Главные вкладки

    Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
    статья по логопедии на тему

    Марина Николаевна Резанова

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это  нарушение  процессов формирования произношения у детей с различными речевыми  расстройствами  из-за дефектов восприятия и произношения фонем

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrektsiya_ffnr_chistovik.docx23.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекция фонетико- фонематического недоразвития речи дошкольников.

        Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к  обучению  в

    школе,  залог  успешного  освоения  грамоты  и   чтения:   письменная   речь

    формируется   на   основе   устной,   и   дети,   страдающие   недоразвитием

    фонематического    слуха,    являются    потенциальными    дисграфиками    и

    дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

        Эта  способность   формируется   у   детей   постепенно,   в   процессе

    естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки  со  2-4

    недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на  слово,  но  только

    на  его  интонационную  сторону,  а  не  на  предметное  значение.  Это  так

    называемый период дофонемного развития речи.

        К концу первого года  жизни  (по  данным  Н.Х.Швачкина)  слово  впервые

    начинает служить орудием общения, приобретает характер  языкового  средства,

    и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие  в

    его состав).

        Далее фонематическое  развитие  происходит  бурно,  постоянно  опережая

    артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой  совершенствования

    произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже  к  концу  второго

    года  жизни  (при  понимании   речи)   ребёнок   пользуется   фонематическим

    восприятием всех звуков родного языка.

        Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны,  отрицательно

    влияет на становление  детского  звукопроизношения,  с  другой  –  тормозит,

    усложняет формирование навыков звукового анализа,  без  которых  полноценное

    чтение и письмо невозможны.

    Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном

    речевом развитии) требует планомерного специального  обучения.

    Подзвуковым анализом  понимается:

        1) определение порядка слогов и звуков в слове,

        2) установление различительной роли звука,

        3) выделение качественных основных характеристик звука.» (4)

        Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении  к

    овладению  грамотой,  звуковой   анализ   –   вторая.   Ещё   один   фактор:

    фонематическое восприятие формируется в  период  от  года  до  четырёх  лет,

    звуковой анализ  –  в  более  позднем  возрасте.  И,  наконец,  фонематическое

    восприятие – способность  различить  особенности  и  порядок  звуков,  чтобы

    воспроизвести их устно,  звуковой  анализ  –  способность  различить  то  же

    самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

        Только  при  чётком,  правильном  произношении,  возможно,   обеспечить

    однозначную связь между звуком и соответствующей  буквой.  Заучивание  букв,

    когда их названия воспроизводятся неправильно,  способствует  закреплению  у

    ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им  письменной

    речи.

        В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных  процесса:

    процесс  развития  произносительной  стороны   речи   и   процесс   развития

    восприятия звуков речи.

        Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых

    проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить  с

    появления первых слов  (к  одному  году).  К  двум  годам  произношение  ещё

    несовершенно:  нечётко  произносятся  многие  звуки,  смягчаются   согласные

    звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К трём годам  сохраняется

    несовершенство произнесения многосложных  слов,  наблюдаются  частые  замены

    звуков, сокращения слов,  пропуски слогов. К четырем  годам  почти  исчезает

    общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты  замены

    (р-л, р-ч). удлиняется  структура  многосложных  слов.  К  пяти-шести  годам

    ребёнок должен правильно произносить  все  звуки,  отчетливо  воспроизводить

    звукослоговую структуру слов.

        Для полноценного усвоения  звуковой  структуры  речи  большое  значение

    имеет фонематическое восприятие.

        Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым,  строится

    не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-

    мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии  воспринимается

    ребёнком как единый нерасчленённый звук,  обладающий  определённой  ритмико-

    мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится  до  одного

    года, затем сменяется периодом  фонематического  развития  речи.  Р.Е.Левина

    наметила несколько этапов развития языкового  сознания  детей:  от  различия

    далёких друг от друга фонем  до  формирования  тонких  и  дифференцированных

    звуковых образов слов.

        Выделяют   несколько   уровней    фонематического    развития    детей.

    Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым  понимается

    процесс узнавания и различения звуков речи. При  восприятии  речи  слова  не

    расчленяются, их звуковой состав  не  осознаётся.  Позднее  дети  овладевают

    фонематическим анализом и синтезом.

         

    Особенности речи детей с ФФНР

     Состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется

    следующими особенностями:

    1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены  звуков.
    2. .  Замены  группы  звуков  диффузной  артикуляцией.  Вместо  двух  или

            нескольких  артикуляционно  близких  звуков  произносится   средний,

            неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш],  вместо  [ч]  и

            [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

    1. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по  инструкции

            изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют

            или заменяются другими.

    1. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок  может

            искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух

            не различать большее число звуков  из  разных  групп.  

    Основные направления коррекции  фонетико - фонематического недоразвития речи  дошкольного возраста

      В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

        I  раздел  работы  –  артикуляторный  (подготовительный)   предполагает

    уточнение артикуляторной основы сохранных и  лёгких  в  артикуляции  звуков:

        II раздел работы – дифференцировочный,в котором выделяются 2 этапа.

        На первом  этапе  дифференциации  каждый  правильно  произносимый  звук

    сравнивается на слух  со  всеми  артикуляционно   или  акустически  близкими

    звуками.  Большое  внимание  уделяется  уточнению   дифференциации   гласных

    звуков, от чёткости произношения которых,  прежде  всего  зависит  внятность

    речи и анализ звукослогового состава слова.

        После усвоения артикуляции второго из пары  взаимозаменяющихся  в  речи

    звуков дифференциации.

        III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит  в

    следующем:

        1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими:  слово,

           предложение, слог, звук,  согласный  и  гласный,  глухой  и  звонкий,

           твёрдый и мягкий звуки.

        2. Формирование представления о  линейной  последовательности  звуков  в

           слове и о количестве звуков в слове.

        3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции  гласных

           звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма  анализа  –

           выделение первого гласного звука из начала слова.

        4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору

           – схему, где длинной чертой  обозначается  слово,  короткой  –  слог;

           формирование умения делать слоговой анализ слова.

        5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

        6.  Уточнение  артикуляции  согласных   звуков.   Выделение   последнего

           согласного в слове типа суп.

        7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

        8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах  типа

           сом.

        9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

       10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных  слов  из  3  звуков

           типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где  обозначаются

           и слоги, и звуки.

       11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями  согласных  в

           составе односложных слов типа  стол,  стул,  двухсложных  с  закрытым

           слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение  которых  не

           расходится с написанием.

       12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

       13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

       14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

        Педагогический процесс, реализуемый в  группе  для  детей  с  фонетико-

    фонематическим недоразвитием, содержит два вида преемственной взаимосвязи  в работе логопеда и воспитателя: преемственность в развитии речи  (исправление

    дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов,  обучение грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов.

        В работе по  формированию  фонематического  восприятия  можно  выделить

    следующие этапы:

        I этап – узнавание неречевых звуков;

        II  этап  –  различение  высоты,  силы,  тембра  голоса  на   материале

    одинаковых звуков, слов,  фраз;

        III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

        IV этап – дифференциация слогов;

        V этап – дифференциация фонем;

        VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

    Логопед - это не только звукопроизношение, логопед оказывает помощь при любых нарушениях речи, как только они выявляются. Если ребенок пока не говорит, логопед будет готовить базу для речи, вызывать ее и развивать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

    1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»

       Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:·        Т....

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

    Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

    Индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников в логопедической группе

    Индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи дошкольников в логопедической группе...

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

    ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

    Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

    Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...

    Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...