НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_professii_st_v.docx106.32 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Профессии»

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

– развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.

ЗАДАЧИ

Коррекционно - образовательные:

– закрепить представление о людях разных профессий;

– пополнить и активизировать словарь детей по данной теме;

– формировать способность к грамматическому оформлению речи (словосочетаний, фраз в монологической и диалогической речи), учить составлению и употреблению в речи сложносочиненных  предложений с союзом «а».

– отрабатывать навык составления  описательного рассказа о людях разных профессий, используя мнемотаблицу (план – схему);

 – совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.

Коррекционно – развивающие:

– развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, логического мышления;

– развивать и совершенствовать умение грамматически оформлять речь;

– развивать умение работать с мнемотаблицами;

– развивать память, восприятие, внимание. 

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности;

– воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 ПАК «Колибри»;

интерактивный редактор «Сова»;

дидактическое пособие, для развития длительного непрерывного ротового выдоха «Волшебные картинки»;

 картинки с изображений орудий труда;

 демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;

мнемотаблица к стихотворению «Повар»;

мнемотаблица для составления описательного рассказа о людях разной профессии;

 мяч;

 интерактивная дидактическая игра «Помоги строителям достроить дом»;

 изображение Незнайки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

– знакомство с понятием «профессия», уточнение знаний детей об этом понятии;

– разбор стихотворения «Повар» по мнемотаблице и заучивание наизусть;

– отгадывание загадок о принадлежностях людей разных профессий;

познавательные беседы «Профессии моих родителей», «Кем бы я хотел стать», «Все работы хороши, выбирай для души»;

– чтение художественной литературы по теме (Е. Пермяк «Мамина работа», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Доброе утро!

- А, сейчас,  вспомним наши правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.      

II Основная часть

Дыхательная гимнастика «Открой картинку».

Логопед: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то обнаружила вот такие картинки, что там я не знаю, чтобы их открыть, необходимо правильно на них подуть.  Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаем, губы складываем «трубочкой» и дуем.

Ребята, что у вас изображено на картинках? (ответы детей). Как вы думаете человеку, какой профессии необходимы эти предметы?

Игра «Угадай, кому это нужно?».

У меня молоток, пила, гвозди  — это необходимо плотнику.

Нож, половник, кастрюля — это необходимо повару.

Самолет, взлетная полоса—это необходимо для работы  пилоту.

Автомобиль, светофор, дорога  — это нужно  водителю.

Градусник, витамины, белый халат нужны врачу.

Кирпич, каска, рабочие перчатки необходимы строителю.

Пожарная машина, каска и огнетушитель – это необходимо пожарному.

Расческа, ножницы, фартук – это необходимо парикмахеру..

Логопед: Молодцы, ребята!

Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия, которая важна и полезна для других людей. Вы, наверно, догадались, что сегодня на занятии мы поговорим о профессиях. Вспомним, что мы знаем о профессиях и научимся составлять рассказы о некоторых из них.

 Но для начала, вспомним, какое стихотворение мы с вами учили на прошлом занятии с помощью таблицы.

Дети. Мы учили стихотворение, про повара («Повар»).

Логопед. Посмотрите на таблицу внимательно и вспомните все слова из этого стихотворения, а тот, кто вспомнит, мне его расскажет.

         ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу мнемотаблица профессии         

Упражнение «Кто, что делает?» (составление и употребление в речи сложносочиненных предложений с союзом «а»).

В гости к ребятам приходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Незнайка, я все-все на свете знаю. Даже про то, что делают люди разных профессий. Ну, например:

 - Врач варит суп.

Логопед: Ну, что ты Незнайка врач совсем не варит суп. Сейчас наши ребята тебе все расскажут.

Ребенок выбирает изображения людей данных профессий, демонстрирует их и отвечает:

– Врач лечит больных, а суп варит повар.

Незнайка:

Дворник водит машину. (Дворник убирает двор, а водитель водит машину.)

- Учитель строит дом. (Учитель учит детей, а строитель строит дом.)

Портной воспитывает детей. (Портной шьет одежду, а воспитывает детей воспитатель.).

Сапожник управляет самолетом. (Сапожник шьет сапоги, а пилот управляет самолетом.)

- Машинист управляет поездом. (Правильно, машинист управляет поездом.)

Логопед: Молодцы, ребята, вы так ловко помогли Незнайке, что и он вспомнил, что делает машинист.

Игра с мячом «Кто, где работает?»

А теперь мы свами расскажем Незнайке «Кто, где работает?» Я буду бросать вам мячик, и спрашивать, кто и где работает, а вы в ответ, будете возвращать мне мячик с правильным ответом.

Логопед бросает мяч со словами: «Где работает… учитель, повар, строитель, доктор, продавец парикмахер, пожарный, воспитатель?»

Дети (отвечают на вопросы и бросают мячик логопеду):

- Учитель работает в школе.

- Строитель работает на стройке.

- Повар работает на кухне (в столовой, в ресторане, в кафе).

- Пожарный работает в пожарной части.

- Продавец работает в магазине.

- Доктор работает в больнице.

- Воспитатель работает в садике.

- Парикмахер работает в парикмахерской (в салоне красоты).

Самомассаж: Ребята, чтобы выполнить следующее задание, необходима специальная подготовка.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопаем в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем (ладошками провести по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растираем ушные раковины сверху вниз по краю)

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (движения по тексту)

А потом руками похлопаем по щечкам (движения по тексту)

Незнайка: Ребята, как вы много знаете о профессиях. А у меня есть знакомые строители Вася и Витя, они очень просят помочь им достроить дом, а я не знаю, как это сделать. Ребята, помогите им, пожалуйста.

Интерактивная игра «Помоги строителям построить дом» (совершенствование  умения определять и различать твёрдые и мягкие согласные).

Проблема: Помоги строителям Вите и Васе достроить дом. Определи первый звук в названии предметов на кирпичах. Кирпичи с твердыми звуками подай строителю Васе в синей форме, кирпичи с мягкими звуками подай строителю Вите в зеленой форме.

Дети: Кирпич-«кот» начинается на твердый звук, поэтому этот кирпич отдадим Васе. Кирпич – «кит» начинается на мягкий звук, поэтому его отдадим Вите.

 Работа с мнемотаблицей.

Логопед: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Я вам уже говорила, сегодня мы будем составлять рассказы о людях разных профессий. Посмотрите на таблицу, она вам уже знакома. Я вам напомню, с чего вы должны будете начать свой рассказ.

1.Сначала вы назовете профессию человека.

2.Затем, где он работает.

3. Что человек делает на работе.

4. Какая у него форменная одежда.

5. Какие инструменты необходимы для его работы.

6. Как вы относитесь к этой профессии. Нравится она вам или нет. Почему она вам нравится.

Составление рассказа.

На экране изображение человека определенной профессии и мнемотаблица «Профессии» (повар, пожарный).

Образец рассказа:

Повар

Это повар.  Он  может работать в детском саду, школе, кафе, ресторане. У него очень важная работа. Он готовит вкусную и полезную пищу для людей. Повар одет в белый халат, а на голове у него колпак Для работы ему нужны разные инструменты и оборудование: нож, поварешка, электрическая плита и духовой шкаф.

Пожарный

Это пожарный. Он работает в пожарной части. Пожарные тушат огонь. Для работы ему нужна специальная одежда: каска и костюм, а на руках у него перчатки. Костюм защищает его от огня. Пожарные используют специальную технику и инструменты. Профессия пожарного очень ответственная: он приходит на помощь людям в трудную минуту. Пожарные смелые, сильные и отважные люди.

Логопед: Молодцы, ребята. Ваши рассказы получились очень интересными.

Незнайка: Ребята, спасибо вам большое за помощь. А мне пора уходить, до свидания, до следующей встречи.

III Итог НОД. Рефлексия

Логопед: Что мы сегодня делали на занятии? О людях, каких профессий составляли рассказы? Что понравилось? Что было сложно? Кем бы вы хотели стать в будущем? Ребята, я вам желаю, чтобы ваши желания обязательно исполнились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам

Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Зима. Зимние забавы»

1. Организационный момент.Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.Радость детям подарила и на санках прокатила»О каком времен года эта загадка? ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Дикие животные»

- Здравствуйте ребята! Послушайте внимательно мои загадки!Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)Пышный хвост торчит с верхушки,Что за ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Профессии"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Профессии"...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...