Главные вкладки
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий на логопедическом пункте МАДОУ «Колокольчик» (подготовительная к школе группа)
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
на логопедическом пункте МАДОУ «Колокольчик»
(подготовительная к школе группа)
Составила:
Учитель - логопед
Михайловская Ольга Андреевна
Когалым, 2018 г.
Перспективное планирование в логопедическом пункте
на учебный год
(подготовительная к школе группа)
№ | Месяц | Неделя | Лексическая тема |
1 | Октябрь | 1 - 2-я | Знакомство с детьми, в общении друг с другом. Изучение артикуляционной гимнастики. |
1 | Октябрь | 3-я | Моя семья. |
2 | Октябрь | 4-я | Дорога и дети. |
3 4 | Ноябрь Ноябрь | 1-я 2-я | Мы живем в Сибири. Родной город. |
5 | Ноябрь | 3-я | Дикие животные. Перелетные птицы. |
6 | Ноябрь | 4-я | Домашние животные. Зимующие птицы. |
7 8 | Декабрь Декабрь | 1-я 2-я | Зима, как время года. |
9 10 | Декабрь Декабрь | 3-я 4-я | Новый год стучится в двери. |
11 | Январь | 2-я | Одежда. |
12 13 | Январь Январь | 3-я 4-я | Наш дом – Россия. |
14 | Февраль | 1-я | Я в будущем. Профессии. |
15 16 | Февраль Февраль | 2-я 3-я | Транспорт. ОБЖ. Транспорт. ОБЖ. |
17 | Февраль | 4-я | День защитника Отечества. |
18 | Март | 1-я | Мамы вскякие нужны. |
19 | Март | 2-я | Дом и его части. |
20 | Март | 3-я | Бытовые приборы. |
21 | Март | 4-я | Посуда. Продукты питания. |
22 | Апрель | 1-я | Весна пришла. |
23 | Апрель | 2-я | Возвращение птиц. Насекомые. |
24 | Апрель | 3-я | Труд людей весной. |
25 | Апрель | 4-я | Космос. |
26 | Май | 1-я | Человек. Части тела. |
27 | Май | 2-я | День Победы! |
28 | Май | 3-я | Скоро - лето! |
29 | Май | 4-я | Обследование речи детей. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ
(10 УЧЕБНЫХ ДНЕЙ)
Учебные Дни | Месяц, число | Содержание работы |
1-ый | 3.09.2018 | Знакомство с детьми в игре, беседе, наблюдение за ними в группе – в игре, в общении друг с другом. Уточнение списочного состава. |
2-й | 4.09.2018 | Знакомство с документацией. Знакомство детей с кабинетом, объяснение правил поведения в нем. Создание игровых ситуаций, побуждающих к общению. Обследование слухового и зрительного внимания. |
3-й | 5. 09.2018 | Обследование состояния мелкой и мимической мускулатуры. |
4-й | 6.09.2018 | Обследование состояния артикуляционного аппарата. |
5-й | 7.09.2018 | Обследование состояния звукопроизношения. |
6-й | 8.10.2014 | Обследование воспроизведения слоговой структуры речи. Составление экрана звукопроизношения. |
7-й | 10.09.2018 | Обследование фонематических представлений. Показ упражнений на воспроизведение ритмов. |
8-й | 11.09.2018 | Обследование по разделу «Словоизменение» |
9-й | 12.09.2018 | Обследование по разделу «Словообразование» |
10-й | 13.09.2018 | Обследование лексического запаса (обобщающие занятия). Обследование лексического запаса: антонимы, глагольный словарь, прилагательные. Обследование связной речи. |
11-й | 14.09.2018 | Завершение обследования, подведение итогов, заполнение всех разделов речевых карт. Совещание с воспитателями по итогам обследования. Составление перспективного и календарного планов. Подготовка к проведению родительского собрания. |
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел | Содержание работы |
Развитие общих речевых навыков |
|
Артикуляционная гимнастика |
|
Звукопроизношение |
|
Работа над слоговой структурой слова |
|
Развитие фонематических представлений |
|
Лексика |
|
Развитие грамматического строя речи |
|
Обучение связной речи |
|
Развитие пространственных и временных представлений |
|
Октябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: «Моя семья»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Вызывание длительного выдоха в игре. Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. | - «Флюгер», «Мельница», надувание шариков. - «Бегемотики», «Слоник», «Змейка», «Часики». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного, слухового внимания. | «Узнай предмет по контуру», «Найди предмет и его части», «4-ый лишний». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Образование множественного числа сущ-х, совершенствование навыков словоизменения. Образование уменьшительно – ласкательной формы сущ-х с суффиксами: - очк, -ечк, - чок, -к, совершенствование навыков словообразования. | Д/и: «Скажи наоборот», «Договори предложение», «А у вас?», «Какой? Какая?» |
Развитие связной речи | Развитие самостоятельного высказывания. Учить обосновывать свое мнение, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. Упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказать услышанное. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. | Д/и «Кто лишний, почему?». Составление рассказа о своей бабушке, объяснение пословиц о семье. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения « Мама убрала игрушки в шкаф». Анализ слова « брат», «дружба». | |
Развитие моторики | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Обведение пунктирных линий, дорисовывание предметов, составление контуров фигур из палочек. | Пальчиковая гимнастика «Моя семья». |
Октябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: «Дорога и дети»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Дыхательные упражнения на развитие речевого дыхания. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики: выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков | Упражнение «Вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком». «Лягушка», «Шарики», «Часики». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного, слухового внимания. | Д\и «Что перепутал художник?», «Что звучало?». Подбор картинок, сходных по ситуации. |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Расширение представления о правилах дорожного движения, активизация словаря: движение, дорога, тротуар, пешеход, светофор, остановка, пешеходный и т.д. Согласование числит-х с сущ-ми: пять светофоров, три пешехода. Согласование сущ-х в р.п. | Д/и «Один – много», «Посчитай-ка», «Не стало чего?» |
Развитие связной речи | Упражнять в умении описывать предмет, называя самые характерные признаки. Учить искать и описывать общие черты и отличия. Учить составлению описательного описательного рассказа с использованием плана – модели. | Придумывание загадок по теме, по образцу. Сравнение слов автомобильная дорога – дорога для пешеходов. Составление рассказа по заданному плану логопеда "Опасности на дороге". |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения «Мальчик не правильно переходил дорогу». Составление схемы предложения. Слоговой анализ слова – «Дорога», «Машина». | |
Развитие моторики | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Обведение по контуру, дорисовывание предмета. | Пальчиковая гимнастика «Мы едем на машине». |
Ноябрь, 1-2 -я неделя.
Лексическая тема: «Мы живем в Сибири. Родной город»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Пропевание гласных с постепенным наращиванием громкости: развитие силы голоса. Выполнение статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость. | Упражнение «Повтори за мной». «Окошко», «Футбол», «Качели». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного, слухового внимания. | Д/и «Как проехать к дому?», «Подскажи словечко», «Найди отличия», «Какое слово отличается от других». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Познакомить детей с флагом, гимном города. Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Выделять однокоренные слова. Развивать умение согласовывать слова в предложениях. Учить детей образовывать относит. прил. со значением соотнесённости с различными материалами: «кирпичный», «каменный», и т.д.).Образование сравнительной степени прил: большая – больше. | Д/и «Город. Адрес», «Сосчитай до 5», «Какое слово не подходит?», «Подбери нужное слово». |
Развитие связной речи | Составление рассказа с использованием плана – модели. | Составление рассказа о достопримечательностях родного города по картинкам. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Слоговой анализ слова «город» | |
Развитие моторики | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Дорисов-е предмета. | Пальчиковая гимнастика «Пальцеход». |
Ноябрь, 3 -я неделя.
Лексическая тема: «Дикие животные. Перелетные птицы»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Удлинение произнесения гласных звуков: развитие силы голоса. Выполнение статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: выработка полноценных движений и переключаемости артикуляционных органов. | Упражнение «Громче – тише». «Индюк», «Месим тесто», «Блинчик». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Какие животные спрятались на картинке?», «Узнай птицу по силуэту», «Найди отличия», «Подскажи словечко»,«Делай как я покажу, а не как скажу», «Отстучи, как я». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Учить образовывать сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами от названий животных: заяц – зайчик. Употребление притяж. прил. (лисий хвост, волчьи зубы). Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а. | Д/и « Продолжи предложение», «Чьи крылья?», «Объясни словечко», «Чей дом?», «Кто где сарятался?», «Назови животных ласково». |
Развитие связной речи | Учить различать оттенки смысла слов и правильно использовать их в самостоятельной речи. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. | Д/и «Сравни», «Вопросы на засыпку». Составление рассказа по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Слоговой анализ слов – названий диких животных и птиц. | |
Развитие моторики | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. | Пальчиковая гимнастика «Дикие животные». |
Ноябрь, 4 -я неделя.
Лексическая тема: «Домашние животные. Зимующие птицы»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Чередование гласных звуков при их пропевании: развитие силы голоса. Выполнение статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость | Упражнение «Повтори как я». «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим зубки». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Узнай животных по силуэту», «Дятел», «Что пропало?», «Что изменилось?». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Образование притяжательных прилагательных. Образование прил. с уменьшит- ласкат. суффиксами. Образование форм творительного падежа, включение слов с ними в предложения, обогащение экспрессивной речи. Образование форм множественного числа, закрепление лексики по теме. Актуализация и включение в речь глагольного словаря. | Д\и «Кто чем защищается?», подскажи словечко», «Кто как ест, и кто как разговаривает?» |
Развитие связной речи | Учить искать общие черты и отличия. Учить детей доказательной речи. Учить пониманию переносного смысла высказываний, знакомить с устным народным творчеством. Учить составлению описательного рассказа. | Д\и «Объясни выражение», упражнение «Сравни слова», отгадывание загадок с объяснением отгадок. Составление описательного рассказа о домашних животных и птицах с использованием схемы. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Синтез предложения: зерно, утки, три, клюют. Слоговой анализ слов – названий птиц. | |
Развитие моторики | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением: самомассаж ногтевых фаланг с помощью бельевой прищепки. | Упражнение «Котенок» |
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(декабрь, январь, февраль)
Раздел | Содержание работы |
Развитие общих речевых навыков |
|
Артикуляционная гимнастика |
|
Звукопроизношение |
|
Работа над слоговой структурой слова |
|
Развитие фонематических представлений |
|
Грамота |
|
Лексика |
|
Развитие грамматического строя речи |
|
Обучение связной речи |
|
Развитие пространственных и временных представлений |
из –под и т.п.
|
Декабрь, 1-2 -я неделя.
Лексическая тема: «Зима, как время года»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Пропевание гласных с их чередованием и повышением тона голоса: развитие силы голоса. Выполнение статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость. | Упражнение «Пропеваем высоко, пропеваем низко». «Маляр», «Парус», «Комарик». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и « Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «Что пропало?». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Упражнять в речевом выражении временных последовательностей. Упражнять в конструировании предложений из данных слов. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать существительные в нужном падеже. Учить образовывать родственные слова: снег – снежный – снежинка, снежок, снеговик. | Д\и «Собери предложения», «Продолжи предложение», «Что за чем и перед чем?». |
Развитие связной речи | Учить вдумываться в смысл слов, толковать их. Развивать навыки речи – доказательства, знакомство с устным народным творчеством. Совершенствовать навык рассматривания картины и составление развернутого рассказа. | Д/и «Объясни словечко», объяснение пословиц про зиму. Составление рассказа по картине по плану. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения: «Мы построили дом». Анализ слов – «дом», «квартира» | |
Развитие моторики | Застегивание и расстегивание пуговиц разного вида: развитие мелкой моторики, координация речи с движением. | Д\п «Куб» |
Декабрь, 3-4 -я неделя.
Лексическая тема: «Новый год стучится в двери»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Развитие слухового внимания, беззвучное пропевание гласных звуков. Выполнение статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость. | Д/и «Угадай, какой звук я произношу», «Кто дольше пропоет», «Кто больше слогов добавит?». «Грибочек», «Дятел», «Заведи мотор». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «Сложи картинки в том же порядке», «Дятел» ( повторение ритмов). |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Учить использованию падежей и согласованию существительного с другими частями речи. Упражнять в согласовании числительных с существительными в родит. падеже. Употребление в речи глаголов в единств. и множ. числе настоящ. и прошед. времени (дети украшают ёлку, дети украшали ёлку ).Обогащение экспрессивной речи. | Д\и «Закончи предложения», «Подробности», «Украсим елку», «Кому какие подарки?». |
Развитие связной речи | Развивать навыки речи – доказательства. Совершентсвовать навык рассматривания картины и составления по ней развернутого рассказа. | Д\и «Что лишнее, почему?». Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме. Составление рассказа по картине : «Петя наряжает елку». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения: «Дед Мороз пришел на праздник». Переставление слогов «ки – дар – по». Анализ слова «Елка». | |
Развитие моторики | Речь с движением . Обведение пунктирных линий. | Упражнение «Снежный ком». |
Январь, 1-2 -я неделя.
Лексическая тема: «Одежда»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Пальцеход». Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Подскажи словечко», «Найди отличия», «4-ый лишний», «Чего не стало?» |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Формировать уменя согласовывать числительные 2 и 5 с существительными. Учить осознанному слушанию и исправлению ошибок. | Д/и «Поститай-ка», «Назови ласково», «Большой – маленький», «Добавь словечко», «Исправь предложение». |
Развитие связной речи | Учить доказательной речи. Совершенствовать навык рассматривания картины и составление развернутого рассказа. Искать общие черты и отличия, описывать их, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. | Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме. Беседа на тему: «Кто, где и когда носит эту одежду?». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Составление и анализ предложений по теме. Анализ слова «Платье», «Костюм». Составление схемы. | |
Развитие моторики | Обведение ломанных пунктирных линий, рисование по клеточкам. Речь с движением. | Упражнение «Одежда». |
Январь, 3-4-я неделя.
Лексическая тема: «Наш дом - Россия»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Пальцеход». Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Подскажи словечко», «Найди отличия», «Где флаг России», «Какое слово отличается от других?» |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Познакомить детей с флагом, гимном России. Учить образовывать прил. от сущ.. Развивать умение согласовывать слова в предложениях. Учить детей образовывать относит. прил. со значением соотнесённости с различными материалами: «кирпичный», «каменный», и т.д.). Образование сравнительной степени прил: большая – больше. Согласование числит-х с существительными. | «Посчитай до 5», «Какое слово не подходит?», «Подбери нужное слово». |
Развитие связной речи | Учить составлять описательный рассказ по картинкам с использованием плана – модели. | Д/и «Страна. Город». Составление рассказа о своей стране (по плану). |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения: « На Красной площади есть высокий кремль». Составление схемы предложения. Анализ и синтез слова «Мост». | |
Развитие моторики | Речь с движением. Конструирование и реконструирование букв. | Упражнение «Мы по городу гуляем». |
Февраль , 1-я неделя.
Лексическая тема: «Я – в будущем. Профессии»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Строим сруб». Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и « Найди отличия», «Определи на слух самое короткое слово», «Кто держит инструменты в левой руке?», «Определи на слух самое длинное слово». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Практиковать в объяснении слов, обогащать экспрессивную речь. Распространение предложений с использованием творительного падежа с существительными и включение их в предложения по теме. Распространение предложений с использованием усвоенной лексики, обогащение экспрессивной речи. | Д/и «Что делает человек, который работает …», «Продолжи предложение». Беседа на тему: «Если бы ты был архитектором». |
Развитие связной речи | Учить искать общие черты и отличия. Учить вдумываться в смысл слов. Развивать навыки речи – доказательства, знакомство с устным народным творчеством. Учить составлять самостоятельный рассказ. | Сравнение картинок: художник и маляр. Объяснение пословиц о труде. Составление рассказа о профессиях родителей. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения: « Я хочу работать врачом». Составление схемы предложения. Анализ и синтез слова «повар». | |
Развитие моторики | Обведение пунктирных линий, дорисовывание предметов, составление контуров фигур из палочек. Речь с движением . | Упражнение «Сруб» |
Февраль , 2-3 - я неделя.
Лексическая тема: «Транспорт. ОБЖ»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Транспорт» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д\и «Найди отличия», «Слушай внимательно», «Сколько машин нарисовано на картинке?», «Какое слово отличается от других?». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Упражнять в согласовании существительных с числительными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Упражнять в подборе глаголов к существительному. Учить замечать и исправлять ошибки. Обучать образованию глаголов при помощи приставок Закреплять умение употреблять сущ-е в форме косвенного падежа. Образование сравнительной степи прилагательных: высоко – выше. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, далеко — близко). | Д/и «Сосчитай до 5: транспорт», «Что может делать?», «Исправь предложения», «Скажи наоборот». |
Развитие связной речи | Учить искать общие черты и отличия. Учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования. Развивать речевой слух, учить отвечать на вопросы и пересказывать услышанное. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. | Сравнение слов: трамвай – троллейбус. Д\и «Объясни словечко». Чтение и ответы на вопросы, пересказ рассказа. Составление рассказа «Перекресток». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Составление и анализ предложений по теме. Разложить картинки в 3 ряда (по количеству слогов). Подбор слова к заданной звуковой схеме). | |
Развитие моторики | Речь с движением. Обведение пунктирных линий | Упражнение «Качу, лечу». |
Февраль , 4 - я неделя.
Лексическая тема: «День защитника Отечества»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Сила» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д\и « «Пройди по лабиринту», «Какое слово отличается от других», «Найди отличия», «Определи на слух самое длинное слово». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Выделение однокоренных слов, профилактика дисграфии. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Упражнять в самостоятельном составлении предложений с заданными словами. | Д/и « Какое слово не подходит?», «Посчитай до 5», «Составь предложение по парам слов». |
Развитие связной речи | Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. Развитие самостоятельного высказывания. | Д\и «Какое слово не подходит?», «Объясни словечко», «Найди ошибки художника». Объяснение пословиц на военную тему. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения: «От Родины веет теплом». Составление схемы. Слоговой анализ слов по теме. | |
Развитие моторики | Обводка по контуру, штриховка. Речь с движением. | Упражнение «Аты баты, шли солдаты…». |
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(март, апрель, май)
Раздел | Содержание работы |
Развитие общих речевых навыков | 1. Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение. 2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи в повседневном общении. 3. Работать над выразительным чтением стихотворений. 4. Развивать и поощрять речевое творчество детей. 5. Совершенствовать четкость дикции. 6. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни. |
Артикуляционная гимнастика | 1. По необходимости: для детей, пропустивших этот этап, и для детей с тяжелой формой дизартрии. |
Звукопроизношение | 1. Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей. 2. Провести дифференциацию смешиваемых звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов. 2. Проговаривать двустишия и четверостишия. |
Развитие фонематических представлений | 1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых – мягких согласных в выделении звука из слова. 2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа трава, слива, маска, миска, машина. 3. Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух- и трехсложных слов. Учить членить на слоги четырехсложные слова. 4. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. |
Грамота |
|
Лексика | 1. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам. 2. Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представления о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. 3. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. 4. Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы. |
Развитие грамматического строя речи | 1. Закреплять правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных. 2. Согласование прилагательных и числительных с существительными. 3. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. 4. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. 5. Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы имен прилагательных. 6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей. |
Обучение связной речи | 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по серии картинок, рассказа из личного опыта. 2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. 3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. 4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели. 5. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. 6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно – логическое мышление, развивать речевой слух. |
Развитие пространственных и временных представлений | 1. Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год). 2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в речи. 3. Практиковать детей в ориентации на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже. 4. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, снизу, влево, вправо. 5. Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже; вчера и позавчера; завтра и послезавтра; старше, младше. 6. Упражнять детей в употреблении различных предложно – падежных конструкций. 7. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (залетел, вылетел, перелетел, отлетел, улетел). |
Март , 1-я неделя.
Лексическая тема: «Мамы всякие нужны»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Прищепка» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «У какого какой шарик?», «Определи на слух самое короткое слово». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Учить согласовать существительные и прилагательные с числительными. Совершенствование навыков словообразования, обогащение экспрессивной речи. Упражнять в согласовании отчеств и включать их в предложения по теме. Учить согласованию существительных с прилагательными в роде, учить осознанному слушанию. Образование сущ-х обознач-х женские профессии: повариха, портниха. Отрабатывать падежные окончания сущ-х ед. и мн. числа. Образовывать притяж-е и относит. прил-е. | Д/и «Назови отчества мужчин и женщин», «Исправь предложения», «Посчитай до 5». |
Развитие связной речи | Развивать самостоятельные высказывания и связную речь. Учить обосновывать свое мнение, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. Упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. | Д/и «Кто лишний, почему?». Объяснение пословиц о семье. Составление рассказа о своей маме. Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Женский день». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Составление и анализ предложений по теме. Составление слова по первым слогам – слоговой анализ и синтез. Анализ слова ваза. | |
Развитие моторики | Обведение ломаных пунктирных линий, предметов по контур. Речь с движением. | Упражнение «Мы стираем». |
Март , 2 - я неделя.
Лексическая тема: «Дом и его части»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Пропевание гласных звуков на одном выдохе: развитие силы голоса. Выполнение статистических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков: вырабатывание подвижности языка и губ, их координированность и переключаемость | Упражнение «Повторяшка». «Заведи мотор», «Комарик», «Грибочек». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Какие предметы спрятались на картинке?», «Подскажи словечко», «Найди на картинке мебель», «4-ый лишний». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Обобщать представление о доме и мебели. Закрепить умение группировать мебель по назначению. Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая, мягкая и т.д. Усвоение категории Т.п.: стул с ножками. Употребление предлогов для обозначения пространственного расположения: в, на, за, из, из – за, из – под, над, под, перед, рядом, около. Упражнять в образовании прил-х от сущ-х. Актуализация, расширение, систематизация и уточнение словаря по теме. Упражнять в согласовании сущ-х с числит-ми, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Учить составлять предложения по теме. | Д/и «Какой? Какая? Какие?», «Посчитай до 5», «Что где лежит?», «Для чего они нужны?». |
Развитие связной речи | Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. Развивать мышление и формировать доказательные высказывания, учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. | Д/и «Объясни словечко», «Назови четвертое слово». Составление рассказа по картине. Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения: «Мы построили дом». Анализ слова «дом», «квартира». | |
Развитие моторики | Обведение пунктирных линий, дорисовывание предметов, составление контуров фигур из палочек. Речь с движением . | Упражнение «Строим дом». |
Март , 3 - я неделя.
Лексическая тема: «Бытовые приборы»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Стиральная машина» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д\и « Какие электроприборы спрятались?», «Подскажи словечко», «Найди отличия». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Упражнять в согласовании существительных, обогащать экспрессивную речь. Учить осознанному слушанию и исправлению ошибок. Выделение однокоренных слов, профилактика дисграфии. | Д\и «Добавь словечко», «Исправь предложение», «Какое слово не подходит?». |
Развитие связной речи | Развивать навыки речи – доказательства, развивать диалогическую речь. Учить доказательной речи. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. Учить искать общие черты и отличия, описывать их, запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах. | Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме. Рассказ по серии картинок. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Синтез предложения: сама, стиральная машина, одежду, стирала. | |
Развитие моторики | Конструирование и реконструирование букв из палочек. Речь с движением. | Упражнение «Что мы делаем не скажем, а покажем». |
Март , 4- я неделя.
Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Готовим обед» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и « Какие предметы спрятались на картинке», «Подскажи словечко», «Найди на картинке посуду». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Усвоение употребления имени сущ. в категории Р.п. с предлогом из. Усвоение употребления сущ-х в категории Т.п с предлогом с. Усвоение образования прил-х. Закреплять умение употреблять предлоги из, с. Образование глаголов при помощи приставок – на -, - по -, - вы -. Упражнять в образовании прил-х от сущ-х и дать понятие о материалах , из которых делаю предметы посуды. | Д/и «Посчитай до 5», «Что где лежит?», «Для чего они нужны?», «Из чего сделано?» |
Развитие связной речи | Совершенствовать навык рассматривания картины и составления развернутого рассказа. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. | Д/и «Объясни словечко», «Назови четвертое слово». Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Мёд». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Слоговой анализ слов по теме. Цепочка слов. | |
Развитие моторики | Выполнение графических заданий на клетчатом поле. Речь с движением. | Упражнение «Мы посуду мыли». |
Апрель, 1- я неделя.
Лексическая тема: «Весна пришла»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Цветочки распускаются» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «Пройди лабиринт», «Какое слово длиннее?». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Образование относит-х прил-х (весна – весенний). Образование родственных слов (трава – травка), признаков предметов. Учить преобразовывать сущ. м.р. в сущ-е ж.р. Употребление творительного падежа с предлогами. Учить называть приметы весны по картинкам. Различение и выделение признаков по вопросам: Какой? Какая? Какие? . Учить подбирать синонимы и однокоренные слова. | Д/и «Какое слово не подходит?», «Посчитай до 5». |
Развитие связной речи | Учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах, развивать навыки речи – доказательства. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. | Д/и «Что общего и чем отличается?». Составление рассказа о весне по вопросам логопеда. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Синтез предложения: согрело, ласковое, землю, солнышко. Слоговой анализ существительных по теме. Анализ слова «Весна». Составление схемы. | |
Развитие моторики | Конструирование и реконструирование букв из палочек. Речь с движением. | Упражнение «Дует ветер нам в лицо». |
Апрель, 2- я неделя.
Лексическая тема: «Возвращение птиц. Насекомые»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Птицы прилетели» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Какие насекомы спрятались на картинке?», «Какое слово отличается от других?» |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Актуализация и расширение глагольного словаря. Образование уменьшительно – ласкательных форм. Согласование существительных с числительными. Совершенствование словообразования. Обогащение экспрессивной речи. | Д/и «Кто из птиц как говорит?», «Кого выводят эти птицы?», «Посчитай-ка до 5». |
Развитие связной речи | Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. | Д/и «Объясни словечко». Д/и «Что общего и чем отличается?». Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Кукушка». |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ сложного предложения с противопоставлением: «Дам я тебе зерен, а ты песню спой». Слоговой анализ слов - названий перелетных птиц. | |
Развитие моторики | Выполнение графических заданий на клетчатом поле. Речь с движением . | Упражнение «Журавль». |
Апрель, 3- я неделя.
Лексическая тема: «Труд людей весной»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «граблями мусор собираем» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Найди отличия». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Различение и выделение признаков по вопросам: Какой? Какая? Какие?. Учить подбирать синонимы и однокоренные слова. Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. Вводить в речь слова позже, раньше и развивать умение правильно отвечать на вопрос. | Д/и «Продолжи предложение», «Что посадили первым», «Какое слово не подходит?». |
Развитие связной речи | Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. Учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах, развивать мышление. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. | Составление описательного рассказа о профессиях людей в поле, с использованием картин. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Составление и анализ предложений по теме. Упражнение «Разложи картинки в 3 ряда», «Подбери слово». | |
Развитие моторики | Конструирование и реконструирование букв из палочек. Речь с движением . | Упражнение «Граблями сгребаем мусор». |
Апрель, 4- я неделя.
Лексическая тема: «Космос»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Вокруг земли Луна летает» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Найди две одинаковые ракеты». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Согласование числит-х с сущ-ми (два спутника, пять спутников ). Согласование в речи слов, обозначающих цвет, форму, величину. Употребление в речи слов в разной степени превосходства ( большая, маленькая ). Образование глаголов единственного и множественного числа. Употребление существительных в родительном падеже. | Д/и «Посчитай-ка до 5», «Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?». |
Развитие связной речи | Развивать речеслуховой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. | Составление коллективного рассказа по предложенному плану, по картине "Космос". |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения «Астролог предсказывает судьбу по звездам». Синтез слова «»У,А,Л,Н». | |
Развитие моторики | Выкладывание плоскостных фигур из палочек. Речь с движением. | Упражнение «Самолет построим сами». |
Май, 1- я неделя.
Лексическая тема: «Человек. Части тела»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Что у человека есть» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Покажи бабочек, летящих влево», «Будь внимателен», «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?» |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый). Использование в речи местоимений (мой, моя, мое — мой нос, моя нога, мое лицо). Преобразование сущ-х в И.п. единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаг-в 3 л. ед-го ч. в 1 ф. л. Учить находить и исправлять ошибки. | Д/и «Закончи предложение словом уши в нужной форме», «Собери предложения», «Исправь предложения». |
Развитие связной речи | Развивать навыки речи – доказательства. Учить вдумываться в смысл слов, активизировать процессы словообразования. Учить искать черты и отличия, и описывать их. Совершенствовать навык рассматривания картины и составления по ней развернутого описательного рассказа. | Д/и «Что лишнее и почему?», «Объясни словечко». Описание портрета. Сравнение слов человек – кот, человек – кукла. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ предложения по теме. Анализ слова «рука», «голова». | |
Развитие моторики | Обведение ломаных пунктирных линий, предметов по контуру. Речь с движением. | Упражнение «Что у человека есть». |
Май, 2- я неделя.
Лексическая тема: «День Победы!»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Салют» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Какие предметы спрятались на картинке?», «Подскажи словечко», «4-ый лишний». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными, совершенствовать навыки словообразования, обогащать экспрессивную речь. Упражнять в самостоятельном составлении предложений с заданными словами. Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по). Согласование числительных с существительными. Образование существительных, обозначающих военные профессии (пулемёт – пулемётчик). | Д/и « Какое слово не подходит?», «Посчитай до 5», «Составь предложение по парам слов», «Один – много», «Найди где?». |
Развитие связной речи | Учить вдумываться в смысл слов, активизировать словообразовательные процессы. Развивать навыки речи – доказательства, знакомить с устным народным творчеством. Развитие самостоятельного высказывания. | Д\и «Какое слово не подходит?», «Объясни словечко», «Найди ошибки художника». Объяснение пословиц на военную тему. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Анализ и синтез предложений по теме. Анализ слова «Победа». Составление схемы. | |
Развитие моторики | Обводка по контуру, штриховка. Речь с движением. | Упражнение «Аты баты, шли солдаты…». |
Май, 3 - я неделя.
Лексическая тема: «Скоро лето!»
Направления и задачи коррекционно-методической работы | Содержание работы | Игры, упражнения |
Развитие общих речевых навыков. | Разучивание четверостиший по теме: учить выразительно читать стихи, пользуясь смысловыми паузами, интонациями, ударениями. Закрепление полноценных движений и переключаемости артикуляторных органов. | Упражнение «Салют» Артикуляционная гимнастика – сказка «Поиграем в зоопарк». |
Развитие неречевых психических процессов. | Развитие зрительного и слухового внимания. | Д/и «Найди отличия», «Какое слово отличается от других?», «Пройди лабиринт», «Какое слово длиннее?». |
Развитие лексико – грамматического строя речи. | Уточнение и расширение представлений о лете, названий летних месяцев, летних забав детей и взрослых ( отдыхают, загорают, плавают, купаются). Производить подбор определений к слову: лето – тёплое. Производить изменение формы глагола: отдыхает – отдыхаю, Учить образовывать и употреблять прил-ые в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени. | Д/и «Какой? Какая? Какие?», «Посчитай до 5», «Что где лежит?», «Для чего они нужны?». |
Развитие связной речи | Учить запоминать речевые модели и пользоваться ими в ответах, развивать навыки речи – доказательства. Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное. | Д/и «Что общего и чем отличается?». Составление рассказа о лете по вопросам логопеда. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Составление и анализ предложений по теме. Слоговой синтез: ре, мо; ра, жа, ти, на, ши. Анализ и синтез слова «луч». Составление звуковой схемы. | |
Развитие моторики | Речь с движением . Обведение пунктирных линий. | Упражнение «Лето» |
К концу года дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа диалогической речи, словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно - ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее, элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, логов, слов и коротких предложений в пределах программы;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка ( падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употреблять адекватно);
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений).
Учитель - логопед: О.А. Михайловская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиепо работе с родителями в старшейи подготовительной к школе группах...
Календарно-тематический план на тему "В ледяной карете едет зимушка-зима". Подготовительная к школе группа....

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефект...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ...
Цель: формирование навыков саморегуляции.Задачи: Образовательные: ознакомление с методами саморегуляции: регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания, дать понятие об ощущениях собствен...

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе...