Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет. Лексическая тема: "Зимующие птицы".
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте от 6 до 7 лет с использованием ИКТ.  Лексическая тема "Зимующие птицы".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Конспект  непосредственно образовательной  деятельности по формированию лексико-грамматических категорий  у детей от 6 до 7 лет с общим недоразвитием речи III ур. Лексическая тема «Зимующие птицы».

    Цель:   активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;                                          

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:                                              

    - учить образовывать глаголы от звукоподражаний;

    - упражнять в употреблении предлогов, умении составлять предложения с использованием приставочных глаголов

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;

    - развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление;

    - совершенствовать пространственную ориентировку;

    - развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Коррекционно-воспитательные: 

    -формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,    самостоятельности, инициативности, ответственности;

    - воспитывать бережное отношение к живой природе.

    Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.

    Словарь:  цвинькает, стрекочет, ухает, каркает, воркует, чирикает, свистит.

     Оборудование:  мультимедийная установка, презентация «Зимующие птицы», дерево-макет, ворона, кормушка с кормом, «снежок».

    Образовательная область: речевое развитие.

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    1. Организационный момент.

        Ребята, послушайте стихотворение.

    Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели.

    А во вторник посмотри,

    Прилетели снегири.

    Три вороны были в среду,

    Мы не ждали их к обеду.

    А в четверг со всех краев-

    Стая жадных воробьев.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей.

    А в субботу на пирог прилетело семь сорок.  

    Психогимнастика:                                                      

    Злится старуха зима - сердитое лицо.

    Хочет заморозить маленького снегиря- злость.

    Но снегирю все нипочем - удивление.

    Повесим для него и других птиц кормушки- улыбка.

    1. Объявление темы.  

    Сегодня собрались зимующие птицы на опушке леса и приглашают нас в гости.  

    В гости к зимующим птицам вы попадете, если по следам с одинаковым узором пойдете.

    II. Основная часть

    - Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красивоземля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. (Слайд 1) .

    - А какие птицы нас пригласили, мы сейчас узнаем.  Послушайте загадки.

    Дети отгадывают загадки про птиц и они появляются.(Слайд 2)

     Расселись птицы   на ветвях,  рады всех видеть, и встречают вас своим пением. . У каждой птицы своя песенка.  Послушайте, как они поют.  (Слайды 3-10)

    Дети слушают голоса птиц.

    - Ребята, запомнили как поют птицы?

    Образование глаголов от звукоподражаний. Упражнение "Кто как голос подает?"- Ребята, хотите поиграть в снежки?

    Но мы  не просто будем играть,  но и слова-действия подбирать.                                     Ворона кар-кар             – … ворона каркает 
    Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает
    Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует
    Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает
    Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет
    Сова ух-ух                    – … сова ухает
    Синица  свис-свис       – … синица свистит
    Дятел трр-трр               – … дятел стучит

    3. Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Найди каждой птице свое место»

    - Дети, птицы хотят с вами поиграть. Посмотрите, в этом домике живут птицы Узнайте, кто, где живет?

    Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу, щелкнуть «мышкой» на нужном квадрате, появляется цветное изображение птиц.  (Слайд 11)

    – Какая птица стоит в нижнем правом углу?  В нижнем левом углу?  
    – Какая птица стоит между вороной и голубем? 
    – Какая птичка расположена в верхнем правом углу? В верхнем левом  углу?
    – Какая птица стоит между синицей и снегирем?
    – Какая птица стоит над голубем?  Под снегирем? Между сорокой и воробьем?
    – Какая птица лишняя? Почему? 
    (Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

    - Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.

    (щелчок мышью, журавль исчезает)

    Физминутка

    Снежок порхает кружится,                   Дети машут руками и кружатся

    На улице бело.

    И превратились лужицы                       Приседают-встают (2 раза)

    В прозрачное стекло.

    Где летом пели зяблики,                       Руки поднимают вверх,

    Сегодня посмотри!

    Как розовые яблоки,                              кольцо из рук над головой

    На ветках снегири!                               Руки вверху, пальцы растопырены.

    - Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны) (Слайд 12)  Пальчиковая гимнастика «Ворона» .

    Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).                                                                                                     Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять. 
    Раз, два, три, четыре, пять, 
    Червячки пошли гулять.
    Вдруг ворона подбегает,
    Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
    Головой она кивает,
    Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
    Каркает: «Вот и обед!»
    Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
    Глядь –
    Разводим руками,
    А червячков уж нет! 
    Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.                                                                          

         - Ворона  голодная, ищет себе корм. Давайте ей поможем. Покормим ворону зернышками.                                                                    

       Дети должны закончить  предложения словами-действиями. Логопед демонстрирует действия вороны. (Дерево, кормушка, ворона)                                                                                                                                -  Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит.        Ворона к дереву … (подлетела) 
    Через дерево … 
    (перелетела)
    Ворона за дерево … 
    (залетела) 
    Она из-за дерева ... 
    (вылетела)
    Увидела кормушку и к кормушке … 
    (полетела)
    К кормушке … 
    (подлетела)
    В кормушку … 
    (залетела)
    Зернышек и крошек поклевала и из кормушки … 
    (вылетела)

    -Позвала ворона своих друзей к кормушке.

    Дети составляют предложения по демонстрируемым действиям, используя приставочные глаголы. (Слайд 13)

    Снегирь к кормушке подлетел.

    Воробей в кормушку залетел.

    Сорока из-за кормушки вылетела.

    Синица через кормушку перелетела.

    Сова прилетела и на кормушку села.

    - Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы  говорили: (Подлетела, перелетела, залетела и т.д).

    III. Итог НОД (Слайд 14)

    Логопед: Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с нашими птицами, и вернемся в детский сад по той же тропике, что пришли сюда.                         

     

    – У кого  мы сегодня побывали в гостях? 
    – Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу? 
    – Какие это птицы? 
    (Зимующие) 
    – Как пели птицы? Что они делали? 
    (Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.) 
    – Как птицам зимой? 
    (Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм). 
    – Как ворона искала себе корм? Что она делала? 
    (Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
    – Как мы можем помочь птицам? 
    (Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома) 
    – Что любят зимующие птицы? 
    (Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

    НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

    Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

    План-конспект непосредственно организованной деятельности по развитию лексико-грамматических процессов с использованием су-джок массажеров для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности «Лес. Грибы»

    Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с нарушениями речи старшей группы детского сада на тему «Дикие животные».

    Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Дошкольники на протяжении всего занятия выполняют различные задания в игровой форме по теме "Дикие животные"....

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

    Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...