Использования малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей
методическая разработка по логопедии на тему

Кузнецова Марина Павловна
В процессе реализации коррекционно-развивающих задач методы и приемы логопедической работы с использованием произведений малых фольклорных жанров представлены в следующих направлениях: 1. Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие речевого дыхания 2. Формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия. 3. Развитие грамматического и семантического компонентов языковой системы 4. Развитие связной речи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативность использования малых фольклорных форм фольклора в процессе  коррекции речевого развития обучающихся

    Анализируя психолого-педагогическую, методическую литературу, хочется отметить, что фольклор признан в качестве одного из важных воспитательных средств в  дошкольных образовательных учреждениях.   И наряду с воспитательными ценностями, фольклор влияет также и на речевое развитие детей. Возможности и необходимость использования фольклора в процессе развития речи  детей доказаны в работах      Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой,  А.П. Усовой.

 В.А.Сухомлинский, А. П. Усова высказывали свое мнение о важности форм фольклора  в познавательном и речевом развитии.

Психологи и педагоги указывают на большие возможности использования фольклора в речевом развитии детей как  теоретически, так и практически, но содержание методики речевого развития детей средствами малых форм фольклора разработано недостаточно. Этим объясняется актуальность выбранной нами темы.                                            

       В процессе реализации коррекционно-развивающих задач методы и приемы логопедической работы с использованием произведений малых фольклорных жанров представлены в следующих направлениях:

1. Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие речевого дыхания

2. Формирование навыков правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия.

3. Развитие грамматического и семантического компонентов языковой системы

4.  Развитие связной речи:

Итак, рассмотрим  эти направления подробнее.

Для проведения дыхательной гимнастики  чаще всего используются приговорки.

Мотылек-вителек,  

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Ветерок-ветерок,

Натяни парусок,

Гони мой баркас

На всех парусах!

Ребенок дует на бумажный кораблик, помещенный в емкость с водой или на картинку, вырезанную по контуру

Развиваем речевое дыхание, произнося  и скороговорки на одном выдохе

Воробей, воробей, лети к кормушке, не робей.

Для проведения артикуляционной гимнастики используются потешки и приговорки. Логопед читает потешки и приговорки, а ребенок выполняет артикуляционные упражнения.

 «Дудочка»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

(Вытянуть губы вперед трубочкой)

 «Грибок»

Гриб-грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Гриб на грибу,

А мой наверху!

(Присосать широкий язык к твердому небу)

Пальчиковая гимнастика проводится чаще всего на материале потешек, прибауток

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)

- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

     Также используются известные потешки «Сорока-ворона», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и другие. Они  способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями

Сорока — белобока

 Кашку варила,

 Ребяток кормила:

 Первому дала,

 Второму дала

Третьему дала,

 И четвертому дала

 А пятому не дала:

Жирный, толстый,

 ленивый,

За водой не ходил,

Дров не рубил,

Не будет тебе кашки!

Звукопроизношение

      Для закрепления в речи звуков используются, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный  жанр- скороговорки. Различают скороговорки и чистоговорки как два разных метода развития речи. Последние, как мы знаем, не требуют быстрого произношения.

Например,чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.

- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

     А также  чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

- Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”

     Что же касается скороговорок, то их прелесть в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

      Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам:

- Научится произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

- Выучить скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

- Научиться произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания и фонематического слуха, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Так, потешки позволяют выделять на слух определенные звуки.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь-баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи-

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

    После прослушивания спрашиваем детей, какой звук повторялся здесь чаще всего?

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи. Решению этой задачи помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова

Раз, два, три, четыре, пять.(помощник)
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

   Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

Солнышко! Ведрышко!

Выйди поскорей!

Будь к нам подобрей!

Большие возможности в формировании фонематического восприятия  содержит в себе колыбельная песня, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Баю-бай, за рекой  (помощник)

Скрылось солнце на покой. 

У Алешиных ворот 

Зайки водят хоровод. 

Заиньки, заиньки, 

Не пора ль баиньки? 

Вам под осинку, 

Алеше — на перинку. 

Баю-баю, Лешенька, 

Засыпай скорешенько!

    И снова скороговорки. Нельзя не отметить их ценность для развития фонематического слуха и  формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия.
Например со скороговоркой:
Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила

Можно поработать так:

 •Прохлопать ритм скороговорки.
• Произнести скороговорку хором, индивидуально.
• Произнести скороговорку тихо, громко.
• Произнести скороговорку грустно, весело
• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.
• Повторить эти звуки, четко артикулируя..
•Назвать слова, в которых слышится звук м], в каких — звук [мь]?

Лексика.  Грамматический строй речи

   Для развития словаря используются прибаутки, потешки, приговорки. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типичных свойствах.  

 Петушок, петушок, золотой гребешок,  

 Масляна головушка,

шелкова бородушка,  

 Что ты рано встаешь, голосисто поешь,  

Деткам спать не даешь?

Какой же гребешок у петушка? какая головушка?  какая бородушка?

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Пышки, ватрушки

Сдобной лепёшки

Высуши рожки (приговорка)

     Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь —клад найдешь,

Налево пойдешь —коня потеряешь,

Прямо пойдешь —сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

 

   Песни и приговорные напевы использовала при знакомстве с различными действиями людей, например, в поле, огороде и дома. Дети очень любят обыгрывать содержание таких песен:

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили,

А мы просо рушали, рушали.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы просо дробили, дробили.

А мы кашу варили, варили.

    Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.

   Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Котя, котенька, коток, 

Котя — серенький хвосток, 

Приди, котя, ночевать, 

Приди Васеньку качать. 

Уж как я тебе, коту, 

За работу заплачу — 

Дам кусок пирога 

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши, 

Котя, больше не проси.


  В коррекционной работе приметы помогают расширить словарный запас детей
Январь — году начало, зиме — середка.
Много частых и длинных сосулек — к урожаю.
У февраля два друга: метель и вьюга.
В марте день с ночью меряется, равняется.

   Формы фольклора можно использовать при прохождении  определенной лексической темы, например, «Весна». Можно использовать следующий фольклорный материал.

Загадки

Доброе хорошее (читаем одну загадку)

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий (Небо)

   Также следует отметить ценность прибауток при расширения словаря детей. Среди них  много небылиц. Их  можно использовать  на занятиях и вне занятий как игры типа «Бывает – не бывает».

Шел я как то по дороге

Много видел я чудес:

На березу еж залез,

Свил гнездо и, как ворона,

Каркнул громко  и мудрено

(небылица)

Связная речь

   Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.

- Куда, Фома, едешь?

- Сено косить.

- А на что тебе сено?

- Коровушку кормить.

- А на что тебе коровушка?

- Молоко доить.

- А на что тебе молоко?

- Деток кормить.

    При развитии связной речи у детей можно использовать пословицу. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.

Пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи . Например Васька слушает да ест. Так говорят про человека, который  не делает выводов: ему говорят, что он плохо поступает, а он все равно продолжает. Дело мастера боится. Означает, что любое, даже, самое трудное дело, поддается умелым рукам и настойчивым усилиям.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательства и   составлению рассказов описания. Ю.Г. Илларионова раскрывает методику использования загадок для развития речи детей дошкольного возраста. Она указывает, что «под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство».

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

Мышей добывает, 

А станет светло, 

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

(Подсолнух)

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не сне.

(Молоко) 

(Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.

(Месяц и звезды)

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.

(Озеро)

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

1. Загадывание загадок.

2. Отгадывание загадок.

3. Доказательство правильности отгадок.

4. Сравнение загадок об одном и том же.

5. Сравнение загадок о разном.

И, наконец, сказки. Это  отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям.

В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста.

Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Следующая за пересказом инсценировка способствует наиболее полному осмыслению сказки

Можно использовать игры- упражнения:

- «Кто больше назовет зачинов?»

- «Кто больше назовет концовок сказок?»

- «Изобрази сказочного героя»

- «Скажи голосом сказочного героя

В заключении, хотелось бы сказать о том, что фольклор является тем инструментом, который, с одной стороны, позволяет приобщить детей к культурным ценностям, с другой стороны,  является прекрасным средством коррекции речи. Данный опыт работы иллюстрирует также  тот факт, что коррекционная работа может строиться не только на традиционном речевом материале, но и существует возможность использовать малые формы фольклора как яркое и живое дополнение к основному содержанию речевых игр и упражнений.

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: Худ. лит-ра. 1986.
  2. Веселые скороговорки для непослушных звуков. / Авт.-сост. Г.И. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Княжицкий А. И. Шертернина Н. Л. «Русский фольклор»- М «Школьная книга», 2014.
  5. Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника»- М «Детство-Пресс», 2011.
  6. «Логопедический фольклор. Пословицы и поговорки. Автоматизация звуков речи» Учебное пособие-Карапуз, 2014
  7. Литвинова М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс. 2004.
  8. Новицкая М.Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры) – М.: АРКТИ, 1999.
  9. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  10. Капица Ф. С , Колядич Т. М.  «Русский фольклор»-М «Флинта», 2002
  11. Майданик Н, Здир В, Евтюкова Т. «Расскажу вам интерес. Детский фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, страшилки» Сибирское университетское издательство, 2008.
  12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  13. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1999.
  14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998.
  15. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Пед. общество России, 2000.
  16. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.
  17. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.
  18. Козак  О. Н. Чем бы дитя не тешилось: Считалки, дразнилки, мирилки: Сборник. - Ростов н/Д-СПб.: Феникс; Союз, 2004.
  19.  Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.
  20.  Федорова  Г.Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  21. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

Вариативность использования малых фольклорных форм в коррекции речевого развития обучающихся

В процессе реализации коррекционно-развивающих задач методы и приемы логопедической работы с использованием произведений малых фольклорных жанров представлены в следующих направлениях: 1. Развитие ар...

Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников

Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Родное слово является основой всякого умственного развития  и сокровищницей всех знаний. Поэтому так же важно заботится о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильнос...