Логопедия
учебно-методический материал по логопедии на тему

Геворкян Светлана Григорьевна

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

1.   КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Психолого-педагогическая клас-ия. Делится на 2 гр.:

1.        Нарушение средств общения.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — наруш. процессов ф→ произносительной системы родного языка у ☺ с различ. речевыми расстройствами вследствие дефектов воспр. и произношения фонем.

2. Общее недоразв. речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено ф→ всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Недоразвитие может быть выражено в различной степени: от лепета до фразовой дефектной речи – 1, 2, 3 уровень речевого развития

2.    Нарушение в применении средств общения.

Заикание, которое рассматр. как наруш. коммуникативной функции речи при правильно сформировав. средствах общ. Может быть заикание  + ФФНР или  заикание + ОНР.

Клинико-педагогическая класс-ия. Нарушения устной речи:

1.Наруш. фонац-го оформления высказ-я. 1.1.Наруш-я голосообразования. Дисфония (афония) – наруш. или отсутств. фонации вследствие патологич-х изм-й голосового аппарата. 1.2.Наруш. темпо-ритмич. организации высказывания. Бради-, тахилалия - патологически замедл. (ускоренный) темп речи. Заикание – наруш. темно-ритмич. организации речи, обусловл-е судорожным сост-м мышц речевою аппарата. 1.3.Наруш. звукопроизносит. организации. Дислалия – наруш. звукопроизнош. при нормальном слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. 1.4.Наруш. неск-х звеньев фонац-го оформления. Ринолалия — наруш. тембра голоса и звукопроизнош, обусловл-е анатомо-физиологич-ми дефектами речев. аппарата. Дизартрия – наруш. произносит. стороны речи, обусловл. недостат-й иннервац. мышц реч. аппарата.

2. Наруш. структурно-семантич. или внутр-го оформления высказ-я. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органич-го поражения речевой зоны КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития при сохранном интеллекте. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением ГМ (речь распадается).

2.   ДИСЛАЛИЯ

Дислалия – наруш. звукопроизнош. при норм. слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. В зав-ти от сохр-ти анатомич. строения речев. аппарата 2 формы:

а) функциональная – наруш. воспроизв. звуков, речевой аппарат не имеет патологич. изменений. В детском возрасте. 

б) механическая - неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляц. аппарата. Возник. в любом возр. вследствие повреждения периферич. реч. аппарата.

В зав-ти от кол-ва наруш-х групп звуков: мономорфная (нарушен или 1 звук или 1 группа зв.) и полиморфная – наруш. 2 и более гр. звуков.

Нарушения звукопроизношения  могут проявляться по-разному:

1) отсутствует; 2) произносится искаженно; 3) заменяется др. звуком.

В_зав-ти от того, какие звуки несформир-ны или нарушены, виды недостатков.

1. Сигматизм — недостатки произн. свист. (с, с', з, з’, ц) и шипящ. (ш, ж; ч, щ) звуков.  Выдел. 6 видов: 1. Межзубный, 2. Губно-зубной, 3. Призубный, 4. Шипящий, 5. Боковой, 6. Носовой.

Устранение - 3 способ: Показ-подражание ↑(2), Механический ↑(3), Смешанный↑ (1).

2. Ротацизм — недостатки произн. звуков р и р’.      3. Ламбдацизм — недостатки произн. звуков л и л'. 4. Дефекты произн. нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г': хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука и.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-тп, в-ф, з-с, ж- ш, г-к и т.д. 6. Дефекты смягчения — недостатки произн. мягких согл. звуков замена парными твердыми: например, д'-д, п'-п, и т.д

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится поэтапно.

1. Подготовительный этап. 2. Этап появл. звука. 3. Закреп. звука (автоматизация). 4. Дифференциация звука от сходных с ним.

3.  ДИЗАРТРИЯ  и   АФАЗИЯ

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ф-мы: бульбарн; псевдобульб; подкорк-я; корков; мозжечк.

1. Бульбарная. При поражен. продолговат. мозга: паралич или парез мышц глотки; атрофия мышц языка, амимичность лица.

2. Подкорковая. При пораж. подкорковых узлов ГМ: наруш. мышечн. тонуса; наличие гиперкинезов (насильств-х непроизв-х движ) в обл. артикуляц. и мимич. мускул. (в сост. покоя и при реч. акте).

3. Мозжечковая. При наруш. в обл. мозжечка: речь рубленная, отдельными словами.

4. Корковая. Возн-т при очаговых пораж. КГМ: речь рубленная, отдельными словами.

5. Псевдобульбарная. При псевдобульб. парезе или параличе, обусловл-м пораж-м проводящих путей, идущих от КГМ к ядрам ЧМН, как следствие перенесенного органич-го пораж.  ГМ.

Выд-т: 3 степ.: легкая, средняя, тяжелая (анартрия).

Проявл: наруш. общей и речевой мотор; затрудн. сосания, глотания; слюнотечение; наруш. мимики, вплоть до отсутствия; наруш. структура слова, фонетич. стороны речи.

Симптомы: речевые, не речевые.

Стертая дизартрия: Трудно отличить от дислалии. В основе: очень не большие точечные пораж. КГМ, приводящ. к порезам не больших групп мышц реч. аппарата. Страдает произн. отдельных звуков.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловл. локальн. пораж.  ГМ.

Прич: наруш. мозгового кровообр. (инсульт, кровоизл-я); травмы, опух. ГМ.

Проявления: системное нарушение всех видов речевой деятельности

4.   АЛАЛИЯ

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органич. поражения  речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка (до 3х лет)

Дети имеют норм. слух и полноценный интеллект, но появ. речи может задерж. до 5л, и идет с выраж. отклонен., страдает вся реч. система.

три уровня недоразвития речи: 1: отсутствие общеупотребительной речи; 2: зачатки общеупотребительной речи; 3: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Виды алалии: сенсорная (центр Вернике), моторная (центр Брока).

Моторная алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи (центр Брока)

Симпт. реч: фонетич. наруш. (звукопроизн); недоразв. фонематич. слуха; аграмматизмы в речи; наруш. стр-ры слова и фразы; резко обеднен словарный запас; нет связной речи; несформир. мотивация общения; поним. речи сохранно.

Симптомы неречевые: общая моторная неловкость и недоразв. мелкой мотор; наруш. корд. движ; недоразв. психич. ф-ций; патологич. кач-ва личности (низкая работоспос-ть, негативизм); вторичная задержка умств. разв. (конкретность мышл, бедность логич. операций, сниж. спос-ти к символизации, обобщению, абстрактности); несформир-ть игровых навыков; импульсивность, хаотичность д-ти; нестойкость интересов.

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возник. при пораж. височной доли (центр Вернике)

Речь при сенсорной алалии: из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи; двигательное беспокойство, трудности поведения; дети мало пользуются жестами и мимикой; реагируют на интонацию, не понимания смысла; игру сопровождают модулированным лепетом; логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов; эхолалия -- повторение обращенной речи; при появлении первых слов: (ошибки в ударении не фиксированного характера; замены гая ошибка; искажения структуры; высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме.

Смешанная алалия.

5.   ЗАИКАНИЕ

Заикание – наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл-х частях реч. аппарата. При заикании наблюдаем в его речи вынужд-е остановки или повт-я отд. зв. и слогов. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Судороги (основной симптом) при заикании различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повтор. судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

По локализации: дыхательные; голосовые; артикуляц.; смешанные.

Наруш. моторики при заикании: судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; производ. движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость.

Уловки для маскировки заикания: движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова.

Причины заикания: 1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

Предрасполагающие причины: 1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

Производящие причины: 1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш); детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); болезни внутренней секреции, обмена веществ; несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 2)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); неправильное воспитание в семье (длительная психотравма); хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия; подражание заикающимся (пассивное и активное).

6.   РИНОЛАЛИЯ

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Выделяют 3 вида: 1. открытая, 2. закрытая, 3. смешанная.

Бывает: органическая и функциональная.

1. Открытая: Функциональная открытая Р – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции: после удаления аденоидов («привычная»); после дифтерии (постдифтерийный порез)

Органическая открытая Р – м.б. приобретенной (перфорации неба, порезы, параличи, рубцовые изменения, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба)

2. Закрытая:  Передняя закрытая Р - при непроходимости носовых полостей: гипертрофия слизистой носа; полипы; искривление носовой полости и носовой перегородки; опухоли носовой полости.

Задняя закрытая Р – уменьш. носовой полости: аденоиды; опухоли

Функциональная закрытая Р - мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей)

При органической закрытой Р: 1.устр-т причины непроход-ти носовой полости; 2.проводят упражнения как при  функциональных нарушениях.

3. Смешанная: Причина: непроход-ть полости носа + недостат-ть небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.

Вторичные наруш.: Наруш. слуховая дифференциация звуков; ОНР; ЗПР; вторичные психич. наслоения (раздражит., застенчивость …)

7.  ВСЕГО  ПО  ЧУТЬ-ЧУТЬ                                                                      

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Выделяют 3 вида: 1. открытая (приобретенная и врожденная), 2. закрытая, 3. смешанная.

Бывает: органическая и функциональная.

Заикание – наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорог. в разл-х частях реч. аппарата. по форме: 1.Тонические 2.Клонические 3.Смешанные: тоно-клонич., клоно-тоническое. Причины заикания: 1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловл. локальн. пораж.  ГМ.

Дизартрия – центральное органич. нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Формы: бульбарн; псевдобульб; подкорк-я; корков; мозжечк. Стертая дизартрия: Трудно отличить от дислалии. Страдает произн. отдельных звуков.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органич. поражения  речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка (до 3х лет)  три уровня недоразвития речи: 1: отсутствие общеупотребительной речи; 2: зачатки общеупотребительной речи; 3: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Виды алалии: сенсорная (центр Вернике), моторная (центр Брока).

Дислалия наруш. звукопроизнош. при норм. слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. 2 формы: механич. и функциональная. От кол-ва наруш. гр. звуков: мономорфная (простая)  и полиморфная (сложная). Виды недостатков:                  1. Сигматизм.  Выдел. 6 видов: 1. Межзубный, 2. Губно-зубной, 3. Призубный, 4. Шипящий, 5. Боковой, 6. Носовой. +(Парасигматизм - замена) 2. Ротацизм, 3. Ламбдацизм, 4. Дефекты произн. нёбных звуков: каппацизм, гаммацизм , хитизм ,йотацизм. 5. Дефекты озвончения, 6. Дефекты смягчения.

____________________________________________________________________________________________

Классификация нарушений речи

Психолого-педагогическая клас-ия. 1.Нарушение средств общения (ФФНР, ОНР- 1,2,3 уровня) 2. Наруш. в применении средств общ. (заикание). 

Клинико-педагогическая класс-ия. 1.Наруш. фонац-го оформления высказ. (дис(а)фония, тахи- брадилалия, заикание, ринолалия, дислалия, дизартрия).              2. Наруш. структурно-семантич. или внутр-го оформления высказ-я. (алалия, афазия)

____________________________________________________________________________________________

Классифик. звуков.

В рус-яз 42 звука.(ж,ш,ц- тв.),(ч,щ,й- мг.) Гласные (а,о,у,ы,и,э) произн. голосом, без препятствий для воздушн. струи. Осн. роль - слогообразование. Согласные - произн. голосом и шумом или только шумом (б-п, д-т, ж-ш, з-с, г-к, в-ф).

Классифик. звуков по 6 призн: 1. По участ. голосовых связок (гласные, зв.согл., глух. согл., сонорные лл`,рр`, мм`, нн`) 2. По нал. или отсутств. преград в ротовой полости. 3. По работе мягкого неба (ротовые и носовые мм`нн`). 4. По доп. подъему спинки языка (на тв. и мг.). 5. По способ. произн.: щелевые- фрикативные (вв`, фф`, сс`, зз`, ж, х, й, щ); смычно щелевые- африкативные (ц,ч); смычные- взрывные (б,г,д,к,п,т); смычно проходные (мм`, лл`, нн`); 6. По месту образования: губно-губные (мм`, бб`, пп`); губно-зубные (фф`, вв`); язычные (передне- все, средне- й, заднеязычные - к,г,х)

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического.               1. Центральный: Это лобная (центр Брока), височная (центр Вернике), теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). КГМ связана с периферическими органами речи проводящими путями. Иннервация – обеспеч.  какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.

2. Периферический реч/аппарат сост. из трех отделов: 1) дыхательного (легкие, диафрагма, бронхи, трахея); 2) голосового (связки, гортань); 3) артикуляционного (глотка, носоглотка, ротовая и носовая полость). Органами артикуляции являются: язык (кончик, корень, боковые края и спинка), губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть - подвижные, остальные - неподвижне.

____________________________________________________________________________________________

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится поэтапно. 1. Подготовительный этап. 2. Этап появл. звука. 3. Закреп. звука (автоматизация). 4. Дифференциация звука от сходных с ним.

____________________________________________________________________________________________

Приблизительное распред. по группам.

В группы с ОНР принимаются дети с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с ФФНР принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся — дети, страдающие заиканием. Может быть заик.  + ФФНР или  заик. + ОНР.

____________________________________________________________________________________________

ОНР            Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте. I ур. РР характер-ся отсутств. речи (“безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. II ур. РР. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. III ур. РР характер-ся наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.

____________________________________________________________________________________________

ФФНР          Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...