Главные вкладки

    Звуковой анализ слова. (Буклет для родителей)
    консультация по логопедии (подготовительная группа)

    Горностаева Наталья Витальевна

    Памятка для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet_tsvetnoy_zvukovoy_analiz.docx66.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение – это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов.

    Слова состоят из звуков.

    Звук – это то, что мы слышим и произносим.

    Буква – это то, что мы видим и пишем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    • Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

    На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв – десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

    Шесть гласных букв – «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

    Четыре гласные буквы – «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [й’а], «ю» - [й’у], «е» - [й’э], «ё» - [й’о]) в следующих случаях:

    • в начале слова (яма [й’ама], юла);
    • после гласного звука (маяк [май’ак], заюшка);
    • после мягкого и твердого знаков (семья [с’им’й’а], подъём).

    В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза [б’ир’оза], мяч [м’ач’], лес [л’эс]).

    • Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч’] [ш] [щ’].

    Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й’] [л] [м] [н] [р].

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я» или мягкий знак).

    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Всегда мягкие согласные: [й’] [ч’] [щ’].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

    Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зелёным цветом.

    Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб [гр’ип]) и перед глухими согласными (кружка [крушка]).

    Пример звукового анализа слова

    Сделаем звуковой анализ слова МАК:

    1.        Выделим голосом первый звук: МММ-ак – первый звук М – он согласный, звонкий, твёрдый – обозначим его синим квадратиком.

    2.        Выделим голосом второй звук: м-ААА-к – второй звук А – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

    3.        Выделим голосом третий звук: ма-К – третий звук К – он согласный, глухой, твёрдый – обозначим его синим квадратиком.

    4.        Всего в слове МАК – 3 звука: 2 согласных и 1 гласный:

    - согласные звуки М и К;

    - гласный звук А.

    5.        Назовем звуки по порядку:

    М А К.

    М   А   К

    Сделаем звуковой анализ слова ЛИСА:

    1.        Выделим голосом первый звук: ЛЛЛ-иса – первый звук Ль – он согласный, звонкий, мягкий – обозначим его зелёным квадратиком.

    2.        Выделим голосом второй звук:

    л-ИИИ-са – второй звук И – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

    3.        Выделим голосом третий звук: ли-ССС-а – третий звук С – он согласный, глухой, твёрдый – обозначим его синим квадратиком.

    4.        Выделим голосом четвёртый звук: лис-ААА – четвёртый звук А – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

    5.        Всего в слове ЛИСА – 4 звука: 2 согласных и 2 гласных:

    - согласные звуки Ль и С;

    - гласные звуки И и А.

    6.        Назовем звуки по порядку:

    Ль И С А.

    Л   И   С   А

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана Детский сад комбинированного вида «Мастерок»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Звуковой анализ»

    H:\!!!ЛИТЕРАТУРА\2. ДЗ старшая\maxresdefault.jpg

    Учитель-логопед

    Горностаева Н.В.

    Абакан, 2019


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Буклет "Звуковой анализ слов"

    Буклет для родителей - поможет грамотно  заниматься дома с детьми: звуковой анализ слов, разбор слов по частям, приводится таблица слогов....

    Буклет "Шпаргалка для родителей.Звуковой анализ слов".

    Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....

    Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей.

    Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей. Подробное описание как знакомить со звуками и звуковым анализом слова....

    Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей.

    Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей. Подробное описание как знакомить со звуками и звуковым анализом слова....

    Буклет "Звуковой анализ слова"

    Алгоритм выполнения звукового анализа слова....

    буклет для родителей и педагогов "Звуковой анализ слова"

    в буклете содержится самая важная и главная информация о звуках родного языка...

    Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

    В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...