Главные вкладки

    Анализ конспекта логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень»
    консультация по логопедии (подготовительная группа)

    Мельникова Любовь Александровна

    Полный анализ конспекта логопедического занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiz_logopedicheskogo_zanyatiya_osen.docx29.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ конспекта логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».

    Этапы

    Содержание занятия

    Анализ содержания занятия

    Анализ реализации речевой деятельности

    Виды речи

    Формы речи

     1 этап

    Организационный момент

    Учитель-логопед: (в дальнейшем У-Л:)

    -Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.

    Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой

    Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей

    Здравствуй, небо, голубое! Показать небо

    Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок (машем руками влево-вправо)

    Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.

    Здравствуй, Утро! Жест вправо

    Здравствуй, День! Жест влево

    Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.

    Дети садятся.

    Первый этап занятия начинается с приветствия и У-Л с помощью песенки приветствия осуществляет психологический настрой на занятие для организации детей, подравнивания эмоционального состояния для того, чтобы они смогли работать в группе, на сосредоточение внимания на личности У-Л. Организационный момент мобилизует детей на работу.

    При выполнении первого задания используется здоровье сберегающая технология. Активность детей при выполнении упражнений высокая, упражнения направлены на развитие крупной моторики.

    У-Л

    Говорение, реактивная речь

    Дети

    Говорение, рецептивная речь, восприятие и понимание речи

    Монологическая речь

    Полилогическая (групповая речь)

    Этапы

    Содержание занятия

    Анализ содержания занятия

    Анализ реализации речевой деятельности

    Виды речи

    Формы речи

    Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь» (показ слайдов на осеннюю тему).

    Учитель-логопед: (на фоне тихой музыки).

    Тихо в осеннем притихшем лесу,

    Листья кружатся, смотри на лету,

    Будто о жизни прошедшей грустят,

    Дереву словно: «Прощай» говорят.

    Воздух прозрачен, чист и душист,

    Разноцветным ковром ложится лист.

    Поздний осенний цветок веселит,

    Прозрачный ручей мирно журчит,

    Певчие птицы к отлету готовы,

    Труженик — дятел деревья долбит,

    Желуди дуб роняет, шуршит,

    Дерево клен цветом красным горит.

    И хочется видеть всё то без конца –

    Картину, достойную кисти творца.

    Пышные ивы склонились к воде,

    Желтые косы полощут в воде.

    У-Л: Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Зал наполнился красками. А у вас радостное настроение? (ответы детей) Вот и хорошо.

    Второе задание направлено на развитие наглядно-образного мышления при помощи включения зрительного и слухового анализатора.

    У-Л использует технические средства обучения (ТСО) для показа видеопрезентации и музыкального сопровождения при прочтении стихотворения. Активность детей при просмотре презентации и прослушивании музыки под монологическую речь У-Л слабая.

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния с целью установления эмоционального контакта с детьми.

    У-Л

    Говорение, реактивная речь        

    Дети

    Слушание, восприятие

    Монологическая речь

    Полилогическая (групповая речь)


    Этапы

    Содержание занятия

    Анализ содержания занятия

    Анализ реализации речевой деятельности

    Виды речи

    Формы речи

    2 этап

    Основная часть.

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте…

    Несу я урожай,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

    Но не касаюсь сосен

    И елочек. Я…… (Осень)

    -Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством.

    1.        Загадка

    Цель загадки – вызвать интерес к предмету изучения (времени года Осень).  Задание направлено на развитие мышления. Активность детей при выполнении задания слабая.

    Говорение - восприятие и понимание речи

    Реактивная и инициальная речь, продуктивная речь

    Полилогическая речь.

    Про осень можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Проводится игра: «Слово на ладошке». Осень, какая?

    2.        Игра «Слово на ладошке»

    Игровая деятельность направлена на пополнение словарного запаса детей. Активность детей при выполнении задания высокая.

    Говорение - восприятие и понимание речи

    Реактивная и инициальная речь, продуктивная речь

    Полилогическая речь.

    - Многие поэты любили это время года и воспевали в своих стихах. Кто знает стихи про осень? (дети читают стихи, называют автора). А какие слова и выражения особенно понравились вам в этих стихах?

    - Ребята, осень-это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:

    Осень длинной тонкой кистью
    Перекрашивает листья
    Красный, желтый, золотой
    Как хорош ты лист резной

    А ветер щеки толстые надул, надул, надул
    И на деревья пестрые подул, подул, подул
    Красный, желтый, золотой
    Облетел весь лист цветной!

    Как обидно, как обидно…
    Листьев нет, лишь ветки видно.

    Вопросы к детям:

    - О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?

    - В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

    - Чем красила осень? (предложить повторить строки по тексту)

    3.        Заслушивание стихотворения про осень. Разбор стихотворения по фразам. Задание направлено на активизацию познавательной деятельности.

    Ответы на вопросы У-Л

    Задание повторить строки по тексту направлено на развитее памяти.

    У-Л

    Говорение, реактивная речь

    Дети

    инициальная речь, продуктивная речь

    Дети

    инициальная речь, продуктивная речь

    Монологическая речь

    Диалогическая  речь

    Полилогическая речь.

    - Покажите как ветер щеки надувал.

    Давайте покажем, как ветер подул на деревья.

    Красный, желтый, золотой

    Облетел весь лист цветной!

    Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно)

    Листьев нет, лишь ветки видно.

    При задании «дуть как ветер»

    Выполнение артикуляционного упражнения «ветерок», формирование и развитие воздушной струи

    Эмоциональное окрашивание задания

    У-Л

    Говорение, реактивная речь


    Этапы

    Содержание занятия

    Анализ содержания занятия

    Анализ реализации речевой деятельности

    Виды речи

    Формы речи

    - Мы уже много сказали красивых слов об осени. Ребята, давайте составим со словом осень новые слова. (Н.: осенние дожди, осеннее утро, осенняя одежда и т.д.)

    Физминутка «Листопад». Дети «превращаются в листочки»

    Сильный ветер вдруг подул (дети делают выдох)

    И листочки быстро сдул (делают длительный выдох)

    Все листочки полетели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», с поднятыми вверх руками наклоняются вправо, лево)

    И на землю тихо сели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», опускают руки, приседают).

    Влево, вправо покружитесь (плавно кружатся)

    И в детишек превратитесь.

    При выполнении физкультминутки используется здоровье сберегающая технология. Активность детей при выполнении упражнений высокая, упражнения направлены на развитие крупной моторики. Дыхательные упражнения с тренировкой произношения звука Ш

    У-Л

    Говорение, реактивная речь

    Дети

    Рецептивная и продуктивная речь, говорение – восприятие и понимание речи, устное общение

    Монологическая речь

    - А еще есть одна игра «скажи по другому». Осенью небо, какое?

    - Осенью деревья, какие?

    - Осенью птицам не хватает.

    Игра «Скажи по другому»

    Игровая деятельность направлена на пополнение словарного запаса детей. Активность детей при выполнении задания высокая.

    Дети

    инициальная речь, продуктивная речь, говорение – восприятие и понимание речи, устное общение

    Диалогическая

    речь.

    Пальчиковая гимнастика:

    Ёжик топал по дорожке Дети загибают по очереди пальцы сначала

    И грибочки нёс в лукошке. на левой, потом на правой руке. В конце

    Чтоб грибочки сосчитать, упражнения руки у них должны быть

    Нужно пальцы загибать. сжаты в кулачки.

    Повт. упражнение несколько раз.

    Пальчиковая гимнастика переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

    Дети

    инициальная речь, продуктивная речь

    Полилогическая речь.

    Слоговой анализ и синтез «осень»

    Логопед раздает детям карточки. На одних изображены картинки, в словах которых по одному, два, три, четыре слога, а на других «кирпичики», обозначающие количество слогов (по теме «Осень»).

    Надо подобрать к каждой картинке карточку по количеству слогов.

    - Молодцы, правильно выполняли упражнение.

    Упражнение в определении количества слогов в словах, развитие речевого внимания и фонематического слуха

    Дети

    инициальная речь, продуктивная речь,  говорение – восприятие и понимание речи

    Полилогическая речь.

    3 этап Организация окончания занятия

    Подведение итогов. Прощание с детьми.

    Рефлексия занятия

    Дети

    инициальная речь, продуктивная речь

    Полилогическая речь.


    Анализ цели и задач занятия:

    Коррекционно-образовательные цели:

    1. Активизация словаря по лексической теме «Осень»;
    2. Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:
    3. использовать синонимов;
    4. Формировать навыки составления короткого описательного рассказа;
    5. Закрепить умения детей выполнять слоговой анализ и синтез.

    Логопедическое занятие соответствуют возможностям детей с ОНР подготовительной группы детского сада.

    Коррекционно-образовательные цели логопедического занятия достигнуты, кроме цели №2

    Для достижения этих целей были выбраны определенные виды и формы речи. На организационном этапе используется монологическая  реактивная речь У-Л.  В основной части По характеру выполняемой в процессе общения роли, в основной части представлены инициальные (говорение) и реактивные (слушание) виды РД. Слушание выступает в качестве ответных реактивных процессов, и в то же время они являются необходимым условием для развития инициального вида РД. Одна из задач, стоящих перед логопедом, - активизация деятельности слушания у детей в процессе учебного занятия и постоянный контроль за протеканием этих видов речевой деятельности.

    В основной части занятия, на разных этапах реализации целей, можно выделить виды РД по направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения. Это рецептивные (т.е. основанные на процессах восприятия). Посредством рецептивных видов РД (слушание) осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения. При осуществлении рецептивных видов деятельности функционируют, прежде всего, слуховой и зрительный анализаторы. Данные виды РД определяются состоянием и уровнем развития двигательной сферой. Также можно выделить и продуктивные виды РД, в частности говорение. Посредством этого вида РД человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения. При осуществлении продуктивных видов РД задействованы речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

    На протяжении всей основной части конспекта занятия можно устную речь, которая преобладает  в количественном соотношении. Это и экспрессивная (разговорная) и импрессивная речь (т.е. восприятие и понимание речи).

    Коррекционно-развивающие цели:

    1. Закреплять представление о характерных признаках осени.
    2. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» путем моделирования.
    3. Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений.
    4. Развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.

    Коррекционное занятие наполнено разнообразием взаимосвязанных методов и приемов: словесных, практических, наглядных, проблемных

    Коррекционно-воспитательные цели:

    1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
    2. Формировать навыки коллективной работы.
    3. Оборудование: модели стихотворения, рассказа, компьютер, музыка Чайковского «Октябрь», карточки «Осень» (дом, дерево, тучи), карточки (схемы с 1,2, 3 слогами).

    Коррекционное занятие эмоционально окрашено: эмоциональные установки на положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы, владение учителем-дефектологом приемами повышения активности и т.д.

    Коррекционное занятие оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал), оборудованием, техническими средствами обучения в соответствии с индивидуальными особенностями развития учащихся

    Интеграция образовательных областей:

    1. Познание.
    2. Коммуникация.
    3. Чтение художественной литературы.
    4. Используемые образовательные технологии:
    5. Игровая технология.
    6. Информационно-коммуникативные технологии.
    7. Здоровье-сберегающая технология.

    Обеспечение эмоционального комфорта на занятии:

    рефлексия;

    игровая деятельность;

    музыкальные паузы, физкультминутки и т.д.

    Словарная работа:

    1. Расширять предикативный (глаголы: кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный(прилагательные: поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.
    2. Активизировать словарь: листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень), короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо), мелкий, моросящий (дождь) и др.

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся:

    включение учащихся в вопросно-ответную деятельность;

    включение учащихся в диалог по теме;

    работа по активизации словарного запаса

    Предварительная работа:

    1. Знакомство с русскими поэтами. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А.И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
    2. Знакомство с приметами осени.
    3. Рисование на тему: «Золотая осень», аппликация: «Клен осенью» Наблюдение за осенней природой, сбор листьев для изготовления «Осеннего букета».


    Общая характеристика занятия:

    1) Тема занятия: «Осень».

    2) Содержание занятия соответствует теме и сочетает в себе новизну для детей и знакомый материал, учитывался исходный уровень знаний, умений и навыков детей;

    3) Задачи занятия соответствовали теме, прослеживалось сочетание развивающих, обучающих и коррекционных задач;

    4) Структура и основные этапы занятия:

    -структура занятия соответствовала поставленным задачам;

    -распределение времени на отдельные этапы занятия было целесообразным.

    На организационном этапе логопед поздоровалась с детьми и гостями, решалась задача мотивации детей на занятие, создание благоприятной эмоциональной среды, развитие крупной моторики, развитие наглядно-образного мышления и установление эмоционального контакта с детьми.

    На основном этапе развивали уделяли внимание развитию речи, мышления, внимания, памяти; развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы; развитие обобщения; пополнение словарного запаса; формирование навыков коллективной работы.

    Были использованы словесные, игровые, наглядные и практические методы. Средством обучения являлась беседа. Видами деятельности детей на занятии являлись усвоение нового материала, обсуждение и анализ увиденного.

    - Все этапы занятия тесно взаимосвязаны и логически, методически последовательны.

    5) Наглядный материал был представлен в доступной для детей форме.

    6) Речевой материал был подобран с учётом специфики детей и программы обучения.

    7) Дети были достаточно активны на протяжении всего занятия.

    8) Логопед располагал к себе детей в ходе занятия, чувствовались доверительные отношения.

    9) Новый материал был усвоен детьми.

    Цель занятия была достигнута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".

    НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...

    методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Слоговое путешествие"

    В методической разработке представлена совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада. Проводится с целью  корректировать дефекты слоговой структуры ...

    Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».

    Коррекционно-образовательные цели:Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:Упражнять детей в подборе синонимов;Формировать навыки ...

    Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

    Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...

    Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Как потерялся медвежонок"

    В данной методической разработке представлен конспект  непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы по теме "Дикие животные", в д...

    Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи

    Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [С]-[З],[Ш]-[Ж] в словах и словосочетаниях.Цель: Автоматизация и дифференциация звуков [С]-[З],[Ш]-[Ж].Задачи:1) Коррекционно-образовательные:- Упражнять в ...

    Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Дифференциация звуков [Б],[П]"

    Тема:" Дифференциация звуков [Б],[П]"Цель: Вырабатывать умение дифференцировать звуки [Б],[П] в слогах и словах,опираясь на зрительный,слуховой анализаторы.Задачи:1) Коррекционно-образовател...