Консультация для педагогов на тему: «Организация единого речевого режима (живое слово) в детском саду и семье дошкольника».
классный час по логопедии

Михайловская Ольга Андреевна

Грамотная речь является основным элементом общей     культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chas_organizatsiya_edinogo_rechevogo_rezhima.docx104.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов на тему:

«Организация единого речевого режима

(живое слово) в детском саду и семье дошкольника».

Подготовила:

Учитель – логопед

О.А. Михайловская

Когалым 2015

Организация единого речевого режима

(живое слово) в детском саду и семье дошкольника.

                                                               

                                                                  «Детям очень много можно объяснить,

                                                                  лишь бы объясняющий сам понимал

                                                                  ясно предмет, о котором взялся говорить

                                                                  с детьми и умел говорить человеческим языком».

                                                                                                                                                                                  Н.Г.Чернышевский.

        Грамотная речь является основным элементом общей     культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

      В исследованиях Е.И. Тихеевой и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

1. Основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

 Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

 К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования:

  • Речь должна быть абсолютно правильна: ритмичной, плавной, нормальной громкости - не чрезмерно тихой, но и не чрезмерно громкой. Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмбол – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей – чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.

2. Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей.

Важным условием создания оптимальных условий правильного речевого развития детей дошкольного возраста является формирование со стороны педагогов единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе изучения состояния речи каждого ребенка. Используя полученные данные, воспитатели определяют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка (или подгрупп детей) в отдельности. Практически эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи, а также в процессе индивидуального общения с детьми.

      В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как возрастные закономерности их языка и речи, которые могут несколько варьироваться в разных группах, так и индивидуальные особенности, что в совокупности и определяет индивидуально-дифференцированный подход к речевому воспитанию дошкольников.

3. Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.

  • В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста особого внимания требует создание психолого-педагогических условий для совершенствования коммуникативной функции речи дошкольников, как одного из важнейших социальных навыков. Для данного направления определяются следующие педагогические задачи:
  • Сотрудники ДОУ должны создавать условия для развития речевой активности детей. Этому способствует создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.).
  • Необходимо побуждать детей к речевому общению с взрослыми и между собой (привлекать внимание дошкольников к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).
  • Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.
  • Развивать фонетическую сторону речи дошкольников (проводить артикуляционные и дыхательные упражнения; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи дошкольников, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи воспитанников).
  • Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире (называть предметы и явления, их свойства, действия, рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря; знакомить дошкольников со словами синонимами, антонимами, омонимами, образными выражениями; создавать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятельность на занятиях и т.д.
  • Развивать у детей умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные; отвечать на вопросы краткими и полными ответами) с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии)
  • Создавать условия для практического освоения дошкольниками правилами родного языка (на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде; при образовании новых слов пользоваться суффиксами, приставками).
  • Развивать связную речь дошкольников (организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи – игры типа «Разговор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь детей; поощрять их к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки, текста; поощрять детское словотворчество – учить составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа).
  • Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы (читать книги с обязательным обсуждением прочитанного). Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, их культуру речи в целом.

4. Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды.

  • Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста очень тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, направленной на развитие речи дошкольника, а также способствующей преодолению имеющихся у него нарушений речевого развития, является одним из важных направлений деятельности ДОУ.
  • При ее проектировании педагогам необходимо учитывать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельности воспитанников.
  • С целью создания развивающей речевой среды в группах организуют и представляют уголки художественной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития дошкольников, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми.
  • Кроме того, для активизации речи детей в группах представляются и активно используются игровые модули для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, игрушки-маркеры, наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

5. Реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие дошкольников.

  • Как показывает практика, качественная реализация задач развития речи детей в ДОУ возможна только на основе комплексного подхода. Задачи речевого развития должны решаться не только на всех видах занятий в детском саду, но и в процессе совместной деятельности детей с взрослыми, а также в процессе самостоятельной деятельности дошкольников. В этой связи организация комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ становится важным условием создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.
  • Так в процессе занятий учителя – логопеда решаются следующие базовые задачи: постановка диафрагмального дыхания. Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа. Формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков. Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Совершенствование лексико – грамматической стороны речи. Обучение умению связно выражать свои мысли. Обучение грамоте, профилактика дисграфии, дислексии. Развитие психологической базы речи. Совершенствование мелкой моторики.
  • Коррекционно-развивающие занятия психолога ДОУ направлены на формирование функций психологической базы речи детей с нарушениями речи таких, как восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии психических функций дошкольников.
  • Чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром, развитие представлений о человеке в истории и культуре позволяют создавать основу и развивать речевые возможности детей (обогащать и активизировать словарь воспитанников, практически осваивать построение и использование в речи различных грамматических конструкций, закреплять правильное звукопроизношение, развивать слуховое внимание, связную речь детей).
  • На музыкальных занятиях специалистами особое внимание уделяется развитию у детей координированности работы дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпо-ритмической стороны их речи, акустического восприятия, навыков использования различных интонационных структур в экспрессивной речи, а также развития моторных функций в процессе выполнения танцевальных движений.
  • Занятия по изобразительной деятельности, особенно выполнение коллективных работ способствуют формированию и развитию у дошкольников навыков общения.
  • На занятиях по физической культуре: сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса, развитие функций физиологического и фонационного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.
  • В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умение практически использовать разные модели высказывания - от простых (ответы одним словом, словосочетанием, простым предложением) до более сложных (ответы с использованием сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).

6. Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

  • Активное вовлечение в коррекционно – развивающую работу семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких взрослых в правильном речевом развитии ребенка. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых  мероприятий по профилактике нарушений речи у детей значительно облегчают работу воспитателей  и других специалистов в этом направлении, позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач коррекционно-речевой работы в ДОУ, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и  речевыми возможностями дошкольников.
  • Педагоги и специалисты ДОУ должны оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам адекватного семейного воспитания  ребенка.
  • Взаимодействие всех специалистов и педагогов ДОУ, обогащенная речевая среда, психолого-педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, социальном и психологическом аспектах.

7. Формы организации родителей с ДОУ.

  • День открытых дверей;
  •  Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Беседа воспитателя с родителями;
  • Родительские конференции;
  • Круглые столы;
  • Семинары – практикумы;
  • Анкетирование;
  • Педагогические поручения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

Консультация для педагогов на тему«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после нод и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться...

Консультация для родителей на тему: "Формирование нравственных критерий малыша. Роль совместной работы детского сада и семьи"

Консультация для родителей на тему: "Формирование нравственных критерий малыша. Роль совместной работы детского сада и семьи"...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Прогулка является одним из основных режимных моментов в детском саду, ее значение трудно переоценить. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всесто...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

Консультация для педагогов: «Формирование здорового образа жизни у детей через совместную работу детского сада и семьи»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело н...