"Зима. Зимние забавы детей" Конспект НОД по формированию лексико-грамматических связей для детей старшей логопедической группы.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Хохлова Елена Юрьевна

Расширять и активизировать словарь по данной теме; формировать обобщающее понятие. Развивать связную речь; формировать навыки словообразования и словоизменения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._zimnie_zabyavy_detey.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических связей для детей с ОНР (старший дошкольный возраст)

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цели: Обогащать и активизировать знания детей по теме. Знать и называть зимние забавы. Расширять и активизировать словарь по данной теме; формировать обобщающее понятие. Развивать связную речь; учить отвечать на вопросы полным ответом, разгадывать загадки. Учить подбору признаков и действий к предметам; подбирать сущ. к прилагательным; употребление сущ. в творительном падеже; упражнять в подборе антонимов. Развивать мышление, воображение, память, артикуляцию.                                      

Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, раздаточный материал «Снеговик», мяч (снежный ком).

Ход.

 I. Организационный момент. 

Игра «Снежный ком» (мяч) Логопед бросает мяч, дети называют слова, характерные для зимы. (Снег, холод, метель, снежинка, лед, Дед Мороз, коньки, мороз…)

II.  Основная часть.

1. Вводная беседа о зиме.                                                                                                                                   – Какое сейчас время года? Как вы догадались? Какие признаки зимы вы знаете?                            

- Что происходит зимой в жизни животных, птиц, насекомых?                                                           – Вам нравится, когда зима снежная? Почему?                                                                                        – А для кого снег создает трудности? (Птицам, животным; нет корма, тяжело передвигаться).                                                                                                                                                  – Как называется явление, когда выпадает много снега? (Снегопад)

2. Дыхательное упражнение «Чем пахнет зима?» (вдох через нос – выдох через рот) На выдохе дети называют, то чем пахнет зима. (свежестью, метелью, морозом, холодом…).

3. Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц? Почему о декабре говорят                                              «Декабрь – зиме начало, году – конец».                                                                                                     Игра «Закончи предложение»:

Летом жарко, а зимой … (холодно)

Зимой дни становятся короче, а ночи… (длиннее)

Ребята играют днем, а спят… (ночью)

Осенью идет дождь, а зимой выпадает… (снег)

4. Почему все дети любят зиму? (Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить   снеговика)… Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о зимних развлечениях и забавах детей. Вывешивается картинка «Зимние забавы детей», а затем предметные картинки по ходу.

Отгадайте загадку:                                                                                                                                    

Льется речка – мы лежим,                                                                                                                         Лед на речке – мы бежим. (коньки)

Выставляется предметная  картинка «коньки»                                                                                              - Одним из зимних развлечений детей является катание на коньках. Из каких частей состоят коньки?                                                                                                                                             - Как называется то место, где можно кататься на коньках? (на льду, на катке)                                 – С чем можно сравнить гладкий лед? (со стеклом)                                                                                 - Назовите сходства и отличие льда и стекла (прозрачный, гладкий, хрупкий; лед тает)

Игра «Подбери слова – признаки к слову лед»                                                                                                         Лёд (какой?) – прозрачный, гладкий, хрупкий, скользкий, холодный, чистый…).

- А еще можно кататься на лыжах.

Вывешивается предметная картинка («лыжи»)                

-  Где можно кататься на лыжах? (по дорожке, с горки)

Пальчиковое упражнение Лыжи».

Утром на лыжах кататься пошли,                                                                                                        Быстро на лыжах до леса дошли.                                                                                                         Время к обеду – весь лес обошли.                                                                                                        Дружно на лыжах домой мы пришли.                                                                                                       (Шагают указательным и средним пальцами по столу).

- На чем еще можно кататься с горки? (на санках)

Вывешивается картинка («санки»)

Санки ещё называют салазки, саночки, а в старину – каталочки). Конечно, интереснее на санках кататься с горки, а для того, чтобы построить горку нужна лопатка.

Артикуляционное упражнение «Лопатка».

Я лопатку положу,                                                                                                                                                     На лопатку погляжу.

- Дети очень любят играть в снежки. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было слепить снежок? (липкий, мокрый, мягкий)

- Какие еще зимние забавы детей вы знаете? (Рассматривают картину «Зимние забавы детей» и составляют по ней предложения)

Игра «Четвертый лишний» (картинки)

Физкультминутка «Игра в снежки»

Я снежок наскреб в ладошку,                                                                                                        Сделал шарик из него,                                                                                                                                   Раскатал его немножко                                                                                                                                                 И подбросил высоко. (Выполняют движения по тексту)

5.Индивидуальная деятельность детей.

 Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек                                                                                                                                Пробрался в двадцать первый век.                                                                                                    Морковкой нос, в руке метла                                                                                                                    Боится солнца и тепла. (Снеговик)

 Давайте из геометрических фигур выложим вот такого снеговика. (Дети собирают снеговика по образцу)

6. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...