Конспект индивидуального занятия в старшей группе по теме «Автоматизация звука [Л] в средине слова»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект индивидуального занятия в старшей группе

Тема: «Дикие животные», «Автоматизация звука [Л] в средине слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия в старшей группе

Тема: «Дикие животные», «Автоматзация звука [Л] в средине слова»

Задачи:

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

 - расширение представлений о домашних птицах;

- образование глагола, от звукоподражания (га-га-га – гогочет);

- развитие фонематического восприятия (выделение звука [Г]);

- развитие лексико-грамматических конструкций (образование ласкательной формы, название детенышей птиц);

- развитие зрительного внимания и памяти;

- развитие координации движений;

- развитие пальцевой моторики;

- развитие силы и продолжительности выдоха;

- воспитание чувство заботы любви к своему городу.

Оборудование:

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Предполагаемые ответы детей

Время

1.Организационный момент

- Здравствуй, сегодня я принесла для тебя волшебный мешочек.

Взрослый показывает мешочек (маленькиймешочек в котором лежит «рыжий пух»).

- Давайте сядем с тобой на подушечки (предварительно положенные на полу) и я покажу тебе, что же там лежит.

Взрослый достает из мешочка пух.

- Посмотри, что это у меня?

Хочешь узнать кому он принадлежит?

Ребнок садится на подушку вместе со взрослым.

Пух

Да

30 секунд

2. Основная часть

Развитие силы и продолжи-тельности выдоха

Упражне-ние «Ветерок».

- Скажи мне а какой это пух?

Эти пух не простые, а волшебный.

Стоит на него подуть,

И он покажет путь-

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

Давайте на него подуем.

   Раз, два, три – пух лети!

- Пойдем скорее сяем за стол и посмотрим куда же нас привел наш волшебный пух.

Рыжий, легкий

Ребенок повторяет за взрослым

Садится за стол

1 минута

  3. Развитие артикуляторной моторики

На столе лежит сюжетная картинка с изображением диких животных в лесу (волк, белка, лось)

- Посмотри на картинку и назови животных которые ты видишь на ней.

- Назови общий звук в этих словах?

- Волк, белка, лось.

- Звук [ Л]

3-4 минут

Помочь детям, построит ответы полными предложениями

Упражне-ние «Мамы и детки», «Назови лаского».

Развитие лексико-граммати-ческих конструкций

    А теперь закройте глазки.

(Положить картинку птичий двор).  

     Открывайте глазки.

Перышко привело нас на птичий двор.

     Посмотрите, каких вы видите птиц?

    Это птицы какие дикие или домашние? Почему?  

Что делают эти птицы?

 

 У домашних птиц есть птенцы и давайте назовем их:

 У курицы -

У утки-

У гусыни-

   Детки маленькие, пушистые и их можно назвать ласковыми именами:

Не цыплята, а…

Не утята, а…

Не гусята, а…

Дети закрывают глаза

Дети открывают глаза.

Индюка, гусей, кур, уток и т.д.

Домашние, потому что живут у человека

Индюк гуляет по двору, курица зовет цыплят и т.д.

Цыплята

Утята

Гусята

Цыплятки

Утятки

Гусятки

4. Отгады-вание загадки.

Развитие внимания и мышления.

Автомати-зация произнесе-ния слога га-га-га Взрослый предлагает детям послушать загадку:

Он стоит, на нас гогочет,

Ущепнуть за пятки хочет.

- Га-га-га, га-га-га,

Не топчите берега

Кто это?

Повторите, как гогочет гусь?

Гусь

Гусь гогочет га-га-га

2-3 минуты

Добиваемся полного ответа

5. Пальчико-вое упражнение

«Гусь».

Развитие пальцевой моторики

А теперь мы расскажем с вами эту загадку, вместе с нашими пальчиками.

Он стоит, на нас гогочет,

Ущепнуть за пятки хочет.

- Га-га-га, га-га-га,

Не топчите берега

Кто это?

Повторите, как гогочет гусь?

(упражнение выполняется в момент произнесения «га-га-га»:

Правую руку держать вертикально, изогнув ее в запястье. Противопоставить большой палец остальным и соединять и разъединять пальцы, имитируя открывающийся клюв гуся)

Он стоит, на нас гогочет,

Ущепнуть за пятки хочет.

- Га-га-га, га-га-га,

Не топчите берега

Кто это?

Повторите, как гогочет гусь?

Дети повторяют за взрослым

2-3 минуты

Помогать

В образовании множественного числа

6.  Развитие фонемати-ческого восприятия

С какого звука начинается слово ГУСЬ

Правильно звук [Г], стоит в начале слова.

Сейчас я вам покажу картинки, вы внимательно посмотрите на них и назовете те, в названии которых есть звук [Г]

(картинки: гора, горох, гвоздь, гвоздика, гольфы, огонь, попугай, шпага, ягоды)

Со звука [Г]

Дети по очереди выбирают картинки

3-4 минуты

Помочь в выделении звука в середине слова.

7. Развитие координации движений Предложить детям станцевать танец маленьких утют

Дети танцуют кусочек танца «Маленьких утют»

3-4 минуты

8. Игра «Что дальше?»

Развитие зрительного внимания и памяти, развитие координации движений.

Дети подходят к фланелеграфу, на котором висят картинки птиц (курица с цыплятами и петухом, гусыня с гусятами, индюк с индюшатами, утка с утятами).

   Посмотрите внимательно, запомните порядок картинок.  

Взрослый переворачивает картинки.

Спрашивает: «Что было первым? Вторым? И т.д.

Дети подходят к фланелеграфу.

Смотрят на картинки и называют, то что видят

Дети называют, то что помнят

3-4 минуты

9. Подведе-ние итогов Вы сегодня все молодцы, хорошо занимаись, а давайте вспомним  куда нас привело перышко и что мы там увидели?

Дети вспоминают, то чем они занимались.

2 минуты

Помочь с последова-тельностью

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

1. Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.

Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.

Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

3. Пароход гудит.

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4. Индюк.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

5. Качели.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо.

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок.

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"

Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: Автоматизация звука [Ш]. «Путешествие в страну «Правильной речи».

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему:Автоматизация звука [Ш].«Путешествие в страну «Правильной речи».Цель: автоматизация звука [Ш].Задачи:1 .Коррекционно-образовател...

Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, слова...

Конспект музыкального занятия для старшей группы на тему "Целебные звуки"

Музыкальное занятие для старшей группы "Целебные звуки"...

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья"...