Главные вкладки

    Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией по методике Архиповой Е.Ф. на примере звука «К»
    методическая разработка по логопедии на тему

    Данный материал рассказывает о том, как , использую поэтапное введение звука в речь у детей со стертой дизартрией по методике Е.Ф.Архиповой, сделать занятия разнообразными, интересными и продуктивными.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией по методике Архиповой Е.Ф. на примере звука «К» Автор: учитель- логопед Южанина Ирина Витальевна г. Мытищи, МБДОУ № 57 «Почемучка»

    Слайд 2

    Игра позволяет сделать сложную и кропотливую работу по исправлению дефектов звукопроизношения занимательной, увлекательной, весёлой и высокоэффективной. Любая игра, имея комплексный подход , позволяет в процессе коррекции звуков укрепить психическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), сформировать грамматический строй языка, воспитать интерес , уважение и любовь к живому русскому языку, тренировать навык чтения.

    Слайд 3

    3. Компактность и вариативность предлагаемых игр позволяет логопеду : чутко реагировать на изменения в отношении детей к занятию, и, не меняя целей занятия, мобильно перестроиться на тот или иной вариант игры, ненавязчиво подводя ребенка к задуманному логопедом результату, сохраняя эмоциональность и результативность занятия. при формировании правильного звукопроизношения отработать ту грамматическую категорию, которая вызывает трудность у конкретного ребенка. использовать данные игры на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

    Слайд 4

    В основу последовательности автоматизации звуков и подбора речевого материала для игр легла методика Е. Ф . Архиповой по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией («Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» Е.Ф. Архипова, издат . Астрель , 2008). Данная методика включает в себя отработку 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука. Каждая позиция звука последовательно отрабатывается в общепринятой в логопедии последовательности в слогах, словах, предложениях, текстах, чистоговорках .

    Слайд 5

    Основным принципом методики Е.Ф. Архиповой является принцип усиления артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи.

    Слайд 6

    С целью усиления кинестезий Е.Ф. Архипова предлагает оптимизирующие логопедическую работу приемы : пальцевые движения на аппликаторе, имеющем игольчатую поверхность. Например, тренажер – резиновый или пластмассовый коврик с игольчатой поверхностью начинать автоматизацию вызванного звука с уточнения произнесения гласных. Уча детей длительно, утрированно произносить ( пропевать ) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел анализатора. вводить зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

    Слайд 7

    Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии воспроизведению. Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера можно переходить к автоматизации поставленного звука.

    Слайд 8

    На примере автоматизации звука К (модуль 2 – прямой слог, слитное произнесение)

    Слайд 9

    Упр. 1 «Пропой слог» Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными А, О, У, Ы, Э. При этом совершенствуются пальцевые движения в виде прижимов к тренажеру одновременно обеими руками соответствующего пальца. Активно работают губы при произнесении гласных. Такой акцент на гласные звуки дает плавное, мягкое введение поставленное звука в слог, а затем и в слова, предложения.

    Слайд 10

    Упр.2 « Сочинялки » Послушай внимательно, какой каблучок звучит в конце каждой строчки: ка, ко или ку. Простучи за мной нужным каблучком 3 раза. Взрослый Ребенок У окна видна О ка ка-ка-ка До Оки недале ко ко-ко-ко Дети ходят на О ку ку-ку-ку Дай котятам окунь ка ка-ка-ка Бегут котята к окунь ку ку-ку-ку У меня болит ру ка ка-ка-ка В школе будет нелег ко ко-ко-ко Для блинов нужна му ка ка-ка-ка Я куплю домой му ку ку-ку-ку

    Слайд 11

    Далее вводятся слова с отработанной позицией автоматизируемого звука – прямой слог. Лексический материал : Кони, Коля, Капа, кофе, Косы, касса, козы, кабина, канава, Калина, колено, камин, кабан, каноэ, камень, кузина

    Слайд 12

    1. « Повторялки » Отрабатываем название каждой картинки, уточняем понимание. После отраженного повторения ребенком слов и уточнения значения незнакомых слов с помощью картинок, можно переходить непосредственно к играм с картинками. 2. «Карусель» Многократно повтори серию картинок. Не забывай нажимать нужным пальчиком на коврик, когда произносишь гласный. Старайся произносить слова все быстрее и быстрее, но следи что бы слова были красивыми.

    Слайд 13

    3. «День - ночь» Из серии 4-5 картинок отгадать, какая картинка исчезла (какой картинки нет). На слово «Ночь» ребенок закрывает глаза, логопед переворачивает картинку – «День» – ребенок открывает глаза и находит изменения, произнося фразу: «Нет…) 4. «Лото» Дает возможность отрабатывать произнесение вызванного звука сразу у нескольких детей, стимулируя их к контролю за чужим и своим произнесением. Логопед спрашивает «У кого….?», Ребенок отвечает «У меня…» и закрывает картинку нужной карточкой. (Коврики не используются)

    Слайд 14

    5. «Один и много» Скажи по образцу: коса – косы, касса – кассы, коза – козы, кабина – кабины, канава – канавы, калина – калины, камин - камины, кабан - кабаны, кузина – кузины Назови слова парами 6. «Назови и перепрыгни» Картинки раскладываются в ряд, нужно назвать правильно картинку и перепрыгнуть (можно использовать данную игру для отработки предложений. См. игра 15 )

    Слайд 15

    7. «Капа купила (Коля купил)» Шуточная фраза с наращиванием предметного ряда. Каждый раз добавляем по одной картинке. Расскажи, что купила Капа (что Купил Коля). Капа купила казу. Капа купила козу и канаву. Капа купила козу, канаву и косы...и т. д.

    Слайд 16

    8. «Запомни – повтори – закрой» Повтори слова по 2-3 вместе, закрой их в нужной последовательности. Капа – кофе – кони кабина – канава – калина Кони - Коля – козы колена – каноэ – кузина Косы – козы – кабаны кабан – камин – камень

    Слайд 17

    9. «Отгадай картинку без звука К» Перед ребенком разложены картинки. Логопед называет картинку без звука «К», ребенок отгадывает какую картинку загадал логопед. Отгадал – забери себе. ...они, .. оля , .. апа , .. офе , ..осы, ..асса, .. озы , .. абина , .. анава , .. алина , .. олено , ..амин, .. абан , .. аноэ , .. амень , ..узина

    Слайд 18

    10. «Не ошибись» Из одной стопки в другую перекладываются картинки со словами: «кони на Коле, Капа на конях, кофе на Капе, косы на кофе, козы на козах и т.д.» Стараться как можно быстрее выполнить упражнение. Если ребенок ошибается ход переходит к другому ребенку (игроку).

    Слайд 19

    11. « Ходилки-бродилки » Перед ребёнком выкладываются картинки, так чтобы они образовали игровое поле-лабиринт: где правильная дорожка проходит по картинкам только на звук «К». Среди картинок на звук «К» выкладываются картинки без звука «К». Задание для ребенка : Проведи кота к коню. Но Кот может идти только по картинкам на звуком «К».

    Слайд 20

    12. «Закончи предложение» Перед ребенком разложены картинки. Логопед называет предложение не договаривая его до конца. Ребенок по смыслу должен догадаться каким словом его закончить. Закончил правильно - поставь на картинку свою фишку (можно использовать фигурки из киндер сюрпризов) Быстро скачут резвые……кони. Новые брюки надел…Коля. Вкусный мёд у бабы… Капы. По утрам папа пьет ароматный….кофе. У девчонок длинные…. косы. Часть машины, где сидит шофер… кабина. После сильного дождя вода заполняет глубокую… канаву. Мы набрали полное лукошко красной…калины. У соседа болело…. колено. Красивый из кирпича выложен…камин.

    Слайд 21

    В лесу живет…кабан. Индейцы плавают на…. каноэ. Перегородил дорогу крупный….камень. Мою двоюродную сестру я называю… кузина.

    Слайд 22

    Далее слова вводятся в предложения с отработанной позицией автоматизируемого звука – прямой слог. 13. « Повторялки » (предложения отрабатываются на игольчатом коврике) Коля, пей кофе. (картинка – кофе) Капа купала Колю. (картинка – Капа) У Лены болело колено. (картинка – перебинтованное колено) Кузина купила каноэ. (картинка – каноэ) Коля и Ваня копали канаву. (картинка – канава) Коля и Нина ели калину. (картинка – калина) Каля купил козу, а Капа коня. (Картинка – Коля) На каждое предложение для запоминания ребенку предъявляется картинка.

    Слайд 23

    14. «Веер» Картинки, используемые в игре 13 собираются веером. Дети по очереди вытаскивают картинку, вспоминают предложение. Назвал правильно- оставил картинку у себя, ошибся картинка возвращается в веер – ход переходит к другому игроку. (картинки: кофе, Капа, колено, каноэ, канава, калина, Коля) В конце игры количество картинок подсчитывается.

    Слайд 24

    15. «Назови и перепрыгни» Картинки раскладываются в ряд, нужно вспомнить предложение про эту картинку, четко его назвать и перепрыгнуть через картинку. Выигрывает тот, кто дойдет до конца за более короткий срок, ни разу не ошибется и проговорит все четко и внятно

    Слайд 25

    16. «Исправь ошибку – найди картинку» Слушай внимательно, если ошибусь – исправь меня . Переверни карточку, которую ты назвал, картинкой вниз. Кофе, пей Колю. Капа купила Колю. У колена болела Оля. Каноэ купило кузину. Коля и канава копали Ваню. Ели Нину калина и Коля. Коза купила Колю, а конь купил Капу. (картинки: кофе, Капа, колено, каноэ, канава, калина, Коля) Картинки можно дополнить подписями и параллельно с автоматизацией звуков формировать мотивацию, интерес и навык чтения.

    Слайд 26

    Желательно! домашние задания на закрепление звука так же давать в игровой форме, используя напечатанные на листе формата А4 черно-белые изображения. Варианты домашних заданий: Д/З №1 Повтори слоговые цепочки: ка-ка-ка, ко-ко-ко… Назови, раскрась картинки только на звук «К» Назови картинки по «Карусели», ускоряя темп, но не теряя четкости и внятности произнесения.

    Слайд 27

    Д/З №2 Повтори слоговые цепочки: ка-ка-ку, ку-ку- кы ….. По картинке из Д/З №1 скажи по образцу: коза - козы, кабан – кабаны… «Фраза с наращиванием предметного ряда»: По картинке из Д/З №1 нарисуй стрелки от картинки к картинке, рассказывая, что у Капы (у Коли). Ребенок каждый раз дорисовывая стрелку, добавляет название картинки к предыдущему названию. (У Капы косы. У Капы косы и кабина. У Капы косы , кабина и камень…т.д.) Д/З №3 Повтори слоговые цепочки: ка-ку-ка, ку-ко-ку…. Вспомни по картинкам предложения. Повтори каждое предложение 3-4 раза подряд, не теряя четкости и внятности произнесения. Если произнес предложение правильно, раскрась нужную картинку. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ КАРТИНКИ НА ЛЮБОЙ ЗВУК можно скачать на сайте: pedlib.ru

    Слайд 28

    Используя предложенную Е.Ф. Архиповой отработку 11 модулей ( 11 вариантов звукосочетаний ) для автоматизации звуков и игровые приемы с картинками , подобные описанным выше, можно добиться более живых, результативных, веселых, интересных занятий и более быстрого, стойкого введения звука в речь, сформировать активный интерес детей к русской речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    форрмирование произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией

    представлена схема работы по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией...

    статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "

    Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произноси...

    Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

    Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

    Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией

    Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...

    Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией

    Этапы коррекционной работы по преодлению речевых нарушений у детей со стертой дизартрией...