Главные вкладки

    Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"
    методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

    Берсекова Лариса Борисовна

    В течение своей практической деятельности каждый педагог  находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки; но  и необходимостью всё время быть в курсе современных технологий, ребёнку с вами должно быть интересно!

    Чтобы осовременить содержание индивидуального логопедического занятия, можно сделать это занятие интегрированным. Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и аппликация. Методическая разработка представлена в виде карты-конспекта, сопровождается Приложениями (авторским стихотворным текстом, иллюстрациями).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.

    Индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие

    для детей среднего дошкольного возраста.

    Вид интегрированного занятия:

    "Коррекция звукопроизношения и аппликация"

    Выполнила: Берсекова Лариса Борисовна,

    учитель-логопед ДО№2 ГБОУ «Школа №1015»

    ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

    "ЗВУК Г В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ, В ПОЗИЦИИ НА НАЧАЛЕ СЛОВА, В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ"

    Цели:

    - автоматизировать звук [Г] в открытых слогах, в словах (в позиции на начале слова), в словосочетаниях;

    - изготовить аппликацию из готовых геометрических фигур (Змей Горыныч).

    Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

    • корригировать произношение звука;
    • корригировать артикуляционную моторику;
    • корригировать и развивать речевое дыхание;
    • корригировать и развивать фонематическое восприятие и внимание;
    • корригировать и развивать навыки словоизменения;
    • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
    • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
    • развивать внимание, память, логическое мышление;
    • развивать исполнительские умения и творческие способности;
    • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

    Образовательные:

    • уточнить артикуляцию звука [Г];
    • уточнить и расширить словарь прилагательных;
    • совершенствовать навык составления аппликации из готовых геометрических фигур.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к занятиям;
    • воспитывать самостоятельность;
    • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
    • воспитывать эстетический вкус.

    Здоровьесберегающие:

    • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
    • соблюдать правильную посадку ребенка;
    • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
    • соблюдать режим охраны зрения (высокое качество картинного материала, смена деятельности: на столе, на мольберте и др.);
    • чередовать статические и динамические задания.

    Оборудование:

    пособие "Экран" (картинка А-3 формата - изображение экрана телевизора), мольберт с магнитами, предметные картинки А-5 формата: гусь, Змей Горыныч, предметные картинки для проведения артикуляционной гимнастики, зеркало, игра (самодельная) "Звуковая пирамидка", игра (самодельная) "Звуковая гирлянда", сюжетная картинка с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука Г (А-4 формата), клей-карандаш, набор геометрических фигур разного размера и цвета из бумаги (прямоугольники, полукруг, круги, треугольники), набор изображений головных уборов из бумаги (вырезанных по контуру и подходящих по размеру для украшения готовой аппликации), подложка для аппликации, салфетки (влажные и сухие).

    Этапы занятия

    Виды работы на этапе

    Деятельность педагога

    Деятельность ребёнка

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    I. Оргмомент.

    Определение проблемной ситуации.

    Чтение авторской рифмовки

    Логопед читает ребёнку рифмовку. Приложение 1. Выкладывает на пособие "Экран" изображение гуся и сообщает ребёнку, что Гусь Гога не умеет гоготать.

    Ребёнок определяет, какой звук не умеет произносить Гусь Гога и соглашается ему помочь.

    Организовать ребенка. Настроить его на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

    II. Основной этап

    II.1.

    Подготовка артикуляционной базы

    Логопед рассказывает о Гусе Гоге историю, увязывая названия всех арт.упражнений в единый сюжет, выкладывая карточки артикуляционных упражнений на пособие "Экран"

    Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения:

    "Лягушка", "Накажем непослушный язычок", "Лопаточка", "Горка", "Киска сердится", "Прятки"

    Вырабатывать полноценные движения артикуляционного аппарата для последующего произнесения звука.

    II.2. Актуализация знаний

    Дидактическаяигра "Слоговые линейки"

    Логопед просит ребёнка повторить слоговые линейки из трёх одинаковых открытых слогов со звуком [Г] со сменой ударного слога. Каждая слоговая линейка содержит определённый гласный звук (А, О, У, Ы, Э)

    Ребёнок запоминает ритмический рисунок и повторяет слоговые линейки.

    ГА-га-га,

    га-ГА-га,

    га-га-ГА. Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.

    Выяснить, насколько скорригировано произношение звука [Г] в открытых слогах в позиции на начале слога. Провести дифференциацию слогов. Развивать чувство ритма.

    Дидактическаяигра "Слоговые цепочки"

    Логопед просит ребёнка запомнить и повторить слоговые цепочки из трёх открытых слогов со звуком [Г] и разными гласными звуками.

    Ребёнок запоминает и повторяет слоговые цепочки в том же порядке.

    ГА-ГО-ГЫ,

    ГУ-ГЫ-ГЭ и т.п.

    Развивать память, фонематическое восприятия. Провести дифференциацию слогов. Автоматизировать звук [Г] в открытых слогах.

    Дидактическаяигра "Ловишки"

    Логопед просит ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [Г] в ряду других звуков

    Ребёнок хлопает только на звук [Г]

    Б, П, Г, Ж, З, Г, Д и т.д.

    Развивать фонематическое восприятие. Провести дифференциацию фонем.

    Динамическая пауза

    Речедвигательная ритмика

    Логопед просит ребёнка выполнять действия по ходу стихотворения. Приложение 2.

    Ребёнок вместе с логопедом проговаривает стихотворение и выполняет действия.

    Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику, координировать речь с движением.

    II.3. Изучение нового материала

    Загадка. Сообщение темы занятия

    Логопед сообщает ребёнку, что Гусь Гога торопится к себе домой, и просит нас поиграть с его другом. Загадывает загадку (авторскую). Приложение 3. Выкладывает на пособие "Экран" картинку с изображением Горыныча. Рассказывает, что три головы (выделяет голосом звук [Г]). очень любят звук [Г], и каждая голова хочет поиграть с ребёнком в свою игру. Задаёт ребёнку вопросы, ответами на которые будут слова со звуком [Г] (из рассказа). Приложение 4.

    Ребёнок отгадывает загадку и отвечает на вопросы, повторяя все слова, в которых есть звук [Г]. Вспоминает как правильно этот звук произносится, соглашается поиграть с головами Горыныча.

    Привлечь внимание, вызвать интерес к занятию. Определить уровень осведомлённости ребёнка о правильном произношении звука [Г]. Автоматизировать звук [Г] в позиции на начале слова. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мышление и логику.

    II.4. Закрепление изученного материала

    Дидактическаяигра "Звуковая пирамидка" (игра с первой Головой Горыныча)

    Логопед просит ребёнка расположить на мольберте полоски цветного картона с картинками (названия картинок начинаются со звука [Г]) в правильной последовательности, чтобы получилась пирамидка (основание - самая длинная полоска, верхушка - самая короткая полоска)

    Ребёнок называет картинки на полосках, выкладывает полоски на мольберт, чтобы получилась пирамидка.

    Картинки: голова, галстук, газета, гамак, гараж, гусь, губка, гусли, город

    Автоматизировать звук [Г] в словах в позиции на начале слова. Смена позы ребёнка (из положения сидя за столом, ребёнок встаёт у мольберта, перемещается по кабинету от стола к мольберту) способствует снятию общего утомления.

    Грамматическая игра "Один-много"

    Логопед предлагает картинки на звуковой пирамидке назвать в единственном и множественном числе.

    Ребёнок называет картинки на полосках пирамидки в единственном и множественном числе.

    Автоматизировать звук [Г] в словах в позиции на начале слова. Формировать навык образовывать множественное число имени существительного в именительном падеже.

    Дидактическаяигра "Звуковая гирлянда" (игра со второй Головой Горыныча)

    Логопед просит ребёнка сделать гирлянду из флажков, чтобы украсить комнату Горыныча. Для этого необходимо нанизать на верёвочку (шнурок) флажки из цветного картона с картинками, названия которых начинаются только со звука [Г]. Флажки с другими звуками брать в гирлянду не нужно.

    Ребёнок называет картинки на флажках, нанизывает флажки на шнурок.

    Картинки: галька, голубика, гармошка, газель, гайка, губы, гости, гол, горка, голос.

    Автоматизировать звук [Г] в словах в позиции на начале слова. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мелкую моторику.

    Дыхательное упражнение "Тушим огонь"

    Логопед сообщает ребёнку - вторая Голова Горыныча так обрадовалась, что не смогла сдержать огонь из пасти. Гирлянда загорелась, давай быстрее её потушим. Необходимо подуть на каждый флажок так, чтобы флажок закачался.

    Ребёнок дует на каждый флажок собранной им гирлянды, следит за правильным выполнением дыхательного упражнения.

    Выработка целенаправленной воздушной струи, развитие речевого дыхания.

    Лексическая игра "Какой?"

    Логопед предлагает ребёнку прикрепить гирлянду на мольберт и от имени Горыныча просит рассказать о каждой картинке (какая? какой? какие?) Логопед даёт образец ответа.

    Ребёнок с помощью магнитов крепит на мольберт гирлянду на уровне глаз и называет каждую картинку с определением.

    Мокрая галька, вкусная голубика, губная гармошка и т.д.

    Автоматизировать звук [Г] в словосочетаниях. Развитие логики, мышления, воображения. Смена позы ребёнка способствует снятию общего утомления.

    II.5. Контроль знаний и умений

    Дидактическаяигра "Экскурсовод" (игра со третьей Головой Горыныча)

    Логопед объясняет ребёнку, что на экскурсию в музей Горыныча не пускают, боятся пожара, а третья Голова очень любит рассматривать картины. Логопед выкладывает сюжетную картинку (Приложение 5) на пособие "Экран" и предлагает ребёнку выступить в роли экскурсовода - описать Горынычу любимую картину Гуся Гоги. Логопед помогает ребёнку наводящими вопросами.

    Ребёнок составляет словосочетания по картинке, обращая внимание на слова со звуком [Г].

    Примерные словосочетания:

    горох в горшке, галстук на гусе, горошина на дороге и т.д.

    Проверить навык сформированности правильного произношения звука Г в позиции на начале слова. Автоматизировать звук [Г] в словосочетаниях.

    Выполнение аппликации "Портрет Горыныча"

    Логопед хвалит ребёнка и предлагает на память сделать портрет Горыныча, при этом каждую голову необходимо будет украсить головным убором (на выбор ребёнка).  Приложение 6.

    Ребёнок «под диктовку» логопеда выполняет работу. Выбирает головной убор для каждой головы и называет цвет.

    Совершенствовать навык составления аппликации из готовых геометрических фигур. Развивать воображение, творческую инициативу, самостоятельность

    III. Итог занятия.

    III.1. Подведение итогов и оценка деятельности ребёнка.

    Опрос. Оценивание.

    Логопед предлагает ребёнку попрощаться с Горынычем и вспомнить, в какие игры он сегодня поиграл с гостем, а также какой звук учился произносить сегодня.

    Затем оценивает работу ребёнка на занятии, ребёнок забирает аппликацию в качестве поощрения.

    Ребёнок отвечает на вопросы.

    Обобщить тему занятия. Развивать память.

    Приложение 1.

    Экран волшебный мы включаем

    И картинку получаем.

    Новый гость не даст скучать.

    Будем звук мы изучать.

    (Л.Б.Берсекова)

    Приложение 2.

    Гуси крылья распрямили,

    Лапки в лужице помыли,

    Пёрышки почистили,

    Быть хотят все чистыми!

    Прогнулись над водой, качают головой,

    Прямо и гордо умеют держаться,

    Быстро-быстро на воду садятся.

    - наклон туловища вперёд, с выпрямленными руками за спиной,

    - поочерёдно выставляем ножки вперёд,

    - поочерёдно «чистим» подбородком плечики,

    - руки на пояс, повороты туловища вправо-влево,

    - наклоны вперед, прогнувшись,

    - спина прямая, встаём на носочки,

    - приседания.

    Приложение 3.

    Что за сказочный герой?

    Трёхголовый и большой...

    О еде всегда мечтает и царевен похищает...

    Каждый знает, без него русской сказки не бывает!

    (Л.Б.Берсекова)

    Приложение 4.

    Кто к нам сегодня пришёл в гости? Гусь Гога.

    Как зовут друга Гуся Гоги? Горыныч.

    Какой части тела у Горыныча три? Три Головы.

    Какой звук Горыныч любит? Звук Г.

    Как ты думаешь, первую голову Горыныча зовут Гоша, Лёша или Миша? Гоша, потому что в этом имени есть звук Г. И т.п.

    Приложение 5 (см. иллюстрацию)

    "Гусь Гога" Художник А.Лебедев.

    Приложение 6 (см. иллюстрацию)

    Пример расположения геометрических фигур для аппликации Змея-Горыныча.

    Примеры головных уборов для украшения аппликации.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Гусь Гога ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Аппликация Змей Горыныч

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное логопедическое занятие по теме: Звук Р в словах и предложениях.

    Для реализации целей и задач любого логопедического занятия необходимо четко структурировать предстоящую образовательную деятельность. В предлагаемом конспекте занятия соблюдены все требования к соста...

    Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

    Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в открытых слогах в середине слова "Путешествие колобка"

    Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. В занятии применяется артикуляционная, дыхательная гимнастики, задания на закрепление грамматических форм существительных и глаголов, а также ...

    Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»

    Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»...

    Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: " Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях.Овощи"

    Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи. ...

    Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".

    В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....

    Методическая разработка "План коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии"

    Игры с песком благоприятно влияют на общее и речевое развитие ребёнка. Дети знакомятся со свойствами песка и с окружающим миром....