Главные вкладки
«Использование графико - моторных упражнений в формировании фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Грамотная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.Преемственность детского сада и школы позволяет выявить достаточно большой процент детей начальных классов с нарушением письма на основе несформированности различных форм языкового анализа и синтеза (40%).Это наблюдается у детей, как с «нормой», так и с проблемами речевого развития.Диагностика подтверждает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается резко выраженная несформированность фонематических процессов. Я считаю, эту проблему актуальной и обращаю на неё особое внимание. С этой целью мной разработаны варианты графико-моторных упражнений, позволяющих следовать принципу ФГОС – формировать познавательные интересы и действия ребёнка через различные виды деятельности. Ребёнок вовлекается в определенные игровые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рассуждать, анализировать, обобщать, делать умозаключения на материале созданном своими руками. Это является преимуществом метода графико - моторных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Трофимова Татьяна Владимировна
учитель-логопед
I квалификационная категория
МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»
«Использование графико - моторных упражнений в формировании фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Грамотная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. [2, с. 69]
Преемственность детского сада и школы позволяет выявить достаточно большой процент детей начальных классов с нарушением письма на основе несформированности различных форм языкового анализа и синтеза (40%).Это наблюдается у детей, как с «нормой», так и с проблемами речевого развития.
Диагностика подтверждает, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается резко выраженная несформированность фонематических процессов (таблица № 1.см. приложение №1).
Я считаю, эту проблему актуальной и обращаю на неё особое внимание. С этой целью мной разработаны варианты графико-моторных упражнений, позволяющих следовать принципу ФГОС – формировать познавательные интересы и действия ребёнка через различные виды деятельности. Ребёнок вовлекается в определенные игровые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рассуждать, анализировать, обобщать, делать умозаключения на материале созданном своими руками. Это является преимуществом метода графико - моторных упражнений.
Графический рисунок я использую как часть фронтальной коррекционно-образовательной деятельности по звукопроизношению и обучению грамоте. Суть его в том, что, изучая звук, ребёнок по моему заданию выделяет слова с этим звуком и изображает этот предмет графически (рисует), а затем выполняет ряд заданий предусмотренных задачами данной деятельности. При использовании таких упражнений я придерживаюсь следующих требований: чёткая постановка цели упражнения; предметы для графического рисунка не должны вызывать трудности в их изображении в тексте графического упражнения не должны присутствовать предметы с изучаемым звуком, которые нельзя нарисовать; точность изображения не имеет значения; все задания к графико-моторному рисунку должны соответствовать программному содержанию при затруднении даю образец.
В зависимости от задач образовательной деятельности и уровня сформированности фонематического восприятия подбираю варианты графико-моторных упражнений.
Приведу примеры использования графико-моторного рисунка на начальном уровне:
Упражнение со звуком «У»
- нарисовать предметы, в названии которых есть звук «У»: стол, удочка, кубик и т.д.
- чётко произнеси звук «У» в слове.
Упражнение со звуком «О».
-из ряда слов выбрать только со звуком «О». Нарисовать с этим звуком предмет.
облако, трава, обруч» и т.д.
-назвать слова со звуком «О»;
-определить место звука в слове;
-разделить слова на «части»;
-И: «Один - много»
Таким же образом дети находят слова с определённым звуком из предложения, зарисовывают их и выполняют ряд заданий предусмотренными задачами коррекционно - образовательной деятельности.
На среднем уровне задания усложняются. Например:
Упражнение со звуками «Ш» - «Ж».
-нарисовать предмет со звуком «Ш»- верхней части листа, со звуком «Ж»- в нижней части листа.
- назвать слова со звуком «Ш», «Ж»
- определить место звука в слове;
-разделить слова на слоги;
- И: «Кто это? Что это?»
- составить предложение с «маленьким словом» «НА» и т.д.
Упражнение со звуками «Д», «ДЬ».
-найти слова со звуком «Д», «ДЬ» в тексте и нарисовать предметы с этим звуком
« Это дом. У него есть дверь и крыльцо. На крыше дома чердак. А возле дома дорога. Около дороги растёт дерево. Часто прилетает из леса дятел и любит сидеть на этом дереве. В этом доме живёт девочка Даша. У неё есть друг Дима. Они любят играть под дождём и смотреть на радугу после дождя»
- назвать предметы со звуком «Д», «ДЬ» (называет каждый ребёнок по одному слову);
- назвать предметы с 1 слогом, 2 слогами.
- назови ударный звук ;
- назвать каждый звук в слове: дом, дорога, дупло, Даша, Дима, радуга и т.д.
Самым сложным уровнем, с которым дети успешно справляются, это выполнение графико-моторного рисунка с использование творческих заданий.
Упражнение со звуками «Т», «ТЬ».
-нарисовать предметы со звуком «Т», «ТЬ».
Жила - была в середине листочка маленькая точка. Ей было скучно одной. Тогда решила она нарисовать ещё такие же точки. Первую нарисовала в правом верхнем углу, вторую - в нижнем левом углу, 3- верх левом, 4- правом нижнем углу. И всё равно она скучала. И тогда решила точка превратить их в предметы, в названии которых есть «Т», или «ТЬ». Помогите нарисовать такие предметы. [ 1, с. 34 ]
- назвать предметы, которые нарисовали относительно листа бумаги.
- назвать предметы со звуком «Т», «ТЬ»;
- место звука в слове;
- назвать только гласные в слове;
- составить предложений; и т.д.
С помощь таких упражнений дети учатся ориентировать на листе бумаги
Упражнение со звуком «Ч».
Задание:
-нарисовать предметы со звуком « Ч».
« Жил возле речки паучок. Однажды он заполз на дерево, посмотрел кругом и увидел много интересного. На небе заметил облачко, на цветочке - пчёлку, а возле грибочка - червячка. Он решил с ними подружиться. Продолжите рассказ…..
Таким образом, использование данных упражнений предусматривает понятную детям атмосферу игры с графическими образами, а это облегчает детям работу, позволяет сделать коррекционно - образовательную деятельность менее утомительной и более привлекательной, сохраняет здоровье детей. Ребенок приобретает знания, умения и навыки, не догадываясь об этом.
Результаты диагностики (в течение года: стартовой и итоговой) показывают, что использование графико-игровых упражнений положительно влияет на динамику и уровень сформированности фонематического восприятия, а также на уровень сформированности грамматического строя и связной речи. Это подтверждает таблица №2 (см. приложение №2)
Приложение №1
Таблица № 1
Диагностика сформированности фонематических процессов в подготовительной логопедической группе
( на начала использования графико-моторных упражнений)
Фонематические .процессы | Повторение слогов с опозиц.звуками (%) | Выделение заданного звука (%) | Назвать слово с определённым звуком (%) | Звуковой анализ и синтез (%) |
Уровень сформированности (%) | 60 | 55,4 | 50,1 | 36,1 |
Приложение № 2
Таблица № 2
Диагностика сформированности фонематических процессов в подготовительной логопедической группе
( на конец использования графико-моторных упражнений)
Фонематические. процессы | Повторение слогов с опозиц.звуками (%) | Выделение заданного звука (%) | Назвать слово с определённым звуком (%) | Звуковой анализ и синтез (%) |
Уровень сформированности (%) | 99,1 | 99,2 | 98,4 | 97,5 |
Наряду с повышением уровня сформированности фонематического восприятия наблюдается положительная динамика грамматического строя (47,5 % до 98,3 %) и связной речи (с 34,6 % до 95,6)
Таким образом, использование графико-моторных упражнений в коррекционно - развивающей деятельности с детьми с ОНР даёт положительные результаты, и являются практически значимыми.
Список литературы
1..Карноухова Я.Б . Формируем фонетику карандашом. Журнал Дошкольное образование № 8 2007
2..Мальнева И.А. Развитие у дошкольников фонематического восприятия – Журнал: Современный детский сад №4 2010 г. Методика и практика. ООО « АРКТИ» 2010 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...

Методическая разработка обследования состояния моторных функций у дошкольников с ОНР. Проводится в начале коррекционного обучения. Позволяет уточнить картину психомоторного состояния детей с нар...

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты пам...

Использование современных технологий в автоматизации звукову дошкольников с общим недоразвитием речи....
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка...