Немного о заикании
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Правильная речь «живёт» в каждом, кто заикается
Человек рождается и даёт знать о себе криком. Способность произносить звуки - врождённая, генетически заложенная функция организма. Но говорить мы учимся. Сначала это гуление, затем повторение слогов, наконец – самостоятельное произнесение слов.
Одни дети овладевают речью чуть раньше, другие – чуть позже, но у каждого ребёнка в период от 2,5 до 3,5 лет наступает такой этап, когда мысль начинает опережать возможности нервно-мышечного речевого аппарата, и говорить он хочет быстрее, чем может, а поэтому запинается.
Некоторая разница в скорости развития различных систем организма – явление нормальное. Обычно она быстро выравнивается сама собой, без всякого постороннего вмешательства. Однако, если центры мозга, контролирующие развитие речи были ослаблены или повреждены ещё в период внутриутробного развития, родов или заболеваний, период запинок может затянуться. Иногда запинки усиливаются, ведь в ранний период развития мозг жадно фиксирует, закрепляет всё новое, будь оно правильным или неправильным, полезным или вредным для формирования той или иной функции. Речь становится заикливой – с остановками в начале и середине слов, с повторением одних и тех же слогов. Возникают спазмы дыхательных мышц, задержки дыхания, частые вдохи и выдохи. Лечить такого ребёнка надо как можно раньше.
Хорошая, правильная речь «живёт» в каждом заикающемся, она только загнана страхом в подвалы подсознательной долговременной памяти. Обучение необходимо! И его главная цель – помочь человеку поверить в себя, в свои силы и возможности, в то, что себя можно переделать, а в чём-то и заново создать. Можно провести аналогию со спортсменом, который умеет бегать и до тренировок, но развивает волю и выносливость, чтобы достичь в беге рекорда. Так и заикающийся при помощи психотерапевта, а затем и самостоятельно тренирует волю, чтобы нормально говорить.
Главный бич заикания – рецидив, его возврат в разные сроки после лечения. Дети более обучаемы, более внушаемы. Мозг их содержит большое количество гибких связей, и можно создать новую речевую систему. Но и слабость нервно-психической сферы у детей ярче выражена, они ещё не готовы к большим нагрузкам: упорная речевая тренировка, освоение упражнений на релаксацию. Поэтому у детей логопедическая тренировка, проводимая без соответствующей психотерапии, часто затягивается на долгие годы. Обучение может дать быстрый эффект, если учитель талантлив, а ученик повышенно восприимчив.
Психофизиологический метод воздействия создаёт одно из этих условий: повышенную восприимчивость, новое функциональное состояние мозга, повышает внушаемость и концентрацию внимания, ускоряет усвоение логопедических приёмов, усиливает действие психотерапии. Конечно работа, начатая на занятиях, продолжается и дома. Ребёнку в период лечения необходима психологическая поддержка, защита от нервных стрессов.
Несколько советов для родителей заикающихся детей:
- Не фиксировать внимание ребёнка на его недостатке и следить, чтобы не дразнили другие дети;
- Говорить с таким ребёнком чётко, слитно, не торопясь, но не нараспев;
- Быть всегда одинаково ровным и требовательным к нему;
- Надо сблизить ребёнка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он говорил выразительно и слитно;
- Не разрешать играть в игры, которые легко возбуждают и требуют от него индивидуального речевого оформления;
- Ребёнку полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов;
- Если ребёнок не может начать говорить или начал говорить плохо, запинаясь, взрослый должен говорить вместе с ним, или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
Заикание легче предупредить, чем лечить! Советы для всех.
- Нельзя читать ребёнку много книг, не соответствующих возрасту, страшных сказок на ночь;
- Не разрешать часто и подолгу смотреть телевизор, особенно на ночь,и передачи, не соответствующие возрасту;
- Нельзя слишком баловать ребёнка, иначе даже небольшое противоречие ему может стать для него психологической травмой;
- Нельзя перегружать ребёнка различными впечатлениями в период выздоровления после болезни. Несоблюдение режима и правильного воспитания в этот период может легко привести к заиканию;
- Нельзя ребёнка запугивать и наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом;
- Требования к ребёнку должны соответствовать возрасту, постоянными и одинаковыми со стороны всех окружающих;
- Следить, чтобы речь ребёнка не была слишком быстрой;
- Учить детей играть в спокойные настольные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей
В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...
НЕМНОГО О МАТЕМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ
Статья содержит рекомендации по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, воспитанию у детей интереса к самому процессу обучения математике; советы родителям и педаг...
Заикание. Коррекция заикания.
Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....
Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...
Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды
Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...
Заикание. Коррекционная работа при заикании
Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...
Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...