самоанализ по самообразованию
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
описана работа по самообразованию за 2014 -2015 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_po_samoobrazovaniyu_2014-2015.docx | 904.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 «РОДНИЧОК»
Самоанализ по самообразованию за 2014 -2015 учебный год
учителя – логопеда
Татьяны Дмитриевны Тропиной
Тема: «Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня»
2015 год
Актуальность. В последние годы наблюдается тенденция увеличения роста детей, испытывающих определенные трудности при поступлении в школу. Среди них можно выделить группу детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. У ребенка, не имеющего достаточного опыта взаимоотношений, к концу дошкольного возраста не формируются навыки социального сотрудничества со взрослыми, а также отмечается проявление негативных личностных качеств (агрессивность, конфликтность, импульсивность, неуверенность, негативизм, замкнутость, робость, застенчивость, заниженная самооценка, тревожность, страхи и т.п.). Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» к полноценному обучению. Также опрос учителей начальных классов, наблюдения за детьми в урочное и внеурочное время, подтверждают то, что большинство обучающихся с ОНР не могут адекватно оценивать свою работу, поступки. Они неорганизованны, капризны, агрессивны, испытывают большие затруднения при выстраивании доверительных и конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками (Слайд 2).
Учитывая то, что большая часть детей с ОНР обучается в дальнейшем в общеобразовательных школах и возникающие трудности обучения в школе детей с такими нарушениями, кроме оказания им логопедической помощи, весьма актуальным и значимым является вопрос подготовки к обучению в школе детей данного контингента.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы самообразования « Социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня» (Слайд 1).
(Слайд 3) Цель: изучение психических особенностей и коррекция трудностей социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи (Слайд 4):
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования социально-психологической готовности к обучению в школе.
2. Экспериментально изучить и выявить особенности социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с ОНР, в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
3. Выявить взаимосвязи между показателями в социально-психологической готовности к обучению в школе и показателями успешности обучения в школе детей с ОНР в сравнении с детьми с НУР.
4. Теоретически обосновать и апробировать программу по формированию социально-психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
(Слайд 5) Работа проводилась в течение пяти лет, с 2010 года по 2015 год.
1 этап - диагностико-прогностический (информационно-аналитический). На данном этапе был произведён анализ существующих программ по формированию готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста; анализ имеющегося программно–методического обеспечения; анализ предметно–развивающей среды групп и ДОУ; изучение передового педагогического опыта по теме; подбор диагностических методик.
Изучение передового педагогического опыта было необходимо для осознания того, как эта проблема формулируется учеными, какое место занимает задача подготовки детей к обучению в школе в дошкольном образовании, а также и в образовании в целом.
2 этап - организационный. На данном этапе был определен уровень прохождения адаптации к новым социальным условиям обучающихся первых классов с ОНР и выявления тех показателей социально-психологической готовности, которые могут привести к социальной дезадаптации и трудностям обучения в школе детей с ОНР III уровня; было определено содержание и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, родителями и педагогами; составление перспективного плана работы; организация предметно–развивающей среды; разработка конспектов коррекционно-развивающих занятий, мероприятий, тренингов и др.
3 этап – практический, в ходе которого шла реализация коррекционно-развивающей работы.
4 этап – итоговый (результативный), содержащий анализ, творческий отчёт, внедрение опыта экспериментальной деятельности в работу других педагогов, специалистов.
В 2014 -2015 году по завершении изучения темы мною (Слайд 6):
- было проведено эмпирическое изучение особенностей социально-психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками;
- теоретически обоснована и апробирована программа по формированию социально--психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- выявлена динамика формирования социально-психологической готовности до и после внедрения программы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Слайд11).
Для осуществления 2 задачи мною были использованы следующие методики:
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, направленный на выявление отношения ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также на взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства;
Метод вербальных выборов, направленный на выявление характера межличностных отношений (положения в группе детей, степень их популярности или отверженности, выявления взаимного, либо невзаимного избирательного предпочтения детей) использовали метод вербальных выборов. Анализ данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «популярные», «предпочитаемые», «игнорируемые», «отвергаемые»;
Методика «Рукавички» Г. А. Цукерман, направленная на изучение у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сформированности коммуникативных умений, выявление умения приходить к общему решению для достижения результата деятельности;
Методика «Лесенка» В. Г. Щур, направленная на изучение самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
Детский тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амена, предназначенный для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе,
Проективная методика «Домики», разработанная специалистом в области детской психологии О. А. Ореховой, предназначена для диагностики эмоций детей в возрасте от 5 до 11 лет.
По тесту «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, были выявлены результаты: у детей с ОНР в сравнении с НУР нарушена благоприятность семейной ситуации, повышена тревожность, что говорит о нарушениях эмоциональных контактов с родителями.
С целью выявления характера межличностных отношений использовали метод вербальных выборов. В процессе проведения экспериментального исследования были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 1) (Слайд 7).
Гистограмма 1
Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР и НУР по статусным категориям,%
В группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР большинство испытуемых являются «игнорируемыми» – 44%. Их не замечают, как будто детей нет в группе. Как правило, это тихие, малоактивные дети, играющие в одиночестве и не стремящиеся к контактам со сверстниками. В статусе «отвергаемых» - 8%. Преимущественно к этой группе относятся дети внешне малопривлекательные, имеющие явно выраженные физические дефекты; нервозные, чрезмерно конфликтные, негативно настроены по отношению к другим детям. В группе детей старшего дошкольного возраста с НУР по сравнению с группой детей с ОНР больше «популярных» и «предпочитаемых» – по 28%, «игнорируемых» – 40%, и «отвергаемых» - 4%.
В процессе проведения экспериментального исследования по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 2) (Слайд 8).
Гистограмма 2
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням сформированности коммуникативных действий,%
По показателю сформированности коммуникативных действий детей можно разделить на 3 группы: с высоким уровнем детей с ОНР – 32%, с НУР – 60%; со средним уровнем – 32% и детей с НУР – 16%; с низким уровнем – 36% и детей с НУР – 24%.
В процессе проведения экспериментального исследования по методике «Лесенка» В. Г. Щур детей можно разделить 3 группы: с заниженной, адекватной, завышенной. У детей с ОНР преобладает завышенная самооценка над числом детей с НУР, а также есть дети, у которых отмечается заниженная самооценка.
В процессе проведения экспериментального исследования по методике Детский тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен были выявлены результаты, которые представлены на гистограмме (Гистограмма 3) (Слайд 9).
Гистограмма 3
Уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР и НУР,%
По показателю уровня тревожности среди детей можно выделить 3 группы:
- с высоким уровнем тревожности: дети с ОНР - 52 % и с НУР - 12%;
- со средним уровнем тревожности: дети с ОНР – 44% и с НУР – 88%;
- с низким уровнем тревожности: дети с ОНР - 4%. У детей с НУР низкий уровень не выявлен.
Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям.
В процессе проведения экспериментального исследования по методике «Домики» О. А. Ореховой были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 4) (Слайд 10).
Гистограмма 4
Распределение детей старшего дошкольного возраста
по группам в зависимости от личностных отношений и личностного развития,%
Результаты исследования на выявление нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций (в блоке межличностного взаимодействия и блоке потенциальной агрессии) показали, что у большей части детей с ОНР нарушен базовый комфорт, личностный рост, межличностные отношения, отмечается повышенная потенциальная агрессия, негативное отношение к себе, а также испытывают затруднения в установлении контактов с педагогом, со сверстниками, в семье.
Среди детей старшего дошкольного возраста с НУР также отмечается нарушения в базовом комфорте, личностном росте, в межличностных отношениях, наблюдается потенциальная агрессия, негативное отношение к себе, затруднено установление контактов с педагогом, со сверстниками, в семье, но количество таких детей значительно меньше.
В результате проведенного детального анализа оценки уровня сформированности компонентов социально-психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками были выявлены специфические проявления, которые по моему мнению оказывают существенное негативное влияние на адаптацию и успешность обучения детей с ОНР в школе.
Для проверки данной гипотезы мною была проверена взаимосвязь социально-психологической готовности к обучению в школе с показателями адаптации и успешности обучения в школе детей с ОНР III уровня в сравнении с их сверстниками с НУР, с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Расчеты производились с использованием программы Microsoft Office Excel (Слайд 11).
Корреляционный анализ позволил выявить следующие статистически значимые связи у обучающихся первых классов с ОНР между параметрами социально-психологической готовности и уровнем успешности обучения в школе в сравнении с обучающимися первых классов с НУР (Слайд 12):
- средние значения корреляций между: тревожностью (r= - 0,46209; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора») (r= - 0,32125; p= 0,01), отношением к себе (r=0,333763; p= 0,01), отношением к одноклассникам (r=0,31936; p=0,01), отношением к семье (r=0,40441; p=0,01), социометрическими статусами (r = 0,49478; p=0,01), мотивацией (r=0,57452; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,495064; p=0,01);
- положительные связи между: личностным ростом («обида» r=0,227145; p=0,05), отношением к себе (r=0,333763; p=0,01), отношением к одноклассникам (r=0,31936; p=0,01), отношением к семье (r=0,40441; p=0,01), социометрическими статусами (r= 0,49478; p=0,01), мотивацией (r=0,57452; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,49506; p=0,01);
- отрицательные связи между: тревожностью (r= - 0,46209; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора») (r= - 0,32125; p= 0,01).
Полученные значения взаимосвязей можно интерпретировать следующим образом:
- Дети с ОНР более чувствительны к проявлениям негативных эмоций в социуме. Они обидчивы, впечатлительны. Часто при поступлении в школу у них не сформированы навыки социального сотрудничества с окружающими, которые являются основой формирования учебной деятельности.
- Страх самовыражения, нерешительность, неуверенность в себе, неумение сотрудничать со сверстниками приводит к изоляции детей с ОНР от других детей. Они подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что ведет к усугублению у них эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость и прогнозируемость внутренних переживаний, снижает самооценку.
- Дети с ОНР испытывают трудности при устанавливании взаимоотношений со взрослыми, при выполнении действий в соответствии с правилами по прямому указанию взрослого, при произведении действий в соответствии с образцом.
- Первоклассники с ОНР остро переживают замечания учителя.
- Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует эффективности общения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. На фоне повышенной тревожности страдает поведение, несоответствие нормативам поведения. Может выявляться в межличностных отношениях как с учителями, с родителями, так и со сверстниками.
- Неправильное воспитание в семье, где ребёнок полностью предоставлен сам себе, воспитывается в условиях безнадзорности, или семьях, в которых царит «культ ребёнка», где ему дозволено всё, он ничем не ограничен, враждебность и конфликтность во внутрисемейных отношениях (в субъективном восприятии детьми), способствует обострению таких психологических особенностей детей, как повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений и др., оказывает негативное воздействие на школьную адаптацию ребенка.
Итак, в результате проведенного детального анализа оценки уровня сформированности компонентов социально-психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками были выявлены следующие специфические проявления: низкий социальный статус; неумение сотрудничать с окружающими; повышенный уровень тревожности; недостаточная личностная активность; нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке; трудности при установлении межличностных отношений, контактов со сверстниками, с членами семьи, с педагогами.
С помощью корреляционного анализа была установлена зависимость между показателями социально-психологической готовности к обучению в школе и показателями адаптации и успешностью обучения в школе детей с ОНР в сравнении с их сверстниками с НУР.
На основании полученных данных можно утверждать, что выявленные социально-психологические особенности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут оказывать негативное влияние на адаптацию и на успешность обучения обучающихся первых классов с ОНР III уровня в целом.
Исходя из результатов, полученных после проведения изучения особенностей социально-психологической готовности, мною была разработана и апробирована программа по коррекции социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с общим недоразвитием речи, которая конкретно была бы направлена на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе. Задачи: нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости и др.; развитие речевой и мыслительной деятельности ребенка; развитие новых форм общения со сверстниками; формирование позитивного отношения к своему «Я»; формирование чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона (Слайд 13).
Программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Своеобразие программы заключается в комбинировании различных видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и письменных упражнений, а также в создании ситуации успеха. Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умение выслушивать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками строится с учетом следующих принципов: учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; доступности; единства коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексности методов психологического воздействия; наглядности; системности; закрепления усвоенного.
Программа рассчитана на один год, периодичность занятий один раз в неделю, количество занятий – 30, продолжительность 30 – 35 минут.
Структура занятий содержит 3 блока (Слайд14):
I блок. Развитие произвольной сферы.
II блок. Развитие познавательной сферы и речи.
III блок. Развитие психофизического компонента и эмоциональной сферы.
Каждое занятие включает в себя работу по нескольким блокам и состоит из следующих этапов: подготовительного, основного и завершающего.
Условия эффективности коррекционно-развивающей работы:
• Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, обеспечение единства межличностных взаимодействий в группе.
• Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей.
• Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
• Поощрение и поддержка попытки овладеть своим поведением, объяснять свою позицию
• Стимуляция мотива «быть не хуже других».
После коррекционно-развивающей работы по программе было проведено итоговое обследование детей с ОНР на выявление динамики в формировании социально-психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с детьми НУР.
В процессе проведения итогового обследования по методике «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 1) (Слайд 15).
Таблица 1
Распределение детей дошкольного возраста по уровням, в зависимости от отношения к близким взрослым после коррекции,%
Уровень | Благоприятная семейная ситуация | Тревожность | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности | Враждебность в семейной ситуации | |||||||||||||||
ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | |||||||||||
Период года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Высокий | - | 32 | 48 | 12 | 20 | - | - | - | 20 | - | - | 4 | 4 | - | - | - | - | - | - | - |
Средний | 48 | 48 | 44 | 28 | 28 | 4 | 84 | 16 | 2 | 8 | 48 | 24 | 12 | 4 | 4 | 4 | 12 | 4 | - | 4 |
Низкий | 52 | 20 | 8 | 60 | 52 | 96 | 16 | 84 | 52 | 92 | 52 | 72 | 84 | 96 | 96 | 96 | 88 | 96 | 100 | 96 |
Из таблицы 1 видно, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на конец учебного года повысилась благоприятная семейная ситуация. Снизился уровень тревожности, конфликтности в семье.
В процессе проведения итогового обследования по методике Детский тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 4) (Слайд16).
Гистограмма 4
Распределение детей старшего дошкольного возраста
по уровням проявления тревожности после коррекции,%
Как видно из гистограммы, показатели уровня тревожности у детей с ОНР на конец года значительно снизился в сравнении с НУР. С низким уровнем тревожности на конец года среди детей с ОНР и НУР не выявлено.
В процессе проведения итогового обследования по методике «Домики» О. А. Ореховой, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 5) (Слайд17).
Гистограмма 5
Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам
в зависимости от личностных отношений и личностного развития после коррекции, %
Полученные результаты обследования показали, что значительно повысился у детей с ОНР базовый комфорт, личностный рост, улучшились межличностные взаимоотношения. Дети стали проявлять активность при установлении контактов с педагогом, со сверстниками, в семье, снизилась агрессия, изменилось отношение к себе.
В процессе проведения итогового обследования по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 6) (Слайд18).
Гистограмма 6
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням сформированности коммуникативных действий после коррекции,%
По показателю сформированности коммуникативных действий дети с ОНР с НУР были на начало года разделены на 3 группы: с высоким, средним и с низким уровнем. После проведенной работы уровень коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперация) в группе детей с ОНР III уровня на конец года значительно повысился с 36% и составляет 60% от общего количества детей в сравнении с детьми с НУР.
В процессе проведения итогового обследования по методике «Лесенка» В. Г. Щур, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 7) (Слайд19).
Гистограмма 7
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням сформированности самооценки ребенка после коррекции,%
По показателю уровня самооценки на начало года дети с ОНР были поделены на 3 группы: с заниженной, адекватной, завышенной самооценкой. На конец года понизилось число детей, имеющих завышенную самооценку, повысилось число детей, имеющих адекватную самооценку. Детей с низкой самооценкой на конец года выявлено не было.
В процессе проведения итогового обследования методом вербальных выборов были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 8) (Слайд 20) .
Гистограмма 8
Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР и НУР
по статусным категория после коррекции,%
Результаты обследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на конец года увеличилось число «популярных» и «предпочитаемых» по сравнению с началом года. Снизилось число «игнорируемых» и «отвергаемых» до 0% в сравнении с детьми с НУР
Следующим этапом исследования является оценивание уровня успешности обучения и прохождения адаптации к новым социальным условиям обучающихся первых классов с ОНР III уровня в сравнении с их сверстниками с НУР после проведенной с ними работы по коррекционно-развивающей программе по формированию социально-психологической готовности.
Для того, чтобы проверить эффективность проделанной работы по коррекции трудностей, нами было проведено обследование детей с ОНР и НУР в новых условиях, т. е. в школе.
В процессе проведения экспериментального обследования по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В. И. Чиркова, О. Л. Соколовой, О. В. Сорокиной, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 3) (Слайд21).
Таблица 3
Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР
по уровню адаптации по оценке родителей
Количество человек | Уровень адаптации | |||||
Дезадаптация | Возможно дезадаптация | Адаптация | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
34 | 2 | 5 | 7 | 21 | 25 | 74 |
Результаты изучения мнения родителей об уровне адаптации их детей к школе показали, что успешно адаптировались в новых социальных условиях, т. е. в школе, 25 детей и возможно дезадаптация у 7 детей. Главной трудностью в адаптации, как считают родители, является несамостоятельность детей при выполнении школьных заданий. Самой благоприятной сферой, влияющей на успешную адаптацию, является «взаимоотношения с одноклассниками».
В процессе проведения исследования по опроснику для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе», были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 4) (Слайд 22).
Таблица 4
Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР
по уровню школьной адаптации по оценке учителя
Количество детей | Уровень школьной адаптации | |||||
Низкая степень дезадаптации | Средняя степень дезадаптации | Адаптация | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
50 | 3 | 6 | 16 | 32 | 31 | 62 |
Результаты опроса учителей показали, что среди обучающихся первых классов 31 ребенок хорошо адаптирован – 62%. Они подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в контакт с учителем, со сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Среднюю степень дезадаптации имеют 16 детей – 32% (из них 10 детей с ОНР (20%), низкую степень дезадаптации – 3 ребенка, что составляет 6%. Обучающихся с ОНР среди детей с низкой дезадаптацией нет.
В процессе проведения обследования по перспективной методике «Школа зверей» С. Панченко, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 2) (Слайд 23) .
Таблица 2
Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР
по уровню трудностей школьной адаптации
Причины трудностей | Количество детей | ОНР | НУР | |||
ОНР | НУР | |||||
25 | 25 | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Высокая самооценка | 1 | 4 | 3 | 12 | ||
Норма | 23 | 92 | 12 | 48 | ||
Низкая самооценка | 1 | 4 | 10 | 40 | ||
Защита от окружающих | 11 | 44 | 16 | 64 | ||
Страх (тревога) | 5 | 20 | 9 | 36 | ||
Опасение (подозрительность) | 2 | 8 | 4 | 16 | ||
Устойчивость | 16 | 64 | 6 | 24 | ||
Напряженность | 4 | 16 | 11 | 44 | ||
Тревожность | 5 | 20 | 9 | 36 | ||
Заинтересованность в информации о себе | 23 | 92 | 17 | 68 | ||
Неприятие информации о себе | 2 | 8 | 8 | 32 | ||
Благоприятные взаимоотношения с одноклассниками | 20 | 80 | 11 | 44 | ||
Трудности в построении контактов с одноклассники | 5 | 20 | 14 | 56 | ||
Благоприятные взаимоотношения с учителем | 23 | 92 | 20 | 80 | ||
Трудности в построении контактов с учителем | 2 | 8 | 5 | 20 | ||
Учебная мотивация | 24 | 96 | 17 | 68 | ||
Внешняя мотивация | 1 | 4 | 8 | 32 | ||
Благополучное эмоциональное состояние | 19 | 76 | 9 | 36 | ||
Неблагополучное (угнетенное) эмоциональное состояние | 6 | 24 | 16 | 64 |
У большинства обучающихся первых классов с ОНР самооценка находится в норме. У небольшого количества детей присутствует защита от окружающих, небольшая тревожность. Дети заинтересованы в информации, касающейся мнения окружающих о себе. Отмечается благоприятность во взаимоотношениях с одноклассниками, с учителем. Незначительное число детей испытывают небольшие трудности в построении контактов с одноклассниками. Основную часть детей с ОНР школа привлекает учебной деятельностью. Большая часть детей имеет благоприятное эмоциональное состояние в сравнении с обучающимися с НУР.
В процессе проведения обследования по методике «Детский тест тревожности» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 3) (Слайд 24).
Таблица 3
Распределение детей старшего дошкольного возраста
по уровням проявления тревожности,%
Количество испытуемых | Уровень тревожности | ||||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||||||||
ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | ||||||||
ОНР | НУР | Кол-во | % | Кол- во | % | Кол- во | % | Кол- во | % | Кол- во | % | Кол- во | % |
25 | 25 | - | - | - | - | 22 | 88 | 12 | 48 | 3 | 12 | 13 | 52 |
В таблице представлено распределение обучающихся первых классов с ОНР и с НУР по уровням тревожности. У первоклассников с ОНР отмечается в основном средний уровень тревожности. Низкий уровень не выявлен. Среди же обучающихся с НУР высокий уровень имеют более половины человек.
В процессе проведения итогового обследования по проективной методике «Домики» О. А. Ореховой, были выявлены результаты, которые представлены в таблице (Таблица 4,5) (Слайд 25).
Таблица 4
Уровни оценивания эмоциональных состояний
в сфере социальных эмоций
обучающихся первых классов с ОНР и с НУР, в баллах
эмоциональное состояние | низкий уровень (1 – 2 балла) | средний уровень (3 – 4 балла) | высокий уровень (5-6 баллов) | ||||
общее число испыту емых | ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | |
счастье | по 25 | 0 | 2 | 3 | 6 | 22 | 19 |
горе | 24 | 21 | 1 | 3 | - | 1 | |
справедливость | 1 | 9 | 14 | 9 | - | 7 | |
обида | 23 | 17 | 1 | 4 | 1 | 4 | |
дружба | 6 | 2 | 9 | 14 | 10 | 9 | |
ссора | 21 | 20 | 1 | 3 | 3 | 2 | |
доброта | 3 | 5 | 12 | 7 | 10 | 13 | |
злоба | 22 | 19 | - | 3 | 3 | 3 |
Из таблицы видно, как обучающиеся первых классов дифференцируют негативные эмоциональные категории в сфере социальных эмоций от позитивных. При разукрашивании домиков «горе», «обида», «ссора», «злоба» обучающиеся первых классов с ОНР использовали черный и коричневый цвета. Это говорит о том, что дети хорошо дифференцируют эти состояния, понимают их как отрицательные, неприятные, негативные. Для положительных категорий большая часть детей использовали яркие, позитивные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Это говорит о том, что у школьников с ОНР нет сложностей с проявлением и получением положительных эмоций (Слайд 26).
Таблица 5
Уровни оценивания эмоциональных отношений
в сфере деятельностных отношений
обучающихся первых классов с ОНР и с НУР, в баллах
эмоциональное отношение | низкий уровень (1 – 2 балла) | средний уровень (3 – 4 балла) | высокий уровень (5-6 баллов) | ||||
общее число испыту емых | ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | |
Базовый комфорт | 25 | 2 | 2 | 5 | 9 | 18 | 14 |
Отношение к школе | 6 | 12 | 2 | 5 | 17 | 8 | |
Отношение к педагогу | 3 | 11 | 2 | 3 | 20 | 11 | |
Отношение к сверстникам | 4 | 6 | 8 | 9 | 15 | 10 | |
Отношение к семье | 4 | 4 | 9 | 6 | 12 | 15 |
Результаты обследования показали, что у обучающихся с ОНР высокий базовый комфорт, позитивное отношение к педагогу, к сверстникам, к семье. У детей складывается положительное отношение к школе и учению, не возрастают невротические проявления. Адаптация протекает успешно.
В процессе проведения итогового обследования по методике «Социометрия» Д. Морено, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 9) (Слайд 27).
Гистограмма 9
Распределение обучающихся первых классов
по статусным категориям, %
Из гистограммы видно, число «популярных» и «предпочитаемых» детей среди обучающихся с ОНР преобладает над числом «игнорируемых» и «отвергнутых» детей в сравнении с НУР. Это говорит о том, что обучающиеся с ОНР не испытывают больших трудностей в установлении контактов со сверстниками. Они чувствуют себя в новом коллективе, в новых условиях уверенно, комфортно.
В процессе проведения итогового обследования по методике «Школьная мотивация» Н. Г. Лускановой, были выявлены результаты, которые представлены в гистограмме (Гистограмма 10) (Слайд 28) .
Гистограмма 10
Распределение обучающихся первых классов
по уровням мотивации,%
Из гистограммы видно, что у большинства обучающихся первых классов с ОНР сформирована школьная (учебной) мотивация. Результаты позволяют судить о положительной динамике школьной мотивации, обучении и развитии детей, прошедших занятия по коррекционно-развивающей программе. Дети достаточно хорошо адаптировались к школе, успешно осваивают новую социальную роль ученика, принимают новые требования, овладевают новой для них деятельностью, активно вступают в новые отношения со сверстниками и учителем.
В процессе проведения исследования по методике «Стандартная беседа» Т. А. Нежновой, были выявлены результаты, которые представлены таблице (Таблица 9) и в гистограмме (Гистограмма 11) (Слайд 29).
Таблица 9
Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР
по уровню внутренней позиции
Количество детей | Уровень внутренней позиции | ||||||||||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||||||||
ОНР | НУР | ОНР | НУР | ОНР | НУР | ||||||||
ОНР | НУР | Кол-во | % | Кол- во | % | Кол- во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
25 | 25 | - | - | 2 | 8 | 12 | 48 | 12 | 48 | 13 | 52 | 11 | 44 |
Результаты исследования показали, что у большей части обучающихся первых классов с ОНР внутренняя позиция школьника сформирована. Школа их привлекает новой деятельностью – учебной (Слайд 30).
Гистограмма 11
Распределение обучающихся первых классов с ОНР и НУР
по уровню внутренней позиции
Полученные данные были проверены на взаимосвязь с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Расчеты производились с помощью программы Microsoft Office Excel.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие статистически значимые связи у обучающихся первых классов с ОНР между параметрами социально-психологической готовности и уровнем успешности обучения в школе в сравнении с обучающимися первых классов с НУР (Слайд 31, 32):
- высокое значение корреляций между мотивацией (r=0,80218; p=0,01),
- средние значения корреляций между: тревожностью (r= - 0,49646; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора») (r= - 0,30506; p= 0,01), отношением к школе (r=0,34767; p= 0,01), отношением к учителю (r= 0,39621; p= 0,01), отношением к одноклассникам (r=0,42760; p=0,01), отношением к семье (r=0,20088; p=0,01), социометрическими статусами (r= 0,65406; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,46368; p=0,01);
- прямые связи между: отношением к себе (r=0,22727; p= 0,01), отношением к школе (r=0,34767; p= 0,01), отношением к одноклассникам (r=0,42760; p=0,01), отношением к семье (r=0,40441; p=0,01), социометрическими статусами (r= 0,494788; p=0,01), мотивацией (r=0,80218; p=0,01), а также внутренней позицией (r=0,495064; p=0,01);
- обратные связи между: тревожностью (r= - 0,49646; p= 0,01), блоком межличностного взаимодействия («ссора» r= - 0,30506; p= 0,01), а также блоком потенциальной агрессии («злоба» r= - 0,27243; p= 0,01); величина этих связей значительно больше, чем у первоклассников с НУР.
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение, нейтрализацию негативных личностных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, способствует позитивным изменениям в личностном развитии дошкольников данной категории: на развитие эмпатии, бесконфликтности, заинтересованности в общении со сверстниками и со взрослыми и т. д., а также оказывает благоприятное влияние в дальнейшем на их успешную социальную адаптацию к новым условиям и на успешность обучения в целом (Слайд 33).
Для поддержания интереса детей к занятиям, для повышения мотивации мною разработаны подробные конспекты занятий, изготовлены наглядные пособия «Кубик эмоций», «Мирилка», «Кто в домике живет?», «Уголок настроения», «Мое настроение»; оформлены картотеки эмоций, игр и упражнений на релаксацию, на снятие физического и эмоционального напряжения, на развитие умения понимать и выражать эмоциональные состояния и др. А также разработаны консультации для воспитателей и специалистов МБДОУ (Слайд 34, 35, 36, 37, 38, 39):
- Работа воспитателя с детьми, имеющими ОНР»;
- «Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе»;
- «Игры и упражнения на установление контактов со сверстниками»;
- «Игры и упражнения для повышения самооценки ребенка, снижения уровня тревожности, ослабление эмоционального напряжения (снятие мышечных зажимов)»;
- Формирование социально-психологической готовности детей дошкольного к обучению в школе» и др.;
для родителей:
- «Принципы построения общения взрослого с ребенком»;
- «Умеет ли ребенок общаться со взрослыми»;
- «Организация развивающего общения с ребенком в семье»;
- «Межличностные отношения дошкольников» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ по самообразованию (правовое воспитание)
Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития....
самоанализ по самообразованию
Актуальность экологического воспитания дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаютс...
Самоанализ по самообразованию ФЭМП
Одна из профессиональных задач современного педагога детского сада — быть в курсе всего нового, что исследуется и внедряется в области дошкольной педагогики, психологии. Кроме того, воспитатель ...
Самоанализ по самообразованию на тему "Гендарное развитие детей дошкольного возраста"
Мне хотелось бы больше владеть информацией на тему ‘’Гендарное воспитание детей’’ поэтому я выбрала эту тему по самообразованию, так как позволяет пополнить и конкретизир...
Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка....
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2022 – 2023 учебный год
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2022 – 2023 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»...
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год
Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста....