"Весна пришла"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Проскурякова Анна Юрьевна

Конспект логопедического занятия «Весна пришла».

Автоматизация звука «Р».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avmaizatsiya_zvuka_r.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Весна пришла».

Автоматизация звука «Р».

Ход занятия

  1. Организационный момент

  Раз, два, три, четыре, пять  становитесь в круг играть!

   Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения (три раза).

  А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный маленький мячик  своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

(Доброе утро Дима и т. д.)

 Массаж рук и лица:

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

игра с су-джоком

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

«Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки)

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!

Вот нашли большой мы пальчик

Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас мы проверяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!

 Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

2. Сообщение темы

Отгадайте  загадку:

Светает рано по утрам.

                                            Проталины и тут и там.

                                           Ручей шумит, как водопад.

                                           Скворцы к скворечнику летят.

                                           Звенят под крышами капели.

                                           Медведь с еловой встал с постели.

        Всех солнышко тепло ласкает.

        Кто это время знает.

- О каком времени года эта загадка? (О весне).

- Какое сейчас время года? (Сейчас наступила весна).

- После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)

- Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года – весне, и вспомним все то , что мы  знаем о весне.

-  Какие вы знаете весенние месяцы? (Март, апрель, май).

-  Какая погода весной?

-  Почему все это происходит? ( Потому что солнце стало сильнее припекать).

-  А вы знаете, бывает весна поздняя, а бывает ….. ( Ранняя).

- Ранней весной лучики солнца еще не очень сильные и есть места, где они не достают, и снег еще не весь растаял. Я знаю одну такую полянку. Если тебе интересно, то я могу ее показать.  

(Переход из группы в кабинет)

А вот и полянка вся еще покрытая снегом.

- Ребята, а я знаю, если мы с вами выполним все задания, то поможем солнышку прогреть нашу полянку, и снег растает.

- Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится

Перышки взъерошил он

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив – чив- чил!

- Скажите, пожалуйста, какой звук слышался чаще всех остальных?

Дети: Находят на магнитной доске букву Р

- Правильно сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука {Р}

Выкладывание буквы «Р» из цветков.

3. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы  научиться  хорошо  говорить  звук  Р,  нужно  сделать  зарядку  для  язычка.

Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

  • Упражнение «Чистим зубы»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  • Упражнение «Маляр».

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

  • Упражнение «Вкусное варенье».

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

  • Упражнение «Индюк».

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

  • Упражнение «Барабанщики».

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д.Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

4.  Характеристика звука.

 Ребята, скажите мне звук “Р” он какой(согласный, твердый, звонкий, дрожащий). 

Когда мы произносим  звук “Р”, что делает наш язык(широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и под напором сильной воздушной струи дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).

Молодцы! Произнесите звук р-р-р.

Автомобили

Весной бегут ручейки.  Мы можем тоже сделать бурные звонкие ручейки, но для этого нам надо произнести красиво чистоговорки со звонким звуком Р.

Учитель-логопед дает образец и выкладывает декоративный камешек  (мальбрус):

Ра-ра-ра — наступила весенняя пора

Ру-ру-ру — светло весною  по утру

Ры-ры-ры — много ручейков бежит с горы

Ри-ри-ри — прилетают скворцы, жаворонки и  журавли

Ре-ре-ре — гнёзда грачей на берёзе

Ра-ра-ра — весне рада детвора

Ра-ра-ра — кораблики по лужам пускает детвора

Я знаю, что ребята любят пускать кораблики по ручейкам. А давайте мы тоже с вами пустим наши кораблики.

                             Я в весенний ручеек запущу кораблик,

пусть к реке плывет большой,

Весело сигналит.

На борту его – Весна,

Ветерочек гонит.

- Ребята а вы знаете какой праздник был недавно? (8-ое марта).

- А чей это праздник? (Мамин).

- А какой это праздник, зимний или весенний? (Весенний).

- А давайте проверим ушки у вас, какие они у вас ловкие и внимательные.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»

В словах: сковорода, ложка, самовар, кастрюля, кружка, нож, тарелка, стакан, чайник, блюдце.

-Ребята а ведь вы у нас все любите мамам помогать. Давайте вы поможете собрать все столовые приборы в названии которых слышится звук «р».

-Посмотрите какие лучики у солнышка?

-Лучики короткие.

-Я предлагаю, сказать, какое солнце, и сделать лучики длинными.

-Какое солнце?

 -Круглое, горячее, яркое, жаркое, прекрасное, красивое, радостное…..

-Какое солнце красивое у нас получилось и стало припекать так сильно, что  и снег стал понемногу таять на нашей полянке (Воспитатель убирает кусочек синтепона-снега.)

-Что появляется в местах, где тает снег?

-Проталины.

-Давай расчистим снег … Снег тает вверху справа …… Снег тает внизу слева…… Снег тает посередине…..

(Дети выполняют инструкцию и снимают кусочек синтепона и из-под него появляются  первоцветы – подснежники).

-Что появляется весной на проталинках?

-Весной на проталинках появляются первые цветы: подснежники.

-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на занятии, за хорошее настроение. -А  какое у вас настроение? Что вам понравилось на занятии?

(Дети рассказывают о своем настроении.)

-Вы можете взять с собой  по цветочку и подарить своей мамочке, чтобы у нее было весёлое, радостное и хорошее настроение.

Л.: Мы можем тоже сделать бурные звонкие ручейки, но для этого нам надо произнести красиво чистоговорки со звонким звуком Р.

Учитель-логопед дает образец и выкладывает декоративный камешек  (мальбрус):

Ра-ра-ра — наступила весенняя пора

Ру-ру-ру — светло весною  по утру

Рок-рок-рок - подул  тёплый ветерок

Ра-ра-ра — весной растет молодая трава

Ры-ры-ры — много ручейков бежит с горы

Ру-ру-ру — грачи ходят по бугру

Ри-ри-ри — прилетают скворцы, жаворонки и  журавли

Ре-ре-ре — гнёзда грачей на берёзе

Ра-ра-ра — весне рада детвора

Ра-ра-ра — кораблики по лужам пускает детвора

3. Развитие мелкой моторики. Работа в технике «Оригами».

Л.: Я знаю, что ребята любят пускать кораблики по ручейкам. Мне очень хочется сделать кораблик, а тебе?

(Учитель-логопед и Егор делают кораблики.)

Л.: У каждого кораблика есть название. Давай придумаем  названия со звуком Р.

Л.: Я назову свой кораблик «Быстрый», а ты?

Л.: Как ты думаешь, если «Быстрый»- это имя корабля, то, как мы должны его напечатать?

Е.: Все имена мы печатаем с большой буквы.

(Егор придумывает название для своего кораблика и печатает его на борту.)

Л.: Прочитаем названия наших кораблей.

Учитель-логопед, читая  стихотворение, запускает свой кораблик в ручеек на полянке:                    

Я в весенний ручеек запущу кораблик,

пусть к реке плывет большой,

Весело сигналит.

На борту его – Весна,

Ветерочек гонит.

Л.: А что наш кораблик может повезти в трюме?  

(Егор придумывает, что может повезти кораблик.)

4. Развитие навыка составления предложения с заданным словом. Развитие мышления.

Л.: А кораблик наш повезет отгадки к загадкам про весну:

(Егор отгадывает загадки и составляет предложения со словами-отгадками.)

По весенней чёрной пашне кто-то ходит, строг и важен.

Прыгнет, крыльями помашет - крылья чёрные, как сажа.

Не отмыть её, хоть плачь! Этой птице имя … грач

***

Из - под снега побежал, заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю, и ему я подарю.
В блеске солнечных лучей унесёт его ...  
ручей.

***

Полюбуйся, что за фокус – из – под снега вылез ….. крокус

***

Белые овечки бегают по свечке. ….. верба

***

На шесте дворец, во дворце – певец …. скворец

***

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки,
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует…..
ветер

5. Работа с деформированным предложением.

 Л.: А в какие игры ты играешь весной?

(Егор называет игры, в которые он любит играть.)

Л.: А я люблю играть в мяч. Предлагаю тебе поиграть в мяч.

Игра «Что сначала, что потом»

Л.: Наступила весна, потому что тает снег.

Е.: Тает снег, потому что наступила весна.

Аналогичная работа с другими предложениями:

Ярко светит солнце, потому что лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами.

Пригревает солнышко,  потому что тают сосульки.

Наступила весенняя пора, потому что почки на деревьях набухают и раскрываются.

Наступила весна, потому что возвращаются из теплых краёв  птицы.

Пришла весна, потому что звери просыпаются после зимней спячки.

Тепло стало на улице, потому что зеленеет и  ковром покрывает землю трава.

Наступили  весенние дни, потому что появились первые весенние цветы.

Наступили весенние дни, потому что люди начинают работу на огородах.

6. Рефлексивно-оценочный этап:

Л.: Спасибо тебе, Егор, за хорошую работу на занятии, за хорошее настроение. А  какое у тебя настроение? Что тебе понравилось на занятии?

(Егор рассказывает о своем настроении.)

Л.: Мяч у нас тоже веселый, ты можешь взять его собой в группу, чтобы у всех ребят было весёлое, радостное и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»

Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...

Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.

Поздравляем участников городского  смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...