Главные вкладки

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Берсекова Лариса Борисовна

    При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься.

    Каждый логопед знает, что если ребёнок не хочет заниматься, то достичь положительной динамики в коррекции речевых нарушений будет практически невозможно. Поэтому так стараются педагоги, насыщают занятия сюрпризными моментами, игровыми фрагментами, увлекательными заданиями и упражнениями, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

    Предлагаю познакомиться с моими практическими наработками в составлении и проведении индивидуальных логопедических занятий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия

    «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях.

    Постановка звука [Р]»

    Цели:

    - автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях

    - постановка звука [р] механическим способом.

    Задачи:

    1. закреплять умение правильно выполнять артикуляционные упражнения;
    2. продолжать формирование длительной направленной воздушной струи;
    3. закреплять правильное произношение звука [ш] в словах и словосочетаниях;
    4. учить правильно произносить звук [р] с механической помощью;
    5. развивать фонематический слух и восприятие;
    6. учить определять местоположение (начало, середина, конец слова) звука [ш] в словах;
    7. развивать лексико-грамматический строй речи (согласование прилагательных и числительных с существительными);
    8. массаж пальцев рук.

    Оборудование: картинка «змейка», «шмель», набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики, постановочный зонд, пособие «Звуковой паровозик», тренажеры для развития воздушной струи («Дятлы», «Вертушка»), массажёр «Каштан», пособие «Телевизор», картинки, в названии которых есть звук [ш] в разных позициях слова.

    Ход занятия.

    Оргмомент.

    – Здравствуй, Лиза! Садись перед зеркалом поудобнее. Спина касается спинки стула, ножки упираются в пол.

    Сообщение цели занятия.

    Логопед кладет перед ребенком картинку с изображением змейки.

    У нас в гостях сегодня маленькая змейка. Она учится правильно шипеть. Ты тоже учишься произносить звук [ш]. Значит, вы можете помочь друг другу.

    Автоматизация звука [ш].

    • Артикуляционная гимнастика.

    Для начала нужно сделать гимнастику для язычка, чтобы он стал подвижнее. Покажи змейке, какие упражнения для этого нужно выполнить.

    Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для языка: «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Гармошка», «Грибок», «Мотор» (используются карточки из книги Е. Косиновой «Уроки логопеда»).

    • Дыхательные упражнения.

    Змейка знает, что для того чтобы правильно произносить звуки речи нужно правильно дышать. Давай покажем змейке, как мы играем с вертушкой. (Упражнение с тренажёром).

    • Автоматизация изолированного звука [ш].

    А теперь змейка предлагает поиграть с её друзьями дятлами. Дятлы будут стучать, а ты будешь шипеть. (Многократное повторение звука ш-ш-ш-ш-ш).

    • Мы уже устали сидеть, давай встанем и поиграем. (Двигательная пауза).

    Мы узнаем, внимательные ли у тебя ушки. Я буду произносить разные слова со звуком [ш], но не всегда мой звук [ш] будет правильным, а в некоторых словах этого звука не будет. Если я скажу правильно – ты подпрыгни, а если неправильно – присядь, а если нет этого звука, то двигаться не надо. Запомнила?

    (Логопед имитирует неправильное произношение ребенка)

    Шапка-кошка-штаны-собачка-лягушка-камыш-шубка-каштан-лодка.

    (На слово, в котором нет задаваемого звука, ребёнок не должен менять позы)

    Молодец, Лиза. У тебя очень внимательные ушки. Садись перед зеркалом.

    • Автоматизация звука [ш] в словах.

    У нашей гостьи-змейки есть телевизор. Но телевизор необычный. Он показывает только картинки-слова со звуком [ш]. Назови и выложи на экран телевизора только те картинки, в которых есть звук [ш].

    (Среди картинок должны быть лишние)

    • Развитие лексико-грамматического строя речи. Согласование существительных с прилагательными. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях.

    - Давай поиграем с этими картинками. С каждой картинкой придумай слово, которое отвечает на вопрос «какой»?

    (Ребенок должен придумать словосочетание с каждым словом со звуком [ш]. Например: картинка мишка. Мишка какой? Косолапый мишка. И т.д.)

    - А теперь узнаем, умеешь ли ты считать. Повтори названия картинки со словами «один», «два», «пять».

    (Согласование с числительными: одна шишка, две шишки, пять шишек и т.д.)

    • Постановка звука [р] механическим способом.

    Так вы громко и здорово шипели со змейкой, что к нам в гости прилетел… шмель. Шмель умеет совершенно по-особенному жужжать. Давай пожужжим вместе с ним (постановка звука [р] от звука [ж] с помощью шарикового зонда).

    • Развитие фонематического восприятия. Пособие "Звуковой паровозик".

    Маленькая змейка просит тебя помочь ей собрать звуковой паровозик.

    Назови мне картинки-вагончики. Змейка знает, что звук [ш] бывает в начале, середине или конце слова. Но правильно собрать вагончики у неё не получается. Помоги ей.

    (Логопед использует пособие «Звуковой паровозик», ребенок выкладывает вагончики с изображением картинок, в названии которых звук [ш] есть в разных позициях).

    • Постановка звука [р] механическим способом.

    Шмелю так понравилось, как ты справилась с заданием, что он опять по-особенному зажужжал. Давай пожужжим вместе с ним (постановка звука [р] от звука [ж] с помощью шарикового зонда).

    Итог занятия.

    Наши гости устали, им пора домой. Сначала проводим змейку в норку и пошипим ей вслед (ребенок ведет пальчиком по лабиринту и произносит звук [ш]). Теперь попрощаемся со шмелём и пожужжим ему вдогонку (раскатывание звука зондом).

    Ты сегодня очень хорошо следила за своим звуком [ш]. Давай мы сделаем массаж для пальчиков и вспомним, какие слова со звуком [ш] ты училась произносить. Каждый пальчик – это слово со звуком [ш]. (Массаж пальцев рук, на каждый пальчик ребенок вспоминает слово с заданным звуком).

    Молодец!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Слайд 2

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Слайд 3

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОВАХ

    Слайд 4

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА [ Ш ] В СЛОВАХ: ПОСОБИЕ «ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК»

    Слайд 5

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

    Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [ш]

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия...

    Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности: "Автоматизация звука Р".

    Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на тему: "Автоматизация звука Р"....

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р "

    Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука Л " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное из...