Главные вкладки

    Методическая разработка проект "Целительные звуки"
    проект по логопедии на тему

    Глушкова Светлана Викторовна

    Данный проект направлен на решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tselitelnye_zvuki.doc798 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Проект:

    «Целительные звуки»

    Автор проекта:

     Глушкова Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ «Малыш»

    Актуальность проекта.

    Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

    В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

    Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению  A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания  в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

    Использование нетрадиционных приёмов и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда помогает создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

    Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели нас к  необходимости разработать проект: «Целительные звуки».

    Цель проекта

        Введение в практику речевых занятий нетрадиционных упражнений и приёмов, направленных на развитие дыхания, общую гармонизацию и повышение уровня здоровья.

    Задачи

    • Продолжать знакомство детей с актом дыхания.

    - Расширять знания детей о дыхании.

    - Знакомить детей с разными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим.

    - Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений, привычку к самоконтролю у дошкольников.

    - Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди педагогов ДОУ и родителей.

    Принципы:

    • Общеизвестные дидактические принципы (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.)
    • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
    • Принцип социальной безопасности (т.е. правильное дыхание –  это показатель как коррекции речи так и снижения заболеваемости).
    • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье - родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

    Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

    Практическая значимость проекта: 

    предложенная система упражнений может использоваться не только в коррекционно-логопедическом процессе при речевом развитии детей, но  и педагогами ДОУ на занятиях с детьми без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития и для оздоровления дошкольников.

    Данные упражнения могут применяться родителями в домашних условиях, так как не требуют никакой дополнительной подготовки.

    Срок реализации проекта: долгосрочный

    Этапы реализации проекта.

    1. Подготовительный этап.

     

    Задачи этапа

    Содержание работы

     

    Ожидаемые результаты этапа

    Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.

     

    Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 

    Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

    Составление плана работы по реализации проекта.

    Создание картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания.

    Анализ результатов обследования речевого развития детей 

    Совместное  изготовление дидактических игр и пособий, для развития дыхания дошкольников.

      

     

    II. Основной этап реализации проекта (практический). 

    Задачи этапа

    Содержание работы

     

    Ожидаемые результаты этапа

    1.Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании.

    2. Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания.

    3.Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.

     

    Работа с детьми.

    -развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом;

    • развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией;
    • развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы;

    - тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

    - использование нетрадиционных приёмов на развитие дыхания:  «Шесть целительных звуков», «Витафон гласных звуков»,   «Миогимнастика для детей раннего возраста», упражнение «Паровозик»,  «Лечебные звуки» и другие.

    Ежедневное проведение дыхательной гимнастики, дыхательных упражнений, дидактических игр на развитие дыхания – как дома, так и в группе.

    Для детей:

    • положительная динамика речевого дыхания;

    - положительная динамика речевого развития;

    - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

    - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

     - выставка рисунков детей «Целительные звуки»

    4. Повышение компетенции воспитателей в данной области.

     

     Работа с педагогами:

     - Консультация с практикумом «Звуки, которые лечат».

     - Изготовление специальных пособий для проведения дыхательных упражнений с детьми.

     - Практическое применение пособий в коррекционной гимнастке.

     

    Для педагогов:

    - положительный психологический климат между учителем - логопедом и воспитателями;

    -заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

    - удовлетворенность собственной деятельностью. 

    5. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

     

    Работа с семьей:

    - Консультации для родителей по темам «Целительные звуки», «Дыхательная гимнастика», «Игры способствующие развитию речевого выдоха»

    -    Памятки для родителей.

    - Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

    Для родителей:

    -   готовность и желание помогать;

    - активизация педагогического потенциала родителей;

    - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

    - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;

    - чувство удовлетворенности от совместного творчества.

    III. Заключительный этап реализации проекта.

    Задачи этапа

    Содержание работы

     

    Ожидаемые результаты этапа

    Показ презентации проекта «Целительные звуки» для педагогов.

     

    Вторичное обследование речевого дыхания у детей.

    Показ презентации проекта на педагогическом совете ДОУ,  РМО учителей-логопедов.

     

    Оформление презентации проекта. 

    Содержание проекта:

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярное использование таких упражнений на общих занятиях  способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо-эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Для «постановки» правильного речевого дыхания используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. Существуют  известные традиционные приемы работы над постановкой правильного диафрагмального дыхания, в данном проекте используются менее известные приемы работы. 

    Исследования подтверждают целебное воздействие некоторых звуков на организм человека.

     -Звук У способствует вентиляции легких;

     -Звуки А и О благоприятно воздействуют на организм в целом, активизируют все клеточки тела;

    - Звук Ю благоприятно воздействуют на почки, мочевой пузырь, снимает спазмы;

    - Звук Е убирает негативные эмоции;

    - Звук Н активизирует способность к творчеству;

    - Звук В воздействуют на нервную систему и спинной мозг;

    - Звук П полезен для сердца и сосудов, снижает давление.

    1. «Шесть целительных звуков».

    Сила звука целебна для всего живого на земле. При вибрации звуки очень хорошо помогают в профилактике и лечении. Звуковые волны и создают те самые вибрации, которые и оказывают лечебное воздействие на больные органы. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». Волшебная сила этих лечебных звуков, так же, как и лечебной музыки, действие которой начинается лишь на десятой минуте прослушивания, зависит от числа их произношения. Один звук нужно произнести (пропеть) не менее 12 раз. В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определённого органа или группы органов.

    Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представление об определённом цвете и температурно-тактильном ощущении. Звуки произносятся трижды на длинном выдохе в установленном порядке:

    1) Звук С (с-с-с), действует на лёгкие, ассоциация с белым цветом, ощущение – сухой холод.

    2) Звук Ч (Чу-у-у-у), орган – почки, цвет – голубой, ощущение – влажная прохлада.

    3) Звук Ш (ш-ш-ш), орган – печень, цвет – светло-зелёный, ощущение – свежий весенний ветер.

    4) Звук Х (ха-ха-ха), орган – сердце, цвет – красный, ощущение – жарко.

    5) Звук Х (ху-ху-ху), орган – селезёнка, цвет – жёлтый, ощущение – тёплая влага.

    6) Звук Х (хи-хи-хи), «Тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов тела, расположенных на 3-х разных вертикальных уровнях:

    1.Верхний уровень – сердце, лёгкие.

    2.Средний уровень – селезёнка и желудок.

    3.Нижний уровень – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь.

    Связи с определённым цветом не имеет.

    Сначала дети учатся правильно дышать, вдыхая через нос и выдыхая через рот.  «Ветер воздуха вдохнул разом облако надул».

    А затем с детьми изучаются «целебные звуки». Использовать этот комплекс можно в любое, удобное для педагога время, в любом режимном моменте.

    Для наглядности используются иллюстрации, изображающие озорной ветерок, белое облако, голубые незабудки, светло-зелёные камыши, красный мак, жёлтый подсолнух, радугу между солнцем и весёлой дождевой тучкой.

    Следует отметить, что перечисленный набор звуковых сочетаний очень полезен  в логопедической практике, а акцент на окраске помогает закрепить названия цвета. Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды, на длительном выдохе.

    На занятиях удобно пользоваться иллюстрациями, изображающими озорной ветер, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой. Можно использовать отдельные плоскостные фигуры героев стишка, разговаривать с которыми помогают дети.

    На практике целесообразно начинать «играть в ветер» с детьми двухлетнего возраста. Сначала они учатся по-разному дуть, как ветер, а к трем годам сами произносят весь стишок и инсценируют его с плоскостными фигурами. Можно использовать иллюстрирующие стишок раскраски и контурные обводки.

    Детям объясняется, что это упражнение очень полезно выполнять и взрослым. Поэтому дома перед сном можно поиграть вместе с мамой, папой, бабушкой.

    2. Витафон гласных звуков  (звуковой массаж)

    Данный самомассаж рекомендуется для профилактики и лечения головных болей. В логопедической практике эффективен для развития навыков самонаблюдения и самоанализа тонких вибрационных волн звукообразования.

    Упорядоченность речевых актов наиболее контрастна для самоанализа мышечных ощущений в ротовой полости (основном резонаторе звука) и дыхательной мускулатуры. Такая последовательность выбрана из базовой четвертицы («квадриги») гласных звуков, формирующих ведение голоса. Звуки собраны по парам с перестановкой последовательности ступеней подъёма языка:

    средний подъём, опускание на нижний, верхний подъём.

    3. Миогимнастика для детей раннего возраста

    Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращая зубочелюстную деформацию.

    4. Комплексное профилактическое упражнение для развития дыхания, укрепления связок гортани с элементами логоритмики «Паровозик» (По технологиям В. Емельянова и М. Картушиной).

    5. Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки» (по М. Лазареву)

    Упражнения помогают при болях в горле, при бронхитах, при насморке. Все упражнения выполняются стоя, тело расслаблено, ноги стоят устойчиво, глаза закрыты. При произнесении звуков желательно тянуть их как можно дольше, ощущая вибрацию. После исполнения каждого лечебного звука дети вспоминают, при лечении каких заболеваний он помогает.

    6. Дыхательные упражнения на увеличение продолжительности выдоха и укрепление дыхательных мышц.

    Взрослый читает текст. Дети на выдохе произносят согласные звуки: звонкие и глухие — отрывисто, многократно повторяя на одном выдохе; шипящие — протяги​вая как можно дольше. Произнесение звуков может сопровождаться жестами (по желанию).

    Используемая литература:

    1. Антипина Е.А. «Театрализованные представления в детском саду»; Т. Ц. «Сфера», Москва, 2010. «Звукотерапия», с.107.
    2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 c.
    3. Беляковская Н.Н., Засорина Н.Л., Макарова Н.Ш. Учим ребёнка говорить: Здоровьесозидающие технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
    4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 368 с.
    5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
    6. Лазарев М.Л. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.- 248с.
    7. Максакова А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 31-38.

            

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    к методической разработке

    Проект:

    «Целительные звуки»

    Автор проекта:

    Глушкова Светлана Викторовна, учитель-логопед МДОУ «Малыш»

    Материал для педагогов и родителей

    Дыхательная гимнастика, миогимнастика, закаливающее носовое дыхание для детей раннего возраста

    1. Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

    Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке, но не менее 2 раз в день.

    Часики. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз)

    Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза)

    Петушок. Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть, похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ – выдохнуть. (4 раза)

    Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза)

    Паровозик. Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд)

    Весёлый мячик. Стоя прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз)

    Гуси. Ходить медленно, на вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с длительным произнесением звука ГА-ГА (1 мин)

    2. Миогимнастика для детей раннего возраста

    Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращая зубочелюстную деформацию.

    Лошадки. Цоканье языком (30 сек) в удобном для ребёнка положении (сидя, стоя)

     Заводим машину. Длительное произнесение звука Д-Д-Д (до 30 сек)

    Почистим зубки. Кончиком языка водить («чистить», «гладить») по верхним и нижним зубам вправо-влево (4-5 раз)

    Поцелуйчик. Вытянуть вперёд губы и чмокнуть  (4-5 раз)

    Улыбочка. Растянуть губы как можно шире, вернуться в исходное положение губ (4-5 раз)

    Надуем шарик. Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками (4-5 раз). 

    3. Закаливающее носовое дыхание

    Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода. Все упражнения повторяются 4-5 раз.

    ·Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцами правой руки.

    ·Открыть рот и кончик языка прижать к нёбу, выключая ротовое дыхание.

    ·Сделать спокойный вдох через нос, на выдохе с одновременным постукиванием пальцами по крыльям носа произносить слоги БА-БО-БУ.

    · Сжать пальцы в кулаки, во время вдоха через нос широко открыть рот и высунуть язык, доставая им до подбородка. Разжать кулаки, выдохнуть через нос. 

    4. Комплексное профилактическое упражнение для развития дыхания, укрепления связок гортани с элементами логоритмики «Паровозик».

     (По технологиям В. Емельянова и М. Картушиной).

    1. Паровоз привез нас в лес.

    Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

    (ходьба с согнутыми в локтях руками)

    Там полным-полно чудес.

    (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

    2. Вот идет сердитый еж:

    П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

    (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

    Где же носик? Не поймешь.

    Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

    3. Вот веселая пчела детям меда принесла.

    З-з-з! З-з-з!

    Села нам на локоток,

    З-з-з! З-з-з!

    Полетела на носок.

    З-з-з! З-з-з!

    (звук и взгляд направлять по тексту)

    4. Пчёлку ослик испугал:

    Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

    На весь лес он закричал:

    Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

    (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

    5. Гуси по небу летят,

    Гуси ослику гудят:

    Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

    Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

    (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком

    6. Устали? Нужно отдыхать,

    Сесть и сладко позевать.

    (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

    5. «Целительные звуки».

    Целебное воздействие некоторых звуков на организм человека.

    - Звук У способствует вентиляции легких;

     - Звуки А и О благоприятно воздействуют на организм в целом, активизируют все клеточки тела;

    - Звук Ю благоприятно воздействуют на почки, мочевой пузырь, снимает спазмы;

     - Звук Е убирает негативные эмоции;

    - Звук Н активизирует способность к творчеству;

    - Звук В воздействуют на нервную систему и спинной мозг;

    - Звук П полезен для сердца и сосудов, снижает давление..

    Сила звука целебна для всего живого на земле. При вибрации звуки очень хорошо помогают в профилактике и лечении. Звуковые волны и создают те самые вибрации, которые и оказывают лечебное воздействие на больные органы. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». Волшебная сила этих лечебных звуков, так же, как и лечебной музыки, действие которой начинается лишь на десятой минуте прослушивания, зависит от числа их произношения. Один звук нужно произнести (пропеть) не менее 12 раз. В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определённого органа или группы органов. Нужно стараться представлять себе этот орган, на область которого хорошо в этот момент накладывать обе руки – левая прижата к телу, а правая – сверху левой; после этого произносить звуки.

    Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представление об определённом цвете и температурно-тактильном ощущении. Звуки произносятся трижды на длинном выдохе в установленном порядке:

    1) Звук С (с-с-с), действует на лёгкие, ассоциация с белым цветом, ощущение – сухой холод.

    2) Звук Ч (Чу-у-у-у), орган – почки, цвет – голубой, ощущение – влажная прохлада.

    3) Звук Ш (ш-ш-ш), орган – печень, цвет – светло-зелёный, ощущение – свежий весенний ветер.

    4) Звук Х (ха-ха-ха), орган – сердце, цвет – красный, ощущение – жарко.

    5) Звук Х (ху-ху-ху), орган – селезёнка, цвет – жёлтый, ощущение – тёплая влага.

    6) Звук Х (хи-хи-хи), «Тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов тела, расположенных на 3-х разных вертикальных уровнях:

    1.Верхний уровень – сердце, лёгкие.

    2.Средний уровень – селезёнка и желудок.

    3.Нижний уровень – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь.

    Связи с определённым цветом не имеет.

    Сначала дети учатся правильно дышать, вдыхая через нос и выдыхая через рот.  «Ветер воздуха вдохнул разом облако надул».

    А затем учим с детьми «целебные звуки». Использовать этот комплекс можно в любое, удобное для педагога время, в любом режимном моменте.

    Для наглядности используются иллюстрации, изображающие озорной ветерок, белое облако, голубые незабудки, светло-зелёные камыши, красный мак, жёлтый подсолнух, радугу между солнцем и весёлой дождевой тучкой.

    Следует отметить, что перечисленный набор звуковых сочетаний очень полезен  в логопедической практике, а акцент на окраске помогает закрепить названия цвета. Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды, на длительном выдохе.

    2. Практическая часть.

    1.Ветер воздуха вдохнул

    Разом облако надул

    С-с-с-с

    2.Незабудки увидал,

    «Чудо, чудо», — он сказал.

    Чу-у-у-у.

    3.Зеленеют камыши.

    Прошуршу в них

    Ш-ш-ш-ш.

    4.Раскачаю красный мак!

    Ха-ха-ха, вот так, вот так!

    Ха-а-а-а!

    5.Пошепчу я на ухо

    Жёлтому подсолнуху!

    Ху-у-у-у!

    6.Вместе с солнцем и дождём

    В небе радугу зажжём!

    «Хи-хи-хи, — смеётся дождь, —

    От меня ты не уйдёшь!»        

    6. Витафон гласных звуков

    (звуковой массаж)

    Данный самомассаж рекомендуется для профилактики и лечения головных болей. В логопедической практике эффективен для развития навыков самонаблюдения и самоанализа тонких вибрационных волн звукообразования.

    Упорядоченность речевых актов наиболее контрастна для самоанализа мышечных ощущений в ротовой полости (основном резонаторе звука) и дыхательной мускулатуры. Такая последовательность выбрана из базовой четвертицы («квадриги») гласных звуков, формирующих ведение голоса. Звуки собраны по парам с перестановкой последовательности ступеней подъёма языка:

    средний подъём

    опускание на нижний

    верхний подъём

    Звук

    Упражнение

    О

    Делается глубокий вдох.

    На выдохе протяжно произносится О-О-О.

    Фиксируется вибрация в груди (бронхи, трахея).

    А

    Делается глубокий вдох.

    На выдохе произносится удлинённое А-А-А.

    Фиксируется вибрация горла.

    Ы

    После глубокого вдоха произносится протяжное Ы-Ы-Ы.

    Вибрация переходит в рот – зубы, челюсти, уши.

    У

    Делается глубокий вдох.

    На выдохе произносится протяжное У-У-У.

    Вибрация ощущается в лобных частях головы, отчасти во впадинках щёк, в ушах

    Примечание: упражнение выполняется при самоконтроле вдоха и выдоха.

    1. Дыхательная гимнастика «Лечебные звуки»

    (по М. Лазареву)

    Все упражнения выполняются стоя, тело расслаблено, ноги стоят устойчиво, глаза закрыты. При произнесении звуков желательно тянуть их как можно дольше, ощущая вибрацию. После исполнения каждого лечебного звука дети вспоминают, при лечении каких заболеваний он помогает.

    Пчелы гудут,   

     В поле идут.   

    С поля идут —   

    Медок несут.

    (Русская народная приговорка)

    Кладут ладонь на шею и тянут звук [з].

    Упражнение помогает при болях в горле.

    Жук летит 

     И жужжит, жужжит. 

    Кладут ладонь на грудь и негромко произносят звук [ж].

    Упражнение помогает при бронхитах.

    Целый день жужжала муха,   

    Вилась, вилась возле уха.   

    Произносят звук [в].

    Упражнение эффективно при насморке.

    1. Дыхательные упражнения «Согласные звуки» на увеличение продолжительности выдоха и укрепление дыхательных мышц

    Дети называют звуки, изображенные в верхней части иллюстрации. Ведущий читает текст к ней. Затем ребята на выдохе произносят согласные звуки: звонкие и глухие — отрывисто, многократно повторяя на одном выдохе; шипящие — протягивая как можно дольше. Произнесение звуков может сопровождаться жестами (по желанию).

    К — дождинки бьют по крыше.

    Г — горох лущат нам мыши.

    X — хомяк храпит во сне.

    Ц — разбудим по весне.

    П — палит на башне пушка.

    Б — стреляет вверх хлопушка.

    Т — крот стукнул молотком.

    Д — два дятла строят дом.

    С — свистит у норки суслик.

    Ш — шипит змея, свернувшись в бублик.

    3​ — малыш комар звенит беспечно.

    Ж — так майский жук жужжит, конечно.

    Щ — варан не спит в пустыне.

    Р — рычит из клетки тигр Марине.

    Ч — подходит паровоз.

    Л — корабль гостей привез.

    М — мычит корова на лугу.

    Н — звук в нос сказать могу.

    1. Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков.

     «Гудок паровоза».

    Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2    секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

     «Полет самолета».

    Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

     «Царство ветров».

    Дети, изображая ветры (северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий),  пропевают  звуки разные по высоте, силе, тембру, громкости, модуляции.

    Звук У – холодный северный ветер. Звук завывающий (низко).

    Звук И – южный тёплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).

    Звук А – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.

     Звук О – западный, оттуда, где солнышко ложится спать.

    Звук затухающий от сильного к слабому.

     «Жук»

    Игрушка жука (или другого летающего насекомого) на длинной нитке (25см), лежащая в яйце (от киндер-сюрприза). Дети открывают яйца, а мамы за нитку поднимают жуков. Жуки улетают, а дети пытаются дотянуться и поймать их двумя руками. Жуки летают со звуком «Ж»- мамы и ведущий демонстрируют звук, побуждая детей к подражанию.

    1.  Упражнения для речевого дыхания

    (Памятка для родителей)

    Футбол

    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

    Ветряная мельница

    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    Снегопад

    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    Листопад

    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    Бабочка

    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    Кораблик

    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

    Шторм в стакане

    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

    Техника выполнения упражнений:

    •воздух набирать через нос

    •плечи не поднимать

    •выдох должен быть длительным и плавным

    •необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

    •нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.


    5. «Шесть целительных звуков».



    1. Дыхательные упражнения «Согласные звуки»



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Дифференциация звуков Ф-Ф’

    Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’. Цели: 1.Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков 2.Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких звуков: учить дифференцирова...

    Собственная методическая разработка: "Дифференциация звуков С - З".

    Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия  по "Дифференциации звуков С - З". Материал предназначен для обучения детей старшего, подготовительного  дошкольного возраста...

    Собственная методическая разработка "Дифференциация звуков С - Ш. Профессии."

    Данный конспект занятия предназначен для детей с диагнозом ОНР старшего и подготовительного возраста. Он позволяет решать следующие задачи: учить диффернциации звуков С-Ш, развивать функции фонематиче...

    Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

    АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

    Методическая разработка : Постановка звука "С"

    Фронтальное занятие по постановке звука "С"...

    Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з]

    Методическая разработка "Дифференциация звуков [с], [з] (подготовительная к школе группа)...

    Методическая разработка "Автоматизация звука Р в скороговорках" с использованием мнемотехники для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Презентация  методической разработки "Автоматизация звука Р в скороговорках" для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья, с использованием мнемотехники"Данная презентация поможет логопе...