"Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи". Автор Балюк Вера Петровна.
статья по логопедии на тему

В данной статье рассматривается зависимость речевого развития ребёнка от уровня развития мелкой моторики и даются рекомендации по стимулированию речевого развития детей путём тренировки движений пальцев рук.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи».

                                                        План

  1. Зависимость развития речи от сформированности мелкой моторики.
  2. Виды работы  по развитию тонких движений пальцев рук:

- Массаж;

-Пальчиковые игры без предметов;

-Пальчиковые игры с предметами;

-Игры-потешки;

-Выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением;

- Выполнение фигурок из пальцев без  стихотворного  сопровождения;

-Игры с мячом;

-Фонетическая ритмика и др.

       3. Заключение.

В чем заключается влияние движений пальцев на развитие речи.

В своем выступлении я опираюсь на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев  рук, расположены в непосредственной  близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми речевой группы прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с  речевой функцией. В связи с этим в системе по их  обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие автора, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова, Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится  в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к выводу, что формирование  речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особо там, где имеется отставание, задержка развития моторной  стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с 10- месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбирают с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучи в другую карандаши, пуговки, спички, фасолинки, горох.

В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки, сочетающие движения пальцев с речью. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторике. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.  Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивает детей на игру.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые на себе все демонстрируют. Например: «пальчики здороваются», «человечек» и т.д.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Предлагаю два блока заданий: первый - это работа с пальчиками, второй - это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ: «Кот Васька увидел на дереве гнездо (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками).Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов( изобразить птички). Кот испугался и убежал(изобразить кота)».

При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно  сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или  спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какое-либо ее нарушение.

Детям можно предложить разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых большое место занимают игры с мячом.

Предлагаю комплекс  «Разминка», для развития мелкой моторики с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков, в которые входят элементы массажа. Шарики легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывая из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.

Комплекс «Фокусник » рекомендуется проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов. Данный комплекс в веселой, непринужденной игре помогает им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями по развитию мелкой моторике.

Предлагается ряд пособий, которые можно самостоятельно изготовить и при помощи которых будет успешно развиваться моторика и тактильные ощущения. Дети прокатывают шарик различными пальцами правой или левой руки по разнообразным дорожкам. Движения пальцев можно сопровождать стихами. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме, гласных звуков, лексических знаний, совершенствование грамматических категорий.

Самый сложный вариант представленных игровых упражнений - «Путешествие колобка». Здесь, развивая мелкую моторику, одновременно закрепляются пространственная ориентировка, изученные грамматические формы, правильное конструирование фразы. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая свою речь движениями рук.

Для мелкой моторики можно также предложить использование различных застежек, шнуровок, вышивок, плетение разнообразных дорожек и ковриков, различные виды работы с карандашом: обводка, штриховка, рисование по клеточкам, рисование предмета по внутреннему и внешнему контуру, а также многие другие.

Для профилактики нарушения речи рекомендуется также использовать дополнительные логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики-системы дыхательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

В каждодневные занятия необходимо обязательно включать пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности  акупунктурными  зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует  убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного -  положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую  методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения  улучшают память. Умственные способности, улучшают эмоциональное состояние, улучшают деятельность сердца и пищеварительной системы. Таким образом, все эти упражнения способствуют не только развитию речи, но и общему укреплению здоровья ребенка.

Список литературы по теме:

1. В.В. Цвынтарный « Влияние движений пальцев на развитие речи», Флокс, Нижний Новгород, 1995.

2. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия  в детском саду», ТЦ «Сфера», М.,2003.

3. Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук «Мяч и речь», КАРО, СПб,2003.

4. Т.Б.Буденная «Логопедическая гимнастика».

5. И.Лопухина «Речь. Ритм. Движение», «Дельта», СПб, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

Влияние движения пальцев рук на развитие речи

Взаимосвязь развития моторики и речи...

консультация для родителей "Влияние движений пальцев рук на развитие речи дошкольников"

В статье раскрывается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и речи дошкольников....

« Влияние движения пальцев рук на развитие речи»

Для того, чтобы совершенствовать тонкую моторику нужно включать в повседневную деятельность различные игры и упражнения....

Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи

в данной статье отражено влияние сформированности движений пальцев рук на развитие речи детей дошкольного возраста...