Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Путешествие в волшебный город «Сапсан» Номинация: «Учебное занятие»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Михайловская Ольга Андреевна

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – воспитание правильного звукопроизношения у детей.  Для достижения наибольшей эффективности, осуществлять коррекционную работу необходимо с  использованием игр и игровых приемов. С их помощью можно закреплять правильное произношение поставленных звуков, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, воображение, моторные навыки, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи.

    Характеристика группы:

    Подготовительная к школе группа - возраст 6 лет. Логопедическое заключение: фонетико - фонематическое недоразвитие речи, дислалия.

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

      Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи: отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

      В процессе  занимательной деятельности дети приобретут навыки правильного произношения звука "С", автоматизируют звук "С" в речи, обогатят  свой словарный запас, закрепят умение слушать педагога и товарища, высказывать мнение, находить и исправлять свои ошибки и ошибки других детей.

Форма организации: подгрупповая.

Количество детей: 4 человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sapsan.docx205.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Колокольчик»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

 в подготовительной к школе группе

Тема: Путешествие в волшебный город «Сапсан»  

Номинация: «Учебное занятие»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/333/95333191_S_kopiya.png

Подготовила:

Учитель - логопед

Михайловская Ольга Андреевна

Когалым,  2017 г.

Пояснительная записка.

   В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – воспитание правильного звукопроизношения у детей.  Для достижения наибольшей эффективности, осуществлять коррекционную работу необходимо с  использованием игр и игровых приемов. С их помощью можно закреплять правильное произношение поставленных звуков, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, воображение, моторные навыки, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи.

    Характеристика группы:

    Подготовительная к школе группа - возраст 6 лет. Логопедическое заключение: фонетико - фонематическое недоразвитие речи, дислалия.

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

      Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи: отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

      В процессе  занимательной деятельности дети приобретут навыки правильного произношения звука "С", автоматизируют звук "С" в речи, обогатят  свой словарный запас, закрепят умение слушать педагога и товарища, высказывать мнение, находить и исправлять свои ошибки и ошибки других детей.

Форма организации: подгрупповая.

Количество детей: 4 человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Направление: коррекция речевых нарушений.

Цель: автоматизировать звук [с] в слогах, словах.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [с];
  • продолжать закреплять четкое произношение звука [с] в слогах, словах;
  • закреплять умение детей давать характеристику звуку [с];
  • формировать зрительный образ звука  [с];
  • закреплять навык формирования фонематического анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас учить подбирать антонимы к существительным ;
  • закреплять умение обобщать существительные по теме;
  • учить давать полный ответ на поставленный вопрос.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать артикуляционный аппарат и подвижность лицевой

мускулатуры;

  • развивать слуховое внимание и фонематический слух;
  • развивать процессы внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

  • воспитывать желание прийти на помощь.

Методы и приемы:

  •      Игровой - использование сказочного персонажа, корреспондента и жителя города;  д/и с мячом "Добавь слог "сы", д/и "Найди ошибку", "Скажи наоборот",
  •      Практический - д/и "Пройди по дорожке звука "С",  "Разрезная картинка", "Найди звук "С".  
  •      Наглядный - карточки - символы, характеризующие звук "С"; нахождение сходства звука "С"  с окружающими  предметами; просмотр телепередачи "Новости".
  •      Словесный - отгадывание загадок, ответы на поставленные вопросы педагога.

Оборудование: экран, диск с музыкой, зеркала на каждого  ребенка, карточки с логопедической дорожкой на каждого ребенка, мяч, 2 волшебные шкатулки, дидактические игры "Скажи наоборот", "Найди звук С"; разрезные картинки, содержащие звук "С", 5  лотков с крупами, кисточки, флажки красного и зеленого цвета.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, постановка звука "С", автоматизация его на уровне слога, слова.

Словарная работа: корреспондент, телепередача, трусливый, пасмурно.

Ход занятия

I. Вводная часть

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром в наш детский сад поступила информация о том, что в одном городе произошла беда. Подробностей я к сожалению не знаю. Через 5 минут начнется обзор новостей. Для того что б нас подключили к прямому эфиру, нам нужно назвать логин и пароль. Вы, знаете их: это 2 наших правила, которыми мы регулярно пользуемся.

Вспомните пожалуйста первое правило.

 (Дети проговаривают хором):

 1. Глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают.

Логопед: Отлично, ребята! Назовите пожалуйста второе правило.

(Дети проговаривают хором):

2. Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно.

Логопед: Молодцы, ребята! Я думаю мы прошли успешную регистрацию, а значит прямо сейчас подключимся к прямому эфиру программы "Новости". Давайте посмотрим на экран. Слушаем внимательно и не отвлекаемся.

Слайд 1. ( Название презентации)

Слайд 2. (На экране под музыку включается видео ввода логина и пароля, титры новостей, затем выходит в эфир корреспондент телепередачи)

Корреспондент: "Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемая Ольга Андреевна! В эфире выпуск новостей и с вами я, ведущая, Оксана Соколова. Два часа назад в эфир первого канала поступила информация о том, что глава города, по имени Ванесса, рассердилась на жителей своего волшебного города "Сапсан" и отключила свет во всех домах, в школах, в детских садах, магазинах и в парках. Что так рассердило главу сказочного города и почему она оставила всех жителей без света, нам выяснить не удалось. Ребята, первый канал просит вашей помощи. Я, корреспондент Оксана Соколова предлагаю вам отправиться со мной в этот сказочный город "Сапсан" и разобраться лично с этой бедой. Вы согласны? (Пауза, затем  дети и логопед хором отвечают: "Согласны")

Корреспондент: Отлично. Встаньте пожалуйста и дружно повторяйте за мной:

Раз, два - потянись,

Вокруг себя ты обернись,

В  городе Сапсан очутись.

(Дети с логопедом повторяют за корреспондентом)

Логопед: Что - то ничего не изменилось, давайте попробуем еще раз.

(Логопед и дети повторяют предложенное задание второй раз, рассаживаются за столы, затем пауза, все смотрят на экран)

Слайд 3. (на экране заставка программы "Новости")

Слайд 4. (На экране появляется корреспондент. Он находится  в гостях одного из жителей волшебного города "Сапсан". В квартире нет света, кругом горят свечи)

Корреспондент: Ребята, вот мы и приехали в город "Сапсан". Мы находимся в гостях у одного из жителей этого сказочного города. Посмотрите, в домах действительно нет света, люди каждый день вынуждены зажигать свечи, чтобы заниматься своими делами. (корреспондент обращается к жителю города) Добрый день, Стас. Скажите пожалуйста, вам что - нибудь известно о том, что могло так разозлить главу вашего города?

Житель Стас: Здравствуйте ребята, добрый день, Ольга Андреевна. Да, я знаю, почему мы остались без света. Глава города  очень любит грамотную и красивую речь. В нашем городе возникла проблема, мы не совсем правильно говорим звук "С". (житель Стас несколько раз проговаривает звук "С" искаженно) Вот видите, у меня тоже не получается.

Корреспондент:  Звук "С" встречается жителям города повсюду. Ребята, мы знаем, что вы уже научились красиво произносить звук "С". Помогите нам пожалуйста. (Пауза. Логопед уточняет, согласны ли дети помочь жителям города. Дети соглашаются)

Слайд 5. (на экране заставка программы "Новости")

Слайд 6. Корресподент: Отлично. Глава города сообщила, что света в нашем городе не будет до тех пор, пока она не услышит красивое произношение звука "С". Так как город волшебный, Ванесса слышит каждого из нас, где бы мы не находились: дома, на работе, в школе. Нам нужно правильно выполнить предложенные задания, если мы выполним их верно, произойдет чудо! В городе "Сапсан" появится свет! Вы готовы? (Корреспондент обращается к детям и уточняет, готовы ли они приступить к выполнению заданий. Дети соглашаются.)

Слайд 7. (на экране заставка программы "Новости")

Слайд 8. Корреспондент: Итак, Ванесса приготовила для нас игру "Цветик - семицветик". Нам необходимо правильно выполнить  7 заданий и собрать все 7 лепестков "Цветика - семицветика". За каждый лепесток , мы с вами должны будем выполнить задание. Собранные лепестки вы будете видеть на экране. Ольга Андреевна, наш курьер с минуты на минуту доставит вам инструкцию к игре.

(Стук в дверь, курьер приносит сверток с заданиями)

Логопед: (логопед разворачивает сверток, просматривает задания) Ребята, да, действительно, нам нужно выполнить 7 заданий, чтоб победить в этой игре. Мы обязательно поможем жителям "Сапсана", я думаю, у нас все получится. Оксана, Стас, мы готовы к игре (логопед обращается к корреспонденту)

Слайд 9. (на экране заставка программы "Новости")

Слайд  10. Корреспондент и Стас: Мы тоже готовы! Удачи!

Слайд 11. (на экране заставка программы "Новости")

II. Основная часть

Логопед: (зачитывает) Первое задание: "Выполните правильно и красиво артикуляционную гимнастику для звука "С". Ребята, я думаю это задание не вызовет у нас трудностей. Давайте покажем артикуляционную гимнастику. Я вам буду зачитывать стихотворение, вы должны догадаться о каком упражнении я говорю, затем выполнить его перед зеркалом под мой счет.  (дети перед зеркалом выполняют комплекс артикуляционной гимнастики для заданного звука)

Раз - лягушка с толстым брюшком,

Два большой и толстый слон... (лягушка - слоник)

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:

Широко открыли ротик, как голодный бегемотик... (бегемотики)

Выгляни в окошечко, там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула... (киска сердится)

Тесто мнём, мнём, тесто жмём, жмём,

После скалку мы возьмём, тесто тонко раскатаем... (месим тесто)

Испекли блинов немножко, остудили на окошке... (блинчик)

Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый. (чистим зубки)

Логопед: Здорово, молодцы! Посмотрите пожалуйста на экран.

Слайд 12. (на экране под музыку появляется первый лепесток)

Логопед: (обращается к детям) Первый лепесток у нас уже есть. Давайте охарактеризуем звук "С". У вас на столах лежат карточки - символы, характеризующие звук "С". Разложите пожалуйста эти символы в правильном порядке. (дети раскладывают)

Логопед: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Вспомните пожалуйста,  на что похож звук "С"? (на месяц) Звук "С" гласный или согласный, твердый или мягкий? (твердый, обозначается синим цветом) Звонкий или глухой? (глухой, обозначается зачеркнутым колокольчиком) Давайте проверим: поднесите  ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесем звук "С", скажите, горло дрожит, голос песни поет или горлышко не дрожит, голос спит? (дети отвечают: голос спит, голоса нет, звук "С" глухой) Скажите пожалуйста,  в каком положении у нас губы и зубы, когда мы произносим звук "С"? (губы улыбаются, обозначаются символом улыбки, зубы сближены) Куда смотрит язык, при произнесении звука "С"?  (вниз, за нижние зубки. Обозначается стрелкой вверх) Какое положение принимает язычок, когда произносит звук "С"? (язык похож на сердитую киску. Символ кошки) Сейчас мы все вместе произнесем правильно и красиво звук "С". (дети произносят) У вас на столе лежат листы с изображением дорожки, по которой любит гулять звук "С". Давайте по очереди пройдем по дорожке, произнося звук "С" - то грубым голосом, то ласковым. (д/и "Змейка": каждый ребенок по просьбе логопеда произносит изолированный звук "С" заданной интонацией)

Логопед:   Вот мы выполнили и второе задание, предложенное нам. Давайте посмотрим на экран.

Слайд 13. (на экране под музыку появляется цветок с двумя лепестками)

Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру "Доскажи словечко". (логопед просит детей выйти из-за столов и встать в круг) Я буду говорить вам начало слова и бросать мяч, а вы ловите мяч и добавляете слог "Сы", затем повторяете все слово и бросаете мяч мне: но... (носы), у... (усы), ко... (сы), анана...(ананасы), 0... (осы), коко... (кокосы), бу ... (бусы), ве ... (весы), ча ... (часы). А  теперь я буду говорить конец слова и бросать мяч, вы ловите мяч, добавляете звук "С", произносите все слово и бросаете мяч обратно: ...умка (сумка), ...амокат (самокат), ...ода (сода), ... ундук (сундук), ... ын (сын), ... апоги (сапоги), ...ок (сок), ...ыпь (сыпь), ...ук (сук).

Логопед: (обращается к детям) Как вы думаете, мы справились с заданием? (Дети отвечают, что справились) Давайте проверим! (на экране появляется третий лепесток)

Слайд 14. (дети с логопедом смотрят на экран, под музыку появляется цветок с тремя лепестками)

Логопед: Присаживайтесь на свои места. Следующая игра называется "Найди ошибку". Я буду произносить слова правильно и не правильно. Ваша задача найти ошибку и исправить меня. Обратите внимание, у вас есть 2 флажка. Если вы услышали слово с ошибкой,  поднимаете красный  флажок, затем произносите слово правильно, если я произнесу слово верно, вы поднимаете желтый флажок.

Раз, два, три - начало игры:

нофоф (насос), сьтанок (станок), коса, штужа (стужа), осы, носьки (носки), такан (стакан), кекш (кекс), собака, фофка (соска), висток (свисток), бусы, сьтул (стул), посуда, фнеговик (снеговик), котюм (костюм), хвосьт (хвост), шкакалка (скакалка).

Логопед: Дааааа, в этой игре вы абсолютные победители! Я проиграла вам! Значит и четвертый лепесток точно "в ваших руках" (логопед указывает на экран).

Слайд 15. (на экране цветок с 4 лепестками)

Логопед: Что ж, мы двигаемся в правильном направлении, выполняя безошибочно каждое задание. Но нам нельзя расслабляться, так как от нас зависит очень много. Жители города Сапсан надеются на то, что мы спасем их город. Посмотрите, какой красивый чемоданчик, интересно, что в нем?  Давайте его откроем! Теперь понятно, в этом чемоданчике следующая игра. А называется она "Скажи наоборот". Для каждого из вас приготовлен конверт,  для меня карточки. Ребята, выберите себе по одному конверту. Я показываю вам свою карточку, называю ее, а вы находите противоположную карточку у себя, после чего называете пару слов - мою и вашу картинку. Начнем!

Лимон кислый, а сахар сладкий.

Заяц трусливый, а лев смелый.

Папа молодой, а дедушка старый.

Во время дождя пасмурно, а после дождя солнечно.

Ночью темно, а днем светло.

Куст низкий, а дерево высокое.

Красная лента широкая, а синяя уз (с) кая.

Черепаха медленная, а лошадь быстрая.

Слайд 16. (не успев подвести итог игры, под сказочную музыку появляется цветок с пятью лепестками)

Логопед: Все это у вас отлично получается. Думаю следующая игра будет сложнее. Чтоб получить шестой лепесток, нам нужно поиграть в игру "Найди звук "С" . У меня есть волшебный мешочек. Вы по одному подходите к столу, достаете из мешочка по одному предмету, называете слово, если в нем есть звук "С", вы кладете его в ту тарелку, где нарисован месяц, если нет, тогда вы кладете этот предмет на тарелку, где нарисовано солнце и садитесь на свое место.

(Предметы: лист салата, белокочанная капуста, цветная капуста, сыр, слойка, колбаса, сосиски, чеснок, свёкла, слива, кекс, абрикос, сок, ананас, апельсин, банан, курица, хлеб, виноград, груша, пирожок, яичница)

Логопед: Ребята, скажите пожалуйста, каким одним словом можно назвать эти предметы, что это?

Дети: Продукты питания.

Логопед: Здорово, молодцы! Давайте посмотрим на экран.

Слайд 17. (на экране под музыку появляется цветик - семицветик с шестью лепестками)

Логопед: Остался последний, седьмой лепесток! Времени у нас совсем мало. (логопед показывает на часы) Итак, последняя, решающая игра. От нее зависит все: спасем мы или не спасем город "Сапсан"! Внимание, игра! (на столе у логопеда что-то накрыто красивой тканью) Что это такое красивое? Интересно! Давайте посмотрим? (Дети соглашаются. Логопед снимает ткань, на подносе стоят кисти в стаканах и лотки, каждый наполнен разной крупой) Ну что, помощники мои, выбирайте себе понравившийся лоток. (логопед подходит к каждому ребенку и предоставляет право выбора) Цель игры заключается в том, что вы должны аккуратно размести  крупу в лотке, найти спрятанные картинки. Но картинки эти не простые, они разрезные, вам надо собрать их в единое целое. Желаю удачи! (дети аккуратно разметают кистью крупу, находят в ней части картинки, затем складывают ее. В слове, изображенном на картинке есть звук "С": сундук, автобус, ананас, собака) Отлично, все вы с легкостью справились и в этой игре. Ребята, назовите, что изображено на ваших картинках? (ответы детей)

Слайд 18. (после последнего ответа звучат аплодисменты, на экране виден цветок "Цветик-семицветик" со всеми лепестками, затем включается прямой эфир программы "Новости")

Слайд 19. Корреспондент и Житель Стас: Ребята, поздравляем вас, вы собрали все лепестки цветка "Цветик - семицветик"... Мы смотрели, слушали вас! Мы учились вместе с вами!  Но... Света в городе  почему- то все еще нет. В чем же дело? (отчаиваются, пауза и неожиданно включается свет) Ура, ура, произошло чудо! Свет, свет, включили свет!

Стас: Спасибо вам, дорогие ребята, Ольга Андреевна и Оксана! Вы так помогли нам! Благодаря вам в нашем городе снова есть свет! Ванесса видела и слышала, как мы с вами старались, выполняя каждое задание. Ну и конечно я так рад, что научился красиво произносить звук "С". Теперь моя речь будет грамоткой, четкой  и выразительной. Ребята, приезжайте в наш красивый город, наши жители будут рады видеть вас. Ну а мне пора. До скорых встреч!

Корреспондент: Ребята и нам пора возвращаться. Вы готовы? (Дети и логопед хором соглашаются) Встаньте и дружно повторите за мной:

Раз, два - потянись,

Вокруг себя ты обернись,

В детском саду "Колокольчик" очутись.

Слайд 20. (на экране заставка программы "Новости")

Слайд 21. Корреспондент: Вот мы и на месте. Спасибо вам, за то что откликнулись на нашу просьбу и приняли участие в спасении города "Сапсан". Прямой эфир подходит к концу, с вами была телеведущая Оксана Соколова, всего доброго, до свидания. (На экране включаются титры новостей)

Слайд 12. (благодарность детям)

III. Заключительная часть

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, вы настоящие герои! Скажите, жителям какого города мы помогали? А какая игра вам понравилась больше всех? Ребята, давайте всегда будем говорить правильно и красиво звук "С", чтоб с нами не приключались такие неприятности, как с жителями города "Сапсан". (стук в дверь, логопед открывает дверь, ему передают красивую коробку)

Логопед:  Посмотрите, вот это сюрприз. Ведущие первого канала и жители Сапсана передали вам подарок? Интересно, что это? Давайте посмотрим!

 (логопед открывает коробку, в ней  красивые мешочки, в каждом из них находится угощенье и игра "Цепочка" с подробной инструкцией. Цель игры: автоматизация звука "С" на уровне слова) 

Логопед: Я предлагаю вам пройти в группу и  поиграть в настольную игру, которую подарили вам сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"

На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте....