение словарного запаса детей новыми словами по теме, активизация мышления....

    Правила ДорожногоДвижения

    Отчет о работе по ПДД...

    «Виды транспорта». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

    Конспект занятия " Транспорт " для воспитанников старшей группы (5-6 лет) Цель - формирование  у детей обобщенного понятия "Транспорт"....

    Конспект интегрированной деятельности в средней группе по ПДД "Правила дорожногодвижения со Смешариками"

    Конспект интегрированной деятельности в средней группе по ПДД "Правила дорожногодвижения со Смешариками"...