Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с нарушениями речи старшей группы детского сада на тему «Дикие животные».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Дошкольники на протяжении всего занятия выполняют различные задания в игровой форме по теме "Дикие животные". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    по развитию лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с нарушениями речи старшей группы детского сада на тему «Дикие животные».

    Цель. Развитие лексико-грамматических категорий у детей на материале лексической темы. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни.

    Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.  Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-., употребление притяжательных прилагательных). Употребление имен существительных с предлогами.

    Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.

    Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Интеграция образовательных областей.

    «Коммуникация»: беседы о  внешнем виде диких животных,  их повадках, образе жизни, составление рассказов о диких животных,

     «познание»: дидактические игры по ознакомлению детей с дикими животными наших лесов.

    Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, разучивание пальчиковой гимнастики.

    Ход НОД.

    1. Организационный момент.

    Кто это у нас здесь спрятался? (Дети дуют на зашумленные картинки и называют животных). А как назвать одним словом?

    Это - дикие животные наших лесов.

    1. Артикуляционная гимнастика «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ».

    Вместе с зайкой выполним артикуляционную гимнастику.

    Жил на свете серый зайка

    Всем кричал: «Со мной играй-ка»

    Утром рано просыпался,

    Чисто - чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

    Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

    Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

    Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

    Грызть морковку приступил.          (Изобразить как грызут)

    В лес отправился скорей.

    Встретил много там друзей.

    У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

    Села на язык ей мушка.

    Вот устал колючий ёж,

    Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

    Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

    Набил щёки он едой.

    Вот олень с рогами,

    Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

    Он спешит, бежит рысцой.

    И скорей, скорей домой.

    Это друг любимый – мишка

    Собирает в лесу шишки.

    Ест малину, сладкий мёд

    Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

    Зайка наш домой идёт,

    Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

    Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

    И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

     3.      Игра «У людей и у животных»

    Ребята, вы знаете, что  у людей и у животных одни и те же части тела называются по-разному.

    (дети выбирают по одной картинке, перевёрнутой изображением вниз):

    У людей ногти – у животных когти.

    У людей волосы – у животных шерсть. 

    У людей рот – у животных пасть.

    У людей лицо – у животных морда. 

    У людей руки – у животных лапы.

    У людей живот – у животных брюхо.

    1. Пальчиковая гимнастика «Белочка». (с использованием маленьких массажных мячиков).

    Сидит белка на тележке. (катают шарик между ладонями)

    Продаёт она орешки:

    Лисичке-сестричке, воробью, синичке, (стучат по мячику)

    Мишке толстопятому, заиньке усатому.

    1. Игра «Чей-чья-чьё?»    (игра с мячом)                                                        (подбирают  притяжательные прилагательные, с использованием предметных картинок).

    Уши зайца – заячьи, хвост зайца – заячий, лапа – заячья.

    Лапы белки – беличьи,  нос белки – беличий,  голова белки – беличья.

    Иголки ежа – ежиные,  глаз ежа – ежиный, нора ежа – ежиная.

    Уши медведя – медвежьи, след медведя – медвежий, пасть медведя – медвежья.

    Лапы волка – волчьи, нюх волка – волчий, добыча волка – волчья.

    Усы лисы – лисьи, нос лисы – лисий, шерсть лисы – лисья.

    1.  Дыхательная гимнастика.
    • Короткие частые вдохи носом. «Лиса идёт по следу»:

    Лисонька-лиса след зайца нашла.

    Носом повела, и по следу пошла:

    Прислушивается, принюхивается.

    • Подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух. «Погреем лапки»:

    Зайке холодно зимой:

    Греет лапки под сосной.

    1. Игра «Какой? Какая?».      

    А теперь давайте представим, что вы лесные звери, наденьте шапочки и каждый расскажет о себе.  

    (Дети надевают шапочки с изображением животных, подбирают прилагательные, называя их характерные признаки ).

    Я - Медведь (какой?) - бурый, косолапый, неуклюжий ...

    Я - Волк (какой?) - серый, зубастый, страшный ...

    Я - Лиса (какая?) - хитрая, пушистая, рыжая ...

    Я - Заяц (какой?) - маленький, длинноухий, пугливый ...

    Я - Ёж (какой?) - серый, колючий, маленький…

    Я - Белка (какая?) - прыгучая, ловкая, быстрая…

    1. Игра «Назови семью животных».

    Вы знаете, что и животные в лесу живут не по одиночке, а дружными семьями. ( с использованием картинок животных).

    Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныши – зайчата.

    Папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата.

    Папа – медведь, мама – медведица, детёныши – медвежата.

    Папа – лис, мама – лиса, детёныши – лисята.

    Папа – волк, мама – волчица, детёныши – волчата.

    Папа – бобёр, мама – бобриха, детёныши – бобрята.

    1. Составление рассказа по схеме.

    1. Зрительная гимнастика  «Однажды в лесу».

    Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду.

    Смотреть на круговое движение шишки в руке

    На веточке шишка висела и на всех глядела.

    Движение глазами от носа вперёд

    Лось сказал, что низко,

    Движения глазами вниз

    А зайчонок - высоко,

    Движения глазами вверх

    Белочка сказала - близко,

    Движения глазами на кончик носа

    А ежонок – далеко.

    Движения глазами вдаль

    1.  Игра « Различай  животных».

    Картинки с изображением животных наших лесов, животных севера и животных жарких стран разбросаны на «полянке» (картинками вниз). Дети под задорное музыкальное сопровождение берут по одной картинке и определяют, где живёт это животное (складывают в специально организованные зоны: изображение леса, изображение льдины, изображение пальмы).

            

    1.  Штриховка фигур.

    У вас на столах фигуры животных. Предлагаю их заштриховать любым видом штриховки. (Дети выполняют) .

    Подведение итогов.                                                                                                         Сегодня все молодцы. Забирайте с собой своего животного, которого заштриховали. А также можете взять ещё фигурку другого животного и выполните штриховку в группе или дома с родителями.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

    Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Животные жарких стран".

    В данном конспекте представлена работа с современным игровым оборудованием (играми: "Сенсино" и "Сырный ломтик", "Кочки" и "Лабиринт"), а также используется мимио-проект о животных....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (детьми ЗПР). на тему: «Дикие животные».

    Цель. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище);умение узнавать и называть животных и их детенышей....

    НОД образовательная область «Развитие речи» в старшей группе детского сада по теме «Дикие животные»

    НОД образовательная область «Развитие речи» в старшей группе детского сада  по теме «Дикие животные» Цели и задачи:систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий для детей группы общеразвивающей направленности 2-3 лет «Курочка в гостях у ребят»

    Цель: развитие сенсорных эталонов и приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.Обучающие задачи: • Учить узнавать в игрушках домашних птиц и называть ...