Неврологические и анатомо – физиологические основы строения и функций речевого аппарата.
материал по логопедии на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Цель: изучить и систематизировать основные понятия и содержание вопросов о строении, функциях центрального и периферического отделов речевого аппарата.

План:

*центральный и периферический отделы;

*строение и функции центрального отдела;

*зависимость возникновения различных речевых расстройств от поражения определенной центральной области;

*строение и функции периферического отдела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_2.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Неврологические и анатомо – физиологические основы строения и функций речевого аппарата.

Цель: изучить и систематизировать основные понятия и содержание вопросов о строении, функциях центрального и периферического отделов речевого аппарата.

План:

*центральный и периферический отделы;

*строение и функции центрального отдела;

*зависимость возникновения различных речевых расстройств от поражения определенной центральной области;

*строение и функции периферического отдела.

Речь – одна из основных высших психических функций. Речевые расстройства обусловлены нарушением формирования либо поражением речевого аппарата. Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связанных между собой отдела – центральный и периферический.

Центральный отдел находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

1.Корковые центры.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий мозга. Однако некоторые участки имеют преимущественное значение в образовании речи. К ним относятся: зона Вернике, зона Брока, левая лобная доля, теменная доля, височная доля, затылочная доля.

Зона (центр) Вернике (по имени немецкого невропатолога и психиатра К.ВЕрнике) – участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей). Обеспечивает процесс восприятия устной речи. При ее поражении возникают дефекты фонематического, или речевого, слуха (сенсорная афазия, сенсорная алалия).

Фонематический слух, т.е. способность различать звуковой состав слова, формируется у ребенка в процессе обучения пониманию устной речи. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Фонематический слух является основной речевой системы, и его потеря ведет к недоразвитию всей системы.

Зона (центр) Брока (по имени французского антрополога и хирурга П.Брока) – участок коры головного мозга, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Обеспечивает моторную организацию речи. При поражении возникает невозможность произнесения звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт (моторная афазия, моторная алалия).

Левая лобная доля осуществляет функцию планирования, программирования и контроля речемыслительной деятельности. Поражение моторных областей лобных отделов ведет к нарушению произвольной регуляции двигательных функций (регуляторная апраксия), которое проявляется преимущественно в форме нарушения речевой регуляции (динамическая афазия).

При поражении корковых зон моторной области возникает корковая дизартрия.

Теменная доля коры связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений. Следствием поражения корковых полей теменной области являются расстройства координации и управления различными движениями (апраксия). При оральной апраксии нарушаются произвольные движения артикуляционного аппарата: больные не способны по заданию выдвинуть язык изо рта, поднять его вверх и т.д. Если апраксия возникает в раннем детском возрасте, она может стать причиной недоразвития речи, в более позднем – лежит в основе речевого нарушения, при котором первичный дефект состоит в трудностях различения близких артикулем (афферентная моторная афазии).

Височная доля связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. При поражении левой височной доли мозга возникают расстройства фонематического слуха (см.описание зоны Вернике), вследствие чего страдает целый комплекс речевых функций: письмо, чтение, активная речь. Кроме того, при поражении определенных зон левого полушария нарушается слухоречевая память (акустико – мнестическая афазия).

Затылочная доля коры головного мозга является зрительной областью. При поражении левой затылочной доли утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия). Вследствие нарушения зрительного восприятия возникают специфические нарушения чтения (оптические алексия и дислексия) и письма (оптические аграфия и дисграфия).

2.Подкорковые узлы.

Подкорковые (базальные) узлы (центры, ядра) представляют собой большие скопления нервных клеток, расположенных в массе белого вещества больших полушарий головного мозга. К ним относятся хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, состоящее из скорлупы и бледного шара, ограда (группа клеточных образований) и миндалевидное тело.

Базальные узлы в сочетании с другими образованиями нервной системы составляют так называемую экстрапирамидальную систему, задача которой заключается в подготовке и коррекции по ходу выполнения двигательного акта. Она участвует в осуществлении эмоционально – двигательных реакций – мимических движений. Данная система влияет на перераспределение тонуса мышц, делает их движения более плавными, создает фон для осуществления быстрых, точных и дифференцированных движений. При ее поражении наступают грубые нарушения мышечных функций, что проявляется в изменениях тонуса произвольной мускулатуры, исчезновении содружественных движений и в появлении гиперкинезов (непроизвольных насильственных движений). Характер нарушений речи зависит от нарастания мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (смазанность речи, нечеткое звукопроизношение), изменения эмоционально – двигательной иннервации (монотонная, однообразная, немодулированная речь), появления гиперкинезов (грубые искажения речи, порою до потери способности говорить).

Описанный симптокомплекс характерен для экстрапирамидальной дизартрии.

3.Ствол мозга и мозжечок.

Ствол мозга состоит из большого числа клеточных скоплений – ядер и проводников, связывающий головной мозг со спинным, а также отдельные части головного мозга между собой. Ядра ствола дают начало черепно – мозговым нервам, которые иннервируют органы периферического аппарата.

При поражениях указанных нервов могут наблюдаться нарушения артикуляции и фонации, приводящие к возникновению дизартрии.

Наиболее грубые расстройства речи появляются при сочетании поражений блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов или ядер в продолговатом мозге. При этом отмечаются нарушения глотания, фонации, неподвижность мягкого неба, отсутствие глоточного рефлекса, атрофия мышц языка и глотки. Язычок мягкого неба отклоняется в здоровую сторону, язык – в пораженную сторону. Сочетание указанных симптомов получило название бульбарный синдром.

При двустороннем поражении кортико – бульбарных путей к ядрам блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов возникает псевдобульбарный синдром, схожий с бульбарным, но имеющий отличия (сохраняются рефлексы, не наступает атрофия) и особенности (появляются рефлексы орального автоматизма, возникает насильственный плач и смех).

Кроме ядер черепно – мозговых нервов, в стволе головного мозга расположены многочисленные клеточные группы и проводники, связывающие различные ядра между собой. Эти образования носят название ретикулярной формации. При снижении ее активности наблюдается сонливость, заторможенность, недостаточная концентрация внимания и, наоборот, при преобладании активизирующих влияний – повышенная возбудимость, расторможенность, бессонница, чрезмерная подвижность. Ретикулярной формации принадлежит важная роль в регуляции мышечного тонуса.

Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц – антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. Мозжечок имеет тесные связи со многими отделами центральной нервной системы. При его поражении возникает мозжечковая дизартрия. Речь становится затрудненной, замедленной, толчкообразной, скандированной. Отмечается пониженный тонус мышц языка и губ, мягкое небо провисает, мимика становится вялой.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов: дыхательного, фонаторного, артикуляционного.

Дыхательный отдел анатомически представлен грудной клеткой, легкими, бронхами и трахеей. Процесс жизненного дыхания протекает в следующей последовательности: вдох – выдох – остановка. Наиболее активным звеном процесса является вдох.

Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. Дыхательная («энергетическая») система дает энергию, необходимую для колебаний голосовых складок.

У большинства людей при фонации вдох быстрый, короткий, выдох удлинен и замедлен. Весь процесс дыхания произвольный. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важны не только длительность выдоха, но и его плавность, легкость.

В фонаторный, или голосовой отдел входит гортань с голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху она граничит с глоткой, внизу – с трахеей. Внутри гортани находится голосовая щель, образуемая голосовыми складками, мышцы которой имеют особое строение, отличное от строения других мышц. Пучки продолговатых волокон идут здесь в разных взаимопротивоположных направлениях, начинаются у края мускула и оканчиваются в его глубине. Вследствие такого строения голосовые складки могут колебаться как всей своей массой, так и какой – нибудь одной частью.

Деятельность внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука. Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как без фиксации гортани в низком положении голосообразование невозможно.

Все нарушения голоса можно разделить на функциональные и органические, которые в свою очередь, могут быть периферического и центрального характера.

Артикуляционный отдел представлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом.

В артикуляционном акте принимают участие мышцы языка, губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, мышцы шеи. Основную роль в звукопроизношении играют мышцы языка. В языке выделяют несколько частей: корень (фиксированная задняя часть), среднюю часть и переднюю (которая заканчивается кончиком и является наиболее подвижной), боковые края и подъязычные области. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных (кроме губных) звуков.

Если нарушение звукопроизношение обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, то речь идет о механической (органической) дислалии. Наиболее частыми аномалиями, ведущими к возникновению механической дислалии, являются:

-дефекты строения зубно – челюстной системы;

-патологические изменения языка;

-неправильное строение неба;

-губные аномалии.

Другое речевое нарушение, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата – ринолалия. В отличии от механической дислалии, при ринолалии наблюдается сочетание расстройств артикуляции и фонации.

Итак, речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, анартрия, дизартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), например, ринолалия, механическая дислалия, при их отсутствии – функциональный характер (функциональная дислалия).

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполн...

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Консультация для педагогов и родителей на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА».

Консультация для педагогов и родителей    на тему«РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА»....

Буклет для родителей "Строение речевого аппарата" (в стихах)

С проблемой выговора сталкивается далеко не каждый малыш. Речевые дефекты возникают на фоне выраженных нарушений в процессе развития артикуляционного аппарата – мышечного строения, прикуса или ф...

Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.

Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....

Конспект беседы на тему "Строение речевого аппарата"

Конспект беседы по развитию речи в средней возрастной группе "Строение речевого аппарата"...