Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Солнышко» Тема «Зима в лесу».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Андронова Татьяна Анатольевна

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад «Радуга»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Конспект

    непосредственно  образовательной деятельности «Речевое развитие»

    Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР  

    «Солнышко»

     

    Тема  «Зима в лесу».

     

     

     

     

     

     

     

    Коренцова Е. Н., воспитатель

    Андронова Т.А., учитель-логопед

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Советский

    21 января 2016 г.

     

     

     

     

     

     

    Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима». 

    Задачи:

    Обучающие:

    ·        обобщать и систематизировать словарь по лексической теме «Зима»;

    ·        продолжать учить составлять небольшие рассказы с использованием алгоритма;

    Развивающие:

    ·        закреплять в согласовании существительных с прилагательными, глаголами;

    ·        упражнять в подборе противоположных слов существительных, глаголов, прилагательных;

    ·        учить составлять, анализировать предложения по сюжетной картине;

    ·        формировать связную и диалогическую речь;

    ·        совершенствовать артикуляционную, мелкую, общую моторику;

    ·        развивать правильную воздушную струю;

    ·        развивать внимание, пространственную ориентировку.

    Воспитывающие:

    ·        содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной  деятельности;

    ·        воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.

    Интеграция образовательных областей:

    познавательное  развитие (мир природы и мир человека);

    социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

    речевое развитие (развитие всех компонентов устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической формы);

    физическое  развитие  (игры на мелкую и общую моторику);

    художественное развитие  (рисование красками).

    Формы организации детей:  подгрупповая.

    Методы:

    Игровой: дидактическая игра  «Назови предмет», психогимнастика, физкультурная минутка «Вот так зимушка пришла!», пальчиковая гимнастика «Снежок», артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Трубочка», нетрадиционная техника рисования голубой акварелью и с солью.

    Словесный:  беседа, вопросы, ситуативный разговор, поощрение,  указания, исправления, словесные игры (рассказ о зиме, игра «Наоборот», «Составь предложение»), рассматривание картины.

    Наглядный: рассматривание схем, алгоритма.

    Практический: работа с алгоритмом Синквейна, составление предложения, нетрадиционная техника рисования голубой гуашью и с солью.

    Место проведения: группа «Солнышко».

    Количество детей:  8 детей.

    Материалы к занятию: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальная запись  П. И. Чайковского «Времена года. Январь», коврограф, видео сообщение «Зимушке-зиме», корзинка, ёлка, ларец.

    Демонстрационный:  картинки с изображением зимнего пейзажа, схема

    предложения, схемы составления рассказа (алгоритм  Синквейна), игра  на интерактивной доске «Назови  предмет».

    Раздаточный:  схемы составления рассказа (алгоритм  Синквейна), снежки (на них картинки игры «Наоборот»), схема предложения, листочки нарисованные воском снежинки, кисть, голубая гуашь, тарелочка, соль.

    Сюрпризный момент: помочь Зимушке-зиме найти ледяной ларец.  

    Предварительная работа:  чтение стихотворений    А.С.Пушкин «Мороз и солнце», И.З. Суриков «Зима»; рассматривание сюжетных картин «Зимний лес», «Игры забавы детей»; наблюдение примет зимы во время прогулки; проведение настольно-печатных игр, игр с правилами «Наоборот», «Назови признаки зимы»; составь предложения по сюжетным картинкам.

    Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Л`, С, З, Ц] у Вани С., Юры А., звука [Р] у Саши М., у Леры Г., звука [Ш] у Дианы Р.

    Ход:

    Воспитатель:   ребята, назовите свои имена ласково.

    Ответы детей.

    Воспитатель:       Мы стоим рука в руке,

                                    Вместе мы большая сила

                                    Не оставим вдалеке

                                    Мы друг друга! Нам под силу!

    Воспитатель:   ребята, какое время года?

    Дети: время года зима.

    Воспитатель:   какая бывает зима?

    Дети:  холодная,  студеная, морозная, ледяная, хрустальная, вьюжная.

    Воспитатель:  ребята, пришло сообщение, прочитаем? 

    Видео-обращение   «Я зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, в мягких снежных валенках, ступаю тихо, не слышно, где пройду там мороз трещит, снег падает, все дороги я замела, деревья запорошила. У меня случилась беда, гуляла я по лесу и обронила свой ледяной ларец, в котором находятся сюрпризы для вас. Помогите найти ледяной ларец».

    Воспитатель:  ребята, поможем зимушке-зиме?

    Дети:  да.

    Воспитатель: в  лесу зимой очень холодно, какую одежду вы наденете?

    Дети: меховую шапку, шубу, валенки, варежки.

    Воспитатель: отправляемся в путешествие, нас ждут интересные игры и  задания. Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обвернись, в зимнем лесу очутись».

    Воспитатель:  вот мы и очутились в зимнем лесу.

    Дети проходят за столы, на интерактивной доске картина «Зимний лес».

    Воспитатель:  посмотрите, что изображено на картине?

    Дети: на картине изображён лес.

    Воспитатель: расскажем о лесе с помощью фигурок, которые находятся у вас на столах.

    Воспитатель: какой фигурой обозначим слово лес?

    Дети: чёрной фигурой.

    Воспитатель: лес какой?

    Дети: лес заснеженный, тихий.

    Воспитатель:  какой фигурой обозначим слова заснеженный, тихий?

    Дети: чёрной фигурой с белыми кружочками.

    Воспитатель: что делает лес?

    Дети: лес стоит, задумался, отдыхает.

    Воспитатель: какой фигурой будем обозначать слова стоит, задумался, отдыхает?

    Дети: чёрным человечком с руками и ногами.

    Воспитатель: составим из этих слов рассказ. Лес заснеженный тихий, стоит задумался, отдыхает.

    Ответы 3 – 4 детей.

    Логопед: ребята, возьмите по комочку и поиграем в игру «наоборот» Я назову слова, а вы найдите на своем комочке снега  слово наоборот:  грязный снег – чистый снег,

    ночью темно – днём светло, летом жарко –  зимой холодно, сухой снег легкий – мокрый тяжелый, волк летом сытый – зимой голодный, летом день длинный –  зимой короткий, весной снеговик тает –  зимой леденеет, лёд весной тает –  зимой замерзает.

    Физкультурная минутка.

    Вот так зимушка пришла!                    Разводят руками вверх.

    Сколько снега принесла!                      Разводят руками в стороны.

    Снег кружится, снег кружится,           Кружатся дети.

    Тихо под ноги ложится.                       Приседают.

    Снег с утра, снег с утра.                       Постепенно встают.

    Очень рада детвора!                             Хлопают в ладоши.

    Мы на горку – ух!                                Поднимают руки вверх.

    Дружно с горки – бух!                         Опускают руки вниз.

    А теперь снежок стряхнём,                 Гладят руки.

    И опять гулять пойдём!                       Маршируют.

    Игра на интерактивной доске «Влево – вправо, вверх – вниз».

    Воспитатель:  ребята, играем в игру «Влево – вправо, вверх – вниз».  Назовите, что находится между снежинкой и снеговиком?

    Дети: между снежинкой и снеговиком находится рукавичка.

    Воспитатель:  что находится между санками и льдинкой?

    Дети: между санками и льдинкой находится сосулька.

    Воспитатель: что находится вверху над снегом?

    Дети: вверху над снегом находится ледянка.

    Воспитатель: что находится внизу под снеговиком?

    Дети: внизу под снеговиком находится рукавичка.

    Дети садятся за столы, на интерактивной доске сюжетная картинка

    Логопед:  составьте предложения по сюжетной картинке «Зимние забавы детей».

    Ответы детей.

    Логопед:  послушайте предложение  «Дети слепили снеговика».  Сколько слов в этом предложении?

    Дети: три слова.

    Логопед:  выложите  предложение «Дети слепили снеговика», Саша будет работать у доски.

    Дети выкладывают предложение за столами.

    Логопед:  назовите первое слово.

    Дети:  дети.

    Логопед:  назовите третье слово.

    Дети: снеговика.

    Логопед:  назовите второе слово.

    Дети: слепили. Прочитаем предложение.

    Пальчиковая гимнастика «Снежок».

        Один, два, три, четыре –                         Сжимают и разжимают кулачки.

        Мы с тобой снежок слепили:                Лепят «снежок».

        Круглый, крупный, очень гладкий       Показывают.

        И совсем - совсем не сладкий.              Грозят  указат. пальчиком правой руки.

        Раз – подбросим, два – поймаем,          Выполняют движения по тексту.

        Три  - уроним и сломаем.

    Воспитатель:  я приглашаю вас порисовать. Но рисование будет необычное, а волшебное. У вас на столах лежат листочки, вам надо нанести голубую краску кисточкой на листок и весь его закрасить, посыпать солью. Когда кристаллы соли высохнут, то получится блестящий снегопад.

    Дети  выполняют  задание, тихо  звучит  музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».

    Воспитатель:  молодцы, ребята, у  вас получились красивые снежинки и настоящий снегопад. Ребята, посмотрите какой большой сугроб, давайте подуем на снежинки.

    Логопед:  выполним упражнение «Лопаточка», «Трубочка».  Язычок кладём на нижнюю губу, дуем по середине язычка.

    Воспитатель:  ребята,  ледяной ларец!  Мы нашли с вами ларец Зимушки-зимы. Здесь написано «Спасибо, ребята, вы справились с моими заданиями, вот вам сюрпризы. До свидания».  Давайте Зимушке-зиме подарим свои снежинки.

    Дети: да.

    Воспитатель: нам пора возвращаться в детский  сад. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя обвернись, в детском саду очутись».

    Воспитатель:  скажите, о чём мы сегодня говорили?

    Дети: мы говорили о зиме.

    Воспитатель: какая зима?

    Дети: зима холодная, снежная, вьюжная.

    Воспитатель:  как мы помогали Зимушке-зиме?

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

    В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

    Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

    Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

    Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...