Главные вкладки

    картотека дыхательной гимнастики.
    консультация по логопедии (старшая группа)

    Улюмджиева Делгр Эрдниевна

    В процессе работы логопеда ДОУ возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование  творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его. Используя на своих занятиях таких технологий, как дыхательная, зрительная, артикуляционная гимнастики, можно улучшить здоровье детей. Предлагаю Вашему вниманию картотеку дыхательной гимнастики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека игровых упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания

     

    http://detsad-kitty.ru/templates/Default/images/icon_user.gif автор: bolgova2.  | Категория: Методические наработки » Планы, конспекты, карточки  | Просмотров: 5530


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад № 50 станицы Анастасиевской
    муниципального образования Славянский район

    Развитие физиологического и речевого дыхания
    Комплекс дыхательных и физических упражнений для увеличения объема и глубины дыхания, тренировки силы и выносливости дыхательных мышц.

    (для детей младшего, среднего возраста)





    Подготовила:
    воспитатель 1 категории
    Болгова Ирина Ивановна

    2012 – 2013 учебный год
    Развитие физиологического и речевого дыхания
    У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание, а для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем, на его основе, речевого дыхания.
    В отличие от физиологического дыхания, которое происходит автоматически, речевое дыхание произвольно. Развитие дыхания осуществляется в процессе двигательных упражнений (сначала без речи формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
    В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при которых возрастает: объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц.

    Литература: Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Под ред. В. И. Селиверстова. М., «Просвещение», 1981.

    Содержание:
    1. «Осторожные птицы» 13. «Флажок»
    2. «Узнай ягоду» 14. «Как мыши пищат?»
    3. «Узнай цветок» 15. «Вертушка»
    4. «Чей пароход лучше гудит?» 16. «Птичка»
    5. «Одуванчики» 17. «Снежинки»
    6. «Чья птичка дальше улетит?» 18. «Надуем пузырь»
    7. «Надуй игрушку» 19. «Дудочка»
    8. «Капитаны» 20. «Перекаты»
    9. «Подуем на листочки» 21. «Ищем земляничку»
    10. «Вот какие мы большие!» 22. «Зайка скачет»
    11. «Часики» 23. «Снежинки»
    12. «Понюхаем цветочек» 24. «Повороты»


    «Осторожные птицы»
    Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».
    Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.
    Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).
    При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.
    «Узнай ягоду»
    Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
    Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например черная смородина, земляника, малина.
    Описание игры. На столе тарелочки с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.
    Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.


    «Узнай цветок»
    Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
    Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыш, фиалка, сирень.
    Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи).

    «Чей пароход лучше гудит?»
    Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
    Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1-1,5см).
    Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.
    Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.




    «Одуванчики»
    Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
    Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.















    «Чья птичка дальше улетит?»
    Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
    Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
    Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).


    «Надуй игрушку»
    Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
    Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т. п.
    Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутой игрушкой.

    «Капитаны»
    Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
    Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.
    Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не. надувая щек.
    Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).



    «Подуем на листочки»

    Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
    Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
    Мы листочки, мы листочки,
    Мы веселые листочки,
    Мы на веточках сидели, 
    Ветер дунул – полетели.
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
    Повторить 4-5 раз.


    «Надуем пузырь»

    Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
    Дети приседают.
    Надувайся, пузырь, 
    Расти большой, 
    Да не лопайся!
    Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
    Повторить 4-5 раз.






    «Вот какие мы большие!»

    Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
    С каждым новым днем – 
    Мы растем, мы растем. 
    Выше, выше тянемся!
    Подрастем, подрастем, 
    Малышами не останемся!
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
    Повторить 3-4 раза.





    «Часики»

    Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
    Оборудование: игрушечные часы.
    Держу часы в руках,
    Идут часы вот так:
    Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
    Где же, где же, где часы?
    Вот они часы мои, 
    Идут часы вот так!
    Как часики стучат?
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
    Тик-так, тик-так!
    Повторить 4-6 раз.


    «Понюхаем цветочек»

    Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
    Оборудование: цветок.
    Здравствуй, милый мой цветок. 
    Улыбнулся ветерок.
    Солнце лучиком играя, 
    Целый день тебя ласкает.
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.
    Повторить 4-5 раз.

    «Дудочка»

    Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
    Оборудование: дудочка.
    Заиграла дудочка
    Рано поутру.
    Пастушок выводит:
    «Ту-ру-ру-ру-ру!»
    А коровки в лад ему
    Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»
    Как играет дудочка?
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.
    Повторить 4-5 раз.


    «Флажок»

    Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
    Оборудование: красный флажок.
    Посмотри-ка, мой дружок,
    Вот какой у нас флажок!
    Наш флажок прекрасный, 
    Ярко-ярко красный.
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.
    Повторить 4-6 раз.






    «Как мыши пищат?»

    Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
    Оборудование: игрушка мышка.
    Мышка вылезла из норки, 
    Мышка очень хочет есть. 
    Нет ли где засохшей корки, 
    Может, в кухне корка есть?
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
    Повторить 3-4 раза.







    «Вертушка»

    Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
    Оборудование: вертушка.
    Веселая вертушка
    Скучать нам не дает.
    Веселая вертушка 
    Гулять меня зовет.

    Веселая вертушка
    Ведет меня к реке,
    Где квакает лягушка
    В зеленом тростнике.
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
    Повторить 3-4 раза.
    «Птичка»

    Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
    Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
    Села птичка на окошко. 
    Посиди у нас немножко, 
    Подожди не улетай.
    Улетела птичка…Ай!
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
    Повторить 4-5 раз.


    «Снежинки»

    Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
    Оборудование: бумажные снежинки.
    На полянку, на лужок 
    Тихо падает снежок.
    И летят снежиночки, 
    Белые пушиночки.
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
    Повторить 4-6 раз.





    «Снежинки»

    Стоя, держать на ладонях кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
    С неба падают зимою
    И кружатся над землею
    Легкие пушинки, 
    Белые снежинки.




    «Повороты»

    Стоя, держать руки на поясе. Поворот туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох.
    Боком – боком, боком – боком,
    Ходит галка мимо окон.
    Ветром вся взъерошена,
    Снегом запорошена.







    «Зайка скачет»

    Стоя, держать руки на поясе. Делать прыжки на месте ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
    Прыг – скок, прыг – скок 
    Скачут зайки скок – поскок,
    На зелененький лужок
    Прыг – скок, прыг – скок,
    Прыг зайчонок под кусток!

    «Земляничка»

    И.п. руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги. Правая рука остается на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги. Левая рука остается на поясе – выдох.
    Мы шли, шли, шли
    Земляничку нашли
    Раз, два, три, четыре, пять
    Ищем ягодку опять.
    «Перекаты»

    И.п. руки держать на поясе. Поднимаемся на носки – вдох, опускаемся – выдох («перекатываться»). Корпус держать прямо.
    Чики - чики – чикалочки!
    Едет гусь на палочке,
    Уточка – на дудочке,
    Петушок – на будочке,
    Зайчик – на тачке,
    Мальчик – на собачке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дыхательной гимнастики

    Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!))...

    Картотека дыхательной гимнастики

    С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...

    Картотека Дыхательной гимнастики для 2 младшей группы

    Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы....

    картотека "Дыхательная гимнастика"

    Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы...

    КАРТОТЕКА "Дыхательная гимнастика для детей"

    В картотеку включены различные дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста....

    Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста Картотека дыхательной гимнастики

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»     Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сох...