Главные вкладки

    Речевые игры
    консультация по логопедии

    Улюмджиева Делгр Эрдниевна

    Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

     Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок».

    Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Устная речь широко используется в жизни каждого человека.

    К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие устной речи. Именно поэтому в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в дошкольных учреждениях особое внимание, помимо общего развития ребенка, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как она является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем. Процент детей с ОНР с каждым годом становится больше как в массовых учреждениях, так и в специальных учреждениях.

    Проблемой формирования устной речи у детей с ОНР занимались многие авторы. В их исследованиях прописаны особенности работы по развитию и коррекции речи детей с ОНР, методы, приемы, содержание.

    Меньше внимания уделяется исследованию формирования речи. Исследователями высказывается мысль о необходимости использования разных режимных моментов с целью развития и коррекции устной речи у детей с ОНР.

    Проблема в развитии устной речи детей с ОНР продолжает оставаться актуальной. Необходим поиск интересных приемов и форм работы.

    Главная идея показать, что прогулка - один из режимных моментов, во время, которого воспитатель может эффективно решать задачи по развитию и коррекции устной речи детей.

    При планировании коррекционно- развивающей работы мы опирались на рекомендации и положения, представленные в литературе по воспитанию и обучению детей с нарушениями речи.

    Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности - основной деятельности детей этого возраста.

    Работа по формированию устной речи у дошкольников проводится во время прогулок, в процессе подготовки к прогулке, а также после проведения прогулки.

    Основной целью является - развитие и коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    -способствовать развитию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи;

    -способствовать развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи;

    -способствовать развитию и коррекции связной речи.

    В основу коррекционно- развивающей работы были положены следующие принципы: принцип наглядности; принцип системности; принцип систематичности; принцип прочности; принцип сознательности; принцип активности; принцип доступности.

    Во время прогулок мы успешно решаем задачи, связанные с развитием и коррекцией речи детей. Прогулки имеют богатый потенциал в этой области. Правильно подобранные игры во время прогулки, грамотно организованная деятельность детей – все это используется с целью решения задач по развитию речи воспитанников.

    В ходе работы используем словесные, наглядные и практические методы. И самые разнообразные приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям, показ, рассказ, уточнение, демонстрацию, разъяснение, объяснение, проблемно-поискового задания, обследование, сюрпризный момент, чтение стихов, заучивание скороговорок, потешек. В работу активно включаются игровые приемы.

    В процессе организации и проведении прогулок выделено условно 3 этапа: подготовительный (подготовка к прогулке, основной (прогулка, заключительный (возращение с прогулки).

    Организуя работу на подготовительном этапе, мы используем различные методы и приемы: рассказ педагога, демонстрация, беседа, работа с загадками, различными видами вопросов и т. д., различные сюрпризные моменты, которые (готовят детей к тем видам деятельности, которые будут реализовываться во время прогулки). Проводим с детьми беседы на различные темы.

    Во время таких разговоров, бесед мы помогаем детям осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.

    Детей учим планировать свое поведение, свою деятельность на прогулке и после прогулки и отражать это в речи. Содержание бесед, тематика вопросов, заданий связана с изучаемой лексической темой, темой недели, а также с теми видами деятельности, которые предлагаются детям на прогулке.

    Внимательно следим за звуковой стороной речи (в соответствии с этапом логопедической работы, индивидуальными особенностями каждого ребенка и т. д.) Совершенствованию звукопроизношения способствует использование чистоговорок, пословиц на данную тематику, содержащих изучаемые звуки (этап автоматизации).

    В процессе работы над речевым материалом, обращается внимание на грамматическую сторону речи.

    Одновременно с речевыми упражнениями, детям предлагаем упражнения по развитию мелкой моторики. Так, одевая детей на прогулку, проводим пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворениями, закличками, потешками и т. д.

    На основном этапе - на самой прогулке большое внимание уделяем наблюдениям (заранее планируемым, в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Использование стихотворений на определенную тему в процессе наблюдений и рассматриваний помогает усилить впечатления детей от прогулки, а также решить речевые задачи. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

    В процессе наблюдений во время прогулки уделяем внимание закреплению навыка высказываний по наглядному восприятию, закрепление умения составлять сложные предложения и рассказы. Например, когда проводилось запланированное наблюдение за перелетными птицами, дети вспомнили всех перелетных птиц (предварительная работа была проведена перед прогулкой – рассматривание иллюстраций с изображением птиц). Дети вспомнили и постарались отгадать по голосам птиц, которые живут на участке, отгадали про них загадки, рассмотрели и описывали особенности.

    Одной из основных видов деятельности на прогулке, является игровая деятельность. В процессе прогулок используем различные игры: подвижные, малоподвижные, игры со строительным материалом, народные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т. д. Подбираем игры особым образом – содержащие необходимый речевой материал. Так, например, дети играют в подвижные игры, в процессе которых решаются задачи по автоматизации звуков.

    Всегда большой интерес у детей вызывает целевая прогулка, дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, а так же осуществляется развитие лексико-грамматического строя (развитие активного и пассивного словаря, развивается умение употреблять в речи прилагательные, существительные, глаголы).

    В своей работе мы используем различные виды прогулок: прогулка-наблюдение,прогулка-задание,прогулка-задача,прогулка-поход, комбинированная –прогулка и др.

    Заключительный этап (возвращение с прогулки) .

    После проведения прогулки детям предлагаем различные виды деятельности (зарисовка схем, составление альбомов, чтение стихов, игры и др., в процессе которых решаем задачи по развитию всех сторон устной речи. После прогулки мы также проводим беседы по содержанию прогулки («Чем занимались на прогулке?», «Какие игры играли, что наблюдали?» и т. д.).В ходе этих бесед в очередной раз решаем задачи по развитию всех сторон речи. Дети рассуждают, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об увиденном, о выполненной работе…

    Работа по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эффективна при реализации следующих условий.

    Проанализировав результаты нашей работы можно подвести итог,что дети с ОНР приблизились по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей.

    «Речевые игры и упражнения для дошкольников»

    (по возрастам)

    Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли
    Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

     Гораздо успешнее  это осуществлять, используя игры.

    Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

    Значительную роль в  обогащении и развитии словаря  играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

    Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.

    Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

                                  • воспитание звуковой культуры речи;

                                  • формирование грамматического строя речи;

                                  • обогащение словарного запаса;

                                  • развитие связной речи.

    Речевые игры можно объединить в четыре основные группы:

    1. группа – в  эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет» и др.

    2. группа -  игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

    3. группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам:      «Кому, что нужно?»,    «Назови три слова», «Назови одним словом» и др

    4 группа –

    здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть» и др.

    С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм.

    В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов ( А. Барто). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.

    Речевые игры и упражнения с детьми раннего возраста

    С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм.

    Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков
    «Покажи, как плачет Ляля»,  «Самолёт», «Лошадка», «У Ляли болят зубки» и др.
    Используйтся звукоподражания: 
    мышка пищит - пи-пи-пи;
    машина гудит - би-би-би;
    лягушка квакает - ква-ква-ква;
    молоток стучит - тук-тук-тук;
    дудка дудит - ду-ду-ду;
    покатаемся на лошадке - но-но-но;
    малыш смеётся - ха-ха-ха;
    звонок звенит - динь-динь.

    «Кто дольше?»
    В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру. 

    Упражнение для языка «Лошадка»

     Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

    Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве.

    Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

    «На птичьем дворе»
    Вспомните, как кричат гуси, куры, утки и т. д.
    Наши уточки с утра – «кря – кря – кря»!
    Наши гуси у пруда – «га – га – га – га»!
    А индюк среди двора – «бал – бал – бал»!
    Наши гуленьки вверху – «гру – гру – гру»!
    А как Петя – петушок
    Рано – рано поутру
    Нам споёт – «ку – ка – ре – ку»!
     

    Затем детей делят на группы

    «уточки», «гуси» и т.д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием

    «Голоса животных»

    Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
    Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.

    «Пчелки»

     Цель: упражнять детей в диалогической речи,

     в правильном произношении звука Ж,

    учить действовать по словесному сигналу. 
    Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок,

     рассматривают картинки, предлагает поиграть.

    Один ребенок – медведь, остальные – пчелки,

    воспитатель – мама-пчелка. 
    Полетели пчелки собирать мед с цветочков. 
    Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой!

    Дети бегают по комнате, размахивают руками.

    Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же. 
    Слова пчелок-детей 
    Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают.

     Медведь ловит пчелок.

    «Досказалка»

    Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление

     Как играем: произносите вместе с ребенком:

    Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

    Ща-ща-ща — зеленая ро... (ща).

    Чу-чу-ну — педаль кру... (чу).

    «У медведя во бору» 

    Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом,

     быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р.

    Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.)

    Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,— рычит медведь.

    «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону).

     Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды.

     Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила игры воспитатель.

    Слова:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь сидит

    И на нас рычит:

    «Р-р-р!»

     Движения:

    Дети и воспитатель имитируют

    сбор грибов и ягод, медленно

    приближаясь к лесу, где живет

    медведь.

    Дети и воспитатель убегают,

    медведь их догоняет.

    Речевые игры для детей

    «Один – много»

    один листочек – много листочков и т.д

    «Назови ласково»

    гриб – грибочек                      ягода – ягодка и т.д

    • «Кто как передвигается?»
    • «Кто какой голос подаёт?»
    • «Кто где живёт?»

    Средний дошкольный возраст
    Что это? Зачем? Куда? Откуда?

    В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, основываясь на накопленные у детей представлениях об окружающем.                                                                                                 Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.
    Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих.

    Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

    Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста 

    «Воробушки и автомобиль», «Кто в домике живет», «Гуси-гуси», «Так бывает или нет», «Каравай», «Зайка», «Добавь слово».

    Зеркало 

    Цель игры: развивать речевую и двигательную активность.

    Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

    Ровным кругом,

    Друг за другом,

    Эй, ребята, не зевать!

    Что нам Вовочка покажет,

    Будем дружно выполнять.

    Ребенок в центре круга показывает

     разнообразные движения,

    остальные дети повторяют

    «Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?

    Цель: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов. 
    Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом. 
    -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д. 

    -длинный (день, поезд), широкая (дорога, речка) и т. д. 

    Мыши

    Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
    Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:
    Ах, как мыши надоели!
    Все погрызли, все поели.
    Всюду лезут — вот напасть! 
    Доберемся мы до вас.
    Берегитесь вы, плутовки!
    Как поставим мышеловки, 
    Переловим всех сейчас!
    Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

    «Так бывает или нет?»

    Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

    Ход игры. 

    Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

    Примерные рассказы:

    «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

    «У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

    Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

    Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника. В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь.

    В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. 
    Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. 

    Игры для детей старшей и подготовительной групп:

    «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Что за птица? », «Да - нет», «Придумай небылицу», «Кому что нужно? », «Звери, птицы, рыбы», «Краски», «Летает – не летает», «Где мы были мы не скажем», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Дополни предложение», "Назови одним словом", «Узнай по голосу».

    Летает, плавает, бегает 

    Материал: мяч.

    Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

    Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

    Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

    « Четвёртый лишний»

    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
    Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
    Кабачок, огурец, тыква, лимон.
    Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно

    «Лови да бросай – цвета называй»

    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
    педагог:-Дети:
    Красный -мак, огонь, флаг
    Оранжевый -апельсин, морковь, заря
    Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
    Зелёный-огурец, трава, лес
    Голубой -небо, лёд, незабудки
    Синий- колокольчик, море, небо
    Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

    «Палочка остановись»

    Цель: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

    Правило: 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.

                       2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.

                        3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.

    Например про котенка:  подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…

    Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…

     Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

    Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

    Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

    Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

    « Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

    Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

    Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

    В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...