Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий на логопедическом пункте МАДОУ «Колокольчик» (подготовительная к школе группа)
    календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

    Михайловская Ольга Андреевна

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnoe_podgotovit.docx95.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

    города Когалыма «Колокольчик»

                                                                                                               

    Календарно-тематическое планирование

    коррекционно-развивающих занятий

    на логопедическом пункте МАДОУ «Колокольчик»

    (подготовительная к школе группа)

    Составила:

    Учитель - логопед

    Михайловская Ольга Андреевна

    Когалым,  2018 г.

    Перспективное планирование в логопедическом пункте

    на учебный год

    (подготовительная к школе группа)

    Месяц

    Неделя

    Лексическая тема

    1

    Октябрь

    1 - 2-я

    Знакомство с детьми, в общении друг с другом. Изучение артикуляционной гимнастики.

    1

    Октябрь

    3-я

    Моя семья.

    2

    Октябрь

    4-я

    Дорога и дети.

    3

    4

    Ноябрь

    Ноябрь

    1-я

    2-я

    Мы живем в Сибири. Родной город.

    5

    Ноябрь

    3-я

    Дикие животные. Перелетные птицы.

    6

    Ноябрь

    4-я

    Домашние животные. Зимующие птицы.

    7

    8

    Декабрь

    Декабрь

    1-я

    2-я

    Зима, как время года.

    9

    10

    Декабрь

    Декабрь

    3-я

    4-я

    Новый год стучится в двери.

    11

    Январь

    2-я

    Одежда.

    12

    13

    Январь

    Январь

    3-я

    4-я

    Наш дом – Россия.

    14

    Февраль

    1-я

    Я в будущем. Профессии.

    15

    16

    Февраль

    Февраль

    2-я

    3-я

    Транспорт. ОБЖ.

    Транспорт. ОБЖ.

    17

    Февраль

    4-я

    День защитника  Отечества.

    18

    Март

    1-я

    Мамы вскякие нужны.

    19

    Март

    2-я

    Дом и его части.

    20

    Март

    3-я

    Бытовые приборы.

    21

    Март

    4-я

    Посуда. Продукты питания.

    22

    Апрель

    1-я

    Весна пришла.

    23

    Апрель

    2-я

    Возвращение птиц. Насекомые.

    24

    Апрель

    3-я

    Труд людей весной.

    25

    Апрель

    4-я

    Космос.

    26

    Май

    1-я

    Человек. Части тела.

    27

    Май

    2-я

    День Победы!

    28

    Май

    3-я

    Скоро - лето!

    29

    Май

    4-я

    Обследование речи детей.  

    ОБСЛЕДОВАНИЕ

    (10 УЧЕБНЫХ ДНЕЙ)

    Учебные Дни

    Месяц, число

    Содержание работы

    1-ый

    3.09.2018

    Знакомство с детьми в игре, беседе, наблюдение за ними в группе – в игре, в общении друг с другом. Уточнение списочного состава.

    2-й

    4.09.2018

    Знакомство с документацией. Знакомство детей с кабинетом, объяснение правил поведения в нем. Создание игровых ситуаций, побуждающих к общению. Обследование слухового и зрительного внимания.

    3-й

    5. 09.2018

    Обследование состояния мелкой и мимической мускулатуры.

    4-й

    6.09.2018

    Обследование состояния артикуляционного аппарата.

    5-й

    7.09.2018

    Обследование состояния  звукопроизношения.

    6-й

    8.10.2014

    Обследование воспроизведения слоговой структуры  речи. Составление экрана звукопроизношения.

    7-й

    10.09.2018

    Обследование фонематических  представлений. Показ упражнений на воспроизведение ритмов.

    8-й

    11.09.2018

    Обследование по разделу «Словоизменение»

    9-й

    12.09.2018

    Обследование по разделу «Словообразование»

    10-й

    13.09.2018

    Обследование лексического запаса (обобщающие занятия). Обследование лексического запаса: антонимы, глагольный словарь, прилагательные. Обследование связной речи.  

    11-й

    14.09.2018

    Завершение обследования, подведение итогов, заполнение всех разделов речевых карт. Совещание с воспитателями по итогам обследования.  Составление перспективного и календарного планов.  Подготовка к проведению родительского собрания.

    I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Раздел

    Содержание работы

    Развитие общих речевых навыков

    1. Формирование правильного речевого дыхания.
    2. Формирование правильной  голосоподачи и плавности речи.
    3. Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.
    4. Учить детей произвольно  изменять  силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

    Артикуляционная гимнастика

    1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
    2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
    3. Развивать мимическую мускулатуру

    Звукопроизношение

    1. Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
    2. Сформировать правильное произношение звуков и начать автоматизацию  у вновь поступивших детей.

    Работа над слоговой структурой слова

    1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).
    2. Деление слов на части (слоги) с опрой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
    3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

    Развитие фонематических представлений

    1. Закрепить знания детей о гласных и о согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
    2. Закрепить представления о твёрдости – мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твердости – мягкости.
    3. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес. 
    4. Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.

    Лексика

    1. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам.
    2. Развивать вариативность  лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.
    3. Развивать понимание и умение объяснять  значение устойчивых выражений; объяснять  значения  слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать  словообразовательные процессы.

    Развитие грамматического строя речи

    1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе – по лексическим темам.
    2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи ( по указанным темам).
    3. Закрепить умение правильно  употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у  детей умение употреблять сложные предлоги из-под, из-за.
    4. Уточнить понимание  детьми значений глаголов с различными приставками ( окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать) и  начать обучать  образовывать приставочные глаголы, а так же закреплять их в речи.
    5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
    6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

    Обучение связной речи

    1. Развивать у детей стремление  обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
    2. Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам , по серии картинок), учить распространять предложение второстепенными членами предложения.
    3. Закреплять умение составлять  описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
    4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
    5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.
    6. Совершенствовать навык составления рассказов по картинке (по картинкам, по серии картинок)
    7. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
    8. Учить устанавливать  причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

    Развитие пространственных и временных представлений

    1. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
    2. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.
    3. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
    4. Упражнять детей в употреблении различных предложно – падежных консьтрукций.
    5. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашел, вышел, перешел, отошел, ушел).

    Октябрь, 3-я неделя.

    Лексическая тема: «Моя семья»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Вызывание длительного выдоха в игре.

    Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    - «Флюгер», «Мельница», надувание шариков.

    - «Бегемотики», «Слоник», «Змейка», «Часики».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного, слухового внимания.

    «Узнай предмет  по контуру», «Найди предмет и его части», «4-ый лишний».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме.  Образование множественного числа сущ-х, совершенствование навыков словоизменения. Образование уменьшительно – ласкательной формы сущ-х с суффиксами: - очк, -ечк, - чок,

    , совершенствование навыков словообразования.

    Д/и:   «Скажи наоборот», «Договори предложение», «А у вас?», «Какой? Какая?»

    Развитие

    связной речи

    Развитие самостоятельного высказывания.  Учить обосновывать свое мнение, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. Упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказать услышанное. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством.

    Д/и «Кто лишний, почему?». Составление рассказа о своей бабушке, объяснение пословиц о семье.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ  предложения « Мама убрала игрушки в шкаф».

    Анализ слова « брат», «дружба».

    Развитие моторики

    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.  Обведение пунктирных линий,  дорисовывание предметов, составление контуров фигур из палочек.

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

    Октябрь, 4-я неделя.

    Лексическая тема: «Дорога и дети»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Дыхательные упражнения на развитие речевого дыхания.

    Выполнение упражнений  артикуляционной гимнастики: выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

    Упражнение «Вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком».

    «Лягушка», «Шарики», «Часики».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного, слухового внимания.

    Д\и «Что перепутал художник?», «Что звучало?».

    Подбор картинок, сходных по ситуации.

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Расширение представления о правилах дорожного движения, активизация словаря: движение, дорога, тротуар, пешеход, светофор, остановка, пешеходный и т.д. Согласование

     числит-х с сущ-ми: пять светофоров, три пешехода. Согласование сущ-х в р.п.

    Д/и «Один – много», «Посчитай-ка», «Не  стало чего?»

    Развитие

    связной речи

    Упражнять в умении описывать предмет, называя самые характерные признаки.  Учить искать и описывать общие черты и отличия. Учить составлению описательного описательного рассказа с использованием плана – модели.

    Придумывание загадок по теме, по образцу. Сравнение слов автомобильная дорога – дорога для пешеходов. Составление рассказа по заданному плану логопеда  "Опасности на

    дороге".

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения «Мальчик не правильно переходил дорогу». Составление схемы предложения. Слоговой анализ слова – «Дорога», «Машина».

    Развитие моторики

    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.  Обведение по контуру, дорисовывание предмета.

    Пальчиковая гимнастика «Мы едем на машине».

    Ноябрь, 1-2 -я неделя.

    Лексическая тема: «Мы живем в Сибири. Родной город»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Пропевание гласных с постепенным наращиванием громкости: развитие силы голоса.

    Выполнение статистических и динамических  упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость.

    Упражнение «Повтори за мной».

    «Окошко», «Футбол», «Качели».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного, слухового внимания.

    Д/и «Как проехать к дому?», «Подскажи словечко», «Найди отличия», «Какое слово отличается от других».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Познакомить детей с флагом, гимном города. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Выделять однокоренные слова. Развивать умение  согласовывать слова в предложениях. Учить детей образовывать относит. прил. со значением соотнесённости с различными материалами: «кирпичный», «каменный», и т.д.).Образование сравнительной степени прил: большая – больше.

    Д/и «Город. Адрес», «Сосчитай до 5», «Какое слово не подходит?», «Подбери нужное слово».

    Развитие

    связной речи

    Составление рассказа с использованием плана – модели.

    Составление рассказа о достопримечательностях родного города по картинкам.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Слоговой анализ слова «город»

    Развитие моторики

    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.  Дорисов-е предмета.

    Пальчиковая гимнастика «Пальцеход».

    Ноябрь, 3 -я неделя.

    Лексическая тема: «Дикие животные. Перелетные птицы»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Удлинение произнесения гласных звуков:

    развитие силы голоса.

    Выполнение статистических и динамических  упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: выработка полноценных движений и переключаемости артикуляционных органов.

    Упражнение

    «Громче – тише».

    «Индюк», «Месим тесто», «Блинчик».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Какие животные спрятались на картинке?», «Узнай птицу по силуэту», «Найди отличия», «Подскажи словечко»,«Делай как я покажу, а не как скажу», «Отстучи, как я».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Учить образовывать сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами от названий животных: заяц – зайчик. Употребление притяж. прил. (лисий хвост, волчьи зубы). Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.

    Д/и « Продолжи предложение», «Чьи крылья?», «Объясни словечко», «Чей дом?»,

    «Кто где сарятался?», «Назови животных ласково».

    Развитие

    связной речи

    Учить различать оттенки смысла слов и правильно использовать их в самостоятельной речи. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством.

    Д/и «Сравни», «Вопросы на засыпку».

    Составление рассказа по опорным предметным картинкам «Кто как  зиму проводит».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Слоговой анализ слов – названий диких животных и птиц.

    Развитие моторики

    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.  

    Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».

    Ноябрь, 4 -я неделя.

    Лексическая тема: «Домашние животные. Зимующие птицы»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Чередование гласных звуков при их пропевании: развитие силы голоса.

    Выполнение статистических и динамических  упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость

    Упражнение

    «Повтори как я».

    «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим зубки».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Узнай животных по силуэту», «Дятел», «Что пропало?», «Что изменилось?».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Образование притяжательных прилагательных. Образование прил. с уменьшит- ласкат. суффиксами.  Образование форм творительного падежа, включение слов с ними в предложения, обогащение экспрессивной речи. Образование форм множественного числа, закрепление лексики по теме. Актуализация и включение в речь глагольного словаря.

    Д\и «Кто чем защищается?», подскажи словечко», «Кто как ест, и кто как разговаривает?»

    Развитие

    связной речи

    Учить искать  общие черты и отличия. Учить детей доказательной речи. Учить пониманию переносного смысла высказываний, знакомить с устным народным творчеством. Учить составлению  описательного рассказа.

    Д\и «Объясни выражение», упражнение «Сравни слова», отгадывание загадок с объяснением отгадок. Составление описательного рассказа о домашних животных и птицах с использованием схемы.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Синтез предложения: зерно, утки, три, клюют.

    Слоговой анализ  слов – названий птиц.

    Развитие моторики

    Развитие мелкой моторики, координация речи с движением: самомассаж ногтевых фаланг с помощью бельевой прищепки.

    Упражнение «Котенок»

    II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    (декабрь, январь, февраль)

    Раздел

    Содержание работы

    Развитие общих речевых навыков

    1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
    2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
    3. Совершенствовать навык  голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
    4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
    5. Формировать навыки выразительного чтения, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность (на материале коротких стихотворений на выбор  логопеда).

    Артикуляционная гимнастика

    1. Ввести артикуляционную гимнастику – сказу.
    2. Подготовить органы артикуляционного  аппарата к правильному произношению звуков.
    3. Развивать мимическую мускулатуру.

    Звукопроизношение

    1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей.
    2. Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.

    Работа над слоговой структурой слова

    1. Проговаривать слова доступного речевого класса.
    2. Постепенно увеличивать сложность классов.

    Развитие фонематических представлений

    1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
    2. Упражнять детей в  различении твердых и мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.
    3. Совершенствовать  навык выделения заданного звука из слова.
    4. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, крик. 
    5. Учить производить анализ и синтез слов из 5 звуков.
    6. Упражнять детей в выделении заданного звука из слова, в подборе слов с этими звуками.
    7. Совершенствовать навык  звукового анализа слов и анализа предложений  без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

    Грамота

    1. Упражнять детей в выкладывании букв из палочек, в печатании, «рисовании» в воздухе.
    2. Совершенствовать умение трансформировать  буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.

    Лексика

    1. Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами.
    2. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается с 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах.
    3. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать  представления о видах транспорта, о профессиях на транспорте.
    1. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам.
    2. Объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

    Развитие грамматического строя речи

    1. Совершенствовать умение образовывать  и использовать в речи имена существительные в единственном  и множественном числе.
    2. Продолжать работу по обучению  согласованию имен прилагательных  с именами существительными.
    3. Познакомить детей со способами  словообразования.
    4. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных.
    5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
    6. Продолжать работу над обучением образовывать  и употреблять в речи глаголы с различными приставками: глаголы, обозначающие трудовые действия.
    7. Работать на коррекцией аграмматизмов  в речи детей.

    Обучение связной речи

    1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отобранным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана ( по картинке, по картинкам, по серии картинок).
    2. Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным и увиденным.
    3. Учить детей  пониманию и толкованию слов,  сравнению, объяснению пословиц и загадок.
    4. Работать над совершенствованием процессов внимания,  памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
    5. Учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно – логическое мышление, развивать речевой слух.

    Развитие пространственных и временных представлений

    1. Учить детей отражать  пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами из-за,

    из –под и т.п.

    1. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже. 
    2. Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели, месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.
    3. Закрепить в речи слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше,  длиннее, короче. 
    4. Упражнять детей в употреблении различных предложно – падежных конструкций.
    5. Учить точно подбирать глаголы  движения с приставками пространственного значения ( заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).

    Декабрь, 1-2 -я неделя.

    Лексическая тема: «Зима, как время года»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Пропевание гласных с их чередованием и повышением тона голоса: развитие силы голоса.

    Выполнение статистических и динамических  упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость.

    Упражнение «Пропеваем высоко, пропеваем низко».

    «Маляр», «Парус», «Комарик».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и « Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «Что пропало?».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Упражнять в речевом выражении временных последовательностей. Упражнять в конструировании предложений из данных слов. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать существительные в нужном падеже. Учить образовывать родственные слова: снег – снежный – снежинка, снежок, снеговик.

    Д\и «Собери предложения», «Продолжи предложение», «Что за чем и перед чем?».

    Развитие

    связной речи

    Учить вдумываться в смысл слов, толковать их. Развивать навыки речи – доказательства, знакомство с устным народным творчеством. Совершенствовать навык рассматривания картины и составление развернутого рассказа.

    Д/и «Объясни словечко», объяснение пословиц про зиму. Составление рассказа по картине по плану.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения: «Мы построили дом».

    Анализ слов – «дом», «квартира»

    Развитие моторики

    Застегивание и расстегивание  пуговиц разного вида: развитие мелкой моторики,

    координация речи с движением.

    Д\п «Куб»

    Декабрь, 3-4 -я неделя.

    Лексическая тема: «Новый год стучится в двери»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Развитие слухового внимания, беззвучное пропевание  гласных звуков.

    Выполнение статистических и динамических  упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость.

    Д/и «Угадай, какой звук я произношу», «Кто дольше пропоет», «Кто больше слогов добавит?».

    «Грибочек», «Дятел», «Заведи мотор».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «Сложи картинки в том же порядке», «Дятел»

    ( повторение ритмов).

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Учить использованию падежей и согласованию существительного с другими частями речи. Упражнять в согласовании числительных с существительными в родит. падеже. Употребление в речи глаголов в единств. и множ. числе настоящ. и прошед. времени (дети украшают ёлку, дети украшали ёлку ).Обогащение экспрессивной речи.

    Д\и «Закончи предложения», «Подробности», «Украсим елку», «Кому какие подарки?».

    Развитие

    связной речи

    Развивать навыки речи – доказательства. Совершентсвовать навык рассматривания  картины и составления по ней развернутого рассказа.

    Д\и «Что лишнее, почему?». Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме. Составление рассказа по картине : «Петя наряжает елку».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения: «Дед Мороз пришел на праздник». Переставление слогов «ки – дар – по». Анализ слова «Елка».

    Развитие моторики

    Речь с движением .

    Обведение  пунктирных линий.

    Упражнение «Снежный ком».

    Январь, 1-2 -я неделя.

    Лексическая тема: «Одежда»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме:

    учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Пальцеход».

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и  «Подскажи словечко», «Найди отличия», «4-ый лишний»,  «Чего не стало?»

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Формировать уменя согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.

    Учить осознанному слушанию и исправлению ошибок.

    Д/и «Поститай-ка», «Назови ласково», «Большой – маленький», «Добавь словечко», «Исправь предложение».

    Развитие

    связной речи

    Учить доказательной речи. Совершенствовать навык рассматривания картины и составление развернутого рассказа. Искать общие черты и отличия, описывать их, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах.

    Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме. Беседа на тему: «Кто, где и когда носит эту одежду?».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Составление и анализ предложений по теме.

    Анализ слова «Платье», «Костюм». Составление схемы.

    Развитие моторики

    Обведение ломанных пунктирных линий, рисование по клеточкам.

    Речь с движением.

    Упражнение «Одежда».

    Январь, 3-4-я неделя.

    Лексическая тема: «Наш дом - Россия»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме:

    учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Пальцеход».

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Подскажи словечко», «Найди отличия», «Где флаг России», «Какое слово отличается от других?»

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Познакомить детей с флагом, гимном России. Учить образовывать прил. от сущ.. Развивать умение  согласовывать слова в предложениях. Учить детей образовывать относит. прил. со значением соотнесённости с различными материалами: «кирпичный», «каменный», и т.д.). Образование сравнительной степени прил: большая – больше. Согласование числит-х с существительными.

    «Посчитай до 5», «Какое слово не подходит?», «Подбери нужное слово».

    Развитие

    связной речи

    Учить составлять описательный рассказ по картинкам с использованием плана – модели.

    Д/и «Страна. Город».

    Составление рассказа о своей стране (по плану).

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения: « На Красной площади есть высокий кремль».

    Составление схемы предложения. Анализ и синтез слова «Мост».

    Развитие моторики

    Речь с движением. Конструирование и реконструирование букв.

    Упражнение  «Мы по городу гуляем».

    Февраль , 1-я неделя.

    Лексическая тема: «Я – в будущем. Профессии»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Строим сруб».

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и « Найди отличия», «Определи на слух самое короткое слово», «Кто держит инструменты в левой руке?», «Определи на слух самое длинное слово».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Практиковать в объяснении слов, обогащать экспрессивную речь. Распространение предложений с использованием  творительного падежа с существительными и включение их в предложения по теме. Распространение предложений с использованием усвоенной лексики, обогащение экспрессивной речи.

    Д/и «Что делает человек, который работает …», «Продолжи предложение». Беседа на тему: «Если бы ты был архитектором».

    Развитие

    связной речи

    Учить искать общие  черты и отличия. Учить вдумываться в смысл слов. Развивать навыки речи – доказательства, знакомство с устным народным творчеством. Учить составлять самостоятельный рассказ.

    Сравнение картинок:

    художник и маляр. Объяснение пословиц о труде.  Составление рассказа о профессиях родителей.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения: « Я хочу работать врачом».

    Составление схемы предложения. Анализ и синтез слова «повар».

    Развитие моторики

    Обведение пунктирных линий, дорисовывание предметов, составление контуров фигур из палочек. Речь с движением .

    Упражнение «Сруб»

    Февраль , 2-3 - я неделя.

    Лексическая тема: «Транспорт. ОБЖ»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Транспорт»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д\и «Найди отличия», «Слушай внимательно», «Сколько машин нарисовано на картинке?», «Какое слово отличается от других?».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Упражнять в согласовании существительных с числительными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Упражнять в подборе глаголов к существительному. Учить замечать и исправлять ошибки. Обучать образованию глаголов при помощи приставок Закреплять умение  употреблять сущ-е в форме косвенного падежа. Образование сравнительной степи прилагательных: высоко – выше. Учить подбирать  противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, далеко — близко).

    Д/и «Сосчитай до 5: транспорт», «Что может делать?», «Исправь предложения», «Скажи наоборот».

    Развитие

    связной речи

    Учить искать общие черты и отличия. Учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования. Развивать речевой слух, учить отвечать на вопросы и пересказывать услышанное. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа.

    Сравнение слов: трамвай – троллейбус.

    Д\и «Объясни словечко». Чтение и ответы на вопросы, пересказ рассказа. Составление рассказа «Перекресток».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Составление и анализ предложений по теме. Разложить картинки в 3 ряда (по количеству слогов). Подбор слова к заданной звуковой схеме).

    Развитие моторики

    Речь с движением. Обведение пунктирных линий

    Упражнение «Качу, лечу».

    Февраль , 4 - я неделя.

    Лексическая тема: «День защитника Отечества»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Сила»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д\и « «Пройди по лабиринту», «Какое слово отличается от других», «Найди отличия», «Определи на слух самое длинное слово».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Выделение однокоренных слов, профилактика дисграфии.  Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать  экспрессивную речь. Упражнять в самостоятельном составлении предложений с заданными словами.

    Д/и « Какое слово не подходит?»,  «Посчитай до 5», «Составь предложение по парам слов».

    Развитие

    связной речи

    Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Развивать  навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. Развитие  самостоятельного высказывания.

    Д\и  «Какое слово не подходит?», «Объясни словечко», «Найди ошибки художника». Объяснение пословиц на военную тему.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения: «От Родины веет теплом». Составление схемы.  Слоговой анализ слов по теме.

    Развитие моторики

    Обводка по контуру, штриховка.

    Речь с движением.

    Упражнение  «Аты баты, шли солдаты…».

    III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    (март, апрель, май)

    Раздел

    Содержание работы

    Развитие общих речевых навыков

    1. Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение.

    2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи в повседневном общении.

    3. Работать над выразительным чтением стихотворений.

    4. Развивать  и поощрять  речевое творчество детей.

    5. Совершенствовать четкость дикции.

    6. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

    Артикуляционная гимнастика

    1. По необходимости: для детей, пропустивших этот этап, и для детей с тяжелой формой дизартрии.

    Звукопроизношение

    1. Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.

    2. Провести дифференциацию смешиваемых звуков.

    Работа над слоговой структурой слова

    1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

    2. Проговаривать двустишия и четверостишия.

    Развитие фонематических представлений

    1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых – мягких согласных в выделении звука из слова.

    2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа трава, слива, маска, миска, машина.

    3. Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух- и трехсложных слов. Учить членить на слоги четырехсложные слова.

    4. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

    Грамота

    1. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы наложенные друг на друга.

    Лексика

    1. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные     и глаголы по лексическим темам.

    2. Обобщить представления детей о типичных  весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представления о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением  необходимых условий для жизни растений и животных.

    3. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.

    4. Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых  выражений; объяснять  значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

    Развитие грамматического строя речи

    1. Закреплять правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных.

    2. Согласование прилагательных и числительных с  существительными.

    3. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

    4. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

    5. Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы имен прилагательных.

    6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

    Обучение связной речи

    1.  Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по серии картинок, рассказа из личного опыта.

    2. Развивать индивидуальные способности детей в  творческой речевой деятельности.

    3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

    4. Побуждать детей к высказываниям  и описаниям того, что они видели.

    5. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

    6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно – логическое мышление, развивать речевой слух.

    Развитие пространственных и временных представлений

    1.  Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год).

    2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в  речи.

    3. Практиковать детей в ориентации на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.

    4. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, снизу, влево, вправо.

    5. Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже; вчера и позавчера; завтра и послезавтра; старше, младше.

    6. Упражнять детей в употреблении различных предложно – падежных конструкций.

    7. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (залетел, вылетел, перелетел, отлетел, улетел).

    Март , 1-я неделя.

    Лексическая тема: «Мамы всякие нужны»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Прищепка»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и  «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?»,  «У какого какой шарик?», «Определи на слух самое короткое слово».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Учить согласовать существительные и прилагательные с числительными. Совершенствование навыков словообразования, обогащение экспрессивной речи.  Упражнять в согласовании отчеств и включать их в предложения по теме.  Учить согласованию существительных с прилагательными в роде, учить осознанному слушанию. Образование сущ-х обознач-х женские профессии: повариха, портниха. Отрабатывать падежные окончания сущ-х ед. и мн. числа. Образовывать притяж-е и относит. прил-е.

    Д/и «Назови отчества мужчин и женщин», «Исправь предложения», «Посчитай до 5».

    Развитие

    связной речи

    Развивать самостоятельные высказывания и связную речь. Учить обосновывать свое мнение, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах.  Упражнять в умении отвечать на вопросы  по тексту, пересказывать услышанное. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством.

    Д/и «Кто лишний, почему?». Объяснение пословиц о семье. Составление рассказа о своей маме. Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Женский день».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Составление и анализ предложений по теме. Составление слова по первым слогам – слоговой анализ и синтез. Анализ слова ваза.

    Развитие моторики

    Обведение ломаных пунктирных линий, предметов по контур. Речь с движением.

    Упражнение «Мы стираем».

    Март , 2 - я неделя.

    Лексическая тема: «Дом и его части»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Пропевание гласных звуков на одном выдохе: развитие силы голоса.

    Выполнение статистических и динамических  упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость

    Упражнение «Повторяшка».

    «Заведи мотор», «Комарик», «Грибочек».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Какие предметы спрятались на картинке?», «Подскажи словечко», «Найди на картинке мебель», «4-ый лишний».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Обобщать представление о доме и мебели. Закрепить умение группировать мебель по назначению. Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая,  мягкая и т.д. Усвоение категории Т.п.: стул с ножками. Употребление предлогов для обозначения пространственного расположения: в, на, за, из, из – за, из – под, над, под, перед, рядом, около. Упражнять в образовании прил-х от сущ-х. Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Упражнять в согласовании сущ-х с числит-ми, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Учить составлять предложения по теме.

    Д/и «Какой? Какая? Какие?»,  «Посчитай до 5», «Что где лежит?»,

    «Для чего они нужны?».

    Развитие

    связной речи

    Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. Развивать мышление и формировать доказательные высказывания, учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное.

    Д/и «Объясни словечко», «Назови четвертое слово». Составление рассказа по картине. Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения: «Мы построили дом».

    Анализ слова «дом», «квартира».

    Развитие моторики

    Обведение пунктирных линий, дорисовывание предметов, составление контуров фигур из палочек. Речь с движением .

    Упражнение «Строим дом».

    Март , 3 - я неделя.

    Лексическая тема: «Бытовые приборы»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Стиральная машина»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д\и « Какие электроприборы спрятались?», «Подскажи словечко», «Найди отличия».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Упражнять в согласовании существительных, обогащать экспрессивную речь. Учить осознанному слушанию и исправлению ошибок. Выделение однокоренных слов, профилактика дисграфии.

    Д\и «Добавь словечко», «Исправь предложение», «Какое слово не подходит?».

    Развитие

    связной речи

    Развивать навыки речи – доказательства, развивать диалогическую речь. Учить доказательной речи. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. Учить искать общие черты и отличия, описывать их, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах.

    Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме. Рассказ по серии картинок.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Синтез предложения: сама, стиральная машина, одежду,  стирала.

    Развитие моторики

    Конструирование и реконструирование  букв из палочек. Речь с движением.

    Упражнение «Что мы делаем не скажем, а покажем».

    Март , 4- я неделя.

    Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Готовим обед»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и « Какие предметы спрятались на картинке», «Подскажи словечко», «Найди на картинке посуду».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Усвоение употребления имени сущ. в категории Р.п. с предлогом из. Усвоение употребления сущ-х в категории Т.п с предлогом с. Усвоение образования прил-х. Закреплять умение употреблять предлоги из, с. Образование глаголов при помощи приставок – на -, - по -, - вы -. Упражнять в образовании прил-х  от сущ-х и дать понятие о материалах , из которых делаю предметы посуды.

    Д/и «Посчитай до 5», «Что где лежит?», «Для чего они нужны?», «Из чего сделано?»

    Развитие

    связной речи

    Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное.

    Д/и «Объясни словечко», «Назови четвертое слово». Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Мёд».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Слоговой анализ слов по теме. Цепочка слов.

    Развитие моторики

    Выполнение графических заданий на клетчатом поле. Речь с движением.

    Упражнение «Мы посуду мыли».

    Апрель, 1- я неделя.

    Лексическая тема: «Весна пришла»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Цветочки распускаются»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от  других?»,  «Пройди лабиринт», «Какое слово длиннее?».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Образование относит-х

    прил-х (весна – весенний). Образование родственных слов (трава – травка), признаков предметов.  Учить преобразовывать сущ. м.р. в сущ-е ж.р. Употребление творительного падежа с предлогами.  Учить называть приметы весны по картинкам. Различение и выделение признаков по вопросам: Какой? Какая? Какие? .  Учить подбирать синонимы и однокоренные слова.

    Д/и «Какое слово не подходит?»,

    «Посчитай до 5».

    Развитие

    связной речи

    Учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах, развивать навыки речи – доказательства. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное.

    Д/и «Что общего и чем отличается?». Составление рассказа о весне по  вопросам логопеда.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Синтез предложения: согрело, ласковое, землю, солнышко. Слоговой анализ существительных по теме. Анализ слова «Весна».

     Составление схемы.

    Развитие моторики

    Конструирование и реконструирование букв из палочек. Речь с движением.

    Упражнение «Дует ветер нам в лицо».

    Апрель, 2- я неделя.

    Лексическая тема: «Возвращение птиц. Насекомые»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Птицы прилетели»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и  «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Какие насекомы спрятались на картинке?», «Какое слово отличается от других?»

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Актуализация и расширение глагольного словаря. Образование уменьшительно – ласкательных форм. Согласование существительных с числительными. Совершенствование словообразования. Обогащение  экспрессивной речи.

    Д/и    «Кто из птиц как говорит?», «Кого выводят эти птицы?», «Посчитай-ка до 5».

    Развитие

    связной речи

    Учить вдумываться в смысл слов, активизировать  словообразовательные процессы. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное.

    Д/и «Объясни  словечко».

    Д/и «Что общего и чем отличается?». Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Кукушка».

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ сложного предложения с противопоставлением: «Дам я тебе зерен, а ты песню спой». Слоговой анализ слов - названий перелетных птиц.

    Развитие моторики

    Выполнение графических заданий на клетчатом поле. Речь с движением .

    Упражнение «Журавль».

    Апрель, 3- я неделя.

    Лексическая тема: «Труд людей весной»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «граблями мусор собираем»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и  «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Найди отличия».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Различение и выделение признаков по вопросам: Какой? Какая? Какие?.  Учить подбирать синонимы и однокоренные слова. Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Вводить в речь слова позже, раньше и развивать умение правильно отвечать на вопрос.

    Д/и «Продолжи предложение», «Что посадили первым», «Какое слово не подходит?».

    Развитие

    связной речи

    Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. Учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах, развивать мышление. Развивать речевой слух, упражнять в умении  отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное.

    Составление описательного рассказа  о профессиях людей в поле, с использованием картин.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Составление и анализ предложений по теме.

    Упражнение  «Разложи картинки в 3 ряда», «Подбери слово».

    Развитие моторики

    Конструирование и реконструирование букв из палочек. Речь с движением .

    Упражнение «Граблями сгребаем мусор».

    Апрель, 4- я неделя.

    Лексическая тема: «Космос»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Вокруг земли Луна летает»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Найди две одинаковые ракеты».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Согласование числит-х с сущ-ми (два спутника, пять спутников ). Согласование в речи слов, обозначающих цвет, форму, величину. Употребление в речи слов в разной степени превосходства ( большая, маленькая ). Образование глаголов единственного и множественного числа. Употребление существительных в родительном падеже.

    Д/и «Посчитай-ка до 5», «Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?».

    Развитие

    связной речи

    Развивать речеслуховой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы.

    Составление коллективного рассказа по предложенному плану, по картине "Космос".

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения «Астролог предсказывает  судьбу по звездам».

    Синтез слова «»У,А,Л,Н».

    Развитие моторики

    Выкладывание плоскостных фигур из палочек. Речь с движением.

    Упражнение «Самолет построим сами».

    Май, 1- я неделя.

    Лексическая тема: «Человек. Части тела»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Что у человека есть»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Покажи бабочек, летящих влево», «Будь внимателен», «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?»

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый). Использование в речи местоимений (мой, моя, мое — мой нос, моя нога, мое лицо). Преобразование  сущ-х в И.п. единственного числа во множественное  число. Преобразование формы глаг-в 3 л. ед-го ч. в 1 ф. л. Учить находить и исправлять ошибки.

    Д/и «Закончи предложение словом уши в нужной форме», «Собери предложения», «Исправь предложения».

    Развитие

    связной речи

    Развивать навыки речи – доказательства. Учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования. Учить искать черты и отличия, и описывать их. Совершенствовать  навык рассматривания картины и составления по ней развернутого описательного рассказа.

    Д/и «Что лишнее и почему?», «Объясни словечко». Описание портрета. Сравнение слов человек – кот, человек – кукла. 

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ предложения по теме.

    Анализ слова «рука», «голова».

    Развитие моторики

    Обведение ломаных пунктирных линий, предметов по контуру. Речь с движением.

    Упражнение «Что у человека есть».

    Май, 2- я неделя.

    Лексическая тема: «День Победы!»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Салют»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Какие предметы спрятались на картинке?», «Подскажи словечко»,

    «4-ый лишний».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать  экспрессивную речь. Упражнять в самостоятельном составлении предложений с заданными словами.

    Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по). Согласование числительных с существительными. Образование существительных, обозначающих военные профессии (пулемёт – пулемётчик).

    Д/и « Какое слово не подходит?»,  «Посчитай до 5», «Составь предложение по парам слов», «Один – много», «Найди где?».

    Развитие

    связной речи

    Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Развивать  навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. Развитие  самостоятельного высказывания.

    Д\и  «Какое слово не подходит?», «Объясни словечко», «Найди ошибки художника». Объяснение пословиц на военную тему.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Анализ и синтез предложений по теме. Анализ слова «Победа».  Составление схемы.

    Развитие моторики

    Обводка по контуру, штриховка.

    Речь с движением.

    Упражнение  «Аты баты, шли солдаты…».

    Май, 3 - я неделя.

    Лексическая тема: «Скоро лето!»

    Направления и задачи коррекционно-методической работы

    Содержание работы

    Игры, упражнения

    Развитие общих речевых навыков.

    Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями.

    Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов.

    Упражнение «Салют»

    Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк».

    Развитие неречевых психических процессов.

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от  других?»,  «Пройди лабиринт», «Какое слово длиннее?».

    Развитие

    лексико – грамматического строя речи.

    Уточнение и расширение представлений о лете, названий летних месяцев, летних забав детей и взрослых ( отдыхают, загорают, плавают, купаются).  Производить подбор определений к слову: лето – тёплое. Производить изменение формы глагола: отдыхает – отдыхаю, Учить образовывать  и употреблять прил-ые в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени.

    Д/и «Какой? Какая? Какие?»,  «Посчитай до 5», «Что где лежит?»,

    «Для чего они нужны?».

    Развитие

    связной речи

    Учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах, развивать навыки речи – доказательства. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное.

    Д/и «Что общего и чем отличается?». Составление рассказа о лете по  вопросам логопеда.

    Развитие языкового анализа и синтеза

    Составление и анализ предложений по теме. Слоговой синтез: ре, мо; ра, жа, ти, на, ши.  Анализ и синтез слова «луч». Составление звуковой схемы.

    Развитие моторики

    Речь с движением .

    Обведение  пунктирных линий.

    Упражнение «Лето»

    К концу года дети должны научиться:

    • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
    • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
    • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
    • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными  и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
    • Владеть элементарными навыками пересказа  диалогической речи, словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно - ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее, элементами грамоты:  навыками чтения и печатания некоторых букв, логов, слов и коротких предложений в пределах программы;
    • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка ( падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употреблять адекватно);
    • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений).

    Учитель - логопед:                                                                                                                    О.А. Михайловская


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППАХ

    Календарно-тематическое планированиепо работе с родителями в старшейи подготовительной к школе группах...

    Календарно-тематический план на тему "В ледяной карете едет зимушка-зима". Подготовительная к школе группа.

    Календарно-тематический план на тему "В ледяной карете едет зимушка-зима". Подготовительная к школе группа....

    Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

    Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

    Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий на логопедическом пункте МАДОУ «Колокольчик» (старшая группа)

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефект...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию навыков саморегуляции в подготовительной к школе группе Тема «Покоритель гор»

    Цель:  формирование навыков саморегуляции.Задачи: Образовательные: ознакомление с методами саморегуляции: регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания, дать понятие об ощущениях собствен...

    Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе

    Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе...