самоанализ по самообразованию
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

описана работа по самообразованию за 2014 -2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_po_samoobrazovaniyu_2014-2015.docx904.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «РОДНИЧОК»

Самоанализ по самообразованию за 2014 -2015 учебный год

        учителя – логопеда

Татьяны Дмитриевны Тропиной

Тема: «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня»

2015 год

Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция увеличения роста детей, испытывающих определенные трудности при поступлении в школу. Среди них можно выделить группу детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. У ребенка, не имеющего достаточного опыта взаимоотношений, к концу дошкольного возраста не формируются навыки социального сотрудничества со взрослыми, а также отмечается проявление негативных личностных качеств (агрессивность, конфликтность, импульсивность, неуверенность, негативизм, замкнутость, робость, застенчивость, заниженная самооценка, тревожность, страхи и т.п.). Все это затрудняет  адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» к полноценному обучению. Также опрос учителей начальных классов, наблюдения за детьми в урочное и внеурочное время, подтверждают то, что большинство обучающихся с ОНР не могут адекватно оценивать свою работу, поступки. Они неорганизованны, капризны, агрессивны, испытывают большие затруднения при выстраивании доверительных и конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками (Слайд 2).

Учитывая то, что большая часть детей с ОНР обучается в дальнейшем в общеобразовательных школах и  возникающие трудности обучения в школе детей с такими нарушениями, кроме оказания им логопедической помощи, весьма актуальным и значимым является вопрос подготовки к обучению в школе детей данного контингента.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы самообразования « Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня» (Слайд 1).

(Слайд 3) Цель: изучение психических особенностей и коррекция трудностей  социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи (Слайд 4):

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социально-психологической готовности к обучению в школе.

2. Экспериментально изучить и выявить особенности социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с ОНР, в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

3. Выявить взаимосвязи между показателями в социально-психологической готовности к обучению в школе и показателями успешности обучения в школе детей с ОНР в сравнении с детьми с НУР.

4. Теоретически обосновать и апробировать программу по формированию социально-психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

(Слайд 5) Работа проводилась в течение пяти лет, с 2010 года по 2015 год.

1 этап  - диагностико-прогностический (информационно-аналитический). На данном этапе был произведён анализ существующих программ по формированию готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста; анализ имеющегося программно–методического обеспечения; анализ предметно–развивающей среды групп и ДОУ; изучение передового педагогического опыта по теме; подбор диагностических методик.

Изучение передового педагогического опыта было необходимо для осознания того, как эта проблема формулируется учеными, какое место занимает задача подготовки детей к обучению в школе в дошкольном образовании, а также и в образовании в целом.  

2 этап  - организационный. На данном этапе был  определен уровень прохождения адаптации к новым социальным условиям обучающихся первых классов с ОНР и выявления тех показателей социально-психологической готовности, которые могут привести к социальной дезадаптации и трудностям обучения в школе детей с ОНР III уровня; было определено содержание и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, родителями и педагогами; составление перспективного плана работы; организация предметно–развивающей среды; разработка конспектов коррекционно-развивающих занятий, мероприятий, тренингов и др.

3 этап – практический, в ходе которого шла реализация коррекционно-развивающей работы.          

4 этап – итоговый (результативный), содержащий анализ, творческий отчёт, внедрение опыта экспериментальной деятельности в работу других педагогов, специалистов.

В 2014 -2015 году по завершении изучения темы мною (Слайд 6):

  1. было проведено эмпирическое изучение особенностей социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками;
  2. теоретически обоснована и апробирована программа по формированию социально--психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
  3. выявлена динамика формирования социально-психологической готовности до и после внедрения программы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Слайд11).

Для осуществления 2 задачи мною были использованы следующие методики:

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, направленный на выявление отношения ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также на взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства;

 Метод вербальных выборов, направленный на выявление характера межличностных отношений (положения в группе детей, степень их популярности или отверженности, выявления взаимного, либо невзаимного избирательного предпочтения детей) использовали метод вербальных выборов. Анализ данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «популярные», «предпочитаемые», «игнорируемые», «отвергаемые»;

Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман, направленная на изучение у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сформированности коммуникативных умений, выявление умения приходить к общему решению для достижения результата деятельности;  

Методика «Лесенка» В. Г. Щур, направленная на изучение самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

Детский тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амена, предназначенный для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе,

Проективная методика «Домики», разработанная специалистом в области детской психологии О. А. Ореховой, предназначена для диагностики эмоций детей в возрасте от 5 до 11 лет.

По тесту «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, были выявлены результаты: у детей с ОНР в сравнении с НУР нарушена благоприятность семейной ситуации, повышена тревожность, что говорит о нарушениях эмоциональных контактов с родителями.

С целью выявления характера межличностных отношений использовали метод вербальных выборов. В процессе проведения экспериментального исследования были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 1) (Слайд 7).

Гистограмма 1

Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР и НУР по статусным категориям,%

В группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР большинство испытуемых являются «игнорируемыми» – 44%. Их не замечают, как будто детей нет в группе. Как правило, это тихие, малоактивные дети, играющие в одиночестве и не стремящиеся к контактам со сверстниками. В статусе «отвергаемых» - 8%. Преимущественно к этой группе относятся дети внешне малопривлекательные, имеющие явно выраженные физические дефекты; нервозные, чрезмерно конфликтные, негативно настроены по отношению к другим детям. В группе детей старшего дошкольного возраста с НУР по сравнению с группой детей с ОНР больше  «популярных» и «предпочитаемых» – по 28%, «игнорируемых» – 40%, и «отвергаемых» - 4%.

В процессе проведения экспериментального исследования по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 2) (Слайд 8).

 Гистограмма 2

Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням сформированности коммуникативных действий,%

По показателю сформированности коммуникативных действий детей можно разделить на 3 группы: с высоким уровнем детей с ОНР – 32%, с НУР – 60%; со средним уровнем – 32% и детей с НУР – 16%; с низким уровнем – 36% и  детей с НУР – 24%.

В процессе проведения экспериментального исследования по методике «Лесенка» В. Г. Щур детей можно разделить 3 группы: с заниженной, адекватной, завышенной. У детей с ОНР преобладает завышенная самооценка над числом детей с НУР, а также есть дети, у которых отмечается заниженная самооценка.

В процессе проведения экспериментального исследования по методике Детский тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен были выявлены результаты, которые представлены на гистограмме (Гистограмма 3) (Слайд 9).

Гистограмма 3

Уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста

с ОНР и НУР,%

По показателю уровня тревожности среди детей можно выделить 3 группы:

  1.  с высоким уровнем тревожности: дети с ОНР - 52 % и с НУР - 12%;
  2.  со средним уровнем тревожности: дети с ОНР – 44% и с НУР – 88%;
  3.  с низким уровнем тревожности: дети с ОНР - 4%. У детей с НУР низкий уровень не выявлен.

Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям.

В процессе проведения экспериментального исследования по методике «Домики» О. А. Ореховой были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 4) (Слайд 10).

Гистограмма 4

Распределение детей старшего дошкольного возраста

 по группам в зависимости от личностных отношений и личностного развития,%

Результаты исследования на выявление нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций (в блоке межличностного взаимодействия и блоке потенциальной агрессии) показали, что у большей части детей с ОНР нарушен базовый комфорт, личностный рост, межличностные отношения, отмечается повышенная потенциальная агрессия, негативное отношение к себе, а также испытывают затруднения в установлении контактов с педагогом, со сверстниками, в семье.

Среди детей старшего дошкольного возраста с НУР также отмечается нарушения в базовом комфорте, личностном росте, в межличностных отношениях, наблюдается потенциальная агрессия, негативное отношение к себе, затруднено установление контактов с педагогом, со сверстниками, в семье, но количество таких детей значительно меньше.

В результате проведенного детального анализа оценки уровня сформированности компонентов социально-психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками были выявлены специфические проявления, которые по моему мнению оказывают существенное негативное влияние на адаптацию и успешность обучения детей с ОНР в школе.  

Для проверки данной гипотезы мною была проверена взаимосвязь социально-психологической готовности к обучению в школе с показателями адаптации и успешности обучения в школе детей с ОНР III уровня в сравнении с их сверстниками с НУР, с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Расчеты производились с использованием программы Microsoft Office Excel (Слайд 11).

Корреляционный анализ позволил выявить следующие статистически значимые связи у обучающихся первых классов с ОНР между параметрами социально-психологической готовности и уровнем успешности обучения в школе в сравнении с обучающимися первых классов с НУР (Слайд 12):

- средние значения корреляций между: тревожностью (r= - 0,46209; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора») (r= - 0,32125; p= 0,01), отношением к себе (r=0,333763; p= 0,01), отношением к одноклассникам (r=0,31936; p=0,01), отношением к семье (r=0,40441; p=0,01), социометрическими статусами (r = 0,49478; p=0,01), мотивацией (r=0,57452; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,495064; p=0,01);

- положительные связи между: личностным ростом («обида» r=0,227145; p=0,05), отношением к себе (r=0,333763; p=0,01), отношением к одноклассникам (r=0,31936; p=0,01), отношением к семье (r=0,40441; p=0,01), социометрическими статусами (r= 0,49478; p=0,01), мотивацией (r=0,57452; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,49506; p=0,01);

- отрицательные связи между: тревожностью (r= - 0,46209; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора») (r= - 0,32125; p= 0,01).

Полученные значения взаимосвязей можно интерпретировать следующим образом:

  1. Дети с ОНР более чувствительны к проявлениям негативных эмоций в социуме. Они обидчивы, впечатлительны. Часто при поступлении в школу у них не сформированы навыки социального сотрудничества с окружающими, которые являются основой формирования учебной деятельности.
  2. Страх самовыражения, нерешительность, неуверенность в себе, неумение сотрудничать со сверстниками приводит к изоляции детей с ОНР от других детей. Они подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что ведет к усугублению у них эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость и прогнозируемость внутренних переживаний, снижает самооценку.
  3. Дети с ОНР испытывают трудности при устанавливании взаимоотношений со взрослыми, при выполнении действий в соответствии с правилами по прямому указанию взрослого, при произведении  действий  в соответствии с образцом.
  4. Первоклассники с ОНР остро переживают замечания учителя.
  5. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует эффективности общения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. На фоне повышенной тревожности страдает поведение, несоответствие нормативам поведения. Может выявляться в межличностных отношениях как с учителями, с родителями, так и со сверстниками.
  6. Неправильное воспитание в семье, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьях, в которых царит «культ ребёнка», где ему дозволено всё, он ничем не ограничен, враждебность и конфликтность во внутрисемейных отношениях (в субъективном восприятии детьми), способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений и др., оказывает негативное воздействие на школьную адаптацию ребенка.

Итак, в результате проведенного детального анализа оценки уровня сформированности компонентов социально-психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками были выявлены следующие специфические проявления: низкий социальный статус; неумение сотрудничать с окружающими; повышенный уровень тревожности; недостаточная личностная активность; нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке; трудности при установлении межличностных отношений, контактов со сверстниками, с членами семьи, с педагогами.

С помощью корреляционного анализа была установлена зависимость между показателями социально-психологической готовности к обучению в школе и показателями адаптации и успешностью обучения в школе детей с ОНР в сравнении с их сверстниками с НУР.

На основании полученных данных можно утверждать, что выявленные социально-психологические особенности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут оказывать негативное влияние на адаптацию и на успешность обучения обучающихся первых классов с ОНР III уровня в целом.

Исходя из результатов, полученных после проведения изучения особенностей социально-психологической готовности, мною была разработана и апробирована программа по коррекции социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с общим недоразвитием речи, которая конкретно была бы направлена  на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе. Задачи: нейтрализация негативных личностных проявлений:  неорганизованности, агрессивности, конфликтности,  обидчивости и др.; развитие речевой и мыслительной деятельности ребенка; развитие новых форм общения со сверстниками; формирование позитивного отношения к своему «Я»; формирование чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона (Слайд 13).

Программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и письменных упражнений, а также в создании ситуации успеха. Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умение выслушивать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

        Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов: учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; доступности; единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексности методов психологического воздействия; наглядности; системности; закрепления усвоенного.

Программа рассчитана на один год, периодичность занятий один раз в неделю, количество занятий – 30, продолжительность 30 – 35 минут.

Структура занятий содержит 3 блока (Слайд14):

I блок. Развитие произвольной сферы.

II блок. Развитие познавательной сферы и речи.

III блок. Развитие психофизического компонента и эмоциональной сферы.

Каждое занятие включает в себя работу по нескольким блокам и состоит из следующих этапов: подготовительного, основного и завершающего.

Условия эффективности коррекционно-развивающей работы:

•        Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, обеспечение единства межличностных взаимодействий в группе.

•        Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.

•        Учет добровольности детей при выполнении упражнений.

•        Поощрение и поддержка попытки овладеть своим поведением, объяснять свою позицию

•        Стимуляция мотива «быть не хуже других».

После коррекционно-развивающей работы по программе было проведено итоговое обследование детей с ОНР на выявление динамики в формировании социально-психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с детьми НУР.

В процессе проведения итогового обследования по методике «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 1) (Слайд 15).

Таблица 1

Распределение  детей дошкольного возраста по уровням, в зависимости от отношения к близким взрослым после коррекции,%

Уровень

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности

Враждебность в семейной ситуации

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

Период года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

 Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

 Конец года

Высокий

-

32

48

12

20

-

-

-

 20

-

-

4

4

-

-

-

-

-

-

-

Средний

48

48

44

28

28

4

84

16

2

8

48

24

12

4

4

4

12

4

-

4

Низкий

52

20

 8

60

52

96

16

84

52

92

52

72

84

96

96

96

88

96

100

96

Из таблицы 1 видно, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на конец учебного года повысилась благоприятная семейная ситуация. Снизился уровень тревожности, конфликтности в семье.

В процессе проведения итогового обследования по методике Детский тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 4) (Слайд16).

Гистограмма  4

Распределение детей старшего дошкольного возраста

по уровням проявления тревожности после коррекции,%

Как видно из гистограммы, показатели уровня тревожности у детей с ОНР на конец года значительно снизился в сравнении с НУР. С низким уровнем тревожности на конец года среди детей с ОНР и НУР не выявлено.

В процессе проведения итогового обследования по методике «Домики» О. А. Ореховой, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 5) (Слайд17).

Гистограмма 5

Распределение детей старшего дошкольного возраста  по группам

в зависимости от личностных отношений и личностного развития после коррекции, %

Полученные результаты обследования показали, что значительно повысился у детей с ОНР базовый комфорт, личностный рост, улучшились межличностные взаимоотношения. Дети стали проявлять активность при установлении контактов с педагогом, со сверстниками, в семье, снизилась агрессия, изменилось отношение к себе.

В процессе проведения итогового обследования по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 6) (Слайд18).

Гистограмма 6

Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням сформированности коммуникативных действий после коррекции,%

По показателю сформированности коммуникативных действий дети с ОНР с НУР были на начало года разделены на 3 группы: с высоким, средним и с низким уровнем. После проведенной работы уровень коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперация) в группе детей с ОНР III уровня на конец года значительно повысился с 36% и составляет 60% от общего количества детей в сравнении с детьми с НУР.

В процессе проведения итогового обследования по методике «Лесенка» В. Г. Щур, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 7) (Слайд19).

Гистограмма 7

Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням сформированности самооценки ребенка после коррекции,%


        По показателю уровня самооценки на начало года дети с ОНР были поделены на 3 группы: с заниженной, адекватной, завышенной самооценкой. На конец года понизилось число детей, имеющих завышенную самооценку, повысилось число детей, имеющих адекватную самооценку. Детей с низкой самооценкой на конец года выявлено не было.

В процессе проведения итогового обследования методом вербальных выборов были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 8) (Слайд 20) .

Гистограмма 8

Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР и НУР

по статусным категория после коррекции,%

Результаты обследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на конец года увеличилось число «популярных» и «предпочитаемых» по сравнению с началом года. Снизилось число «игнорируемых» и «отвергаемых» до 0% в сравнении с детьми с НУР

Следующим этапом исследования является оценивание уровня успешности обучения и прохождения адаптации к новым социальным условиям обучающихся первых классов с ОНР III уровня в сравнении с их сверстниками с НУР после проведенной с ними работы по коррекционно-развивающей программе по формированию социально-психологической готовности.

Для того, чтобы проверить эффективность проделанной работы по коррекции трудностей, нами было проведено обследование детей с ОНР и НУР в новых условиях, т. е. в школе.

В процессе проведения экспериментального обследования по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В. И. Чиркова, О. Л. Соколовой, О. В. Сорокиной, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 3) (Слайд21).

        Таблица 3

Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР

по уровню адаптации по оценке родителей

Количество

человек

Уровень адаптации

Дезадаптация

Возможно дезадаптация

Адаптация

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

34

2

5

7

21

25

74

Результаты изучения мнения родителей об уровне адаптации их детей к школе показали, что успешно адаптировались в новых социальных условиях, т. е. в школе, 25 детей и возможно дезадаптация у 7 детей. Главной трудностью в адаптации, как считают родители, является несамостоятельность детей при выполнении школьных заданий. Самой благоприятной сферой, влияющей на успешную адаптацию, является «взаимоотношения с одноклассниками».

В процессе проведения исследования по опроснику для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе», были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 4) (Слайд 22).

Таблица 4

Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР

по уровню школьной адаптации по оценке учителя

Количество

детей

Уровень школьной адаптации

Низкая степень дезадаптации

Средняя степень дезадаптации

Адаптация

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

50

3

6

16

32

31

62

Результаты опроса учителей показали, что среди обучающихся первых классов 31 ребенок хорошо адаптирован – 62%. Они подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в контакт с учителем, со сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Среднюю степень дезадаптации имеют 16 детей – 32% (из них 10 детей с ОНР (20%), низкую степень дезадаптации – 3 ребенка, что составляет 6%.  Обучающихся с ОНР среди детей с низкой дезадаптацией нет.

В процессе проведения обследования по перспективной методике «Школа зверей» С. Панченко, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 2) (Слайд 23) .

Таблица 2

Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР

по уровню трудностей школьной адаптации

Причины трудностей

Количество детей

ОНР

НУР

ОНР

НУР

  25

25

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокая самооценка

1

4

3

12

Норма

23

92

12

48

Низкая самооценка

1

4

10

40

Защита от окружающих

11

44

16

64

Страх (тревога)

5

20

9

36

Опасение (подозрительность)

2

8

4

16

Устойчивость

16

64

6

24

Напряженность

4

16

11

44

Тревожность

5

20

9

36

Заинтересованность в информации о себе

23

92

17

68

Неприятие информации о себе

2

8

8

32

Благоприятные взаимоотношения с одноклассниками

20

80

11

44

Трудности в построении контактов с одноклассники

5

20

14

56

Благоприятные взаимоотношения с учителем

23

92

20

80

Трудности в построении контактов с учителем

2

8

5

20

Учебная мотивация

24

96

17

68

Внешняя мотивация

1

4

8

32

Благополучное эмоциональное состояние

19

76

9

36

Неблагополучное (угнетенное) эмоциональное состояние

6

24

16

64

У большинства обучающихся первых классов с ОНР самооценка находится в норме. У небольшого количества детей присутствует защита от окружающих, небольшая тревожность. Дети  заинтересованы в информации, касающейся мнения окружающих о себе. Отмечается благоприятность во взаимоотношениях с одноклассниками, с учителем. Незначительное число детей испытывают небольшие трудности в построении контактов с одноклассниками. Основную часть детей с ОНР школа привлекает учебной деятельностью. Большая часть детей имеет благоприятное эмоциональное состояние в сравнении с обучающимися с НУР.

В процессе проведения обследования по методике «Детский тест тревожности» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 3) (Слайд 24).

Таблица 3

Распределение детей старшего дошкольного возраста

по уровням проявления тревожности,%

Количество

испытуемых

Уровень тревожности

Низкий

Средний

Высокий

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

Кол-во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

25

25

-

-

-

-

22

88

12

48

3

12

13

52

В таблице представлено распределение обучающихся первых классов с ОНР и с НУР по уровням тревожности. У первоклассников с ОНР отмечается в основном средний уровень тревожности. Низкий уровень не выявлен. Среди же обучающихся с НУР высокий уровень имеют более половины человек.

В процессе проведения итогового обследования по проективной методике «Домики» О. А. Ореховой, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 4,5) (Слайд 25).

Таблица 4

Уровни оценивания эмоциональных состояний

в сфере социальных эмоций

обучающихся первых классов с ОНР и с НУР, в баллах

эмоциональное

состояние

низкий уровень

(1 – 2 балла)

средний уровень

(3 – 4 балла)

высокий уровень

(5-6 баллов)

общее число

испыту

емых

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

счастье

по 25

0

2

3

6

22

19

горе

24

21

1

3

-

1

справедливость

1

9

14

9

-

7

обида

23

17

1

4

1

4

дружба

6

2

9

14

10

9

ссора

21

20

1

3

3

2

доброта

3

5

12

7

10

13

злоба

22

19

-

3

3

3

Из таблицы видно, как обучающиеся первых классов дифференцируют негативные эмоциональные категории в сфере социальных эмоций от позитивных. При разукрашивании домиков «горе», «обида», «ссора», «злоба» обучающиеся первых классов с ОНР использовали черный и коричневый цвета. Это говорит о том, что дети хорошо дифференцируют эти состояния, понимают их как отрицательные, неприятные, негативные. Для положительных категорий большая часть детей использовали яркие, позитивные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Это говорит о том, что у школьников с ОНР нет сложностей с проявлением и получением положительных эмоций (Слайд 26).

Таблица 5

Уровни оценивания эмоциональных отношений

в сфере деятельностных отношений

обучающихся первых классов с ОНР и с НУР, в баллах

эмоциональное

отношение

низкий уровень

(1 – 2 балла)

средний уровень

(3 – 4 балла)

высокий уровень

(5-6 баллов)

общее число

испыту

емых

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

Базовый комфорт

25

2

2

5

9

18

14

Отношение к школе

6

12

2

5

17

8

Отношение к педагогу

3

11

2

3

20

11

Отношение к сверстникам

4

6

8

9

15

10

Отношение к семье

4

4

9

6

12

15

Результаты обследования показали, что у обучающихся с ОНР высокий базовый комфорт, позитивное отношение к педагогу, к сверстникам, к семье. У детей складывается положительное отношение к школе и учению, не возрастают невротические проявления. Адаптация протекает успешно.

В процессе проведения итогового обследования по методике «Социометрия» Д. Морено, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 9) (Слайд 27).

Гистограмма 9

Распределение обучающихся первых классов

по статусным категориям, %

Из гистограммы видно, число «популярных» и «предпочитаемых» детей среди обучающихся с ОНР преобладает над числом «игнорируемых» и «отвергнутых» детей в сравнении с НУР. Это говорит о том, что обучающиеся с ОНР не испытывают больших трудностей в установлении контактов со сверстниками. Они чувствуют себя в новом коллективе, в новых условиях уверенно, комфортно.

В процессе проведения итогового обследования по методике «Школьная мотивация» Н. Г. Лускановой, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 10) (Слайд 28) .

Гистограмма 10

Распределение обучающихся первых классов

по уровням мотивации,%

Из гистограммы видно, что у большинства обучающихся первых классов с ОНР сформирована школьная (учебной) мотивация. Результаты позволяют судить о положительной динамике школьной мотивации, обучении и развитии детей, прошедших занятия по коррекционно-развивающей программе. Дети достаточно хорошо адаптировались к школе, успешно осваивают новую социальную роль ученика, принимают новые требования, овладевают новой для них деятельностью, активно вступают в новые отношения со сверстниками и учителем. 

В процессе проведения исследования по методике «Стандартная беседа» Т. А. Нежновой, были выявлены результаты, которые представлены таблице (Таблица 9) и в гистограмме (Гистограмма 11) (Слайд 29).

Таблица 9

Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР

 по уровню внутренней позиции

Количество

детей

Уровень внутренней позиции

Низкий

Средний

Высокий

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

ОНР

НУР

Кол-во

%

Кол-

во

%

Кол-

во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

25

25

-

-

2

8

12

48

12

48

13

52

11

44

Результаты исследования показали, что у большей части обучающихся первых классов с ОНР внутренняя позиция школьника сформирована. Школа их привлекает новой деятельностью – учебной (Слайд 30).

Гистограмма 11

Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР

 по уровню внутренней позиции

Полученные данные были проверены на взаимосвязь с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Расчеты производились с помощью программы Microsoft Office Excel.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие статистически значимые связи у обучающихся первых классов с ОНР между параметрами социально-психологической готовности и уровнем успешности обучения в школе в сравнении с обучающимися первых классов с НУР (Слайд 31, 32):

- высокое значение корреляций между мотивацией (r=0,80218; p=0,01),

- средние значения корреляций между: тревожностью (r= - 0,49646; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора») (r= - 0,30506; p= 0,01), отношением к школе (r=0,34767; p= 0,01), отношением к учителю (r= 0,39621; p= 0,01), отношением к одноклассникам (r=0,42760; p=0,01), отношением к семье (r=0,20088; p=0,01), социометрическими статусами (r= 0,65406; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,46368; p=0,01);

- прямые связи между: отношением к себе (r=0,22727; p= 0,01), отношением к школе (r=0,34767; p= 0,01), отношением к одноклассникам (r=0,42760; p=0,01), отношением к семье (r=0,40441; p=0,01), социометрическими статусами (r= 0,494788; p=0,01), мотивацией (r=0,80218; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,495064; p=0,01);

- обратные связи между: тревожностью (r= - 0,49646; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора» r= - 0,30506; p= 0,01), а также блоком потенциальной агрессии («злоба» r= - 0,27243; p= 0,01); величина этих связей значительно больше, чем у первоклассников с НУР. 

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение, нейтрализацию негативных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, способствует позитивным изменениям в личностном развитии дошкольников данной категории: на развитие эмпатии, бесконфликтности, заинтересованности в общении со сверстниками и со взрослыми и т. д., а также оказывает благоприятное влияние в дальнейшем на их успешную социальную адаптацию к новым условиям и на успешность обучения в целом (Слайд 33).

Для поддержания интереса детей к занятиям, для повышения мотивации мною разработаны подробные конспекты занятий, изготовлены наглядные пособия «Кубик эмоций», «Мирилка», «Кто в домике живет?», «Уголок настроения», «Мое настроение»; оформлены картотеки эмоций, игр и упражнений на релаксацию, на снятие физического и эмоционального напряжения, на развитие умения понимать и выражать  эмоциональные состояния и др.  А также разработаны консультации для воспитателей и специалистов МБДОУ (Слайд 34, 35, 36, 37, 38, 39):

  • Работа воспитателя с детьми, имеющими ОНР»;
  • «Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе»;
  • «Игры и упражнения на установление контактов со сверстниками»;
  • «Игры и упражнения для повышения самооценки ребенка, снижения уровня тревожности, ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов)»;
  • Формирование социально-психологической готовности детей  дошкольного к обучению в школе» и др.;

для родителей:

  • «Принципы построения общения взрослого с ребенком»;
  • «Умеет ли ребенок общаться со взрослыми»;
  • «Организация развивающего общения с ребенком в семье»;
  •  «Межличностные отношения дошкольников» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ по самообразованию (правовое воспитание)

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития....

самоанализ по самообразованию

Актуальность экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экологического воспитания  дошкольников: создаютс...

Самоанализ по самообразованию ФЭМП

Одна из профессиональных задач современного педагога детского сада — быть в курсе всего нового, что исследуется и внедряется в области дошкольной педагогики, психологии. Кроме того, воспитатель ...

Самоанализ по самообразованию на тему "Гендарное развитие детей дошкольного возраста"

Мне хотелось бы больше владеть информацией на тему ‘’Гендарное воспитание детей’’ поэтому я выбрала эту тему по самообразованию, так как позволяет пополнить и конкретизир...

Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"

  Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка....

Самоанализ по самообразованию воспитателя 2022 – 2023 учебный год

Самоанализ по самообразованию воспитателя  2022 – 2023 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»...

Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год

Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста....