Игровое логопедическое занятие "Путешествие по сказкам. От звука к рассказу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лагутина Светлана Равиковна

Сценарий занятия для дошкольников с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с целью дифференциации звуков Л и Ль в слогах, словах и фразах через использование современной игровой квест-технологии и интерактивной программы "Конструктор карптинок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ  «Детский сад № 91 «Росинка»  г. Орска»

СЦЕНАРИЙ

игрового  логопедического занятия

с использованием программы «Конструктор картинок»

для детей подготовительного к школе возраста

«Путешествие по сказкам. От звука к рассказу»

Подготовил: учитель-логопед

первой квалификационной категории

Лагутина Светлана Равиковна                  

 Орск, 2018 г.

Цель: дифференциация звуков Л и ЛЬ в слогах, словах и фразах через использование современной игровой  квест-технологии

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизировать работу по формированию у детей дошкольного       возраста навыков дифференциации звуков Л и ЛЬ в слогах, словах и фразах;
  • закрепить и обобщить знания детей о русских народных сказках, перелётных и зимующих птицах;
  • познакомить детей с употреблением предлогов  ПОД и ИЗ-ПОД в речи;
  • формировать умение составлять предложения по опорным рисункам и объединять их в связный текст.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать познавательную и речевую активность у детей;
  • развивать у детей память, слуховое внимание и зрительное восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать собственные действия с действиями партнёра по игре.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать самоконтроль за собственной речью;
  • воспитывать в детях волевые качества – выдержку, терпение, умение     выслушать товарища.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР.

Длительность образовательной деятельности - 30 минут.

Оборудование и материалы: ноутбук, SMART-TV, спокойная мелодия (Зарисовка. Муз. Андрей Комаров), записи голосов сказочных героев (Весна, гномы), презентация в программе Power Point, программа «Конструктор картинок» портала «Мерсибо», разноцветные шарики «Марблс», набор букв на магнитах (л, а, о, у, ы, э, я, е), доска напольная магнитная, напольный стенд «Колобок» с прищепками, карточки с птицами (иволга, голубь, соловей, ласточка, цапля, лебедь, клёст, малиновка), модели звуков Л и ЛЬ (Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»), 4 ключа – части карты группового помещения, плакат, сумка-подарок, мотивационные наклейки портала «Мерсибо».


Ход игрового логопедического занятия

Части ОД

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Введение в тему занятия.                                                         

Организационный момент.

Дети заходят в музыкальный зал. Звучит спокойная зимняя музыка. Дети стоят в кругу, берутся за руки и приветствуют друг друга:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

Земле мы скажем: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!» — Природе скажем мы.

Гостям мы скажем: «Здравствуйте!»

Пусть будет день прекрасным!                                          

берутся за руки в кругу

поворачиваются друг к другу и улыбаются

сжимают и разжимают кулачки, как лучики солнца

опускают руки вниз        

машут рукой

поворачиваются к гостям

Мотивация.

Логопед: (Слайд 2) Ой, ребята, сегодня по пути в детский сад кого я встретила! Хотите узнать? (Ответы детей)  Тогда слушайте загадку.

Загадка

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса -

Значит, к нам пришла…  (весна).

Логопед: (Слайд 2) Ну конечно же Весна. (на экране

появляется картинка – Весна).

 Создание проблемной ситуации.

         Логопед: Она от своих помощников –

сказочных гномов узнала, что вы очень стараетесь и успешно занимаетесь и решила вас одарить подарками.  Да вот беда – заболела Весна и просит помочь ей. Вы хотите помочь Весне?  (Ответы детей) Тогда послушайте от неё электронное сообщение.

 (включается звуковое сообщение).         

 «Здравствуйте, ребята! Я очень хотела одарить вас подарками, да вот беда – заболела. Поможет мне выздороветь только родниковая вода. Её гномы заточили глубоко в горе. Прошу помочь вас найти родниковую воду. Вот электронная карта, с помощью которой вы сможете выполнить задания сказочных гномов и открыть все двери в пещере.

 Логопед: Что произошло с Весной? (Ответы детей) О чём она просит? (Ответы детей) Ребята, посмотрите на карту (Слайд 3). По ней мы будем путешествовать из одной сказки в другую. А помогать нам будут лесные проводники – сказочные гномы. Вы готовы? 

Дети: Да!

Логопед: Тогда вперед! Чтобы оказаться в первой сказке, скажем волшебные слова:

- Раз, два, покружись,

Прямо в сказке окажись!

Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя и «оказываются в первой сказке» (Нажать на синюю фигуру с цифрой 1, открывается

картинка сказки «Гуси лебеди», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 4).

5 минут

2. Основная часть игры-квеста. 

Характеристика звуков Л и ЛЬ. Чтение слогов.

Логопед: Ребята, кто знает, в какую сказку мы с вами попали?

Дети: «Гуси-лебеди». 

Логопед: Подскажите, а какое волшебство есть в воде этой сказки?

Дети: Речка оживала, помогала детям. А еще река была молочная с кисельными берегами.

Логопед: А мы для Весны какую воду ищем? (Ответы детей) В этой сказке мы её нашли? (Ответы детей) Я предлагаю вам обратиться к сказочным гномам, о которых говорила Весна.

(включается звуковое сообщение).         

 «Здравствуйте, ребята! Вот вам первое задание: в конверте карточки со звуками. Назовите их. Расскажите, что вы о них знаете. Как обозначаются на письме. И ещё одно задание: прочитайте слоги. Всего вам хорошего!»

Логопед: (достаю карточки-модели звуков Л и ЛЬ). Ребята, вы догадались какие звуки мы будем сегодня стараться проговаривать? Что вы знаете о них?

Дети: Это звуки Л и ЛЬ. Они согласные и звонкие.

Логопед: А чем они различаются?

Дети: Звук Л – твёрдый, а звук ЛЬ – мягкий.

Логопед: Как эти звуки обозначаются на письме?

Дети: На письме эти звуки обозначаются буквой Л.

Логопед: Гном предлагает вам прочитать, что здесь написано.

Дети подходят к напольной магнитной доске и читают слоги: ла, ло, лу, лы, лэ, ля, лё, лю, ли, ле.

Логопед: Как вы думаете, вы выполнили первое задание (Ответы детей) И сказочный гном считает, что вы справились с заданием, поэтому

отдаёт вам 1-й ключ от двери пещеры. Предлагаю вам её открыть.

Дети соотносят модель звука С с буквой С, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту.

Сказочный гном оставил часть карты, которая пригодится нам в конце нашего путешествия. А кто скажет, что будем делать  дальше?

Логопед: А мы продолжим наше путешествие. Для чего?

Дети: Чтобы найти чистую родниковую воду для Весны.

Логопед: Тогда вперёд! Скажем волшебные слова и окажемся в другой сказке:

           - Раз, два, покружись,

           Прямо в сказке окажись!

            Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя.  

           (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста».

Нажать на красную фигуру с цифрой 2, открывается картинка сказки «Мороз Иванович», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 5).

Пальчиковая игра «Шар в руке своей держу».

Логопед: Ребята, в какой сказке мы сейчас оказались?

Дети: «Мороз Иванович». 

Логопед: Подскажите, а какая волшебная вода есть в этой сказке?

Дети: В сказке был волшебный колодец.

Логопед: Скажите, а можем мы набрать воды из этого колодца для

Весны?

Дети: Нет. Потому что в этом колодце не было воды.

Логопед: Тогда послушаем, какое задание для нас приготовил второй гном.

(включается звуковое сообщение).         

 «Дорогие ребята! Если вы хотите и дальше путешествовать по сказкам в поисках воды для Весны, выполните упражнение для пальчиков «Шар в руке своей держу. Удачи вам!»

Логопед: Ребята, а вы хотите продолжить наше путешествие?

Дети: Да, хотим.

Дети берут правой рукой по шарику и выполняют массаж пальцев рук массажными шариками Су-Джок с одновременным проговариванием:

Шар в руке своей держу

(шар спрятан в правой ладошке)

А тебе не покажу

(убираем руку за спину)

Шар держу в другой руке

(перекладываем шарик в левую руку за спиной)

Хочешь, покажу тебе?

(шар в левой ладошке перед собой)

Шар прозрачный, шар блестит

(лежит на левой ладошке)

И пружинкой он стучит

(зажав шарик в левой ладошке, стучим, как погремушкой)

Как последний снежный ком, мне ладошки колет он

(катаем шарик между ладоней)

Может шарик покатиться, может в сказке очутиться

(катим шарики по одной руке, затем по другой)

Логопед: Как вы думаете, вы справились с заданием? (Ответы детей) И гном так же считает и отдаёт 2-й ключ от двери пещеры. Предлагаю вам открыть нужную дверь.

Дети соотносят модель звука З с буквой З, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту.

Логопед: В этой сказке мы нашли родниковую воду для Весны?

Дети: Нет.

Логопед: Что будем делать? (Ответы детей) Тогда скажем волшебные слова и окажемся в другой сказке:

           - Раз, два, покружись,

           Прямо в сказке окажись!

            Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя.  

(Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста».

Нажать на желтую фигуру с цифрой 3, открывается картинка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 6).

Зимующие и перелётные птицы. Игра «4-й лишний»

Логопед: Ребята, в какой сказке мы теперь оказались?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 

Логопед: Подскажите, а какая волшебная вода была в этой сказке?

Дети: Здесь была маленькая лужа, из которой выпил Иванушка.

Логопед: Скажите, а можем мы набрать такой воды, чтобы Весне дать напиться?

Дети: Нет, потому что эта вода заколдованная, и если её испить, то как Иванушка, можно в козликов превратиться.

Логопед: Тогда предлагаю послушать следующее задание от Сказочного гнома:

(включается звуковое сообщение).         

 «Ребята, здравствуйте! Вот вам третье задание, чтобы продолжить свой путь: распределите птиц по своим местам. Слева – птицы, в названиях которых есть звук Л, а справа – птицы, в названиях которых есть звук ЛЬ. Это ещё не всё! Надо назвать всех птиц, найти 4-ю лишнюю птицу и объяснить, почему она лишняя. До встречи!»

Логопед: Предлагаю вам разделиться на две команды, чтобы выполнить это задание. 

На паласе напольный стенд «Колобок», на котором карточки с моделями звуков Л и ЛЬ. Рядом лежат картинки с птицами: иволга, голубь, соловей, ласточка, цапля, лебедь, клёст, малиновка. Дети прищепками прикрепляют картинки птиц, помогая друг другу и контролируя деятельность друг друга.

  иволга                         цапля

  голубь                        лебедь

  соловей                       клёст

  ласточка                      малиновка

Логопед: Верно. Тогда предлагаю вам поиграть в игру « 4-й лишний».

Дети называют лишнюю птицу (лишний голубь, потому что он – зимующая птица, а иволга, соловей и ласточка – перелётные птицы; лишний клёст, потому что он – зимующая птица, а цапля, лебедь и малиновка – перелётные птицы ).

Логопед: Как вы думаете, вы справились с заданием? (Ответы детей) И гном так же считает и отдаёт 3-й ключ от двери пещеры. Предлагаю вам открыть нужную дверь.

Дети соотносят модель звука и Ш с буквой Ш, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту.

Логопед: А мы какую дверь по счёту открываем? (Ответы детей) Что мы ищем? (Ответы детей) Для чего? В этой сказке мы нашли родниковую воду для Весны?

Логопед: Тогда скажем волшебные слова и посмотрим, в какую сказку попадём на этот раз:

           - Раз, два, покружись,

           Прямо в сказке окажись!

            Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя.  

(Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста».

Нажать на зеленую фигуру с цифрой 4, открывается картинка сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 7).

Рассказ «Как ласточка летала». Употребление предлогов ПОД, ИЗ-ПОД.

Логопед: Ребята, вот мы и в следующей сказке, кто ее назовет?

Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Логопед: Подскажите, а в чем было волшебство воды в этой сказке?

Дети: Море менялось, когда менялось настроение у золотой рыбки.

Логопед: Скажите, а можем мы набрать такой воды для Весны?

Дети: Нет, потому что в море вода соленая и её пить нельзя.

Логопед: Четвёртый гном приготовил для вас очень интересное

задание. Вот послушайте:

(включается звуковое сообщение).         

«Дети! Я для вас очень интересное задание приготовил - вам понравится. Надо научиться пересказывать рассказ «Как ласточка летала. А ещё вам надо научиться правильно употреблять в рассказе предлоги ПОД и ИЗ-ПОД. Пока, ребята!»

 Логопед: Так какое задание мы получили от Сказочного гнома?

Дети: Мы должны научиться пересказывать рассказ «Как ласточка летала» и правильно употреблять предлоги ПОД и ИЗ-ПОД.

Дети рассаживаются перед экраном телевизора. Логопед открывает программу «Конструктор картинок» на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо». Появляется заранее приготовленная к этому занятию картинка и начинает свой рассказ, передвигая мышью картинку с птицей от предмета к предмету.

«Как ласточка летала.

Ласточка летала-летала и села под ёлку. Посидела-посидела и вылетела из-под ёлки. Летала-летала и села под телегу. Посидела-посидела и вылетела из-под телеги. Летала-летала и села под лошадь. Посидела-посидела и вылетела из-под лошади. Летала-летала и села под лопату. Посидела-посидела и вылетела из-под лопаты. Летала-летала и села под лестницу. Посидела-посидела и вылетела из-под лестницы. Летала-летала и села под метлу. Посидела-посидела и вылетела из-под метлы. Устала ласточка и села на лавку отдыхать».

Логопед: А теперь я предлагаю вам рассказать, но про другую птицу. (картинка ласточки меняется на другую птицу (соловей). Картинки с птицами загружаются по ходу рассказа из интерактивной папки программы «Конструктор картинок».

Логопед: Как вы считаете, справились вы с заданием гнома?  

(Ответы детей) И сказочный гном так же считает и ключ от двери пещеры. Который по счёту этот ключ? (Ответы детей) Что с ним делать вы сами знаете. (Дети соотносят модель звука и Ж с буквой Ж, с помощью которой они обозначаются и прикрепляют картинку к нужному месту).

 А нам пора двигаться дальше. Куда?

Дети: В следующую сказку, чтобы найти родниковую воду для Весны. 

Логопед: Какие волшебные слова мы должны сказать, чтобы очутиться в следующей сказке?

            Дети проговаривают слова, кружатся вокруг себя.  

           - Раз, два, покружись,

           Прямо в сказке окажись!

(Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на слайд 4 «Карта квеста».

Нажать на розовую фигуру с цифрой 5, открывается картинка сказки «Заяц Коська и Родничок», нажать на картинку, перейти по гиперссылке на слайд 8).

Логопед: Ребята, вот мы и в следующей сказке, кто ее назовет?

Дети: Это «Заяц Коська и Родничок». 

Логопед: Подскажите, а в чем было волшебство воды в этой сказке?

Дети: Родничок с зайцем бегали наперегонки.

Логопед: А из этого родничка мы могли бы набрать воды для Зимушки-зимы?

Дети: Да, потому что родниковая вода самая чистая.

Логопед: Итак, мы справились с заданием Весны – нашли чистую родниковую воду для неё? (Ответы детей)  Ребята, попросите Сказочного гнома передать родниковую воду  Весне, чтобы она выздоровела. Попросите так, чтобы гном захотел помочь Весне. (Ответы детей)

 (включается звуковое сообщение).         

«Уже передал. Ведь в сказках всё делается по волшебству. Вы только подумали, а ваше желание вмиг исполнилось. И вам передаю – пейте на здоровье!» 

 (Нажать на управляющую кнопку, переход по гиперссылке на следующий слайд (Слайд 9). На экране появляется картинка, где Зимушка-зима и лесные проводники-сказочные гномы)

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

20 минут

3.Заключитель-ная часть.

Рефлексия.

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Гном для вас передал родниковую воду. Чуть позже мы испробуем её. (Логопед показывает детям бутылку с водой) Осталось узнать, где подарки лежат. Ребята, спросите об этом у Сказочных гномов.

Дети: Сказочные гномы! Подскажите нам, пожалуйста, где подарки?

(включается звуковое сообщение).         

«Подсказку ищите  в  ключах, которые мы вам вручали за правильно выполненные задания. Вы внимательно посмотрите на них и сами увидите, где лежат подарки для вас. А мы с вами прощаемся. До свидания!»

Дети находят коробку - мотивационные наклейки.

Логопед: Ребята, а какое полезное дело мы с вами сегодня сделали! А для чего Весне нужна была родниковая вода? Кто помогал нам искать воду?  Сколько сказочных гномов было? А по каким сказкам мы с вами путешествовали? Какие задания гномов выполняли?

Дети отвечают. Занятие завершается.        

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

5 минут



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

логопедическая сказка. автоматизация звука Ш

Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи...

Индивидуальное занятие в подготовительной логопедической группе Тема: «Сказка о том, как принц Серёжка научился произносить звук [Р]»

Обогащение и расширение словарного запаса.Совершенствование грамматического строя речи: развитие навыков словообразования и словоизменения, определения порядка слов в предложении, совершенствование на...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.

Конспект индивидуального логопедического занятия  для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.Тема: Путешествие по сказкам . Автоматизация звука [Р]Цель: Закрепить уме...

Логопедическая сказка о звуках

Творческая работа ребёнка 7 лет, сочинение логопедической сказки на этапе автоматизации звука Р в связной речи....

Памятка для родителей «Игровые технологии в логопедической работе на этапе автоматизации звуков у детей»

Автоматизация звуков - закрепление правильного произношения звуков в речи.Благодаря нашей с Вами совместной работе, дети быстрее и с радостью научатся произноситьновые звуки....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...