Консультации для родителей
консультация по логопедии по теме

Прочитав консультации вы узнаете:

  • Что такое дизартрия?  Как её преодолеть?
  • Для чего нужны пальчиковые игры
  • Почему правильное речевое дыхание, является основой красиво звучащей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое дыхание

 

.Дыхание - это жизнь.

                 Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

                 Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди.

С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).

                 Благодаря дыханию организм получает кислород и освобождается от излишков углекислоты, образующийся в результате обмена веществ. Дыхание и кровообращение обеспечивают все органы и ткани нашего тела необходимой для жизни энергией.

При недостатке кислорода в крови в первую очередь страдают такие жизненно важные органы, как сердце и центральная нервная система. Кислородное голодание сердечной мышцы сопровождается угнетением синтеза АТФ, являющейся основным источником энергии, необходимой для работы сердца. Мозг человека потребляет больше кислорода, чем непрерывно работающее сердце, поэтому незначительный недостаток кислорода в крови отражается на состоянии мозга.

               Кора головного мозга влияет на дыхательные движения для произвольной задержки дыхания, изменяет его ритм и глубину. А импульсы дыхательного центра влияют на тонус коры больших полушарий.

Вдох и выдох по-разному воздействуют на функциональное состояние коры головного мозга и соответственно - на произвольную мускулатуру. Вдох - небольшой сдвиг в сторону возбуждения, а выдох - сдвиг в сторону торможения, т. е. вдох - возбуждающий фактор, выдох - успокаивающий. Если длительность вдоха и выдоха одинакова, то эти влияния нейтрализуют друг друга.

Удлиненный вдох с паузой на высоте вдоха при укороченном выдохе необходим человеку для бодрости и повышения работоспособности. Энергичный, но короткий вдох с удлиненным выдохом и затем небольшая задержка дыхания дает успокоение и помогает расслабиться.

Если Вы предложите дыхательные упражнения в виде игры, Ваш ребенок будет с удовольствием выполнять их.

             

             Игра на музыкальных инструментах.

             Выдувание мыльных пузырей.

             Рисунки на запотевшем стекле.

Частота дыхания у детей в зависимости от возраста.

Возраст

Частота дыханий в 1 мин

До 3 мес

40-45

4-6 мес

35-40

7- 12 мес

30-35

2-3 года

25-30

5- 6 лет

около 25

10-12 лет

20-22

14-15 лет

18-20



Упражнения для детей с нарушением носового дыхания.

  " Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дышать поочередно по 4-5 раз через каждую половину носа.

  " Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно по 5 раз.

  " Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую по 5-6 раз через каждую половину носа.

  " Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5-6 раз.

  " Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук "м-м-м", медленно до 8 раз.

  " При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1-2 - вдох, на 3-4-5-6 - выдох, на счет 1-2 - вдох, на 3-4-5-6-7 - выдох (2-3 минуты).

                                                                          Учитель-логопед: Бойко Т.Н.



Предварительный просмотр:

Дизартрия

     

   Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

   Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга).

Как узнать что у ребенка дизартрия?

            У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать.

             Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.  Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.

Коррекция дизартрии.

  • Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в ДОУ и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
  • Для развития речевого аппарата рекомендуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику.
  • Чтобы,  научить  ребенка пользоваться карандашом, ножницами, надо вложить в его руку вместе со своей предметы и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
  • Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Учитель-логопед: Бойко Т.Н.



Предварительный просмотр:

Упражнения для речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Упражнения

  • «Загони мяч в ворота»
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • «Ветряная мельница»
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • «Сдуть снежинку»
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • «Листопад»
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • «Бабочка»
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • «Кораблик»
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • «Одуванчик»
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • «Буря в стакане»
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забурлила. (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
  •             «Фокус»

Положить на кончик носа ватку, сделать упражнение чашечка и сильным потоком воздуха поднять ватку вверх.

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Учитель-логопед: Бойко Т.Н.



Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики.

                                 

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? 
       Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.


                         Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?

 -       Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
-        Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
-        Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять
-        При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
-        Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
-        Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
-        В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

                       

Упражнения и игры для развития мелкой моторики.

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики: 

  застегивание и расстегивание пуговиц; 

• шнурование ботинок; 

 шнуровка на специальных рамках; 

•.нанизывание колец на тесьму; 

 игры с мозаикой; 

• сортировка мозаики по ячейкам; 

  игры с конструкторами; 

 перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

КРЮЧОЧКИ

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки. 

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими. 

image002.jpg

ЧЕРЕПАШКА

- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней 

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем. 

image003.jpg

ВЕРТОЛЕТ

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети! 

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

 image031.jpg           Учитель-логопед: Бойко Т.Н.



Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...