Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твердые и мягкие согласные звуки».
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Сайфуллина Рушания Сягитовна

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений для детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твердые и мягкие согласные звуки».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zvuki_m_i_m.doc76.5 КБ
    Office presentation icon m-m.ppt2.74 МБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №46

    «КОТ В САПОГАХ»

    Конспект логопедического занятия по

    формированию фонетико-фонематических представлений

    для детей седьмого года жизни

    (подготовительная к школе группа) по теме:

    «Согласные звуки М и Мь.

    Твердые и мягкие согласные звуки».

    учитель – логопед

    Сайфуллина Р.С.

    г. Нижневартовск


    Цели: 

    1. Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику и произношение звуков М и Мь, упражнять в их слухопроизносительной дифференциации. Уточнить и закрепить понятия «согласный» звук на примере звуков М и Мь. Учить графически обозначать фонему.
    2. Развивать навыки фонематического восприятия и звукого-слогового анализа путем:
    • упражнения учащихся в различении согласных звуков по твёрдости и мягкости;
    • упражнения учащихся в узнавании и вычленении данного согласного звука в слоговых цепочках и стихотворном тексте с опорой на громкое проговаривание;
    • учить определять точное место согласного звука в слове, количество и последовательность звуков в слове с опорой на цифровой ряд.
    1. Активизировать и обогащать словарь путем подбора антонимов.
    2. Развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения), слуховое внимание и память,
    3. Развивать оптико-пространственные ориентировки на действиях с картинками, зрительный гнозис путем упражнения в узнавании зашумленных и деформированных букв.
    4. Воспитывать умение слышать товарища, работать в коллективе, чувство ответственности за результаты своего труда.

    Оборудование:         - компьютерная презентация к занятию,

    - компьютер,

    - мультимедийная установка,

    - алгоритм «Звуки»,

    - предметные картинки,

    - звуковые линейки.

    Ход занятия:

    Этапы

    занятия

    Содержание

    Предполагаемые

    ответы детей

    I.

    Организационный момент

    Прочтите буквы. Найдите лишнюю букву:

    А И О М Э Ы У

    Почему она лишняя?

    Придумать слова с этими звуками.

    М

    Потому, что буквы А И О Э Ы У обозначают на письме гласные звуки, а буква М – согласный звук.

    II.

    Повторение:

    Характеристика согласного звука М.

    Согласный, твердый, звонкий

    Обозначается синим квадратом

    III.

    Введение в тему

    В гости пришла Маша со своим другом Мишей. Они принесли с собой один предмет. А какой, вы узнаете после того как отгадаете загадку.

    Кинешь в речку – не тонет,

    Бьешь о стенку – не стонет.

    Будешь оземь кидать –

    Станет кверху взлетать.   

    - Какой первый звук в слове?

    МЯЧ

    Звук «Мь»

    IV.

    Основная часть

    1. Артикуляция звуков М и Мь.

    1. Сравнение характеристик М и Мь.

    Какие это звуки?

    Почему они так называются?

    Чем схожи эти звуки?

    Чем различаются?

    В какие дома поселим звуки М и Мь.

    1. Дифференциация звуков М - МЬ:
    • Игра «Фишка-звук»

    • Игра «Повтори, найди и назови лишний звук»:

    МА–МЯ-МА;

    МО–МО-МЁ;

    МУ–МЮ-МЮ;

    МИ-МЫ–МИ;

    МЭ–МЕ-МЭ

    • Игра «Будь внимателен, смотри, сигнал, верно подними» Поднимите синий квадратик, если в конце строки стихотворения услышите звук М, зеленую карточку – звук Мь:

    На полу скребется мышка

    Спит в берлоге бурый мишка

    Этот мишка очень мил

    Только лапы он не мыл.

    Убежала в норку мышка.

    Спать залег в берлогу мишка.

    Мальчик мал, но очень мил

    Он водичкой руки мыл.

    • по картинкам. Подари картинки Маше и Мише.

    Словарная работа: КАРАМЕЛЬ

    МЕЛЬНИЦА

    Определить место звука в словах по звуковым линейкам.

    1. Физминутка (имитация движений)

    Мельница

    Быстро крутится крыло,

    Мелет мельница зерно.

    А из молотой муки,

    Испекли мы пирога.

    Пироги поели,

    Заниматься сели.

    1. Игры
    • «Что сначала? Что потом?»
    • «Что изменилось?»

    1. Развитие зрительно гнозиса. Чтение слогов и слов.

    «Слово рассыпалось»:  

    АКМ

    ХОМ

    УХМА

    ИРМ

    ТМОС

    - Найди лишнее слово (по принципу твердости-мягкости)

    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на слова и найдите лишнее (по количеству слогов)

    1. Физминутка (игра с мячом)
    •  «Скажи наоборот»:

    война –

    быстро –

    ссориться –

    твердый –

    глупый –

    большой –

    помогать-

    • «Доскажи фразу» (аналогии):

    Конь ржет, а корова …..

    Собака лает, а кошка ….

    Луна светит, а звезды …..

    Вьюга воет, а метель ….

    Зубы чистят, а руки …

    Учитель говорит, а ученик….

    7. Работа по карточкам с деформированными словами «Озорница резинка» (мел, мак, мир, мыло, масло, мост).

    Индивидуальная работа. Придумать предложения со своими словами по заданной схеме (из 4-5 слов).

    8. Работа с деформированной фразой. 

    - У Маши и Миши есть младший брат - Митя. Митя совсем недавно научился говорить и не всегда предложения у него получаются правильные и красивые. Давайте поможем Мите, исправим его предложения.

    Мама, мыть, Митя, маленький.

    Ходить, собирать, мы, малина.

    Мыло, мыть, лицо, Миша. Купать, море, мы, теплое.

    Губы плотно смыкаются, воздух встречает преграду, голос работает.

    Звуки М и Мь - согласные

    Эти звуки нельзя петь и тянуть, воздух встречает преграду.

    Они согласные, звонкие.

    Звук М – твердый, Мь – мягкий.

    М – в синий домик, Мь – в зеленый.

    Карамель – сорт жестких конфет с начинкой.

    Мельница – предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна.

    МАК

    МОХ

    МУХА

    МИР

    МОСТ

    МИР

    МУХА

    мир

    медленно

    мириться

    мягкий

    мудрый

    маленький

    мешать

    мычит

    мяучит

    мерцают

    метет

    моют

    молчит

    Мама моет маленького Митю.

    Мы ходили собирать малину.

    Миша моет лицо мылом.

    Мы купались в теплом море.

    V.

    Итог занятия. Оценка деятельности детей.

    Кто был в гостях?

    С какими звуками работали?

    Чем они отличаются?

    В гостях были Миша и Маша.

    Играли со звуками М и Мь.

    Звук М - твердый, звук Мь – мягкий.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Различение звуков [М] и [М`] Автор-составитель: Сайфуллина Р.С. учитель-логопед МБДОУ ДСКВ №46 высшая квалификационная категория

    Слайд 2

    А И О М Э Ы У 1. Прочитай «зашумленные» буквы. 2. Какая буква лишняя? Почему?

    Слайд 3

    М а ш а М и ш а Гости. 1. Вспомните, как зовут девочку. 2. Давайте дадим имя мальчику.

    Слайд 4

    М Я Ч

    Слайд 5

    М

    Слайд 6

    7 1. Подари слова Маше. 2. Подари слова Мише.

    Слайд 7

    М а ш а

    Слайд 8

    М и ш а 7

    Слайд 9

    Карамель – сорт жестких конфет с начинкой Работа над активизацией и обогащением словаря

    Слайд 10

    Мельница – предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна. Работа над активизацией и обогащением словаря

    Слайд 11

    7 Развитие психологической базы речи. - Внимательно посмотри на картинки, запомни их.

    Слайд 12

    1. Игра «Чего не стало?» 2. Игра «Что сначала, что потом?»

    Слайд 13

    Что изменилось?

    Слайд 14

    «Слово рассыпалось» АКМ ХОМ УХМА ИРМ ТМОС

    Слайд 15

    «Слово рассыпалось» 2. «Найди «лишнее» слово» МАК МОХ МУХА МИР МОСТ

    Слайд 16

    МАК МОХ МУХА МОСТ «Найди «лишнее» слово»

    Слайд 17

    «Найди «лишнее» слово». Проверка. МАК МОХ МОСТ

    Слайд 18

    «Озорница резинка» мел мак мир мыло масло мост

    Слайд 19

    М и т я

    Слайд 21

    При создании презентации были использованы следующие картинки: Мяч детский резиновый - http://www.talantiki.ru/pi/rus-12b816-wb.jpg Мяч футбольный - http://gamelika.com/imaginator/1/4e5fe9026d37b_1299255688_soccer-ball.jpg Колокольчик - http://edu.mari.ru/prof/ttk/DocLib5/_w/kolokol4ik_gif.jpg Мельница - http://www.mir-igrushki.ru/published/publicdata/NEW/attachments/SC/products_pictures/1zi_enl5z.jpg Домик - http://static6.depositphotos.com/1000126/578/v/950/depositphotos_5782083-Fairy-tale-house-among-trees.jpg Карамель - http://www.agentprodukt.ru/downloads/image/pictures/katalog2/bp/dushes.jpg Помидор - http://i-komok.narod.ru/top/topic_55418.htm Месяц - http://www.otryv-pertsa.org.ua/uploads/post-519-1170108072.jpg Комод - http://planeta-detei.ru/images/shop_items/495-4.jpg Машина - http://cars-fans.ru/uploads/24/829/25/1609_5.jpg Змея - http://otdih.dp.ua/wp-content/uploads/2012/04/год-змеи.png Сумка - http://cdn2.purseblog.com/images/Louis_Vuitton_Damier_Alma.jpg Мишка - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&pos=7&uinfo=sw-1007-sh-655-fw-782-fh-449-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fsovetik.net%2Fimages%2Fplyushevyj-mishka.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

    Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

    Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

    Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

    Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

    Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

    «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».

    Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] ...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

    Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

    Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...