Индивидуальный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте на 2016-2018 учебный год (составлен по материалам речевой карты)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Михайловская Ольга Андреевна

Ф.И. ребенка:

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень, моторная алалия.

Актуальная проблема:

  • нарушение всех компонентов речи: лексика, грамматика, фонетика, фонематика, связная речь;
  • нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков:  [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ],  [л], [ль], [р], [рь].

Цель программы: устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи:

  • развитие всех компонентов речевой системы;
  • развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения;
  • коррекция слоговой структуры слова;
  • пополнение активного словаря;

Содержание работы: в соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ФФНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Колокольчик»

Индивидуальный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте

на 2016-2018 учебный год

(составлен по материалам речевой карты)

Составила:

Учитель - логопед

Михайловская Ольга Андреевна

г. Когалым

Ф.И. ребенка: 

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень, моторная алалия.

Актуальная проблема:

  • нарушение всех компонентов речи: лексика, грамматика, фонетика, фонематика, связная речь;
  • нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков:  [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ],  [л], [ль], [р], [рь].

Цель программы: устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи: 

  • развитие всех компонентов речевой системы;
  • развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения;
  • коррекция слоговой структуры слова;
  • пополнение активного словаря;

Содержание работы: в соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ФФНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Движения органов артикуляции нечеткие, смазанные, затруднена переключаемость. Ограничен верхний подъем языка.

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков.

 Нарушено произношение:  [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ],  [л], [ль], [р], [рь].

Нормализация моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики. Формировать навык четкой артикуляции звуков.

1период. Логопедический (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о.а.). Нормализация голоса и речевого дыхания, дифференциация нос. – рот. дыхания.

Постановка, автоматизация свистящих изолированно, в слогах, словах; дифференциация  свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости.

2 период

Работа над четким произношением свистящих звуков; постановка шипящих; автоматизация изолированно, слогах, словах; подготовительные упражнения для постановки соноров.

3 период

Дифференциация свистящих-шипящих, постановка соноров. Автоматизация соноров изолированно,  в слогах, словах.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь с трудом, в пределах ситуации.

Развитие понимания речи.

1 – 2 — 3 период. Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Определять правильность смысла предложенных предложений. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются грубые нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

1 период. Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений. Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность. Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.Развивать языковое чутье и чувство рифмы.Формирование слоговой структуры слова: типы 3,4.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.Формирование слоговой структуры слова: типы 3, 4.

Состояние мелкой моторики – развита недостаточно, ведущая рука-правая. Отмечается общая моторная неловкость.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. Коррекция общей моторной неловкасти.

1-2-3 периоды. Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. Развитие графо-моторного навыка.

Развитие крупной моторики (на занятиях с физ.инструктором).

Состояние словарного запаса. Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение словарного запаса; усвоение первоначальных навыков словообразования (домик — лобик).

1 период. Опора на тематические циклы: «Моя семья», «Дорога и дети», «Мы живем в Сибири», «Родной город»,  «Дикие животные. Перелетные птицы», «Домашние животные. Зимующие птицы».

2 период

Опора на тематические циклы: «Зима, как время года», «Новый год стучится в двери», «Одежда», «Наш дом – Россия», «Я в будущем», «Профессии», «Транспорт. ОБЖ», «День Защитника Отечества».Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Мамы всякие нужны»,  «Дом и его части», «Бытовые приборы», «Посуда», «Продукты питания», «Весна пришла», «Возвращение птиц.  Насекомые», «Труд весной», «Космос», «Человек. Части тела», «День Победы», «Скоро лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи  хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не употребляет предлоги; падежи; имеются стойкие ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 период. Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода. Падежные формы притяжательные, местоимения. Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).Обучать  изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу . Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; Рассказ содержит аграмматизмы,  наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после помощи, доп.стимуляции.

Сюжетная серия:

Допущено искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен аграмматично. Отмечаются  случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ не составлен.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с сокращениями. Пересказ содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ не составлен

Формирование связной речи.

1 периодСоставление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ простых текстов.

 

 

 

 

Развитие высших психических функций

1. Развитие зрительного внимания.

2. Развитие слухового внимания.

3. Развитие памяти.

4. Развитие мышления.

5. Развитие воображения. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста имеющего нарушения осанки

Данный материал поможет укрепить опорно - двигательный аппарат ребенка и корректировать дефекты осанки - плоскостопие....

Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста по развитию способностей в прыжке в длину с места.

Предлагаемый материал поможет развить способности ребенка старшего дошкольного возраста в прыжках в длинну с места....

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Индивидуальный образовательный маршрут.Цель: способствовать адекватному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, создание адекватных условий для социализации ребенка.Задачи:создать условия ...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...

Индивидуальный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте на 2016-2017 учебный год (составлен по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка:Логопедическое заключение: ФФНР, дислалия.Актуальная проблема: нарушение слухового восприятия и фонематического слуха, нарушение шипящего звука  [ш], сонорного звука [л].Цель програм...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...