Главные вкладки

    Семинар-практикум: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".
    консультация по логопедии (подготовительная группа)

    Вискунова Анастасия Николаевна

    Семинар-практикум: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при обучении детей старшего дошкольного возраста".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx38.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад «Алёнка».

    Семинар-практикум для педагогов

    по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

    при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста »

    Подготовила:

    учитель – логопед

    Вискунова А.Н.

    г. Советский, 2018 г.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проведем семинар-практикум по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

    при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Что такое фонематический слух?

    Слух – это способность человека с помощью слухового анализатора (органа слуха) воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Существует два вида «слухов»: неречевой (физический), сюда же относится и музыкальный, т.е. способность воспринимать музыку, и речевой (фонематический). Физический слух позволяет нам воспринимать бытовые и природные шумы: журчание ручейка, пение птиц, хлопанье двери, слышать и правильно воспроизводить мелодию. А фонематический слух – овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь.

    Иными словами, фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.

    Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же развивается фонематический слух и что на каждом этапе развития могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку овладеть навыком дифференциации и воспроизведения звуков речи?

    К трём годам интенсивно развивается фонематический слух, малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.

    Будут полезны упражнения с музыкальными инструментами. Для начала достаточно двух: например, барабана и дудочки. Покажите барабан, продемонстрируйте, как он звучит. Покажите дудочку и извлеките из нее звуки. По очереди давайте инструменты ребенку в руки, пусть он попытается на них поиграть. Повторяйте такие упражнения несколько дней подряд, чтобы малыш запомнил, какой инструмент как звучит. Убедившись, что кроха освоился с инструментами, попросите его отвернуться. Побарабаньте. Повернувшись, ребенок должен показать, какой именно инструмент звучал. Усложните задание. Когда ребенок отвернется, поиграйте на обоих инструментах. Предложите ребенку назвать или показать, какой инструмент звучал сначала, какой – потом. Постепенно количество инструментов можно увеличить до 3-4. Играть можно также на маракасах, кастаньетах, колокольчиках, бубне.

    На четвертом году жизни фонематическое восприятие настолько улучшается, что уже понятно, есть ли у ребенка проблемы с фонематическим слухом. В этом возрасте в его речи появляются развернутые фразы, он должен различать на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если малыш еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где - мишка, а где - мышка, где - дочка, а где – точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. Ведь в норме к четырем годам кроха должен различать все звуки.

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    Речевые игры начинаются с простого: если в 1,5-2 года кроху просят изобразить, как мяукает кошка, лает собака, блеет коза или овца, то в 2,5-3 года уже можно предложить малышу закрыть глаза и на слух определить, кто едет – велосипедист, большая машина или маленькая, какая это птица кричит – ворона или воробей. Полезной также будет игра с музыкальными инструментами «Что звучит?»

    *Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.

    * Игра «правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.

    В 5 лет начинайте формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа (в школе – фонематический разбор слов):

    1. Когда ребенок освоится со звуками, переходите к слогам. Попросите выделить определенный звук среди слогов: «Подними руку, когда услышишь слог со звуком «к».
    2. Попросите выделить звук среди слов: «Топни ногой, когда услышишь слово со звуком «ш». Позже можно будет попросить ребенка определить, где находится этот звук: в начале, конце или середине слова.
    3. Попросите ребенка придумать слово с определенным звуком. Позже, к 5-6 годам, задание усложняется: карапуз должен придумать слово, где названный взрослым звук находится сначала в начале или в конце, а потом и в середине слова.
    4. Просите карапуза определить, на какой звук слово заканчивается, начинается, какой звук находится в середине слова.
    5. Игра «Шутки-минутки» совершенствует умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Вы читаете строчки из стихов, заменяя буквы в словах, ребенок должен найти ошибку и исправить ее. Например, «Хвост с узорами, сапоги со шторами», «Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану», «Божья коробка, полети на небо, принеси нам хлеба».
    6. «Тихо-громко говори». Упражняйтесь с ребенком в произношении слов и фраз с разной скоростью и громкость. Например, «По дороге едет машина» сначала произносите медленно, потом постепенно ускоряйте темп и прибавляйте силу голоса. После чего постарайтесь произносить фразу медленно и громко, а потом – быстро и тихо.
    7. Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3-4 слова с определенным звуком и попросите ребенка этот звук назвать. Например, «заяц, зима, резина, дрезина, гроза, егоза».
    8. Отвечай не торопясь. Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность. Например, попросите: придумать слово, которое начинается на последний звук в слове «заяц», вспомнить название домашнего животного, в котором был бы последний звук слова «утка» (корова, собака, кошка).
    9. Исправь ошибки. Например, колова дает молоко, коса прыгает через забор, кочка охотится на мышку и т.д.

    Хорошо развитый фонематический слух помогает малышу понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком малыш сможет контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.

    Фонематический слух развивается на занятиях по обучению грамоте.

     ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

    Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению детей грамоте. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования  «От рождения до школы» в разделе развитие речи он сейчас выделен как «Звуковая культура речи».

    Подготовка к обучению грамоте начинается уже в младших группах.

    Так, во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) упражняют детей в отчётливом произнесении изолированных гласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных звуков), в правильном воспроизведении звукоподражаний и несложных фраз (из 2-4 слов). Развивают артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание. Формируют умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса (в таких игровых упражнениях: «Киска брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

    Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет), продолжают учить детей внятно произносить в словах гласные звуки (а, о, у, и, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц.  

    Продолжается развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия, речевого слуха и дыхания. Уточняется и закрепляется артикуляция простых звуков. Вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность речи. Детей учат отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово».

    В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово» и «звук» практически, без определений. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и схоже, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (слова могут быть короткие и длинные). В средней группе уже  начинается подготовка детей к звуковому анализу: учат различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Идёт продолжение закрепления правильного произношения гласных и согласных звуков, отрабатываются уже свистящие и шипящие звуки, кроме соноров (р-л). Этот этап рассматривается как подготовительный в последующем для обучения звуковому анализу слов, а затем и чтению.

    У ребёнка формируются умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные (без выделения терминов - «большой» и «маленький» братцы; Тим и Том и др. игровые персонажи), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук в слове протяжно (ЖЖЖук), громче, тише чем он произносится обычно.

    В старшей группе продолжается закрепление правильного, отчётливого произношения звуков. Учат различать на слух и в произношении сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки (с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р). Ставится задача умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец) и формирование у детей умения производить звуковой анализ слова (последовательное выделение звука в слове с качественной характеристикой звука).

    В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Дети учатся производить анализ слов различной звуковой структуры; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные), знакомятся с буквами. Даётся представление о предложении (без грамматического определения); упражнять детей в составлении предложений из 2-4 слов, проводить анализ предложения с графической записью предложения. Делить на слоги двух- трёх –сложные слова с открытым слогом.

    СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

    (сообщение сопровождается показом слайдов).

    Методика проведения анализа предложения.

    Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому умственному развитию детей.

    Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

    Детям объясняют, что такое предложение (слова, связанные между собой по смыслу).

    Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Посадил дед репку. Снесла курочка яичко).

    Одновременно ведется работа по составлению предложений с использованием схемы. Используются символы линии, полоски, квадратики. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

    Большое распространение получила игра «Живые слова». Слова в этой живой игре изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.

    В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, с предлогом (который то же обозначает слово) называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

    На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

    четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом),

    произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;

    подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя.

    Методика проведения звукового анализа.

    Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики звука.

     Часто взрослые, обучая звуковому анализу, допускают ошибки; путают понятия звук и буква. Для этого нужно ребенку объяснить, чем отличаются звук от буквы? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим и пишем).

    Звуковой анализ часто отличается от написанных слов. Поэтому не следует выбирать слова, которые мы пишем и произносим по - разному. Обучая детей звуковому анализу необходимо особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. (обезьяна, вода)

    Звуковой анализ слова выполняется в виде цветовой схемы (фишек)

    Звуки делятся на гласные и согласные.

    Гласные звуки произносятся без преграды, воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. В схеме обозначают красным цветом. (а,о,у,и,ы,э)

    Не путать:

    Буквы Я, Е, Ё, Ю называются йотированными, обозначают 2 звука. На начальных этапах формирования звукового анализа детям не следует предлагать слова с йотированными гласными.

    Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

    Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом- М) и МЯГКИМИ (зеленым цветом- М´).

    Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).

    При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.

    Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

    Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы слышен был каждый звук в слове (кккиит).

    Выделить голосом и назвать первый звук в слове (кккит).

    Обозначь выделенный звук фишкой.

    Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (кииит).

    Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (киттт).

    Назвать все звуки в слове по порядку (к-и-т).

    Сосчитать и назвать количество звуков в слове ( в слове «мак» - 3 звука).

    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Присутствующие делятся на 6 команд с помощью цветных фишек. Каждой команде раздается ватман, который разделен на 2 части. В левой части ватмана каждая команда пишет свои проблемы по развитию фонематического восприятия у детей, по проведению занятий по обучению грамоте.

    Затем лист передается соседней команде, которая в правой половине ватмана пишет предполагаемые пути решения этих проблем.

    По окончании выполнения задания каждая команда озвучивает предполагаемые решения проблемы, другие команды участвуют в процессе обсуждения.

    Предполагаемые проблемы

    Предполагаемые решения

    1. Проведение занятий по обучению грамоте.
    2. Обучение детей звуковому анализу.

    1. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
    2. Как научить детей различать гласные и согласные звуки.

    1. Изучение специальной методической литературы. Консультация методистов и логопедов.

    1. Подбор примеров (лук-люк, лиса-лапа).

    1. Изучение параметров звуков (гласные – выдыхаемая воздушная струя не встречает преграды, а согласные – встречаю преграду в виде языка, зубов, губ).

       

    1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Благодарим за внимание! Надеемся, наш семинар-практикум был интересным, продуктивным. Предлагаем вам оценить наше мероприятие по 5-балльной системе. В заключение мы дарим вам буклеты по обучению грамоте. Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

    Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    Методическая разработка призвана помочь логопедам-практикам в развитии мелкой моторики у детей-дошкольников....

    Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

    Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.

    Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....

    Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

    Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образован...

    Рабочие программы учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Рабочие программы учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности составлена на основе  адаптированной ос...