Немного о заикании
консультация по логопедии (старшая группа)

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей о заикании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemnogo_o_zaikanii.docx159.37 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная речь «живёт» в каждом, кто заикается

Человек рождается и даёт знать о себе криком. Способность произносить звуки - врождённая, генетически заложенная функция организма. Но говорить мы учимся. Сначала это гуление, затем повторение слогов, наконец – самостоятельное произнесение слов.

Одни дети овладевают речью чуть раньше, другие – чуть позже, но у каждого ребёнка в период от 2,5 до 3,5 лет наступает такой этап, когда мысль начинает опережать возможности нервно-мышечного речевого аппарата, и говорить он хочет быстрее, чем может, а поэтому запинается.

        Некоторая разница в скорости развития различных систем организма – явление нормальное. Обычно она быстро выравнивается сама собой, без всякого постороннего вмешательства. Однако, если центры мозга, контролирующие развитие речи были ослаблены или повреждены ещё в период внутриутробного развития, родов или заболеваний, период запинок может затянуться. Иногда запинки усиливаются, ведь в ранний период развития мозг жадно фиксирует, закрепляет всё новое, будь оно правильным или неправильным, полезным или вредным для формирования той или иной функции. Речь становится заикливой – с остановками в начале и середине слов, с повторением одних и тех же слогов. Возникают спазмы дыхательных мышц, задержки дыхания, частые вдохи и выдохи. Лечить такого ребёнка надо как можно раньше.

        Хорошая, правильная речь «живёт» в каждом заикающемся, она только загнана страхом в подвалы подсознательной долговременной памяти. Обучение необходимо! И его главная цель – помочь человеку поверить в себя, в свои силы и возможности, в то, что себя можно переделать, а в чём-то и заново создать. Можно провести аналогию со спортсменом, который умеет бегать и до тренировок, но развивает волю и выносливость, чтобы достичь в беге рекорда. Так и заикающийся при помощи психотерапевта, а затем и самостоятельно тренирует волю, чтобы нормально говорить.

        Главный бич заикания – рецидив, его возврат в разные сроки после лечения. Дети более обучаемы, более внушаемы. Мозг их содержит большое количество гибких связей, и можно создать новую речевую систему. Но и слабость нервно-психической сферы у детей ярче выражена, они ещё не готовы к большим нагрузкам: упорная речевая тренировка, освоение упражнений на релаксацию. Поэтому у детей логопедическая тренировка, проводимая без соответствующей психотерапии, часто затягивается на долгие годы. Обучение может дать быстрый эффект, если учитель талантлив, а ученик повышенно восприимчив.

        Психофизиологический метод воздействия создаёт одно из этих условий: повышенную восприимчивость, новое функциональное состояние мозга, повышает внушаемость и концентрацию внимания, ускоряет усвоение логопедических приёмов, усиливает действие психотерапии. Конечно работа, начатая на занятиях, продолжается и дома. Ребёнку в период лечения необходима психологическая поддержка, защита от нервных стрессов.

 Несколько советов для родителей заикающихся детей:

  1. Не фиксировать внимание ребёнка на его недостатке и следить, чтобы не дразнили другие дети;
  2. Говорить с таким ребёнком чётко, слитно, не торопясь, но не нараспев;
  3. Быть всегда одинаково ровным и требовательным к нему;
  4. Надо сблизить ребёнка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он говорил выразительно и слитно;
  5. Не разрешать играть в игры, которые легко возбуждают и требуют от него индивидуального речевого оформления;
  6. Ребёнку полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов;
  7. Если ребёнок не может начать говорить или начал говорить плохо, запинаясь, взрослый должен говорить вместе с ним, или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Заикание легче предупредить, чем лечить! Советы для всех.

  1. Нельзя читать ребёнку много книг, не соответствующих возрасту, страшных сказок на ночь;
  2. Не разрешать часто и подолгу смотреть телевизор, особенно на ночь,и передачи, не соответствующие возрасту;
  3. Нельзя слишком баловать ребёнка, иначе даже небольшое противоречие ему может стать для него психологической травмой;
  4. Нельзя перегружать ребёнка различными впечатлениями в период выздоровления после болезни. Несоблюдение режима и правильного воспитания в этот период может легко привести к заиканию;
  5. Нельзя ребёнка запугивать и наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом;
  6. Требования к ребёнку должны соответствовать возрасту, постоянными и одинаковыми со стороны всех окружающих;
  7. Следить, чтобы речь ребёнка не была слишком быстрой;
  8. Учить детей играть в спокойные настольные игры.

                      http://www.freelancejob.ru/upload/392/60867733880877.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

НЕМНОГО О МАТЕМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ

Статья содержит рекомендации по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, воспитанию у детей интереса к самому процессу обучения математике; советы родителям и педаг...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...