Главные вкладки

    Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной логопедической группе №6 "Мальвина" для детей с общим недоразвитием речи (с 6 до 7 лет)
    рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ІІІ, IV уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу  на три года, рассчитана на один учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podgotovitelnaya.doc245 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

    Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ

    «Детский сад №16 «Золотой ключик»

    _________________ Плесовских Е.Н.

    Приказ №  от «___» сентября 2015 года

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №6 «МАЛЬВИНА»

    ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (С 6 ДО 7 ЛЕТ)

    Разработала:

    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

    Сущенко М.В.

    г. Урай, 2015г.

    Содержание

    1. Целевой раздел

    Пояснительная записка

    3

    1.1. Цель и задачи логопедической деятельности

    3

    1.2. Характеристика контингента воспитанников

    4

    1.3. Мониторинг речевого развития детей 6-7лет

    5

    II. Содержательный раздел

                 

    2.1. Содержание логопедической деятельности

    5

    2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

    с детьми 6-7 лет

    7

    2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности

    7

    2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы

    9

    2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

    12

    III.Организационный раздел

    3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности

    13

    3.2.Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды

    14

    Список литературы

    16

    Приложения

    Приложение 1 Речевая карта от 6 до 7 лет

    Приложение 2  Календарно-тематическое планирование  непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»

    Приложение 3 Паспорт логопедического кабинета

    I. Раздел целевой

    Пояснительная записка 

    Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования  направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников,  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

    В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.

    Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет со II, ІІІ, IV уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу  на три года, рассчитана на один учебный год.

    1.1. Цели и задачи логопедической деятельности

    Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей  (законных представителей) дошкольников.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    • Устранение нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия
    • Развитие навыков звукового анализа и синтеза
    • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
    • Формирование грамматического строя речи.
    • Развитие связной речи старших дошкольников.
    • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

    Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу подготовительной группы для детей с ОНР, сэкономить время логопеда на подготовку к НОД, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

    1.2. Характеристика контингента воспитанников

    Группу посещают 14 детей с  нарушениями речи:

    •  ОНР – III -  9 детей (64,3%)
    • ОНР - IV – 4 ребенка (28,6%)
    • ФНР – 1 ребенок (7,1%)

    У дошкольников с третьим уровнем речевого развития (ОНР-III) в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

     У дошкольников с четвертым уровнем речевого развития (ОНР-IV) незначительные нарушения компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточность внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

    У дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие либо отдельные компоненты фонетического строя речи.

    На основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования анализ состояния здоровья детей показал:

    • Часто болеющие – 3 ребенка  (21,4%)
    • Заболевание нервной системы - 1 ребенок (7,1%)
    • Нарушение зрения – 1 ребенок  (7,1%)
    • Заболевание органов дыхания – 2 ребенка (14,2%)
    • Аллергические реакции – 3 ребенка  (21,4%)

    Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

    1.3. Мониторинг речевого развития

    Мониторинг проводится  2 раза в год (вводный — 1, 2  недели сентября, итоговый —  3, 4 неделя мая). Результаты  мониторинга заносятся в  сводную  таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 6 до 7 лет» (приложение №1).

    Выявленные в ходе логопедического  обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).

    II. Содержательный раздел

    2.1. Содержание логопедической деятельности

    Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.  

    Учебный год длится в старшей логопедической группе с 1 сентября по 1 июня. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

    Логопедическая НОД проводится ежедневно, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится  на три периода:

    • I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
    • II период – декабрь, январь, февраль
    • III период – март, апрель, май.

    Начиная с июня, логопед  проводит только индивидуальную работу.

    Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 6 до 7 лет, определёнными СанПиН  2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. В начале  учебного составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)

    Таблица 1

    День недели

    Непосредственно-образовательная деятельность

    Понедельник

    8.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Вторник

    8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    9.00-10.00 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

    10.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Среда

    8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    9.00-10.00 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

    10.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Четверг

    15.00-19.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Пятница

    8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    9.00-10.00 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

    10.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Таблица 2

    Распределение количества непосредственно образовательной деятельности  по реализации образовательной области

    «Речевое развитие»:

    ОО «Речевое развитие»

    Количество  по периодам

    Всего

    I период

    сентябрь, октябрь

    ноябрь

    II период

    декабрь, январь февраль

    III период

    март, апрель

    май

    По плану

    По факту

    По плану

    По факту

    По плану

    По

    факту

    По плану

    По факту

    Фонетическое

    (Обучение грамоте)

    21

    22

    25

    68

    Развитие л/г категорий и связной речи

    11

    12

    13

    36

    Звукопроизношение

    22

    24

    26

    72

    Всего:

    54

    58

    64

    176

    Таблица 3

    Циклограмма рабочего времени

                                                      учителя-логопеда в подготовительной логопедической группе №6 «Мальвина»

    День недели

    НОД

    Организационная работа

    Часы

    подгрупповая

    индивидуальная

    Понедельник

    -

    3ч 40мин

    20мин

    Вторник

    2ч 50мин

    10мин

    Среда

    2ч 50мин

    10мин

    Четверг

    -

    3ч 40мин

    20мин

    Пятница

    2ч 50мин

    10мин

    Всего часов

    3ч.

    15ч. 50 мин

    1ч.10 мин

    20ч

    Предусмотрена организационная работа: смена дидактического материала; проветривание кабинета; сопровождение ребенка.

    Разработано календарно-тематическое планирование  непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» (приложение №2).

    2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет.

    Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

    - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    - коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

    - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

    - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.

    По форме логопедическая деятельность  делится на фронтальную (со всей группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.

    Групповые формы организации (продолжительность до 30мин) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 раз в неделю) и обучения грамоте (2 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

    Индивидуальные формы работы (продолжительность до 20 мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.

    Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.

    В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введены 36 тем  (см. таблица 4).

    Таблица 4

    Перечень лексических тем для подготовительной логопедической группы №6 «Мальвина»  на 2015г.-2016г.

    I

    II

    III

    IV

    V

    Сентябрь

    01.09 - 11.09

    Обследование состояния речи

    14.09 – 18.09

    «Осень. Признаки осени»

    21.09 – 25.09

    «Деревья осенью»

    28.09 – 02.10

    «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»

    Октябрь

    05.10 – 09.10

    «Фрукты. Труд взрослых в садах»

    12.10-16.10

    «Ягоды и грибы. Лес осенью»

    19.10 – 23.10

    «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

    26.10 – 30.10

    «Домашние животные»

    Ноябрь

    02.11 – 06.11

    «Дикие животные наших лесов»

    09.11 – 13.11

    «Одежда»

    16.11 – 20.11

    «Обувь»

    23.11 – 27.11

    «Головные уборы»

    Декабрь

    30.11 – 04.12

    «Зима»

    07.12 – 11.12

    «Я живу в Ханты-Мансийском автономном округе»

    14.12 – 18.12

    «Зимующие птицы»

    21.12 – 25.12

    «Новогодний праздник»

    28.12 – 31.12

    «Посуда»

    Январь

    01.01 – 10.01

    каникулы

    11.01 – 15.01

    «Транспорт. Профессии на транспорте»

    18.01 – 22.01

     «Профессии. Трудовые действия»

    25.01 – 29.01

    «Орудия труда. Инструменты»

    Февраль

    01.02 – 05.02

    «Животные жарких стран, повадки, детеныши»

    08.02  - 12.02

    «Комнатные растения. Размножение растений. Уход за ними»

    15.02 – 19.02

    «Наша армия.

    День защитников Отечества»

    22.02 – 26.02

    «Животный мир морей

     и океанов»

    Март

    29.02 – 04.03

    «Мамин праздник. Профессии наших мам»

    07.03 – 11.03

    «Ранняя весна»

    14.03 – 18.03

    «Перелетные птицы весной»

    21.03 – 25.03

    «Наша Родина-

    Россия»

    28.03 – 01.04

    «Наш город - Урай»

    Апрель

    04.04 – 08.04

     «Мы читаем

    А.Барто»

    11.04 – 15.04

    «Космос»

    18.04 – 22.04

    «Мы читаем

    С.Я. Маршак»

    25.04 – 29.04

    «Мы читаем К.И.Чуковский»

    Май

    04.05 – 06.05

    «Мы читаем

    С.Михалков»

    10.05 – 13.05

    «Мы читаем А.С.Пушкин»

    16.05 – 20.05

    «Насекомые и пауки»

    23.05 – 31.05

    «Школьньные принадлежности»

    2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с  воспитателями группы

    Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов  и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

    Взаимодействие с воспитателями  осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

    •  логопедические пятиминутки;

    •  подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

    •  индивидуальная работа;

    •  рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

    Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.  Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

    Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

    Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего,  рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

    Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет  примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы. (см. таблица 5)

    Таблица 5

    Перечень художественной литературы

    в подготовительной логопедической группе №6 группе «Мальвина»

    на 2015г. – 2016г.

    Тема

    Художественная литература

    Обследование состояния речи детей

    Чтение художественной литературы по выбору детей

    1.

    «Осень. Признаки осени»

    И.Бродская «Упавшие листья»; Ф.Васильев «Перед дождем»

    2.

    «Деревья осенью»

    К. Ушинский «Спор деревьев»; С. Воронин «Моя береза осенью»

    3.

    «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»

    Дж. Родари «Чиполлино»

    4.

    «Фрукты. Труд взрослых в садах»

    В.Сутеев «Мешок яблок»; К.Ушинский «История одной яблоньки» Л.Толстой «Старик сажал яблони...»

    5.

    «Ягоды и грибы. Лес осенью»

    В.Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»)

    6.

    «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

    В. Бианки «Птичий год - осень» (Из книги «Наши птицы») Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»;

    В. Гаршин «Лягушка-путешествинница»;

    7.

    «Домашние животные»

    К.Паустовский «Кот-ворюга»; В.Сутеев «Капризная кошка» (из книги «Сказки и картинки»)

    8.

    «Дикие животные»

    Е.Чарушин «Кабан-секач», «Рысь» (Из книги «Моя первая зоология») И.Гуревич «Малька и Милька» (из книги «Задушевное слово») В.Сутеев «Палочка-выручалочка» (из книги «Сказки и картинки»)

    9

    «Одежда»

    Братья Гримм «Храбрый портной»

    10.

    «Обувь»

    Украинская сказка «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», «Чудесные лапоточки» (из книги для чтения)

    11.

    «Головные уборы»

    Д. Драгунский «Денискины рассказы»

    12.

    «Зима»

    С.Одоевский «Мороз Иванович»; В.Осеева «На катке» С.Воронин «Моя береза. Зимой»

    13.

    «Я живу в Ханты-Мансийском автономном округе»

    Книги о Ханты-Мансийском округе

    14.

    «Зимующие птицы»

    В.Зотов «Снегирь», «Клест - еловик»

    15.

    «Новогодний праздник»

    Братья Гримм «Госпожа метелица»; В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»)

    16.

    «Посуда»

    Рассказ М.Матвеевой «Синяя чашка»

    17.

    «Транспорт. Профессии на транспорте»

    А.Гайдар «Чук и Гек»

    18.

    «Профессии. Трудовые действия»

    Русская народная сказка «Семь Семионов – семь работников. В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

    19.

    «Орудия труда. Инструменты»

    С.Маршак «Как рубанок сделал рубанок».

    20.

    «Животные жарких стран, повадки, детеныши»

    Л.Толстой «Слон» Б.Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра»; Е.Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»)

    21.

    «Комнатные растения. Размножение растений. Уход за ними»

    Серия картин «Уход за комнатными  растениями»

    22.

    «Наша армия. День защитников Отечества»

    А. Митяев «Почему Армия родная?»

    23.

    «Животный мир морей  и океанов»

    С.Сахарнов «Морские сказки»; С.Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

    24.

    «Мамин праздник. Профессии наших мам»

    Д. Габе «Мама», Я Аким «Мама», Е.Благинина «Вот какая мама!»

    25.

    «Ранняя весна»

    В.Сухомлинский «Весенний ветер».

    26.

    «Перелетные птицы весной»

    А.Н. Толстой «Желтухин», Л.Черский «Спасибо», С. Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей»

    27.

    «Наша Родина - Россия»

    Книга «Моя Родина»

    28.

    «Наш город - Урай»

    Книга об Урае, стихи об Урае

    29.

    «Мы читаем  А.Барто»

    А. Л. Барто «За цветами в зимний лес».

    30.

    «Космос»

    Книги о космосе

    31.

    «Мы читаем  С.Я. Маршак»

    С. Я. Маршак «Разноцветная книга»

    32.

    «Мы читаем К.И.Чуковский»

    К. И. Чуковский «Сказки»

    33.

    «Мы читаем  С.Михалков»

    С.Михалков «От трех до десяти»

    34.

    «Мы читаем А.С.Пушкин»

    А. С. Пушкин «Сказки»

    35.

    «Насекомые и пауки»

    С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы); В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).

    36.

    «Школьньные принадлежности»

    В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»; Л.Пантелеев «Буква ТЫ»

    2.5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников 

    В логопедической группе учитель-логопед  проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках.  Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2015 – 2016 учебный год (см. таблица 6).

    Таблица 6

    Формы и методы работы

    Содержание работы

    Сроки выполнения

    Индивидуальные встречи с родителями

    Заполнение речевых карт, беседа о здоровье и речевом развитии ребенка летом, его отдыхе и т.д.

    Сентябрь

    Анкетирование родителей

    Информация о состоянии эмоционального настроя детей и их родителей

    Сентябрь

    Групповое родительское собрание

    Тема:

    • Результаты первичной диагностики детей;
    • Задачи на первое полугодие;

    Октябрь

    Индивидуальные консультации

    (по приглашению)

    Информировать  родителей об успехах, динамике речевого развития  ребенка

    В течение года

    Экран звукопроизношения

    Информация  - этап звукопроизношения

    В течение года

    Индивидуальный практикум

     

    Правильное произношение поставленных звуков, их автоматизация, контроль над речью ребенка

    В течение года

    Проведение праздников

    Подбор речевого материала, разучивание стихов, текстов, песен

    Ноябрь, декабрь, март, май

    Домашние логопедические задания

    Закрепление знаний дома с родителями по лексической теме недели

    Еженедельно

    Индивидуальные консультации

    (по личному обращению)

    Беседа, рекомендации и советы  логопеда по проблеме и успехам ребенка

    В течение года

    Групповое родительское собрание

    Тема:

    • Результаты промежуточной диагностики детей;
    • Задачи на второе полугодие;

    Январь

    Информационный стенд

    • «О логопедических домашних занятиях»
    • «Делаем дыхательную гимнастику правильно!»
    • «Поговорим о связной речи»
    • «Как пополнять словарный запас у детей 6 – 7 лет»
    • «Играем и развиваем грамматический строй речи»
    • «Готовим руку к письму»
    •  «На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста»
    • «Праздник красивой речи»

    Ежемесячно

    Мониторинг речевого развития ребенка (в присутствии родителей)

    Индивидуальное консультирование родителей по результатам итогового логопедического обследования

    Май

    III.Организационный раздел

    3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение осуществления логопедической деятельности

    В логопедической работе мы используем следующий методический комплект в который входят:

    1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.:  Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;
    2. Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3до 7 лет)».
    3. Методическое пособие Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
    4. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР»;
    5. Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)»;
    6. Н.В. Нищева  Комплекты рабочих тетрадей для подготовительной логопедической группы;
    7. Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;
    8. Комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»;
    9. Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;
    10. Н.В. Нищева Пособие  «Занимаемся вместе. Подготовительная группа. Домашняя тетрадь».

    Перечень документации учителя-логопеда

    • Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
    • Годовой (перспективный) согласованный и утвержденный план работы на учебный год;
    • Список детей подготовительной логопедической группы;
    • Индивидуальные речевые карты;
    • Журнал «Первичное обследование речи детей»;
    • Индивидуальные программы логопедической работы;
    • Календарно-тематическое планирование;
    • План индивидуальной логопедической работы;
    • Папки с материалами по взаимодействию с родителями;
    • Паспорт логопедического кабинета (приложение №3).

    Журналы:

    «Учет времени, затрачиваемого на реализацию образовательной программы»

    «Учет времени, затрачиваемого на реализацию образовательной программы индивидуальной деятельности»

    «Консультаций с родителями»

    «Рабочих контактов  с воспитателями».

    3.2. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.

    Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В. 

    Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики, навесная азбука.

    Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано наборным полотном, тремя учебными столами, стульями на каждого ребенка.

    Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:

    • Материалы по обследованию речи детей;
    • Материалы по коррекции звукопроизношения;
    • Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
    • Материалы по развитию фонематических процессов;
    • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
    • Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

    Список литературы

    1. Агранович 3. Е. Времена года.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    2. Бородин А. М. Методика развития речи детей.— М. Просвещение, 1981.

    3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕС С, 2003.

    4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед. институтов.— СПб., Петербург XXI век, 1998.

    5. Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    6. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.— СПб., 2005.

    7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    8. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филтева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., Просвещение, 1990.

    9. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова.— М., Просвешение, 1989.

    10. Кем быть. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    11. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    12. Логинова Е.А. Нарушения письма.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    13. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. С. Волковой.— М., Просвещение, 1989.

    14. Мамы всякие нужны. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    15. Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    16. Нищева Я. В. Будем говорить правильно. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    17. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    18. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    19. Нищева Н. В. Играйка 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    20. Нищева Н. В. Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

    21. Нищева Н. В. Играйка 3.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

    22. Нищева Н. В, Играйка 5.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    23. Нищева Н. В, Играйка-грамотейка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    24. Нищева Н. В. Играйка-собирайка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    25. Нищева Н. В. Мой букварь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    26. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

    27. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    28. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №2.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    29. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под ред. Г. В. Чиркиной.— М., Аркти, 2002.

    30. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. — СПб., ДЕЛЬ-ТА+КАРО, 2004.

    31. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.— М., Владос, 2000.

    32. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М.А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь.— СПб., Каро, 2006.

    Приложение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.

    Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...

    Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».

    Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

    Рабочая программа старшей логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи

    Рабочая программа для детей с ОНРстаршая  логопедическая группа...

    АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММА учителя-логопеда ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ.

    АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАучителя-логопедаДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ              ...