Основные составляющие профессиональной компетентности учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи; Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Выступление на методическом объединении для учителей-логопедов
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Основные составляющие профессиональной компетентности учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Учитель-логопед
МАДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 202
Елисеева Людмила Викторовна.
В свете изменений, происходящих в обществе, у условиях реформирования системы образования, возрастают требования в системе специальных (коррекционных) общеразвивающих учреждений, в частности, к учителям-логопедам.
Основными компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются:
А/. Осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с речевой патологией.
Б/. Адекватное использования логопедических технологий.
В/. Владение педагогической техникой и мастерством включая овладение коммуникативной культурой, определяющей характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогической речи.
Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалектического общения.
Критериями же коммуникативной культуры являются:
1. Ценностное отношение к общению.
2. Сформированность коммуникативно-значимых качеств личности.
3. Оценивание себя как субъекта взаимодействия.
4. Готовность к сотрудничеству.
При общении с детьми с нарушением речи, профессионально грамотный учитель-логопед должен применять определенный стиль общения, учитывая индивидуально-типологическую особенность каждого ребенка.
В основу компетентной деятельности учителя-логопеда включают управление педагогическим общением, а это значит: поддержание целостности взаимодействия: логопед – ребенок – равноправные участники общения; направление общения в «русло», определенное темой, задачами; реализация необходимости «дойти» до каждого в общении.
Одним из основных компонентов педагогического общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких критериях, как:
- Гумманизм
- Уважение достоинства каждого ребенка
- Осознание его личностей уникальности и самооценки
- Оптимистический подход к его воспитанию
- Соблюдение педагогического такта
В работе с детьми с нарушением речи продуктивности общения и положительная динамика в достижении результатов зависит от того, как учитель-логопед и дети воспринимают друг друга, какие при этом они испытывают чувства, как они взаимодействуют.
При организации взаимодействия в системе: учитель-логопед – ребёнок, выделяют следующие функции педагогического общения:
1. Стимулирующие
2. Организующие (т.е. направляющие внимание ребенка с недоразвитием речи на восприятие, запоминание и воспроизведение)
3. Контролирующие
4. Реагирующие (т.е. А/. Оценочные, Б/. Корригирующие)
( По методике С.Л. Ромашина)
Педагогическую технику учителя-логопеда мы рассматриваем, прежде всего, как форму организации его коммуникативного поведения, опираясь на структуру педагогической техники, как совокупности умений педагога управлять своим поведением; и умений взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (И.А. Зазюн).
В группу умений педагогической техники учителя-логопеда правомерно можно отнести организаторские умения: умение организовать диалогическое общение и стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей с нарушением речи.
В процессе логопедического обследования учитель-логопед должен учитывать:
- Особенности интеллектуальной деятельности детей с общим недоразвитием речи
- Динамику мыслительных процессов
- Особенности произвольной регуляции деятельности
- Сформированность основных операций в структуре речевого мышления
- Устойчивость и концентрацию внимания
- Особенности долговременной памяти
За основу профессионализма учителя-логопеда авторы Коломинский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластёнин и др., рекомендуют взять такие черты личности человека, как:
- Ответственность
- Гибкость
- Творческий подход
- Адекватная самооценка
Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, её основными «плоскостями» выступают:
- Личность
- Деятельность
- Общение
- Компетентность
К личным качествам относим:
1. Гумманистическая направленность и человеколюбие
2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность
3. Увлечённость профессией, терпение
4. Целеустремленность, выдержка и самообладание
5. Социальная активность, решительность, настойчивость
6. Развитое самосознание и адекватная самооценка
К профессиональным качествам личности относятся:
1. Профессиональное призвание
2. Профессиональное мышление
3. Этика, такт, вежливость, общая культура
4. Потребность в самосовершенствовании
К общению относятся:
1. Доброжелательность
2. Овладение нормами и культурой педагогического общения
3. Устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение
4. Гибкость мышления и речи
5. Стремление к мастерству
6. Преобладание эмоционально-положительного настроя
7. Профессиональная непрерывная обучаемость
8. Стремление к совершенствованию своей профессиональной компетентности.
К компетентности относятся:
1. Понимание теоретических основ профессии
2. Умение сочетать теорию и практику логопедии
3. Умение осуществлять компетентное и продуктивное общение
Ведь общение с детьми с нарушением речи всегда творчество и овладеть им сложно. Овладеть же основами профессионально-педагогического общения можно следующим образом: Формировать умения и навыки данного общения и развивать коммуникативный опыт своей деятельности.
Предварительный просмотр:
методическое объединение для учителей-логопедов. Елисеева Л. В.
Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях.
Несмотря на то, что в логопедическую группу набираются дети со сходными речевыми заключениями и возрастом, контингент воспитанников неоднородный. Всегда выделяются дети, которые усваивают программный материал на более высоком или низком уровне. Именно по этому принципу чаще всего и осуществляется дифференциация детей на подгруппы. Исходя из этого, строится и работа над различными упражнениями.
Как например можно привести д/упражнение «Четвертый лишний» (3-ий лишний):
- На карточке: ель, береза, дуб.
Для детей более сильной подгруппы (назовём ее №1), лишней картинкой будет лист, шишка, корень и т.д.
Для детей более слабой подгруппы (назовем ее №2) лишней будет картинка из далекой по обобщению группы (корзинка, гриб, трава).
- Второй дифференцированный способ работы над этим упражнением :
- дать лишь на слух четыре слова, не используя наглядность, что включит в работу тех детей, которые совершенно без усилий справляются с заданиями по картинкам.
На фактических занятиях часто используется упражнение «живые звуки» (составь схему слога).
п/группа №1 - двум детям дается инструкция «Вы будете слогом МА». Дети сами берут нужные символы, встают в правильном последовательности, называют каждый свой звук и его место, «прочитывают слог».
Для более наглядного деления детей на подгруппы использую символику дети-яблочки, дети-груши, дети-маки, дети-малинки и т.д. Символы креплю на липкую ленту, скрепку.
Во время выполнения упражнения повторяй-ка (воспроизведения слоговых рядов) принцип дифференцированного подхода реализую так: например:
Маки (п/группа №1) | Малинки (п/группа №2) |
МА-МО-МУ-МЫ | МА-МО-МУ |
Но кроме традиционного деления детей на подгруппы существуют еще дети с различными психофизиологическими особенностями, среди которых также можно выделить две подгруппы:
Правополушарные дети | Левополушарные Дети |
Дети, у которых правое полушарие по уровню своего функционального развития лидирует | Соответственно лидирует левое полушарие |
Таких детей (особенно в дошкольном возрасте)и это, как правило, мальчики. | Это в дошкольном возрасте как правило – девочки. |
Существуют методы дифференцированного подхода в обучении этих детей:
|
|
| 2. Разбор слов и предложений по составу (анализ) |
| 3.Выявление различий. |
| 4.Многократное повторение |
| 5.лингафонная система (восприятие на слух ) |
| 6.лучше справляются с деятельностью, требующей отсроченной реакции |
| 7.вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа) |
| 8.усвоение правил и грамматических категорий происходит легко. |
| 9.проверка вне урока. |
Дети также дифференцируются по половому признаку. Выше уже было сказано немного об этом. Хочется добавить только о том, что похвала или порицания также должны быть в связи с этим принципом дифференцироваться:
Д | М |
Следует давать оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент «УМНИЦА» Им важно кто и как их хвалят, какое они произвели впечатление. | Для мальчиков наиболее подходящее слово «МОЛОДЕЦ» Им важно что оценивается в их деятельности конкретно. Исходя из этого, для мальчика не имеет особого смысла оценка: «Я тобой не довольна». Ему надо конкретно объяснить, чем вы недовольны, чтобы он в мозгу мог вновь прокрутить свои действия. |
Нечасто, но в группах встречаются леворукие дети (в каждом наборе по 1 бывает).
Если этот один ребенок, то с ним ведется индивидуальная работа, если 2-3 – групповая. Для таких детей необходимо:
- Обязательная наглядность (рисунок, предмет).
- Ориентировка на собственные ощущения.
- Посадить леворукого ребенка слева от соседа. Локоть левой руки должен немного выступать за край стола. Тетрадь положить так, чтобы нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к его груди.
- Предпочтительно чтобы дети выбрали для себя сами наиболее удобный способ письма.
- Дополнительная работа над запоминанием букв сходных по написанию формы.
Еще один способ дифференциации детей по группам
ПО МАДАЛЬНОСТИ ПОНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
визуалы | аудисты | кинестетики |
В детских садах их большинство . Они как правило правополушарные. |
1. Используйте наглядность, а также слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение. | 1.используйте вариации голоса. | 1.имеют как правило медленную скорость мыслительных реакций (процессов) |
2.Должнна быть высокая скорость смены деятельности | 2.Отражайте телом (особенно головой) | 2.Обучаются посредством мышечной памяти. |
3.Выделяйте цветом различные пункты. | 3.Используйте жесты, прикосновения, речь с движениями. | |
4.Чем больше в ваших действиях, словах и наглядности преувеличения, тем эти дети лучше запомнят информацию. |
И, в заключении хочется сказать, что часто если у педагога возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающих. В результате этого ребенок, страдающий от неуспеха изменяет свое поведение: становится капризным, пассивным, нестарательным и т.д.
Грамотный же педагог или чуткий учитель старается создать на занятиях условия для выполнения заданий разными способами, таким образом осуществляя дифференцированный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
Методический материал для учителей-логопедов....

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО
В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...