Главные вкладки

    План работы по самообразованию на тему: "Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте старших дошкольников с ОНР"
    календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

    Самообразование является основой профессиональной компетентности педагога.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_uchitelya-logopeda.docx24.39 КБ

    Предварительный просмотр:

        План работы по самообразованию на тему: «Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте  старших дошкольников с ОНР»


               Цель: показать роль и значение наглядного моделирования  в системе коррекционной работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте детей  старшего  дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.


              Задачи:

    1.Изучить теоретический материал по теме, используя различные источники. Определить степень разработанности проблемы в  логопедии, педагогике.

    2.Определить направления коррекционной  деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР  3 уровня  по использованию наглядного моделирования.  

    3.Выявить различные приёмы, способствующие наиболее эффективному использованию  наглядного моделирования в коррекционной работе со старшими дошкольниками.

    4.Разработать дидактические пособия по теме.

    5.Внедрить в систему коррекционной работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте  старших дошкольников с ОНР   наглядное моделирование.

    6.Разработать   консультацию  для родителей и педагогов по данной проблеме.                                                    

    7.Подготовить отчёт о проделанной работе.

               Литература:

    1.Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников. / Акименко В.М.  // Логопед: научно- методический  журнал,  2005.

    2.Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи].

    3.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И.  Логопед в детском саду, 2007.

    4.Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Малетина Н.С., Пономарёва Л.В.  //Дошкольное воспитание. 2004, №6.

    5.Ткаченко, Т.А.Схемы для составления дошкольниками описательных и           сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004.

    6.Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б.  - М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Раздел плана

    Сроки

    Форма работы

    Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

    1. Информационно-аналитичес-кий

    Сентябрь-ноябрь  

    Сентябрь  – май

    1. Изучение методической  литературы,  интернет-ресурсов по теме.

    2.Посещение семинаров  по данной проблеме.

    1.Консультация для родителей по данной теме.

    2.Практический 

    Сентябрь  – май

    1. Изготовление дидактического материала по формирования фонематических процессов и обучению грамоте.

    2. Изготовление дидактического материала для артикуляционно – мимической гимнастики.

    1. Выставка дидактического материала по  теме.

    3.Заключитель-ный

     Май

    1.Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за  год.

     2.Консультирование педагогов ДОУ  по данной  теме.

    3.Написание отчёта о проделанной работе.

     1.Доклад для педагогов ДОУ.

    2.Отчёт  о проделанной работе по теме.

              Изучение передового педагогического опыта:

    Акименко В.П., Ткаченко Т.А., Гаркуши Ю. Ф., Воробьёвой В.К.  и других учёных, педагогов.

              Творческое сотрудничество по теме  самообразования:

    с воспитателями логопедической группы,  педагогом - психологом.

              Деятельность педагога в области самообразования:

    изучение  литературы, обобщение педагогического опыта по теме, внедрение эффективных приёмов использования данного метода в коррекционной практике, разработка и использование дидактических пособий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

             Практический выход:

    разработка  методического и  дидактического материала с применением  технологии схемных и знаковых моделей для использования  в системе коррекционной работы по  формированию  звукопроизношения и обучению  грамоте детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня; повышение профессиональной компетенции по данной теме.

             Мероприятия:

    - выставка  дидактического материала по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

             Вывод по окончанию работы:

             При анализе  методической литературы по дошкольной педагогике и логопедии, последних публикаций в периодической литературе  обращает на себя внимание факт активного использования педагогами, логопедами-практиками метода наглядного моделирования.

            Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов.

            В основе метода лежит применение заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.

             В  коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР использовала наглядное моделирование в нескольких направлениях: по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

             Готовые наглядные модели рисуночного характера   применяла  на  этапе развития и  совершенствования  артикуляционной моторики (наглядные модели для  артикуляционно-мимической  гимнастики).  При формировании произносительных умений и навыков использовала готовые модели основных артикуляционных укладов (В.М. Акименко  и др.).  Для развития фонематического восприятия и формирования звуковой аналитико-синтетической активности применяла наглядные модели Т.А. Ткаченко. В работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова наглядное моделирование позволяло детям образно представить структуру слова, используя модели слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой.

              Наглядное  моделирование в системе коррекционной работы  со старшими дошкольниками с ОНР  эффективно влияет на развитие памяти, воображения, логического мышления воспитанников, служит дополнительной основой для формирования  звукопроизношения и обучения грамоте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

    Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

    Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

    Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

    Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

    Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...

    Индивидуальный план работы по самообразованию на тему «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

    Индивидуальный план работы по самообразованию на тему «Использование развивающих игр при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников"...

    План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

    Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...