Главные вкладки

    «Использование графико - моторных упражнений в формировании фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи»
    статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Грамотная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.Преемственность детского сада и школы позволяет выявить достаточно большой процент детей  начальных классов с нарушением письма  на основе несформированности различных форм языкового анализа и синтеза (40%).Это наблюдается  у детей, как с «нормой», так и с проблемами речевого развития.Диагностика подтверждает, что  у детей  с общим недоразвитием речи   наблюдается резко выраженная несформированность фонематических процессов.  Я считаю, эту проблему актуальной и обращаю на неё  особое  внимание. С этой целью мной разработаны  варианты графико-моторных  упражнений, позволяющих    следовать принципу  ФГОС – формировать познавательные интересы и действия ребёнка через различные виды деятельности. Ребёнок вовлекается в определенные игровые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рассуждать, анализировать, обобщать, делать умозаключения на материале созданном своими руками. Это является  преимуществом  метода графико  - моторных упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_grafiko-motornye_upr.docx22.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Трофимова Татьяна Владимировна

    учитель-логопед

    I квалификационная категория

    МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

    «Использование графико -  моторных упражнений в  формировании фонематического  восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Грамотная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. [2, с. 69]

    Преемственность детского сада и школы позволяет выявить достаточно большой процент детей  начальных классов с нарушением письма  на основе несформированности различных форм языкового анализа и синтеза (40%).Это наблюдается  у детей, как с «нормой», так и с проблемами речевого развития.

    Диагностика подтверждает, что  у детей  с общим недоразвитием речи   наблюдается резко выраженная несформированность фонематических процессов (таблица № 1.см. приложение №1).

    Я считаю, эту проблему актуальной и обращаю на неё  особое  внимание. С этой целью мной разработаны  варианты графико-моторных  упражнений, позволяющих    следовать принципу  ФГОС – формировать познавательные интересы и действия ребёнка через различные виды деятельности. Ребёнок вовлекается в определенные игровые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рассуждать, анализировать, обобщать, делать умозаключения на материале созданном своими руками. Это является  преимуществом  метода графико  - моторных упражнений.

    Графический рисунок я использую как часть  фронтальной коррекционно-образовательной деятельности по звукопроизношению и обучению грамоте. Суть его в том, что, изучая звук, ребёнок по моему заданию выделяет слова с этим звуком и изображает этот предмет графически (рисует), а затем выполняет ряд заданий предусмотренных задачами данной деятельности. При использовании таких упражнений я придерживаюсь следующих  требований: чёткая постановка цели упражнения; предметы  для графического рисунка не должны  вызывать трудности в их изображении  в тексте графического упражнения не должны присутствовать предметы   с изучаемым звуком, которые нельзя нарисовать; точность изображения не имеет значения; все задания к графико-моторному  рисунку должны соответствовать программному содержанию при затруднении даю  образец.

    В зависимости от задач образовательной деятельности и уровня сформированности фонематического восприятия подбираю варианты графико-моторных упражнений.

    Приведу примеры использования графико-моторного рисунка на начальном уровне:

    Упражнение со звуком «У»

    - нарисовать предметы, в названии  которых есть звук «У»: стол, удочка, кубик и т.д.

    - чётко произнеси звук «У» в слове.

    Упражнение со  звуком  «О».

    -из ряда  слов выбрать только со звуком «О». Нарисовать с этим  звуком  предмет.

    облако, трава, обруч» и т.д.

    -назвать слова со звуком  «О»;

    -определить место звука в слове;

    -разделить слова на «части»;

    -И: «Один - много»

    Таким же образом дети находят слова  с определённым звуком из предложения, зарисовывают их и выполняют ряд заданий предусмотренными задачами коррекционно - образовательной деятельности.

    На среднем уровне  задания усложняются. Например:

    Упражнение со  звуками  «Ш» - «Ж».

    -нарисовать предмет  со звуком «Ш»-  верхней части  листа, со звуком «Ж»- в нижней части  листа.

    - назвать слова со звуком «Ш», «Ж»

    - определить место звука в слове;

    -разделить слова на слоги;

    - И: «Кто это? Что это?»

    - составить предложение с «маленьким словом» «НА» и т.д.

    Упражнение со звуками  «Д», «ДЬ».

    -найти  слова со звуком «Д», «ДЬ» в тексте и нарисовать предметы с этим звуком

    « Это дом. У него есть дверь и крыльцо. На крыше дома чердак. А возле дома дорога. Около дороги растёт дерево. Часто прилетает из леса дятел и любит сидеть на этом дереве. В этом доме живёт девочка Даша. У неё есть друг Дима. Они любят играть под дождём и смотреть на радугу после дождя»

    - назвать предметы со звуком «Д», «ДЬ» (называет каждый ребёнок по одному слову);

    - назвать предметы с 1 слогом, 2 слогами.

    - назови ударный звук ;

    - назвать каждый звук в слове: дом,  дорога, дупло, Даша, Дима, радуга и т.д.

    Самым сложным уровнем, с которым дети успешно справляются, это выполнение графико-моторного рисунка с использование творческих заданий.

    Упражнение со звуками  «Т», «ТЬ».

    -нарисовать предметы со звуком «Т», «ТЬ».

    Жила - была в середине листочка маленькая точка. Ей было скучно одной. Тогда решила она нарисовать ещё такие же точки. Первую нарисовала в правом верхнем углу, вторую - в нижнем левом углу, 3- верх левом, 4- правом нижнем углу. И всё равно она скучала. И тогда решила точка превратить их в предметы, в названии которых есть «Т», или «ТЬ». Помогите нарисовать такие предметы. [ 1, с. 34 ]

    - назвать предметы, которые нарисовали относительно листа бумаги.

    - назвать предметы со звуком «Т», «ТЬ»;

    - место звука в слове;

    - назвать только гласные в слове;

    - составить предложений; и т.д.

    С помощь таких упражнений дети учатся ориентировать на листе бумаги

    Упражнение со  звуком «Ч».

    Задание:

    -нарисовать предметы со звуком « Ч».

    « Жил возле речки паучок. Однажды он заполз  на  дерево, посмотрел кругом и увидел много интересного. На небе заметил облачко, на цветочке - пчёлку, а возле грибочка - червячка. Он решил с ними подружиться. Продолжите рассказ…..

    Таким образом, использование данных упражнений предусматривает понятную детям атмосферу игры с графическими образами, а это облегчает детям работу, позволяет сделать коррекционно - образовательную деятельность  менее утомительной и более привлекательной, сохраняет здоровье детей. Ребенок приобретает знания, умения и навыки,  не догадываясь об этом.

    Результаты диагностики (в течение года: стартовой и  итоговой) показывают, что использование графико-игровых упражнений положительно влияет на  динамику и уровень сформированности  фонематического  восприятия, а также на уровень сформированности грамматического строя и связной речи. Это подтверждает таблица  №2 (см. приложение №2)

                                                                                                                                   Приложение №1

                                                                                                                                   Таблица № 1

    Диагностика сформированности фонематических процессов в подготовительной логопедической  группе

    ( на начала  использования  графико-моторных упражнений)

     Фонематические .процессы

    Повторение

    слогов с опозиц.звуками

    (%)

    Выделение заданного звука

    (%)

    Назвать слово

    с определённым звуком

    (%)

    Звуковой анализ и синтез (%)

    Уровень сформированности

    (%)

             60

            55,4

           50,1

              36,1

    Приложение № 2

                                                                                                                             Таблица № 2

    Диагностика сформированности фонематических процессов в подготовительной логопедической  группе

    ( на конец  использования  графико-моторных упражнений)

     Фонематические. процессы

    Повторение

    слогов с опозиц.звуками

    (%)

    Выделение заданного звука

    (%)

    Назвать слово

    с определённым звуком

    (%)

    Звуковой анализ и синтез  (%)

    Уровень сформированности

    (%)

             99,1

            99,2

           98,4

              97,5

    Наряду с повышением уровня сформированности  фонематического восприятия наблюдается  положительная динамика грамматического строя (47,5 % до 98,3 %) и связной речи (с 34,6 % до 95,6)

      Таким образом, использование графико-моторных  упражнений в коррекционно - развивающей деятельности с детьми с ОНР даёт положительные результаты, и являются практически значимыми.

            Список литературы

    1..Карноухова Я.Б . Формируем фонетику карандашом. Журнал  Дошкольное образование № 8 2007

    2..Мальнева И.А. Развитие у дошкольников фонематического восприятия – Журнал: Современный детский сад №4 2010 г.  Методика и практика. ООО « АРКТИ» 2010 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...

    Карта обследования состояния моторных функций у дошкольников о общим недоразвитием речи

    Методическая разработка  обследования состояния моторных функций у дошкольников с ОНР. Проводится в начале коррекционного обучения. Позволяет уточнить картину психомоторного состояния детей с нар...

    Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

    Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

    Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты пам...

    Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

    Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

    Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит  ребенка...