Обследование артикуляционного аппарата
материал по логопедии на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Цель: изучить особенности обследования различных мышц и групп артикуляционного аппарата.

План:

*значение полного обследования;

*обследование жевательно – артикуляционных мышц и мимико – артикуляционных мышц;

*обследование мышц языка, губ, щек, мягкого неба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_3.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование артикуляционного аппарата.

Цель: изучить особенности обследования различных мышц и групп артикуляционного аппарата.

План:

*значение полного обследования;

*обследование жевательно – артикуляционных мышц и мимико – артикуляционных мышц;

*обследование мышц языка, губ, щек, мягкого неба.

Нарушение речи отрицательно влияют на формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер ребенка, отражаются на его поведении, способствуют развитию негативных черт характера.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Важно своевременно выявить речевые нарушения и принять меры по их преодолению. Устранение дефектов речи опирается на тщательное логопедическое обследование, которому предшествует беседа с родителями. Логопед проводит сбор анамнестических данных, знакомится с заключениями педиатра, невропатолога, отоларинголога, с характеристикой, данной ребенку воспитателем (учителем). Затем изучается строение артикуляционного аппарата, обследуются: звукопроизношение, фонематическое восприятие, объем пассивного и активного словаря, степень сформированности грамматического строя речи; у детей школьного возраста проводится обследование письма и чтения.

Подробнее остановимся на обследовании артикуляционного аппарата.

Впервые оказавшись у логопеда, ребенок чувствует себя скованно, неуверенно. Необходимо снять это напряжение, расположить к себе ребенка. Например, «угадать» его имя и возраст, поговорить с ним, показать яркие картинки, интересные игрушки, дать освоиться в кабинете. После того, как контакт будет установлен, можно приступать к тщательному обследованию артикуляционного аппарата.

Для обследования логопед должен иметь специальные массажные зонды, шпатели, марлевые салфетки (ватой и бумажными платками не рекомендуется, т.к. они прилипают к языку и вызывают неприятные ощущения), спирт, большое зеркало, индивидуальное маленькое зеркало.

Обследование должно выявить степень подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности движений мышц артикуляционного аппарата. У здорового ребенка мышцы сильные, эластичные, упругие, что обеспечивает их достаточную подвижность и быструю переключаемость, артикуляторные позиции принимаются верно.

Проводя обследование, не следует забывать, что степень нарушения речи зависит не от обширности анатомического поражения, а от значимости пораженного органа в речевой функции. Так, небольшие дефекты кончика языка, как правило, вызывают искажение произношения, в то время как существенные нарушения строения челюстей и зубов не всегда влияют на звуковую сторону речи.

Чтобы иметь четкое представление об особенностях строения и анатомических дефектах артикуляционного аппарата, необходимо провести полное обследование, которое позволит судить о сложности и стойкости речевых недостатков. В тяжелых случаях (например, сильно укороченная или массивная уздечка, неправильный прикус) необходима помощь специалистов по хирургической стоматологии, ортодонтии.

Необходимо обратить внимание на то, как ребенок выполняет мимические и артикуляционные движения перед зеркалом и без него, совместно с логопедом, по подражанию (вслед за логопедом) и самостоятельно (используя речевые инструкции).

Важно помнить, что окончательное суждение о степени и качестве нарушений двигательных функций артикуляционных органов, о потенциальных возможностях маленького пациента можно вынести в процессе работы с ребенком.

Обследование жевательно – артикуляционных мышц.

Многие дети, разговаривая, не открывают рот достаточно широко, произносят звуки, как - бы процеживая их сквозь зубы. Важно выяснить, чем вызвано такое произношение: закрепившейся привычкой, обычным стеснением, поражением жевательным мышц или какой – то другой причиной.

Обследование проводится в несколько этапов.

Задание 1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30. Необходимо обратить внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть неподвижна. Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребенок пожалуется на усталость, боль в области скул.

Задание 2. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс движений 5 раз.

Задание 3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Задание 4. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Задание 5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

Как правило, дети справляются со всеми заданиями. Если ребенок не может их выполнить, необходимо:

-предложить ему откусить очень большой кусок яблока, обращая внимание на сколько широко ребенок способен открыть рот;

-помочь малышу рукой, обернутой марлевой салфеткой, выполнить необходимые движения.

Обследование мимико – артикуляционных мышц

Это обследование необходимо при «маскообразном» лице, при наличии парезов лицевой мускулатуры, встречающихся у детей с ДЦП, с дизартрией, у пациентов с гипертрофией мышц артикуляционного аппарата.

В результате данного обследования логопед сможет получить представление о работе мышц, окружающих ротовую щель, которые принимают участие в артикуляции звуков и обеспечивают выразительность речи.

Задание 1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 3.

Задание 2. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование артикуляционного аппарата

В упражнении принимают участие мышцы рта, губ, щек, лба, подбородка.

Задание 3. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Задание 4. Широко раскрыть глаза, зафиксировать положение под счет от 1 до 3, затем закрыть как можно плотнее (зажмурить), зафиксировать положение под счет от 1 до 3.

Задание 5. Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

Задание 6. Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.

Задание 7. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 8. Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 9. Поочередно поднимать левую и правую щуки. Повторить 5 раз.

Если задание у ребенка не получается, логопед предлагает помощь: придерживает рукой одну щеку, стараясь удержать ее в неподвижном положении, а другую подтягивает вверх.

Необходимо проверить реакцию ребенка на помощь, а также обратить внимание на состояние его мышц под вашими руками – напряжены они или вялы, пассивны.

Целесообразно использовать отраженное повторение: логопед показывает, что нужно делать, ребенок ему подражает.

Обследование мышц языка

В логопедической практике встречаются различные поражения мышц языка. Язык бывает неспокойным, напряженным, лежит бугром, постоянно оттягиваясь вглубь рта, что свидетельствует о выраженном повышении мышечного тонуса языка. Произношение звуков носит нечеткий, смазанный характер. Приподнятая к твердому нёбу спинка языка приводит к смягчению согласных.

Нарушение тонуса мышц левой или правой половины языка, ведет к постоянному отклонению языка в одну сторону. Вследствие такого поражения боковой край языка пропускает воздушную струю, образуется «хлюпающий» (боковой) призвук.

При пониженном мышечном тонусе язык тонкий, распластанный. Ребенок испытывает сложности при воспроизведении и удержании артикуляционной позы, долго не ощущает положение языка во рту; наблюдается слюнотечение. В зависимости от степени поражения мышц слюнотечение может возникать только во время речи или отмечаться постоянно и быть обильным.

Нарушения артикуляции могут быть вызваны изменением мышечного тонуса. В этом случае характерным будет непостоянство искажений, замен, пропусков звуков.

Бывает, что ребенок правильно произносит отдельные звуки, но в общем потоке речи их не употребляет, т.к. одно положение мышц языка не успевает смениться другим. Быстрое утомление приводит к утрате точности, соразмерности движений, к трудностям в чередовании артикуляционных поз.

Язык – важный для диагностического обследования орган. Помимо информации, необходимой логопеду для его непосредственной работы, он дает ценные сведения о характере и степени поражения других органов человека.

В языке можно выделить: заднюю (корень), среднюю, переднюю (кончик) части, боковые края и подъязычные области. Кончик языка отражает состояние легких и сердца, тело языка (средняя и задняя части) – селезенки и желудка, корень языка – почек. Боковые области говорят о работе печени и желчного пузыря, а подъязычные – иммунной системы, поджелудочной, щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, яичников.

Форма и цвет языка могут указывать на те или иные заболевания. Отекший язык умеренных размеров с отпечатками зубов по краям сигнализирует о нарушении функций почек и селезенки. Тонкий бледный язык – о нарушении кровеносной системы. По качеству налета на языке можно судить о состоянии желудка и кишечника, липкий налет – о задержке пищи в желудке, плохой работы тонкого кишечника.

По степени влажности языка делают вывод о состоянии жидкости в теле: если язык влажный и блестящий, то в организме все в норме.

Обследование мышц языка проводится постепенно. Крайне важно положительно оценивать усилия ребенка. Если он расстраивается из – за неудачно выполненного задания, нужно похвалить за старание, приободрить его. Ни в коем случае не давать негативных оценок: это отрицательно скажется на настроении малыша и на результатах дальнейших занятий с ним.

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Если ребенок не справляется с заданием, необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

*использовать сопряженное (совместно с логопедом) или отраженное (вслед за логопедом) повторение, выполняя задание перед большим зеркалом, чтобы ребенок мог видеть себя и вас и с помощью зрительного контроля корректировать ошибки по ходу выполнения задания;

*предложить ребенку произнести «вялым» языком БЯ – БЯ – БЯ или пошлепать язык губами, стараясь его «расширить», а затем закусить зубами. Эти приемы позволят языку расслабиться и «расшириться»;

*предложить ребенку улыбнуться и протяжно произнести звук И. Язык при этом непроизвольно расширится, и вы увидите, какая его сторона более сохранна.

Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Если задание не получается, необходимо:

*использовать сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль (перед зеркалом);

*попросить ребенка дотянуться кончиком языка до шарика, смазанного сиропом шиповника (сироп шиповника – нейтральное средство, не вызывающее аллергической и других отрицательных реакций).

Задание 3. Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким – лопатой, то узким – жалом. Повторить 5 раз. Во время выполнения задания язык в рот не убирать.

Задание трудное, но сразу показывает способность мышц языка сокращаться и расширяться.

Если задание не получается, целесообразно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль;

*воспользоваться шпателем и вилочковым зондом: шпателем распластайте язык, затем зондом нажмите на его кончик, что вызовет резкое сокращение мышц.

Задание 4. Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. Повторить 5 раз.

Язык высовывается изо рта с уже готовой установкой (направленностью) не только мышц языка, но и губ, щек.

Задание 5. Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык вглубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Если задание не получается, можно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*предложить ребенку произнести звук К (если он у него сохранен), в это время пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, подтолкните язык вглубь рта.

Задание 6. Открыть рот, отодвинуть язык назад к глотке, затем резко выдвинуть вперед между зубами. При включении голоса слышится сочетание звуков КЫЛ. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернув его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Если задание не получается, необходимо:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*попросить ребенка дотянуться кончиком языка до шарика, смазанного сиропом шиповника;

*использовать механическую помощь: рукой, обернутой маревой салфеткой, помогите ребенку выполнить движения, а заодно проверьте сокращаемость и растяжимость мышц языка.

Задание 8. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, заднюю часть языка поднять вверх, коснуться мягкого неба, затем опустить, оставить лежать спокойно. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Упражнение рекомендуется выполнять перед зеркалом, подражая логопеду. Если возникают трудности, нажмите пальцами на среднюю часть спинки языка и отодвиньте ее назад, при этом задняя часть поднимается вверх.

Задание 9. Присосать спинку языка к нёбу; удерживая язык в таком положении, закрывать и открывать рот 5 раз.

Задание 10. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка сильно выдвинуть и высунуть изо рта как можно дальше (кончик языка остается на месте). Затем, не отрывая кончика языка от зубов, уложить язык во рту и удерживать его в спокойном состоянии. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 11. Присасывая язык – лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.

В случае неудачи предложите ребенку приклеить кусочек конфеты – тянучки за верхние зубы, что поможет языку непроизвольно подняться и присосаться к нёбу.

Обратите внимание: если ребенок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше 11 заданий, то речь может идти о патологии мышц языка.

Задание 12. Открыть рот, высунуть широкий язык, достать им до верхней губы. Затем втянуть язык в рот так, чтобы он своей верхней частью коснулся верхних зубов и нёба. Потом, загнув кончик языка вверх, прижать его к мягкому нёбу. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 13. Открыть рот, кончиком языка упереться в верхние резцы, затем присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

Если задание не получается, можно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*использовать механическую помощь: пальцем или зондом поддержите язык около подъязычной уздечки.

Задание 14. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю десну, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась твёрдого нёба. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Затем присосать спинку языка к нёбу.

Задание 15. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Если задание не получается, необходимо взять кончик языка пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, и помочь выполнить упражнения.

Задание 16. Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны, открывать и закрывать рот 5 раз.

Задание 17. Открыть рот, сделать язык широким. Поочередно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней, затем к верхним и нижним зубам, потом к верхней и нижней деснам. Наконец, высунуть язык изо рта как можно дальше и тянуть его к носу, подбородку.

Если задание не получается, целесообразно:

*использовать сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль;

*попросить ребенка дотянуться языком до шарика, смазанного сиропом шиповника;

*использовать механическую помощь: возьмите пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, язык за боковые края и, придав нужную форму, поднимайте и опускайте его.

Задание 18. Широко открыть рот, высунуть язык, зажать его зубами. Оставшуюся снаружи часть поднимать и опускать 5 раз. Убрать язык в рот и там поднимать и опускать его 5 раз. Затем, открыв рот, поочередно ставить кончик языка на верхнюю и нижнюю губу; на верхнюю и нижнюю десну; на твердое нёбо.

Задание 19. Приоткрыть рот, высунуть широкую переднюю часть языка, подуть на кончик языка (Для контроля за воздушной струей держите ватку около кончика языка). Зажать зубами боковые края и переднюю часть языка. Кончиком языка выполнять движения вверх – вниз 5 раз.

Задание 20. Открыть рот, кончик языка упереть в нижнюю десну (или губу), боковые края прижать к верхним коренным зубам, сделать язык широким, а посередине образовать желобок. Удерживать положение под счет от 1до 5.

Если задание не получается, нужно помочь ребенку руками.

Задание 21. Открыть рот, широкую переднюю часть языка прижать к верхней губе, среднюю часть спинки языка опустить. Язык принимает форму «чашечки». Затем втянуть «чашечку» в рот, при этом переднюю часть языка прижать к верхним резцам, боковые края – к верхним коренным зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 22. Приоткрыть рот, плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам, кончик языка оставить свободным. Поднимать и опускать кончик языка 5 раз. Выполняя движения, касаться верхних и нижних десен.

Задание 23. Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала верхние, затем нижние зубы.

Движения выполняются в медленном темпе от одного края до другого, кончик языка не отрывается от зубов.

Задание 24. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ, постепенно сжимающих боковые края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц губ

Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ. При поражении губных мышц артикуляция нарушается, т.к. движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно – губных смычных согласных (П, Г, Б, Бь, М, Мь).

Задание 1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше.

Задание 3. Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно.

Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево. Повторить комплекс движений 5 раз.

Задание 5. Сжать челюсти, сомкнуть губы, затем растянуть их в улыбке так широко, чтобы резко обозначились носогубные складки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Губы плотно сомкнуты, зубы не видны.

Задание 6. Сжать челюсти. Нижней губой выполнять движения вправо и влево 5 раз, верхняя – неподвижна. Затем нижнюю губу закусить зубами, а верхней двигать вправо и влево 5 раз.

Задание 7. Плотно сомкнуть челюсти, набрать воздух и удерживать его под верхней губой под счет от 1 до 5. Такое же задание для нижней губы.

Задание 8. Сжать челюсти, сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Повторить 3 раза.

Задание 9. Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.

Задание 10. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 11. Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Обследование мышц щек

Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Если мышцы щек не работают, то и губы теряют свою подвижность. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке.

Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

Задание 2. Через угол рта подкачать воздух детской спринцовкой. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 3. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз.

Задание 4. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Задание 5. Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.

Логопед гладит мышцы щек, пощипывает их пальцами, но делает это без лишнего силового нажима и наблюдает за реакцией мышц в этот момент. Проверка может выявить повышенное напряжение мышц, иногда оно бывает таким сильным, что ребенок жалуется на боль даже при легком пощипывании. Мышцы могут быть дряблыми (напоминать тряпочки), в таком состоянии они не могут активно участвовать как в звукопроизношении, так и в слюноотделительном процессе, когда нужно помогать другим группам мышц удерживать и направлять слюну к глотке.

Обследование мышц мягкого нёба

Чистота речи во многом зависит от работы мышц мягкого нёба. Если имеются дефекты мягкого нёба (малая подвижность, рубцы, парезы, параличи и др.), изменяется нормальное соотношение носовой и ротовой полостей, нарушается тембр голоса (часто приобретая носовой оттенок). Кроме того, мышцы мягкого нёба имеют функциональную связь с мышцами гортани, дыхательными мышцами. Изменение положения мягкого нёба влияет на работу голосовых складок, вызывает вялость в работе дыхательных мышц, что отражается на процессе голосообразования.

Задание 1. Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы. Следует соблюдать данную очередность звуков, т.к. при произнесении звука Ы отмечается более сильный подъем нёбной занавески.

Задание 2. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А – Ы – А-Ы.

Следует обратить внимание на подъём нёба.

Задание 3. Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ.

Звук К – заднеязычный, при  его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки к мягкому нёбу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого нёба, язычка, нёбных дужек, оценить активность мышц глотки.

Задание 4. Ребенок широко открывает рот. Логопед вилочковым зондом нажимает на мягкое нёбо, на маленький язычок.

 Следует обратить внимание на подвижность мышц указанных органов.

Задание 5. Ребенок долго дует на свечу. Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы.

Задание 6. Ребенок закрывает рот. Логопед, вставив в угол рта ребенка кончик спринцовки, подкачивает воздух до полного расширения щек и, и предлагает удержать положение как можно дольше.

Проследите за утечкой воздуха через носовые ходы, приставив ватку или полоску тонкой бумаги к носу ребенка.

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.

Если задание не получается, поднимите мягкое нёбо шариком или зондом. Важно зафиксировать это положение под счет от 1 до 3.

Таким образом, грамотно проведенное обследование артикуляционного аппарата поможет составить полное представление обо всех имеющихся у ребенка недостатках и составить план коррекционно – развивающих мероприятий по их устранению, неотъемлемой частью которого будет проведение зондового массажа.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, откры...

Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка

Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.Обследование артикуляционного аппарата.Особенности строения, функции.Упражнения.Губы.Исследование двигательной функции губ.Осмотр строения....

Памятка "ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА"

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.Обследование мотор...

Обследование артикуляционного аппарата. План логопедического массажа при дизартрии.

В статье рассматривается план обследования артикуляционного аппарата. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата, а так же двигательной функции (моторики) артикуляционного аппарат...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Обследование артикуляционного аппарата

Цель: выявить особенности объёма и качество движений губ....