«Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ»
статья по логопедии на тему
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, проводимой учителями-логопедами в дошкольных учреждениях, до 60% (в последние годы до 80%) детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития. Задача современного образования – обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей. Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка, выдвигается на первый план. Дошкольные образовательные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_publikatsii.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ»
Инклюзивное образование в России всё активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования. Так же, как и в других странах мира, инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведётся наиболее подходящим способом для каждого ребенка. В свете реализации Федерального государственного стандарта ДО (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, проводимой учителями-логопедами в дошкольных учреждениях, до 60% (в последние годы до 80%) детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития. Задача современного образования – обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей. Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка, выдвигается на первый план. Дошкольные образовательные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка. [5]
Как отмечает Сабельникова С.И., педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребёнок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребёнка и учет их в процессе обучения и воспитания. [4]
Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса. Логопедическая помощь – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед должен путём тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ. [2]
Логопедическое сопровождение с детьми с ОВЗ направленно на формирование и развитие:
*фонематических процессов;
*звукопроизношения;
*лексического запаса и грамматического строя речи;
*формирование связной речи;
*неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитания навыков и приёмов самоконтроля);
*чтения и письма;
*моторики (мелкой, общей и артикуляционной).
Также учитель-логопед осуществляет работу с педагогами:
*участие в заседаниях методического объединения;
*консультирование педагогов (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельностью);
*ознакомление воспитателей со спецификой логопедической работы (открытые занятия).
Работа с родителями имеет свою специфику:
*консультирование родителей (по вопросам речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение речевой деятельности);
*беседы по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);
*просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми). [3]
Современных детей сложно удивить или заинтересовать обычным демонстрационным материалом, потому что с детства ребенок включен в информатизацию пространства (телевизор, планшет, телефон). Игра, как основной вид деятельности ребенка, существенно изменяется. Уже недостаточно просто прочитать книгу или посмотреть картинки, мощный поток информации, поступающий при просмотре телевизора или игры в планшете (телефоне) оказывает большее влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Главная проблема в логопедической работе – это проблема мотивации: как вызвать познавательный интерес ребенка, чем привлечь его внимание на занятиях. У воспитанников логопедической группы отмечается снижение познавательной активности и скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Поэтому учителя-логопеды отдают предпочтение интерактивному оборудованию и интерактивным играм, которые дают возможность сделать процесс обучения более ярким, наглядным, динамичным, а также эффективно осуществлять обратную связь с детьми.
Что же такое интерактивное оборудование? Интерактив (от англ.interactive – взаимодействующий) – взаимодействие с пользователем в процессе работы и немедленная реакция на действие пользователя. Применение такого оборудования способствует обмену и усвоению информации на качественно новом уровне. Среди всего многообразия интерактивного оборудования в ДОУ используют: интерактивные доски, интерактивные панели, интерактивные столы и пол.
Использование интерактивных технологий позволяет учителю-логопеду перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи не только речевого развития, но и математического, экологического и эстетического развития, помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Большую помощь в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ оказывают интерактивные игры:
-вызывают познавательный интерес;
-способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
-служат средствами развития речи;
-развивают мелкую моторику и координацию, двигательную память;
-повышают работоспособность головного мозга;
-готовят руку к письму. [1]
Таким образом, в условиях инклюзивного образования в ДОУ коррекционная работа учителя-логопеда основывается на применении интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами, что значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.
Литература:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод.пособие /
В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008 (Сердце отдаю
детям).
2. Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inciusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/
3. Инклюзивное образование – Выпуск 4 – Методические рекомендации по
организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. –
4. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. М., 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.
Развитие речи у детей – дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...
Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"
Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат...
Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....
Презентация опыта работы по ИЗО на тему: "Особенности работы по изодеятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Детское изобразительное творчество я понимаю как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отобра...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...