Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии:
    Комплекс заданий для воспитателей по закреплению лексических тем.

    Кузнецова Ольга Петровна

    Задания-пятиминутки для закрепления лексико-грамматических навыков по лексическим темам у детей с ОВЗ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Домашние животные

    1. Беседа

    • Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; уточнить внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят, уточнить названия детенышей.
    • Уточнить, почему животные называются «домашние».

    2.Игра «Отгадай загадки» - употребление родительного падежа    существительных

    • У кого рога?
    • У кого мягкие лапки?
    • У кого вымя?
    • У кого щетина?
    • У кого пятачок?
    • У кого хвост колечком?

     3. Игра «Кто кем будет?» - закрепление названий детенышей животных, усвоение категории творительного падежа, развитие логического мышления

    • Котенок будет…………
    • Щенок будет………….
    • Жеребенок будет ……..
    • Теленок будет………..
    • Поросенок будет …….
    • Козленок будет ……..
    • Ягненок будет ………..

      4.Игра « Кто чем питается?» - усвоение категории творительного падежа

    • Лошадь питается …….
    • Коза питается …….
    • Собака питается ……
    • Кошка питается ……..
    • Корова питается ……
    • Овца питается …….
    • Свинья питается ……

    5. Образование притяжательных прилагательных:

    • Конура собаки. Чья конура? – Собачья.
    • Копыта коровы. Чьи копыта? - ………..
    • Борода козы. Чья борода?- ……………
    • Хвост лошади. Чей хвост?-…………….
    • Лапы кошки. Чьи лапы?- ………………

         6.Игра ««Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

    • Корова -……….
    • Свинья -…….
    • Коза -………..
    • Лошадь -……
    • Овца -…….….
    • Собака -………
    • Кошка-……….

    7.Игра «Один – много»- образование множественного числа существительных

    • Котенок- ……..
    • Щенок-……..
    • Жеребенок-…..
    • Теленок-……..
    • Козленок-…..
    • Поросенок-….
    • Ягненок-……

          8. Наклеить или нарисовать картинки с изображением домашних животных. Составить описательный рассказ о животном  по плану:

    Кто это?

    Где живет?

    Каков внешний вид?

    Чем питается?

    Какую пользу приносит?

    Кто у него детеныши?

    Тема: Дикие животные

    1. Беседа

    • Закрепить и уточнить знания детей о диких животных; уточнить внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются,  где живут, уточнить названия детенышей.
    • Уточнить, почему животные называются «дикие» (живут в лесу, сами себе добывают пищу, хищники питаются мелкими животными).

    2.Игра «Подбери слово» - согласование прилагательных с существительными

    • Лиса (какая?)-……….
    • Еж (Какой?)-…….
    • Белка (Какая?)-………..
    • Волк (Какой?)……
    • Заяц (Какой?)…….
    • Медведь (Какой?)………

    3. Игра «Кто с  кем живет?» - закрепление названий детенышей животных, усвоение категории творительного падежа, развитие логического мышления

    • Волк живет с волчицей и волчатами.
    • Медведь живет с……….
    • Еж живет с ……….
    • Белка живет с ……..
    • Лис живет с ……
    • Заяц живет с ……

      4.Игра «О чем думают животные?» - усвоение падежных окончаний

    • Медведь в берлоге думает о ….(меде).
    • Еж в норе думает о …..
    • Белка в дупле думает о ……
    • Лиса в норе думает о ……
    • Волк в логове думает о …..
    • Заяц под кустом думает о …

    5.Игра ««Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

    • Еж-……….
    • Белка-…….
    • Лиса-………..
    • Волк-……
    • Заяц-…….….
    • Медведь-………

    6.Игра «Про кого можно сказать…»- подобрать существительное к глаголу:

    • Охотится - ……..                                              
    • Скачет-……..
    • Крадется-…..
    • Воет-……..
    • Кусается-….
    • Пугается-….
    • Переваливается-…
    • Хитрит-…
    • Выслеживает-…

     7. Образование притяжательных прилагательных:

    • Нора лисы. Чья нора? – Лисья.
    • Берлога медведя. Чья берлога? - ………..
    • Дупло белки. Чье дупло?-……………
    • Логово волка. Чье логово?-…………….  

          8. Наклеить или нарисовать картинки с изображением диких животных. Составить описательный рассказ о диком животном  по плану:

    • Кто это?
    • Где живет?
    • Жилище.
    • Каков внешний вид?
    • Чем питается?
    • Кто у него детеныши?

    Тема: Продукты питания

    1.Беседа.

    • Какие бывают продукты? –

    (молочные, мясные, рыбные, мучные).

    • Назови молочные продукты?   ……
    • Назови мясные продукты? ……..
    • Назови мучные продукты? …….
    • Назови рыбные  продукты? ……..

    2.Игра «Магазин». Скажи, как называется

    отдел магазина, если в нем продается:

    Образец: Хлеб -  хлебный отдел.

    • Мясо- …
    • Рыба-…
    • Колбаса-…
    • Молоко-…
    • Кондитерские изделия -…
    • Крупы и специи-…
    • Фрукты и овощи-…

    3.Игра «Что лишнее и почему?»-подчеркнуть

    • Колбаса, котлета, сыр .(сыр-это молочный продукт,

          а колбаса и котлета- мясные)

    • Молоко, кефир, лимонад-(лимонад, а остальные

                продукты –молочные)

    • Хлеб, булка, масло-(масло, а хлеб

                 и булка- мучные изделия)

    4.Образование относительных прилагательных:

    • Каша из молока (какая?)- …
    • Бульон из мяса (какой?)- …
    • Запеканка из творога (какая?)-….
    • Кисель из клюквы (какой?)-….
    • Суп из гороха (какой?)-….
    • Суп из вермишели (какой?)-….
    • Салат из свеклы (какой?)-….

    5.Игра «Назови ласково»

    • Хлеб-……                                      Сыр-…..
    • Масло-….                                       Суп-…
    • Компот-…                                       Молоко-…
    • Яйцо- …..                                         Колбаса-…..

      6.Образование родительного падежа существительных.-

    (перечислить)

    • Чего много в хлебном отделе магазина?- ……
    • Чего много в мясном отделе магазина?- ……
    • Чего много в рыбном отделе магазина?- ……
    • Чего много в молочном отделе магазина?- ……
    • Чего много в овощном отделе магазина?- ……

        7.Наклеить картинки продуктов питания.

    Тема: Электроприборы (Бытовая техника)

    1. Беседа

    • Назови электроприборы, которые ты знаешь:…………………………

    …………………………………………………………………

    …………………………………………………………………

    • Какие электроприборы находятся у вас:
    •  на кухне……………………………………………………………..……
    • в ванной…………………………………………………………………..
    • в зале………………………………………………………………………
    • Что служит питанием для электроприборов?.........................................
    • Где в каждом доме живет электричество?..............................................
    • Почему нельзя трогать розетки?..............................................................

     2. Игра «Что делают наши домашние помощники?»

    • Холодильник-……………………………………………………
    • Пылесос-…………………………………………………………
    • Утюг-…………………………………………………………….
    • Стиральная машина-……………………………………………
    • Швейная машина-……………………………………………….
    • Часы-……………………………………………………………..
    • Электрочайник-………………………………………………….
    • Мясорубка-………………………………………………………
    • Люстра-…………………………………………………………..
    • Микроволновая печь-……………………………………………
    • Телевизор-………………………………………………………..
    • Телефон-………………………………………………………….
    • Магнитофон-……………………………………………………..

    3. Игра «Один - много»

    • Телевизор-………………                 Утюг-……………………..
    • Пылесос-………………….               Плита-……………………
    • Холодильник-……………….           Лампа-…………………....
    • Мясорубка-……………………        Люстра-…………………..
    • Стиральная машина-…………………………………………….
    • Швейная машина-……………………………………………….
    • Электрочайник-………………………………………………….

    4. Согласование слов по типу управления «Закончи предложение»

    • Мама стирает белье в …………………………………………
    • Девочка читает книгу под настенной…………………………
    • Папа чистит ковер………………………………………………
    • Фильмы показывают по ……………………………………….
    • Дочь гладит одежду…………………………………………….
    • Мальчик разговаривает с другом по ………………………….
    • Бабушка на кухне достает продукты из……………………….
    • Мама готовит обед на…………………………………………...

    5.Составление описательного рассказа об электроприборе по плану:

    •  Что это?
    • Внешний вид (какого цвета, размера)
    • В какой комнате находится?
    • Для чего служит?

    Тема: Насекомые

    1. Беседа по вопросам:

    • Каких вы знаете насекомых?        

                  

    • Какие насекомые приносят пользу людям, а какие вред?        

                  

    • Кто из насекомых кусается и жалится?        
    • Чем питаются насекомые?        
    • Назовите части тела насекомых?        

                  

    • Как долго живут насекомые?        
    • Куда они прячутся зимой?        
    • Какие вы знаете сказки, басни и стихи о насекомых?        

                  

    2. Игра «Что делают насекомые?»

    Жук -        

    Муха -        

    Комар -        

    Пчела -        

    Муравей -        

    Кузнечик -        

    Паук -        

    Стрекоза -        

    Таракан -        

    3. Игра «Назови ласково»

    • Комар-……………………...      Жук-………………………..
    • Паук-…………………..……      Муха-………………………
    • Пчела-………………………      Муравей-…………………..
    • Таракан-……………………      Стрекоза-…………………..

    4. Игра «Подбери признак»

    • Пчела (какая?)…………………………………………………
    • Кузнечик (какой?)……………………………………………..
    • Паук (какой?)…………………………………………………..
    • Жук (какой?)…………………………………………………...
    • Бабочка (какая?)………………………………………………..
    • Комар (какой?)…………………………………………………

    5. Игра «Вставь в предложение слово» (подбор глаголов)

    • Пчела ……………………..мед.
    • Бабочка……………………над цветком.
    • Жуки……………………….на зиму.
    • Комар..…………………….собаку.
    • Муха………………………болезни.
    • Комар  ……………………над ухом.

    5.Составление описательного рассказа о насекомом по плану:

    •  Кто это? Какие части тела у него есть?
    • Где живет (как называется его дом)?
    • Как развивается?
    • Чем питается?
    • Приносит людям вред или пользу?

    Тема: Инструменты (Орудия труда)

    1. Беседа

    • Назови инструменты, которые ты знаешь:……………

    …………………………………………………………………

    …………………………………………………………………

     2. Дидактическая игра «Назови действия»

    • Лопатой-…………………………………………………
    • Иголкой-………………………………………………………
    • Пилой-…………………………………………………………..
    • Топором-………………………………………….
    • Граблями-…………………………………………….
    • Кистью-…………………………………………………………..
    • Ножницами-……………………………………………….
    • Метлой-…………………………………………………….
    • Молотком-…………………………………………………………
    • Отверткой-………………………………………….

    3. Дидактическая игра «Назови профессии»

    • Кто чинит часы?...............................................................................
    • Кто кладет камни?..............................................................................
    • Кто работает на кране?.......................................................................
    • Кто вставляет стекла?-………………………………………………                
    • Кто сваривает трубы?-………………………………………………              
    • Кто носит багаж?-……………………………………………………                                          

    4. Дидактическая игра «Назови женские профессии»

    • Ткач-ткачиха…………………………………………
    • Повар-…………………………
    • Воспитатель-………………………………………………
    • Художник- ……………………………………….
    • Учитель-…………………………………………….
    • Продавец- ………………………….
    • Певец-…………………………………………………………..
    • Пианист-……………………………………………………………………………..
    • Скрипач-…………………………………………………

    5. Дидактическая игра «Кто чем работает?

    • Маляр-……………………………………………………………………………
    • Землекоп-…………………………………………………………………………
    • Дворник-………………………………………………………………………….
    • Художник-…………………………………………………………………………
    • Швея-………………………………………………………………………………
    • Лесоруб-……………………………………………………………………………

       6.Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    • Дровосеки рубят бор - есть у каждого ………………………………………
    • Папе гвоздь забить помог деревянный ……………………………………
    • Пыль на полу - подайте………………………………………………………
    • Возле школы все ребята убирают снег ……………………………………

    Тема: Профессии

    1. Беседа по теме:

    • Что такое профессия?…………………………………………………….……………….
    • Для чего нужны профессии?.…………………………………………………………….

    ……………………………………………………………………………………………...

    • Кем вы хотите стать, когда вырастите?.............................................................................
    • Где им обучаются?...............................................................................................................

    2. Дидактическая игра «Назови профессии»

    • Кто лечит людей?.................................................................................................................
    • Кто рисует картины?...........................................................................................................
    • Кто шьет одежду?................................................................................................................
    • Кто следит за чистотой?......................................................................................................
    • Кто водит машины?.............................................................................................................
    • Кто строит дома?.................................................................................................................
    • Кто охраняет наш покой?....................................................................................................
    • Кто красит стены?................................................................................................................
    • Кто разносит письма?..........................................................................................................
    • Кто стрижет волосы?...........................................................................................................
    • Кто танцует на сцене?.........................................................................................................
    • Кто готовит еду?..................................................................................................................
    • Кто тушит пожар?................................................................................................................
    • Кто учит детей?....................................................................................................................

    3. Дидактическая игра «Подбери слово»

    • Танцовщица (какая?) -…………………………………………………………………….
    • Летчик (какой?) -…………………………………………………………………………..
    • Строитель (какой?) -………………………………………………………………………
    • Водитель (какой?) -………………………………………………………………………..
    • Учитель (какой?) -…………………………………………………………………………
    • Грузчик (какой?) -…………………………………………………………………………
    • Врач (какой?) -……………………………………………….

    4. Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование)

    • Танцор – танцовщица
    • Уборщик -……………………………………………………………………………….....
    • Парикмахер -……………………………………………………………………………....
    • Часовщик - ………………………………………………………………………………...
    • Фигурист -………………………………………………………………………………....
    • Портной - ………………………………………………………………………………….
    • Учитель -…………………………………………………………………………………..

    5. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

    • Парикмахеру -……………………………………………………………………………..
    • Учителю -…………………………………………………………………………………..
    • Дворнику -…………………………………………………………………………………
    • Художнику -……………………………………………………………………………….
    • Швее -………………………………………………………………………………………
    • Повару -…………………………………………………………………………………….
    • Врачу –……………………………………………………………………………………..
    • Продавцу –…………………………………………………………………………………
    • Пожарному –………………………………………………………………………………
    • Почтальону – ……………………………………………………………………………...
    • Маляру -……………………………………………………………………………………
    • Милиционеру -…………………………………………………………………………….

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Врач – врачи - врачей
    • Почтальон - ………………………………………………………………………………..
    • Повар – …………………………………………………………………………………….
    • Певец – …………………………………………………………………………………….
    • Летчик – …………………………………………………………………………………...
    • Учитель – ………………………………………………………………………………….
    • Продавец – ………………………………………………………………………………...
    • Дворник – ………………………………………………………………………………….
    • Воспитатель – ……………………………………………………………………………..
    • Водитель – ………………………………………………………………………………...
    • Грузчик – ………………………………………………………………………………….
    • Танцор – …………………………………………………………………………………...

    7. Составление описательного рассказа о профессии по плану:

    • Название профессии
    • Какие нужны инструменты?
    • Что делает человек этой профессии?

    Тема: Мебель

    1. Беседа по теме:

    • Где делается мебель?…………………………………………………….……………….
    • Кто делает мебель?.............................................................................................................
    • Из чего делают мебель?.…………………………………………………………………
    • Для кого ее делают?...........................................................................................................
    • Где ставят мебель?..............................................................................................................
    • Какие комнаты есть в квартире?........................................................................................
    • Какая мебель стоит у вас в коридоре?..............................................................................
    • Назовите кухонную мебель………………………………………………………………
    • Какая мебель стоит у вас в гостиной (в зале)?.................................................................
    • Назовите мебель детской комнаты………………………………………………………  

    2. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    • Большой стул-.................................................................................................................
    • Высокий стол-...........................................................................................................
    • Широкая кровать-................................................................................................................
    • Мягкое кресло-......................................................................................................
    • Тонкая ножка-.............................................................................................................
    • Длинная полка-.................................................................................................................

    3. Дидактическая игра «Скажи ласково»

    • Шкаф -………………………………………… Стенка -…………………………
    • Кровать -………………………………………  Стул -……………………………
    • Кресло -…………………………………………Диван -…………………………
    • Полка -…………………………………………  Тумба-……………………….

    4. Образование относительных прилагательных

    • Кровать из дерева-………………………………………………………………………..
    • Стол из стекла -……………………………………………………………………………
    • Стул из пластмассы -……………………………………………………………………...
    • Кресло из велюра - ……………………………………………………………………….
    • Мебель для кукол -………………………………………………………………………..

    5. Дидактическая игра «Найди предмет»

    • Крышка нужна для…(стола)……………………………………………………………...
    • Спинка нужна для…………………………………………………………………………
    • Ножки нужны для…………………………………………………………………………
    • Дверца нужна для…………………………………………………………………………
    • Ящики нужны для…………………………………………………………………………
    • Матрац нужен для…………………………………………………………………………
    • Подлокотники нужны для………………………………………………………………...

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Стол – столы  - столов                                              Тумбочка – ………………………..
    • Кресло - …………………………………………… Кровать -…………………………..
    • Стул – ……………………………………………… Диван – …………………………...
    • Зеркало………………………….………………….. Шкаф – …………………………...

    7. Составление описательного рассказа о мебели по плану:

    • Что это? (назначение: мебель для кухни, зала, коридора, детской комнаты)
    • Из каких частей состоит?
    • Из какого материала сделано?
    • Какого цвета? Какой формы?
    • Как используется в хозяйстве?

    Тема: Зима

    1. Беседа по теме:

    •  Какое время года наступило?…………………………………………………….……
    • Назовите зимние месяцы..................................................................................................
    • Назовите зимние признаки……………………………………………………………..

       ………………………………………………………………………………………………

    • Что происходит с животными зимой?…………………………………………………

       ………………………………………………………………………………………………

    • Как ведут себя птицы зимой?...........................................................................................

       ……………………………………………………………………………………………….

    • Назовите зимние развлечения...........................................................................................

     …………………………………………………………………………………………………

    2. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    • Темная ночь-.................................................................................................................
    • Короткий день-...........................................................................................................
    • Холодный ветер-................................................................................................................
    • Тонкий лед-......................................................................................................
    • Белый снег-.............................................................................................................
    • Зимнее утро-.................................................................................................................

    3. Дидактическая игра «Скажи ласково»

    • Снег -………………………………………… Мороз -…………………………
    • Холод -………………………………………   Лед -……………………………
    • Сугроб -………………………………………  Метель -…………………………
    • Снеговик -…………………………………… Снегурка-……………………….

    4. Дидактическая игра «О чем можно сказать?»

    • Наступает (что?)-………………………………………………………………………..
    • Валит -……………………………………………………………………………
    • Свищет -……………………………………………………………………...
    • Бушует - ……………………………………………………………………….
    • Кружится -………………………………………………………………………..
    • Замерзает-…………………………………………………………………………………
    • Блестит-…………………………………………………………………………………..
    • Лепят-……………………………………………………………………………………..

    5. Дидактическая игра «Составь предложение»

    • Снег, белый, выпал, пушистый.………………………………………………………….
    • Холодная, зима, наступила, снежная…………………………………………………….
    • Из, дети, горку, снега, сделали…………………………………………………………...
    • Дорожки, ребята, от, чистят, снега……………………………………………………….
    • Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка…………………………………………...

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Ветер – ветра  - ветров                                             Холод – ………………………..
    • Мороз - …………………………………………… Сугроб -…………………………..
    • Снег – ………………………………………………Метель  – …………………………
    • Лед-………………………….…………………..      Вьюга – …………………………...

    7. Дидактическая игра «Подбери слова»

    • Снег (какой?)………………………………………………………………………………
    • День (какой?)………………………………………………Лед (какой?)……………………………………………………

    Тема: Дикие животные Севера

    1. Беседа по теме:

    • Назовите животных Севера………………………………………………………….

            …………………………………………………………………………………………….

    • Почему их так назвали?……………………………………………………………..

    2.Дидактическая игра «Узнай животного по описанию»

    Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.

    3. Дидактическая игра «У кого кто?»

    • У моржа-.......................................................................................................................
    • У белого медведя-.........................................................................................................
    • У северного оленя-......................................................................................................
    • У пингвина-……………………………………………………………………………
    • У полярной совы-……………………………………………………………………..
    • У морского котика-……………………………………………………………………

    4. Образование сложных прилагательных

    • У моржа длинные усы. Морж (какой?)- длинноусый…………………………….
    • У оленя длинные рога. Олень (какой?) -………………………………………  
    • У медведя толстые лапы. Медведь (какой?)-……………………………
    • У песца острые зубы. Песец (какой?) -………………………………………  
    •  У песца короткие уши. Песец (какой?)…………………………...................……

    5. Образование притяжательных прилагательных

    • Рога оленя. Чьи рога?-……………………………………………………………….
    • Шкура медведя. Чья шкура? -……………………………………………………….
    • Хвост песца. Чей хвост? -……………………………………………………………
    • Клыки моржа. Чьи клыки? - ………………………………………………………...
    • Ласты тюленя. Чьи ласты? -…………………………………………………………

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Тюлень – тюлени  - тюленей                                        
    • Морж - …………………………………………………………………………………….
    • Олень – …………………………………………………………………………………….
    • Песец-………………………….…………………………………………………………...
    • Белый медведь-……………………………………………………………………………    

         7.Дидактическая игра «Подбери слова»

    • Морж(какой?)…………………………………………………………………………
    • Олень(какой?)…………………………………………………………………………
    • Медведь(какой?)……………………………………………………………………
    • Тюлень(какой?)……………………………………………………………………
    • Песец(какой?)…………………………………………………………………………

    Тема: Наш край

    1. Беседа по теме:

    • Чем богат северный   край?.............................................................................................    
    • Как называются северные народы?...................................................................................
    • Чем занимаются народы севера?.......................................................................................
    • В каком городе вы живете?................................................................................................
    • Что есть в каждом городе?.……………………………………………………………...
    • Где работают люди ?...........................................................................................................
    • Где отдыхают люди?...........................................................................................................
    • Где учатся школьники, студенты?....................................................................................
    • Куда родители водят своих маленьких детей?.................................................................
    • Какой транспорт ходит по городу?………………………………………………………
    • Как нужно переходить дорогу?..........................................................................................
    • На какой улице вы живете?………………………………………………………………
    • Как вы добираетесь до детского сада?...........................................................................
    • Что нужно делать для того, чтобы наш город был красивым?...................................

    …………………………………………………………………………………………………  

    2. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    • Эта улица узкая, а эта…………………….Эта дорога длинная, а эта………................
    • Эта школа близкая, а эта…………………Этот дом большой, а эта…………………...
    • Эта тропинка прямая, а эта………………Этот путь далекий, а этот ………………....
    • Этот мост высокий, а этот………………  Эта речка мелкая, а эта……………………

    3. Дидактическая игра «Скажи ласково»

    • Улица -………………………………………… Мост -…………………………
    • Город -………………………………………      Двор -……………………………
    • Магазин -………………………………………Адрес -…………………………

    4. Игра «В нашем городе»

    •  В нашем городе много (каких?) красивых, …………………………………….......

    …………………………………………………………………улиц ………………..

    • В нашем городе много (каких?) высоких…………………………………...............

     ……………………………………………………………………..домов……………….

    • В нашем городе много (каких?) зеленых ……………………………………………

            ……………………………………………………………………деревьев………………

    • В нашем городе много (каких?) добрых………………………………………………

    ……………………………………………………………………   людей…………………..

    5. Игра «Распутай предложение»

    • Находится, дом, площадь, перед…………………………………………………………
    • Дом, возле, кинотеатр, есть……………………………………………………………….
    • Детский сад, угол, стоит, за………………………………………………………………
    • Рядом, рынок, с, дом.…………………………………………………………………….

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Город – города - городов                                             Улица – ………………………..
    • Площадь- …………………………………………   Вокзал -………………
    •  Школа– ……………………………………………  Аптека – ……………………

    7. Составление  рассказа « Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка)

    Тема: Наш город

    1. Беседа по теме:

    • В каком городе вы живете?................................................................................................
    • Чем знаменит наш город?...................................................................................................
    • Какие достопримечательности есть в нашем городе?.....................................................

    ………………………………………………………………………………………………….

    • Что есть в каждом городе?.……………………………………………………………...

    …………………………………………………………………………………………………

    • Как называется главная улица города?.............................................................................
    • Какие на ней построены дома?..........................................................................................
    • Как называется центральная площадь города?.................................................................
    • Что нужно делать для того, чтобы наш город был красивым?...................................

    …………………………………………………………………………………………………  

    2. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    • Эта улица узкая, а эта…………………….Эта дорога длинная, а эта………................
    • Эта школа близкая, а эта…………………Этот дом большой, а эта…………………...
    • Эта тропинка прямая, а эта………………Этот путь далекий, а этот ………………....
    • Этот мост высокий, а этот………………  Эта речка мелкая, а эта……………………

    3. Дидактическая игра «Скажи ласково»

    • Улица -………………………………………… Мост -…………………………
    • Город -………………………………………      Двор -……………………………
    • Магазин -………………………………………Адрес -……………………………
    • Река-…………………………………………….Дерево-……………………………
    • Больница-………………………………………Квартира-………………………….

    4. Дидактическая игра «Подбери признак»

    •  Город (какой?) …………………………….. ……………………………………..........
    •  Дом (какой?) …………………………………................................................................
    •  Улица (какая?) ………………………………………………………………………….
    •  Магазин (какой?)………………………………………………………………………..
    •  Площадь (какая?)…………………………………………………………………………

    5. Игра «Назови по образцу»

    • Теплый - тепло………………………………    Удобный-……………………………
    • Чистый -………………………………………   Холодный-…………………………..
    • Осторожный -…………………………………  Низкий-………………………………
    • Медленный -………………..………..………… Широкий-…………………………..
    • Тонкий -…………………………………………Грязный-……………………………..

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Город – города - городов                                           Улица – …………………………..
    • Площадь- …………………………………………   Вокзал -……………………………
    • Школа– ……………………………………………  Аптека – …………………………..
    • Театр-………………………………………………. Больница-…………………………
    • Библиотека-…………………………………………Храм-…………………………….

         7.Выучить стихотворение:

    Мы по городу шагаем,

    Много видим, называем:

    Светофоры и машины,

    Ярмарки и магазины,

    Скверы, улицы, мосты,

    И деревья, и кусты.

    Тема: «Моя страна- Россия, Москва»

    1. Беседа по теме:

    • В какой стране мы живем?................................................................................................
    • Чем богата наша страна?....................................................................................................
    • Какой город является главным городом России?...........................................................
    • Как еще можно назвать главный город нашей страны?.................................................
    • Как называется река в городе Москве?.............................................................................
    • Что является центром, сердцем Москвы?........................................................................
    • Как называется главная башня Кремля?...........................................................................
    • Как называется главная площадь Москвы?......................................................................
    • Какие еще есть достопримечательности  в городе Москве?...........................................

    ………………………………………………………………………………………………….

    2. Образование прилагательных в сравнительной степени

    • Высокий - выше…………………….            Красивый-………........................................
    • Широкий -…………………………….         Мягкий-…………………..........................
    • Удобный -………………………………       Тонкий-………………………………….                        
    • Низкий -………………………………….      Теплый-…………………………………
    • Медленный -………………………………    Чистый-………………………………….

    3. Дидактическая игра «Подбери признак»

    •  Страна (какая?) …………………………….. ……………………………………..........
    •  Башня (какая?) …………………………………............................................................
    •  Музей (какой?) ………………………………………………………………………….
    •  Храм (какой?)………………………………………………………………………..
    •  Площадь (какая?)…………………………………………………………………………

    4. Выучить стихотворение:

            Наш любимый край Россия,

            Где в озерах синева,

            Где березки молодые

            Нарядились в кружева.

       5.Дидактическая игра «Один - много»

    • Страна – страны - стран                                           Памятник– ………………………
    • Площадь- …………………………………………   Башня -……………………………
    • Храм– ……………………………………………     Музей – …………………………..
    • Институт-…………………………………………    Кинотеатр-……………………….
    • Библиотека-…………………………………………Собор-…………………………….

         6.Пальчиковая гимнастика «Мы по городу шагаем»

    Мы по городу шагаем,                            (Сжимать и разжимать кулачки)

    Много видим, называем:

    Светофоры и машины,                            (Загибать пальцы по одному,                                                            

    Ярмарки и магазины,                                              начиная с большого)

    Скверы, улицы, мосты,

     И деревья, и кусты.

    Тема: Ранняя весна

    1. Беседа по теме:

    • Какое сейчас время года?................................................................................................
    • После какого времени года наступает весна?...............................................................
    • Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?..............................................

    ………………………………………………………………………………………………….

    • Что происходит с солнцем?.……………………………………………………………...
    • Что происходит со снегом?.................................................................................................
    • Что происходит с деревьями?.............................................................................................
    • Что происходит с птицами и животными?........................................................................

    2. Дидактическая игра «Что делает?»

    • Трава (что делает?)………………………………………………………………………..
    • Сосульки (что делают?)…………………………………………………………………...

    3. Дидактическая игра «Скажи ласково»

    • Лужа -………………………………………… Ручей -…………………………
    • Льдина -………………………………………  Гнездо -……………………………
    • Лист -………………………………………       Почка -……………………………
    • Солнце-………………………………………    Дерево-……………………………
    • Облако-………………………………………     Пень -………………………….

    4. Дидактическая игра «Подбери признак»

    •  Весна (какая?) …………………………….. ……………………………………..........
    •  Небо (какое?) …………………………………................................................................
    •  Облака (какие?) ………………………………………………………………………….
    •  День (какой?)………………………………………………………………………..
    •  Ночь (какая?)…………………………………………………………………………

    5. Дидактическая игра «Закончи предложения»

    • Весной солнце светит ярко и …………………………………………………………….
    • В лесу появились………………………………………………………………………….
    • Птицы весной спешат……………………………………………………………………..
    • Люди с ранней весны………………………………………………………………….......
    • Прилетели первые…………………………………………………………………………
    • В лесу слышно…………………………………………………………………………….

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Весна – весны - весен                                           Месяц – …………………………..
    • Проталина- ………………………………………Лужа -…………………………
    • Ручей– …………………………………………    Льдина – …………………………..
    • Птица-…………………………………………… Гнездо-…………………………
    • Сосулька-…………………………………………Лист-…………………………….

         7.Выучить стихотворение «Весна»:

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под ее ногами.

    Черные проталины

    На полях видны.

    Видно, очень теплые

    Ноги у весны.

    Тема: Перелетные птицы

    1. Беседа по вопросам:

    • Куда улетают осенью птицы?......................................................................

    Почему?................................................................................................................

    • Как называются эти птицы?.........................................................................
    • Каких вы знаете перелетных птиц?.............................................................

    …………………………………………………………………………………..

    • Назовите перелетных водоплавающих птиц……………………………..

    ………………………………………………………………………

    • Почему они называются водоплавающие?..............................................................

    …………………………………………………………………

    • Какие части тела есть у всех птиц?:……………

    ……………………………………………………………………

    • Чем покрыто тело птиц?…………………………………………………….
    • Для чего нужны перья?..................................................................................
    • Какие бывают перья?.....................................................................................
    • Что есть на лапках?.........................................................................................
    • Зачем клюв, коготки, крылья?........................................................................

    …………………………………………………………………………………….

    2. Подбор слов-антонимов

    • Короткий хвост - …………………………………………………
    • Длинные лапы-…………………………………………………………………….
    • Тонкая шея -………………………………………………………
    • Черное крыло-…………………………………………………………..
    • Острый клюв-………………………………………….

    3. Игра «Назови ласково»

    • Скворец-………………              
    • Утка-………………….              
    • Лебедь-……………….                  
    • Журавль-……………………      

    4. Игра «Подбери признак»

    • Ласточка  (какая?)…………………………………………………..
    • Грач (какой?)……………………………………………….
    • Утка (какая?)……………………………………………………….
    • Скворец (какой?)…………………………………………………………
    • Аист (какой?)………………………………………………………
    • Лебедь (какой?)………………………………………………………
    • Гусь (какой?)……………………………………………………………

    5. Образование приставочных глаголов

    • Птичка с веточки (что сделала?)…………………..................................
    • Птичка к дереву (что сделала?)………………………………………….
    • Птичка с ветки на ветку (что сделала?)………………………………….
    • Птичка в форточку (что сделала?)………………………………………..
    • Птичка в теплые страны (что сделала?) ………………………..

    6.Составление описательного рассказа о птице по плану:

    •  Кто это? Какие части тела у нее есть?
    • Чем питается? Где живет?

    Тема: Семья

    1. Беседа по вопросам:

    • С кем ты живешь?.............................................................................................

    ................................................................................................................

    • Сколько человек в твоей семье?.........................................................................
    • Кто самый младший, кто самый старший в семье?……………………………..
    • Кто старше всех?................................................................................................
    • Кто младше всех?..............................................................................................
    • Назови фамилию, имя, отчество родителей, кем работают, где и какую работу выполняют?.......................................................................................................

    ……………………………………………………………………………………..

    ………………………………………………………………………......................

    • Назови домашний адрес:………………………………………………………

    2. Игра «Чей, чья, чье, чьи?»

    • Шарф (чей?) - …………………………………………………
    • Шапка (чья?)-…………………………………………………………………….
    • Пальто (чье?) -………………………………………………………
    • Перчатки (чьи?)-…………………………………………………………..
    • Халат (чей?) -…………………………………………………………………
    • Машина (чья?)-……………………………………………………………………
    • Платье (чье?)-……………………………………………………………………….
    • Очки (чьи?)-…………………………………………………………………………

    3. Игра «Назови ласково»

    • Мама-………………                                Бабушка-……………………………..
    • Папа-………………….                            Дедушка-……………………………..
    • Брат -……………….                                Сестра-………………………………..
    • Сын-……………………                           Дочь-………………………………....
    • Внук-…………………..                            Внучка-………………………………
    • Тетя-……………………                           Дядя-…………………………………

    4. Игра «Подбери признак»

    • Мама  (какая?)……………………………………………………………………..
    • Папа (какой?)………………………………………………………………………
    • Бабушка (какая?)…………………………………………………………………..
    • Дедушка (какой?)………………………………………………………………….
    • Брат (какой?)……………………………………………………………………….
    • Сестра (какая?)…………………………………………………………………….

    5. Игра «Один - много»

    • Мама-…………………..                          Бабушка-……………………………..
    • Папа-……………………                         Дедушка-……………………………..
    • Брат -……………………                         Сестра-……………………………….
    • Сын-…………………….                         Дочь-……………………………….....
    • Внук-……………………                         Внучка-……………………………….

    6.Игра «Составь предложение»

    •  Мама, это, моей, плащ…………………………………………………………...
    • Краски, я, сестры, рассыпал……………………………………………………..
    • Море, к, приехала, семья…………………………………………………………
    • На, портфель, брат, стуле…………………………………………………………
    • Сестры, смазал, лыжи, отец……………………………………………………….
    • Бабушка, выгладила, халат, мама………………………………………………...
    • Бабушка, интересную, нам, сказку, читает……………………………………...

    Тема:  Животный мир морей и океанов

    1. Беседа по теме:

    • Назовите животных  морей и океанов……………………………………………..   …………………………………………………………………………………………

                ………………………………………………………………………………………….

    • Рассматривание частей тела рыбы (туловище, голова, плавники, хвост, тело покрыто чешуей)
    • Что у рыб вместо ног?...............................................................................................
    • Почему они могут дышать в воде?...........................................................................

    2.Дидактическая игра «Узнай животного по описанию»

    Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.

    3. Дидактическая игра «Выбери нужное действие»

    • Рыба к камню (отплыла, подплыла).......................................................................
    • Рыбка от берега (переплыла, отплыла)......................................................................
    • Рыбка всю реку (вплыла, переплыла).........................................................................

    4. Дидактическая игра «Скажи ласково»

    • Осьминог -………………………. Акула- ……………………………………………
    • Кит- ………………………………Медуза-……………………………………………
    • Скат-………………………………Касатка-…………………………………………..
    • Кальмар-………………………….Черепаха-…………………………………………
    • Дельфин-………………………….Краб-………………………………………………

    5. Выучить скороговорку и стихотворение

    Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

    В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда.

    Будут рыбки там играть, плавать,

    Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Касатка – касатки  - касаток                      Краб-…………………………………………    
    • Осьминог-……………………………       Акула-……………………………………….              
    • Черепаха-………………………………     Кит-…………………………………………
    • Дельфин-………………………………     Скат – ………………………………………
    • Медуза-………………………….…………………………………………………………

         7.Дидактическая игра «Подбери слова»

    • Осьминог (какой?)……………………………………………………………………
    • Акула (какая?)…………………………………………………………………………
    • Скат (какой?)……………………………………………………………………
    • Черепаха (какая?)……………………………………………………………………
    • Дельфин(какой?)………………………………………………………………………
    • Медуза (какая?)……………………………………………………………………..
    • Кит (какой?)……………………………………………………………………………

    Тема: Зимние развлечения

    1. Беседа по теме:

    • Какое сейчас время года?................................................................................................
    • Какой зимний месяц?…………………………………………………….……………..
    • Назовите зимние месяцы...............................................................................................
    • Назовите зимние развлечения..........................................................................................

    …………………………………………………………………………………………….

    • Как вы развлекаетесь зимой?……………………………………………………………

    2. Дидактическая игра «Кто что делает?»

    • Конькобежец-.................................................................................................................
    • Саночник-.......................................................................................................................
    • Лыжник-..........................................................................................................................
    • Хоккеист-..........................................................................................................................
    • Фигурист-.........................................................................................................................

    3. Дидактическая игра «Из чего что?»

    • Лыжи из дерева (какие?) -……………………………………………………………
    • Коньки из железа (какие?)……………………………………………………………
    • Горка из снега (какая?)……………………………………………………………….
    • Санки из дерева (какие?)……………………………………………………………...

    4. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    • Мы решили слепить  (снеговика)…………………………………………………….
    • Мы приделали нос-морковку нашему ……………………………………………….
    • Мы показали соседям нашего …………………………………………………………
    • Мы играли со  ……………………………………………………………………….
    • Мы рассказали о ………………………………………………………………………..

    5. Дидактическая игра «Кому что нужно»

    • Клюшка нужна (кому?).…………………………………………………………………..
    • Санки нужны (кому?)……………………………………………………………………..
    • Шайба нужна (кому?)…………………………………………………………..................
    • Коньки нужны (кому?)…………………………………………………………………...
    • Лыжи нужны (кому?)……………………………………………………………………..

    7. Составление рассказа «Как я играл (а) зимой» (произвольный рассказ ребенка)

    Тема: Новый год

    1. Беседа по теме:

    •  Сколько месяцев в году? Назовите их………………………………………………..

      ………………………………………………………………………………………………

    • Какой праздник приближается?........................................................................................
    • Что нужно для встречи Нового года?…………………………………………………..

       ………………………………………………………………………………………………

    • Чем мы наряжаем елку?………………………………………………………………...
    • Кто приносит детям подарки на Новый год?................................................................

    2. Пальчиковая гимнастика «Елка»

    Елка быстро получается,    (ладони от себя, пальчики пропускаются между собой)

    Если пальчики сцепляются.  (ладони под углом друг к другу)

    Локотки ты подними,                (пальчики выставить вперед)

    Пальчики ты разведи.                 (локотки к телу не прижимать)

    3. Дидактическая игра «Подбери слова»

    • Игрушки (какие?)-………………………………………… …………………………
    • Елка (какая?)…………………………………………………………………………..
    • Дед Мороз (какой?)……………………………………………………………………
    • Снегурочка (какая?)…………………………………………………………………….
    • Праздник (какой?)……………………………………………………………………….
    • Ребята (какие?)…………………………………………………………………………...
    • Подарки (какие?)………………………………………………………………………….

    4. Пересказать рассказ  «Елка»

    Папа принес из леса елку. Елку поставили на стол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

      5.Дидактическая игра «Назови ласково»

    • Игрушка -……………………………                       Елка– ………………………………
    • Зима - ……………………………………………     Снег -………………………………
    • Подарок– ………………………………………        Снегурка  – ……………………….
    • Снеговик -………………………….………………   Мороз – ………………………….
    • Конфета-…………………………………………..     Шар-……………………………...

    6. Выучить стихотворение  «Елка»

    Наша елка велика, наша елка высока,

    Выше мамы, выше папы, достает до потолка!

    Будем весело плясать, будем песни распевать,

    Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!

    Тема: Комнатные растения

    1. Беседа по теме:

    • Назовите комнатные растения………………………………………………………….

            ………………………………………………………………………………………………..

    • Какие части растения ты  знаешь?..................................................................................  …………………………………………………………………………………………….
    • Для чего люди дома держат комнатные растения?........................................................

    …………………………………………………………………………………………………

    • Как нужно ухаживать за растениями?..............................................................................
    • Что должно быть насыпано в цветочный горшок, чтобы растение могло в нем расти?...................................................................................................................................
    • Для чего нужно поливать растения, смахивать с листьев пыль, удобрять?              ………………………………………………………………………...................................

    2.Дидактическая игра «Узнай растение  по описанию»

    Взрослый загадывает описательную загадку о растении, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет. Например:   «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы.- Кактус.»

    3. Дидактическая игра «Назови ласково»

    • Фиалка-.......................................................................................................................
    • Бегония-......................................................................................................................
    • Кактус-.........................................................................................................
    • Фикус -......................................................................................................
    • Герань-.........................................................................................................................

    4. Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» (подчеркнуть)

    • Кактус, герань, василек, фикус…………………………….
    • Фиалка, роза, бегония, папоротник………………………………………  
    • Корень, стебель, листок, хлорофитум……………………………

    5. Выучи стихотворение:

           Вот растет бегония-

           Пышная красавица.

           Красотой своей она

           Во всем мире славится.

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Кактус – кактусы  - кактусов                                        
    • Бегония - …………………………………………………………………………………
    • Фикус – ……………………………………………………………………………………
    • Фиалка-………………………….…………………………………………………………
    • Папоротник-……………………………………………………………………………….
    • Герань-……………………………………………………………………………………..
    • Хлорофитум-………………………………………………………………………………    

         7. Образование относительных прилагательных

    • Горшок из глины (какой горшок?)…………………………………………………
    • Горшок из керамики  (какой горшок?)……………………………………………..
    • Горшок из пластмассы  (какой горшок?)……………………………………………

    8.Составление описательного рассказа о комнатном растении:

    • Как называется?……………………………………………………………...………..
    • Какой внешний вид? (стебель, листья, цветы)………………………………………
    • Характерные признаки……………………………………………………………….

    Тема: Зимующие птицы

    1. Беседа по теме:

    • Как отличить птицу от других живых   существ?..................................................... ………………………………………………………………………………………….
    • Чем похожи все птицы?................................................................................................
    • А как называются птицы, которые остаются зимовать?............................................
    • Почему они остаются зимовать?...................................................................................
    • Каких зимующих птиц вы знаете?..............................................................................

            …………………………………………………………………………………………….

    2.Дидактическая игра «Назови ласково»

    Ворона-…………………………………..Синица-…………………………………………..

    Снегирь-…………………………………Воробей-………………………………………….

    Голубь-…………………………………..Сорока-……………………………………………

    3. Дидактическая игра «У кого кто?»

    • У воробья-.......................................................................................................................
    • У вороны-......................................................................................................................
    • У снегиря-.........................................................................................................
    • У синицы-......................................................................................................
    • У голубя-.........................................................................................................................

    4. Образование сложных прилагательных

    • У сороки белые бока. Сорока (какая?)- …………………………………………….
    • У снегиря красная грудь. Снегирь (какой?) -………………………………………  
    • У воробья короткие лапы. Воробей (какой?)-……………………………………..
    • У вороны длинный клюв. Ворона (какая?) -………………………………………  
    •  У дятла красная голова. Дятел (какой?)…………………………...................……
    • У синицы желтая грудь. Синица (какая?)………………………………………….

    5. Игра «Что есть у птицы?»

    • Голова - чья? – птичья голова ……………………………………………………. ……
    • Клюв – чей?……………………………………………………………………………….
    • Крыло – чье? -……………………………………………………………………………
    • Лапы – чьи?-  ………………………………………………………................................
    • Хвост – чей? -…………………………………………………………………………….
    • Туловище – чье?...................................................................................................................

       6.Дидактическая игра «Один - много»

    • Воробей – воробьи  - воробьев              Ворона-……………………………………….                          
    • Снегирь - ………………………………Голубь-………………………………………..
    • Синица – ………………………………Дятел-………………………………………….

         7.Дидактическая игра «Доскажи словечко »

    • Синица с елки (что сделала?)………………………………………………………
    • Синица в кормушку (что сделала?)………………………………………………
    • Вокруг кормушки (что сделала?)…………………………………………………
    • С ветки на ветку (что сделала?)……………………………………………………
    • Синица в дупло (что сделала?)………………………………………………………

    8.Составление описательного рассказа о зимующей птице:

    • Как называется?……………………………………………………………...……
    • Где живет?……………………………………………………………………………
    • Какой внешний вид (части тела, окраска, размер)………………………………..
    • Чем питается?…………………………………………………………………………
    • Как подает голос?……………………………………………………………………

    Тема: Одежда

    1. Беседа по теме:

    • Какую одежду надевают на улицу?............................................................ …………
    • Назовите верхнюю одежду ………………………………………………………..
    • Какую одежду надевают на тело?..................................................................................
    •  Назовите нижнюю одежду (белье)............................................
    • Как называют одежду, которую мы носим каждый день?...........................................
    • Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник?.......................................
    • Какую одежду мы носим летом?...................................................................................
    • Назовите летнюю одежду………………………………………………………………
    • Какую одежду мы носим зимой?..................................................................................
    • Какую одежду мы носим весной и осенью?...............................................................
    • Назовите демисезонную одежду……………………………………………………..

    2.Дидактическая игра «Назови ласково»

    Юбка-…………………………………..Платье-…………………………………………..

    Костюм-………………………………   Кофта-………………………………………….

    Рубашка-………………………………Сарафан-……………………………………………

    Брюки-…………………………………Пальто-…………………………………………….

    Шорты -………………………………  Футболка-…………………………………………

    Шуба-…………………………………..Дубленка-………………………………………….

    3. Дидактическая игра «Подбери слова»

    • Что вяжут?-.......................................................................................................................
    • Что шьют?-......................................................................................................................
    • Что надевают?-.........................................................................................................
    • Что штопают?-...................................................................................................... .....

    4. Игра «Подбери признак»

    • Шуба (какая?)- …………………………………………….
    • Платье (какое?) -………………………………………  
    • Рубашка (какая?)-……………………………………..
    • Юбка (какая?) -………………………………………  
    •  Кофта (какая?)…………………………...................……
    • Шорты (какие?)………………………………………….
    • Брюки (какие?)………………………………………………………………..

    5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    • Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять…………………………………………..
    • Это нарядное платье, а на вешалке висят пять……………………………………….
    • Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять……………………………………
    • Это шерстяные носки, а мама купила пять пар  ………………………………………
    • Это драповое пальто, а портниха сшила пять…………………………………………

       6.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    • Надевать-………………………              Обувать-……………………………………….                          
    • Завязать - ………………………………Застегнуть-…………………………………….
    • Повесить– ……………………………    Гладить-……………………………………..

    8.Составление описательного рассказа о предмете одежды:

    • Что это?……………………………………………………………...……………….
    • Из каких частей состоит?……………………………………………………………
    •  Из какого материала сделана? ……………………………………………………..
    • В какое время носят?………………………………………………………………..
    • Кто надевает?………………………………………………………………………..

    Тема: Обувь

    1. Беседа по теме:

    • Как называется обувь, которую мы носим зимой?.....................................................
    • Назовите зимнюю обувь……………………………………………………………….
    • Как называется обувь, которую мы носим летом?.......................................................
    • Назовите летнюю обувь............................................
    • Как называется обувь, которую мы носим весной и осенью ?...................................
    • Назовите демисезонную обувь......................................................................................
    • Как называется обувь, которую мы носим дома?........................................................
    • Назовите домашнюю обувь……………………………………………………………
    • А где можно приобрести обувь?...................................................................................
    • Как называется этот магазин?.......................................................................................

      2.Дидактическая игра «Назови ласково»

       Сапоги -…………………………………..Туфли-…………………………………………..

       Ботинки -…………………………………Кроссовки-………………………………………

    3. Дидактическая игра «Подбери слова»

    • Что обувают?-.......................................................................................................................
    • Что завязывают?-................................................................................................................
    • Что застегивают?-...............................................................................................................

    4.Дидактическая игра «Один - много»

    • Сапог – сапоги  - пара сапог            
    •  Босоножек-……………………………………………………………………………...                          
    • Ботинок - ………………………………………………………………………………..
    • Туфель-…………………………………………………………………………………..
    •  Валенок – ………………………………………………………………………………..
    • Кроссовок-……………………………………………………………………………….

    5. Дидактическая игра «Подбери признак»

    • Сапоги  (какие?)- ……………………………………………. ………………………
    • Ботинки (какие?) -……………………………………………………………………..  
    • Туфли (какие?)-…………………………………………………………………………
    • Кеды (какие?) -…………………………………………………………………………  
    •  Валенки (какие?)…………………………...................………………………………
    • Сандалии (какие?)……………………………………………………………………....

         6.Дидактическая игра «Закончи предложение »

    • Летом мы надеваем…………………………………………………………………
    • В дождь мы надеваем………………………………………………………………..
    • Для занятий спортом мы надеваем…………………………………………………
    • Зимой мы надеваем…………………………………………………………………
    • Дома мы носим………………………………………………………………………
    • Мужчины носят………………………………………………………………………
    • Женщины носят……………………………………………………………………..

    7.Составление описательного рассказа о предмете обуви:

    • Что это? Из чего сшита?……………………………………………………………..
    • Укажите детали обуви (подошва, каблук, застежка, шнурки)……………………

    …………………………………………………………………………………………

    • Какая обувь? (летняя, зимняя, демисезонная)…………………………………...
    • Когда и где носят эту обувь?………………………………………………………
    • Как надо ухаживать за обувью?……………………………………………………

    Тема: Правила дорожного движения

    1. Беседа по теме:

    •  Какие правила должны знать люди при переходе улицы?……………………………

      ………………………………………………………………………………………………

    • Что нам помогает переходить улицу?............................................................................
    • Какие дорожные знаки вы знаете?…………………………………………………..

       Зачем они нужны?…………………………………………………………………………

    • Назовите самый главный дорожный знак на дороге?………………………………….

    Зачем нужен светофор?......................................................................................................

    Что означает каждый сигнал светофора?.........................................................................

    • Как называется белая разметка на дороге?......................................................................

    Зачем нужна «зебра» на дороге?........................................................................................

    • Расскажите, как следует переходить улицу?....................................................................

             ……………………………………………………………………………………………….

    2. Дидактическая игра  «Почемучка»

    • Почему опасно играть с мячом или собакой возле дороги?............................................

    ………………………………………………………………………………………………….

    • Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?...................

    …………………………………………………………………………………………………

    • Почему опасна стоящая возле тротуара машина?………………………………………

    ……………………………………………………………………………………………...

    • Почему нельзя выходить на проезжую часть дороги из-за кустов и заборов?……

    ……………………………………………………………………………………………

    • Почему детям нужно крепко держаться за руку взрослого при переходе дороги?......

    …………………………………………………………………………………………………

    3. Дидактическая игра «Подбери признак»

    • Светофор  (какой?)-………………………………………… …………………………
    • Зебра (какая?)…………………………………………………………………………..
    • Дорога (какая?)…………………………………………………………………………
    • Машина (какая?)……………………………………………………………………….
    • Пешеход (какой?)……………………………………………………………………….
    • Водитель (какой)…………………………………………………………………………..

    4. Дидактическая игра  «Подбери слово»

       Машина из гаража……………………………..Машина к дому………………………............

       Машина в ворота……………………………….Машина до дома…………………………….

       Машина от дома………………………………...Машина с моста…………………………….

      5.Дидактическая игра «Продолжи предложение»

    • Я смогу перейти дорогу, если…………………………………………………………….                  
    • Здесь нельзя кататься на велосипеде, так как…………………………………………...
    • Я должен остановиться и пропустить машину, потому что …………………………...
    • На дороге часто встречаются дорожные знаки, такие как……………………………...
    • Если не соблюдать правила дорожного движения, то………………………………….
    • Нельзя играть на проезжей дороге, так как……………………………………………...

      6. Отгадайте загадку и выучите стихотворение:

       Если свет зажегся красный,

       Значит,  двигаться опасно.

       Желтый свет-предупрежденье:

       Ждет сигнала измененье.

       А зеленый говорит:

       «Проходите, путь открыт».

    Тема: Защитники отечества

    1. Беседа по теме:

    • Кто служит в армии?....................................................................................................
    • Кто обучает военному делу солдат?…………………………………………………
    • Назовите войска  армии................................................................................................

    ……………………………………………………………………………………………….

      2.Дидактическая игра «Назови по образцу»

       Вертолет - вертолетчик…………………  Пехота-…………………………………………..

       Разведка -………………………………    Танк-…………………………………………….

       Пулемет-……………………………….     Десант-………………………………………….

       Граница-……………………………….      Море-……………………………………………

       Парашют -……………………………….    Ракета-…………………………………………..

    3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    • Далеко-.......................................................................................................................
    • Высоко-.......................................................................................................................
    • Легкий-.......................................................................................................................
    • Медленный-………………………………………………………………………..
    • Кривая-………………………………………………………………………………
    • Толстая-……………………………………………………………………………….
    • Чистая-………………………………………………………………………………..

    4.Дидактическая игра «Один - много»

    • Танкист – танкисты  - танкистов             Солдат-………………………………….
    • Летчик-…………………………………    Воин – ………………………………….                      
    • Моряк - …………………………………    Герой -………………………………….
    • Ракета-…………………………………      Пилотка-……………………………….
    • Пехотинец-………………………………   Десантник-……………………………
    • Десантник-…………………………………Пограничник-…………………………

    5. Дидактическая игра «Подбери признак»

    • Воин Российской Армии  (какой?)- ……………………………………………. ……

      6.Дидактическая игра «Кто что делает? »

    • Пограничник охраняет границу…………………………………………………….
    • Танкист ………………………………………………………………..
    • Моряк…………………………………………………
    • Десантник…………………………………………………………………
    • Ракетчик………………………………………………………………………
    • Пехотинец………………………………………………………………………

       7.Выучить стихотворение:

          Дуют ветры в феврале,

          Воют в трубах громко.

          Змейкой мчится по земле

          Легкая поземка.

          Поднимаясь, мчатся вдаль

          Самолетов звенья.

          Это праздник февраля-

          Армии рожденье.

        8.Составление описательного рассказа о воине:

    • Кто это? ……………………………………………………………………………..
    • Чем занимается?……………………………………………………………………
    • Какой техникой управляет?......................................................................................
    • Какую форму носит? ………………………………….............................................

    Тема: Мамин праздник

    1. Беседа по теме:

    • После какого времени года наступает весна?..........................................................
    • Как называется первый месяц весны?......................................................................
    • Какой праздник мы отмечаем в  марте?....................................................................
    • Почему этот день в году особенный?........................................................................
    • Кого мы поздравляем в этот день?…………………………………………………
    • Как вы будете их поздравлять?...................................................................................

    ……………………………………………………………………………………………..

    2. Пальчиковая гимнастика

    Ну-ка, братцы, за работу!             (Сжимать и разжимать кулачки)

    Покажи свою охоту:

    Большаку - дрова рубить,              (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

    Печи все тебе топить,

    А тебе - воду носить,

    А тебе - обед варить,

    А тебе - посуду мыть,

    А потом всем - песни петь,            (Энергично шевелить пальцами)

    Песни петь да плясать,

    Нашу маму забавлять.

    3.Дидактическая игра «Запомни и повтори»

    • Мама, бабушка, дочка
    • Солнце, мимоза, цифра восемь
    • Цветы, торт, духи
    • Теплый, яркий, солнечный

    4. Дидактическая игра  «Опиши»

    • Мама  (какая?)- ……………………………………………. ………………………..
    • Бабушка (какая?)……………………………………………………………………..
    • Сестра (какая?)………………………………………………………………………..

      5.Дидактическая игра «Кто что делает? »

    • Мама (что делает?)…………………………………………………………………..
    • Бабушка (что делает?)…………………………………………………......................
    • Сестра (что делает?)…………………………………………………......................

       6.Выучить стихотворение:

          Все хожу, все думаю, смотрю:

          «Что ж я завтра маме подарю?

          Может куклу? Может быть конфет? - Нет!

          Вот тебе, родная,  в твой денек

          Аленький цветочек- огонек!

        7.Составление описательного рассказа о маме:

    • Как зовут маму? ……………………………………………………………………
    • Где работает? Кем?……………………………………………………………………
    • Какую работу выполняет?..........................................................................................
    • Чем занимается дома?..................................................................................................
    • Как ты помогаешь маме?.............................................................................................

    Тема: Человек. Части тела.

    1.Повторить названия частей тела,  уметь называть и показывать их на себе,

    на кукле, на другом человеке.

    2.Игра «Найди ошибку»- употребление грамматической категории

    дательного падежа

    • Ноздри нужны глазам.
    • Подбородок нужен кулаку.
    • Локти нужны ногам.
    • Ресницы нужны ушам.
    • Ногти нужны голове.
    • Колени нужны шее.
    • Затылок нужен пяткам.

    3.Игра «Один - много»

    • Ухо-…..                                  Волос-…
    • Глаз-….                                  Голова-…
    • Бровь-…..                               Лицо-…
    • Ноздря-…….                          Рот-…
    • Нос -….                                    Колени-….
    • Локоть-…                                Шея-….

    4.Игра «Подумай и ответь» - согласование существительных

    с числительными.

    • Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)
    • Сколько пальцев на двух руках?
    • Сколько ушей у двух мальчиков?
    • Сколько пальцев на правой ноге?

    5.Игра «Назови ласково»

    • Голова-……                                      Голос-…..
    • Глаз-….                                              Нос-…
    • Рука-…                                               Зуб-…
    • Нога- …..                                           Лоб-…..
    • Пятка-…                                             Ухо-….

    6.Игра «Что можно делать…..»?-подбор глаголов к существительным

    • Глазами- ……
    • Ушами-….
    • Носом-….
    • Ртом-…..
    • Зубами-….
    • Головой-…..
    • Руками-….
    • Ногами-……

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания для воспитателей по лексическим темам

    Для достижения максимальных результатов в преодолении общего недоразвития речи даю задания для воспитателей по каждой лексической теме. В течении недели воспитатели проводят с детьми коррекционный час...

    Картотека заданий для воспитателей по закреплению лексических тем в старшей группе.

    Данный материал состоит из заданий, подобранных по лексическим темам. На практическом материале каждой лексической темы у ребёнка происходит обогащение словарного запаса, преодоление нарушений граммат...

    Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Транспорт" (средняя группа)

    Предлагаю вашему вниманию рекомендации  по закреплению лексической темы "Транспорт"....

    Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению лексических тем с помощью массажных мячиков.

    В коррекционной работе логопеды и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами ...

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

    Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесного контакта в работе специалиста, воспитателей и родителей ребёнка с диагнозом «Общее недоразвитие речи...

    Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам

    Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам....

    Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми среднего дошкольного возраста в домашних условиях.

    Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Вашему вниманию представлена система работы по взаимодействию учи...