Главные вкладки

    Рабочая программа учителя-логопеда в средней логопедической группе №7 "Светофорик" для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 4 до 5 лет)
    рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

    Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей (законных представителей) дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ №7 «СВЕТОФОРИК»

    ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (С 4 ДО 5 ЛЕТ)

    Разработала:

    учитель-логопед

    высшей квалификационной категории

    Сущенко М.В.

    г. Урай, 2018г.

    Содержание

     Раздел I

    Пояснительная записка

    3

    1.1. Цель и задачи логопедической деятельности

    3

    1.2. Характеристика контингента воспитанников

    4

    1.3. Мониторинг речевого развития детей 4-5 лет

    5

    Раздел II

                 

    2.1. Содержание логопедической деятельности

    5

    2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

    с детьми 4-5 лет

    7

    2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности

    7

    2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы

    9

    2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

    10

    Раздел III

    3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности

    11

    3.2.Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды

    12

    Список литературы

    14

    Приложения

    15

    Приложение 1 Речевая карта от 4 до 5 лет

    Приложение 2  Календарно-тематическое планирование  непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»

    Приложение 3 Паспорт логопедического кабинета

    Раздел I.

    Пояснительная записка

    Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

    В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральными государственными общеобразовательными стандартами  дошкольного образования (приказ №655 от 23 ноября 2009г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.

    Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с I и ІІ уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу на три года, рассчитана на один 2018-2019учебный год.

    1.1. Цели и задачи логопедической деятельности

    Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей (законных представителей) дошкольников.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    • Устранение нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия
    • Развитие навыков звукового анализа и синтеза
    • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР.
    • Формирование грамматического строя речи.
    • Развитие связной речи старших дошкольников.
    • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

    Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу средней группы для детей с ТНР, сэкономить время логопеда на подготовку к НОД, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

    1.2. Характеристика контингента воспитанников

    Группу посещают 10 детей с тяжелыми нарушениями речи:

    • ОНР – I   -  7 детей (70%)
    • ОНР – II -  3 ребенка (30%)

    Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

    При первом уровне речевого развития (ОНР-I) речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

     У дошкольников со вторым уровнем речевого развития (ОНР-II) активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

    На основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования анализ состояния здоровья детей показал:

    • Часто болеющие – 3 ребенка (30 %)
    • Двуязычие - 2 ребенка (20%)
    • Резидуальная энцефалопатия -  3 ребенка (30 %)
    • Черепно-мозговая травма – 1 ребенок (10%)
    • Астигматизм -1 ребенок (10%)

    Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

    1.3. Мониторинг речевого развития детей 4-5 лет

    Мониторинг проводится 2 раза в год (вводный — 1, 2 недели сентября, итоговый —  3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 4 до 5 лет» (приложение №1).

    Выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ТНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ТНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).

    Раздел II

    2.1. Содержание логопедической деятельности

    Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.  

    Учебный год длится в старшей логопедической группе с 1 сентября по 1 июня. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

    Логопедическая НОД проводится ежедневно с 17 сентября, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится на три периода:

    • I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
    • II период – декабрь, январь, февраль
    • III период – март, апрель, май.

    Начиная с июня, логопед проводит только индивидуальную работу.

    Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 4-ти до 5-ти лет, определёнными СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. В начале учебного составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)

    Таблица 1

    День недели

    Непосредственно-образовательная деятельность

    Понедельник

    15.00-19.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Вторник

    8.00-9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    9.00-9.55 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам)

    10.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Среда

    8.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Четверг

    15.00-19.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Пятница

    8.00-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

    Распределение количества непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Коммуникация».

    Таблица 2

    Коммуникация: непосредственная образовательная деятельность

    Количество  по периодам

    Всего:

    I период

    Сентябрь, октябрь,

    ноябрь

    II период

    Декабрь,

    январь,

    февраль

    III период

    Март,

    апрель,

    май

    По плану

    По факту

    По плану

    По факту

    По плану

    По факту

    По плану

    По факту

    Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи

    11

    11

    13

    35

    Работа над устранением дефектов звукопроизношения и развитием фонематических представлений

    33

    36

    35

    104

    Таблица 3

    Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

    День недели

    НОД

    Часы

    подгрупповая

    индивидуальная

    Понедельник

    -

    Вторник

    40 мин

    3ч20мин

    Среда

    -

    Четверг

    -

    Пятница

    -

    Всего часов

    40 мин

    19ч20мин

    20ч

                                                                                                                                                   

    Разработано календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» (приложение №2).

    2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

    Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

    - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    - коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

    - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

    - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.

    По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.  

    Групповые формы организации (продолжительность до 20мин) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 4-5 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

    Индивидуальные формы работы (продолжительность до 15мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.

     Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. В индивидуальной НОД логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

    Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.  

    В основе планирования НОД с детьми с ТНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ТНР, в содержание обучения и воспитания введены 37 тем (см. таблица 4). 

    Таблица 4

    Перечень лексических тем

    месяц

    I неделя

    II неделя

    III неделя

    IV неделя

    V неделя

    Сентябрь

    Обследование речи детей

    03.09 – 07.09

    «Обследование речи детей»

    10.09 -14.09

    «Осень. Признаки осени»

    17.09-21.09

    «Осень. Деревья»

    24.09-28.09

    Октябрь

    «Огород. Овощи»

    01.10-05.10

    «Сад. Фрукты»

    08.10-12.10

    «Лес. Грибы»

    15.10-19.10

    «Лес. Ягоды»

    02.10-26.10

    «Игрушки»

    29.10-02.11

    Ноябрь

    «Обувь»

    06.11-09.11

    «Одежда»

    12.11-16.11

    «Мебель»

    19.11-23.11

    «Посуда»

    26.11-30.11

    Декабрь

    «Зима»

    03.12-07.12

    «Зимующие птицы»

    10.12-14.12

    «Домашние птицы»

    17.12-21.12

    «Новогодний праздник»

    24.12-28.12

    Январь

    01.01-08.01

    «Зимние забавы»

    09.01 -11.01

    «Домашние животные»

    14.01-18.01

    «Дикие животные»

    21.01-25.01

    «Профессия продавец»

    28.01-01.02

    Февраль

    «Профессии. Почтальон»

    04.02-08.02

    «Транспорт.Профессии на транспорте»

    11.02-15.02

    «Наша Армия»

    18.02-22.02

    «Моя семья»

    25.02-01.03

    Март

    «Мамин праздник»

    04.03-07.03

    «Весна»

    11.03-15.03

    «Первые весенние цветы»

    18.03-22.03

    «Дикие животные весной»

    25.03-29.03

    Апрель

    Домашние животные весной

    01.04-05.04

    Перелетные птицы

    08.04 -12.04

    Комнатные растения

    15.04-19.04

    Аквариумные рыбки

    22.04-26.04

    Наш город. Моя улица.

    29.04-30.04

    Май

    01.05-05.05

    День Победы

    06.05-09.05

    Насекомые

    13.05-17.05

    Цветы на лугу

    20.05-24.05

    Лето

    27.05-31.05

    2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы.

    Все специалисты работают под руководством учителя- логопеда, который является координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмального-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения,  автоматизацию поставленных звуков и их  дифференциацию, а также  введению их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.
    Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание НОД (ФЭМП, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность), а также в режимные моменты.  Также воспитатели проводят упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти, этюды на развитие выразительности мимики, жеста, игры-драматизации.

    Психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми с ТНР по развитию высших психических функций; работу с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекцию агрессивности; а также профилактическую работу по развитию эмоций. 
    Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

    Инструктор ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, и специальные коррекционно – развивающие (развитие моторной памяти, способностей к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве). Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.  Большое внимание уделяет играм и упражнениям на развитие общей и мелкой моторики; упражнениям на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха; подвижным и спортивным играм с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

    Учитель дефектолог развивает познавательную сферу, элементарные математические представления, высшие психические функции, знакомит с окружающим миром и развивает речь.

    Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояния нервной системы ребёнка с ТНР в соответствии со средневозрастными критериями.

    2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников. 

    В логопедической группе учитель - логопед проводит для родителей открытые и совместные занятия, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии (таблица 5).

    Таблица 5

    Раздел III

    Материально-техническое и методическое обеспечение осуществления логопедической деятельности.

    В логопедической работе мы используем следующий методический комплект, в который входят:

    1. Программа Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.: «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;
    2. Методическое пособие Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
    3. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР»;
    4. Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)»;
    5. Н.В. Нищева Комплекты рабочих тетрадей для средней логопедической группы;
    6. Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;
    7. Комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»;
    8. Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;
    9. Н.В. Нищева Пособие «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь».

    Перечень документации учителя-логопеда

    • Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
    • Годовой (перспективный) согласованный и утвержденный план работы на учебный год;
    • Список детей логопедической группы;
    • Индивидуальные речевые карты;
    • Журнал «Первичное обследование речи детей»;
    • Индивидуальные программы логопедической работы;
    • Календарно-тематическое планирование;
    • План индивидуальной логопедической работы;
    • Папки с материалами по взаимодействию с родителями;
    • Паспорт логопедического кабинета (приложение 3);

    Журналы:

    «Учет времени, затрачиваемого на реализацию образовательной программы»

    «Учет времени, затрачиваемого на реализацию образовательной программы индивидуальной деятельности»

    «Консультаций с родителями»

    «Рабочих контактов с воспитателями».

    3.2. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.

    Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В.

    Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики, навесная азбука.

    Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано наборным полотном, тремя учебными столами, стульями на каждого ребенка.

    Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:

    • Материалы по обследованию речи детей;
    • Материалы по коррекции звукопроизношения;
    • Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
    • Материалы по развитию фонематических процессов;
    • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

    Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

     

    Список литературы

    1. Агранович 3. Е. Времена года. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    2. Бородин А. М. Методика развития речи детей. — М. Просвещение, 1981.

    3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕС С, 2003.

    4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед. институтов. — СПб., Петербург XXI век, 1998.

    5. Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    6. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. — СПб., 2005.

    7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    8. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филтева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., Просвещение, 1990.

    9. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., Просвешение, 1989.

    10. Кем быть. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    11. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    12. Логинова Е.А. Нарушения письма. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    13. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. С. Волковой. — М., Просвещение, 1989.

    14. Мамы всякие нужны. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    15. Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    16. Нищева Я. В. Будем говорить правильно. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    17. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    18. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    19. Нищева Н. В. Играйка 1. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

    20. Нищева Н. В. Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

    21. Нищева Н. В. Играйка 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

    22. Нищева Н. В, Играйка 5. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    23. Нищева Н. В, Играйка-грамотейка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

    24. Нищева Н. В. Играйка-собирайка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    25. Нищева Н. В. Мой букварь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

    26. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

    27. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    28. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

    29. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., Аркти, 2002.

    30. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. — СПб., ДЕЛЬТА+КАРО, 2004.

    31. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., Владос, 2000.

    32. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М.А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь. — СПб., Каро, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи....

    Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями средней логопедической группы.

    Для получения лучших результатов у детей нарушением речи в логопедической группе необходима взаимосвязь логопеда с воспитателями. ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

    Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы ГБДОУ д/сад комбинированного вида № 41 Московского района. Учитель-логопед: Васе...

    Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет

    Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А 2019-2020 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №73»                             ...

    Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с тяжелым нарушением речи.

    Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школегруппе для детей с тяжелыми нарушениями речи....