Основные составляющие профессиональной компетентности учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи; Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Елисеева Людмила Викторовна

Выступление на методическом объединении для учителей-логопедов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные составляющие профессиональной компетентности учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

                                                   Учитель-логопед

                                                         МАДОУ детский сад

                                                                               общеразвивающего вида № 202

    Елисеева Людмила Викторовна.

В свете изменений, происходящих в обществе, у условиях реформирования системы образования, возрастают требования в системе специальных (коррекционных) общеразвивающих учреждений, в частности, к учителям-логопедам.

Основными компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются:

А/. Осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с речевой патологией.

Б/. Адекватное использования логопедических технологий.

В/. Владение педагогической техникой и мастерством включая овладение коммуникативной культурой, определяющей характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогической речи.

Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалектического общения.

Критериями же коммуникативной культуры являются:

1. Ценностное отношение к общению.

2. Сформированность коммуникативно-значимых качеств личности.

3. Оценивание себя как субъекта взаимодействия.

4. Готовность к сотрудничеству.

При общении с детьми с нарушением  речи, профессионально грамотный учитель-логопед должен применять определенный стиль общения, учитывая индивидуально-типологическую особенность каждого ребенка.

В основу компетентной деятельности учителя-логопеда включают управление педагогическим общением, а это значит: поддержание целостности взаимодействия: логопед – ребенок – равноправные участники общения; направление общения в «русло», определенное темой, задачами;  реализация необходимости «дойти» до каждого в общении.

Одним из основных компонентов педагогического общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких критериях, как:

  • Гумманизм
  • Уважение достоинства каждого ребенка
  • Осознание его личностей уникальности и самооценки
  • Оптимистический подход к его воспитанию
  • Соблюдение педагогического такта

В работе с детьми с нарушением речи продуктивности общения и положительная динамика в достижении результатов зависит от того, как учитель-логопед и дети воспринимают друг друга, какие при этом они испытывают чувства, как они взаимодействуют.

При организации взаимодействия в системе: учитель-логопед – ребёнок, выделяют следующие функции педагогического общения:

1. Стимулирующие

2. Организующие (т.е. направляющие внимание ребенка с недоразвитием речи на восприятие, запоминание и воспроизведение)

3. Контролирующие

4. Реагирующие (т.е. А/. Оценочные, Б/. Корригирующие)

( По методике С.Л. Ромашина)

Педагогическую технику учителя-логопеда мы рассматриваем, прежде всего, как форму организации его коммуникативного поведения, опираясь на структуру педагогической техники, как совокупности умений педагога управлять своим поведением; и умений взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (И.А. Зазюн).

В группу умений педагогической техники учителя-логопеда правомерно можно отнести организаторские умения: умение организовать диалогическое общение и стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей с нарушением речи.

В процессе логопедического обследования учитель-логопед должен учитывать:

  • Особенности интеллектуальной деятельности детей с общим недоразвитием речи
  • Динамику мыслительных процессов
  • Особенности произвольной регуляции деятельности
  • Сформированность основных операций в структуре речевого мышления
  • Устойчивость и концентрацию внимания
  • Особенности долговременной памяти

За основу профессионализма учителя-логопеда авторы Коломинский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластёнин и др., рекомендуют взять такие черты личности человека, как:

  • Ответственность
  • Гибкость
  • Творческий подход
  • Адекватная самооценка

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, её основными «плоскостями» выступают:

  •  Личность
  • Деятельность
  • Общение
  • Компетентность

К личным качествам относим:

1. Гумманистическая направленность и человеколюбие

2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность

3. Увлечённость профессией, терпение

4. Целеустремленность, выдержка и самообладание

5. Социальная активность, решительность, настойчивость

6. Развитое самосознание и адекватная самооценка

К профессиональным качествам личности относятся:

1. Профессиональное призвание

2. Профессиональное мышление

3. Этика, такт, вежливость, общая культура

4. Потребность в самосовершенствовании

К общению относятся:

1. Доброжелательность

2. Овладение нормами и культурой педагогического общения

3. Устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение

4. Гибкость мышления и речи

5. Стремление к мастерству

6. Преобладание эмоционально-положительного настроя

7. Профессиональная непрерывная обучаемость

8. Стремление к совершенствованию своей профессиональной компетентности.

К компетентности относятся:

1. Понимание теоретических основ профессии

2. Умение сочетать теорию и практику логопедии

3. Умение осуществлять компетентное и продуктивное общение

Ведь общение с детьми с нарушением речи всегда творчество и овладеть им сложно. Овладеть же основами профессионально-педагогического общения можно следующим образом: Формировать умения и навыки данного общения и развивать коммуникативный опыт своей деятельности.



Предварительный просмотр:

методическое объединение для учителей-логопедов. Елисеева Л. В.

Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях.

Несмотря на то, что в логопедическую группу набираются дети со сходными речевыми заключениями и возрастом, контингент воспитанников неоднородный. Всегда выделяются дети, которые усваивают программный материал на более высоком или низком  уровне. Именно по этому  принципу чаще всего и осуществляется дифференциация детей на подгруппы. Исходя из этого, строится и работа над различными упражнениями.

Как например можно привести д/упражнение «Четвертый лишний» (3-ий лишний):

  1. На карточке: ель, береза, дуб.

Для детей более сильной подгруппы (назовём ее №1),  лишней картинкой будет лист, шишка, корень и т.д.

Для детей более слабой подгруппы (назовем ее №2) лишней будет картинка из далекой  по обобщению группы (корзинка, гриб, трава).

  1. Второй дифференцированный способ работы над этим упражнением :

- дать лишь на слух четыре слова, не используя наглядность, что включит в работу тех детей, которые  совершенно без усилий справляются с заданиями по картинкам.

На фактических занятиях часто используется упражнение «живые звуки» (составь схему слога).

п/группа №1 -  двум детям дается инструкция «Вы будете слогом МА». Дети сами берут нужные символы, встают в правильном последовательности, называют каждый свой  звук и его место, «прочитывают слог».

 Для более наглядного деления детей на подгруппы  использую символику дети-яблочки, дети-груши, дети-маки, дети-малинки и т.д. Символы креплю на липкую ленту, скрепку.

Во время выполнения упражнения  повторяй-ка (воспроизведения слоговых рядов) принцип дифференцированного подхода реализую так: например:

                             Маки

                      (п/группа №1)

                       Малинки

                    (п/группа №2)

                  МА-МО-МУ-МЫ

                      МА-МО-МУ

Но кроме традиционного деления  детей на подгруппы существуют еще дети с различными психофизиологическими  особенностями, среди которых также можно выделить две подгруппы:

                  Правополушарные

                              дети

                  Левополушарные

                            Дети

Дети, у которых правое полушарие по уровню своего функционального  развития лидирует

Соответственно лидирует левое полушарие

Таких детей  (особенно в дошкольном возрасте)и это, как  правило, мальчики.

Это в дошкольном возрасте как правило – девочки.

Существуют методы дифференцированного подхода в обучении этих детей:

  1. Предпочтительна работа в группе.
  1. Индивидуальная работа.
  1. Составление слов и предложений из частей (синтез)

 2. Разбор слов и предложений по составу (анализ)

  1. Легче дается выявление сходства.

3.Выявление различий.

  1. Использование в работе схем, таблиц, карточек

4.Многократное повторение

  1. Просмотр фильмов

5.лингафонная система (восприятие на слух )

  1. Деятельность, требующая быстрой реакции предпочтительна.

6.лучше справляются с деятельностью, требующей отсроченной реакции

  1. При проверке знаний лучше использовать вопросы открытого типа

7.вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

  1. Образные представления  и конкретные ситуации широко использовать в обучении.

8.усвоение правил и грамматических категорий происходит легко.

  1. Проверка работы на уроке (занятии)

9.проверка вне урока.

Дети также дифференцируются по половому признаку. Выше уже было сказано немного об этом. Хочется добавить только о том, что похвала или порицания также должны быть в связи с этим принципом  дифференцироваться:

                      Д

                         М

Следует  давать оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент «УМНИЦА»

Им важно кто и как их хвалят, какое они произвели впечатление.

Для мальчиков наиболее подходящее слово «МОЛОДЕЦ»

Им важно что оценивается в их деятельности конкретно.

Исходя из этого, для мальчика не имеет особого смысла оценка: «Я тобой не довольна». Ему надо конкретно объяснить, чем вы недовольны, чтобы он в мозгу мог вновь прокрутить свои действия.

Нечасто, но в группах встречаются леворукие дети (в каждом наборе по 1 бывает).

Если этот один ребенок, то с ним ведется индивидуальная работа, если 2-3 – групповая. Для таких детей необходимо:

  1. Обязательная наглядность (рисунок, предмет).
  2. Ориентировка на собственные  ощущения.
  3. Посадить леворукого ребенка слева от соседа. Локоть левой руки должен немного выступать за край стола. Тетрадь   положить так, чтобы нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к его груди.
  4. Предпочтительно чтобы дети выбрали для себя сами наиболее удобный способ письма.
  5. Дополнительная работа над  запоминанием букв сходных по написанию формы.

Еще один способ дифференциации детей по группам

ПО МАДАЛЬНОСТИ             ПОНИМАНИЯ                     ИНФОРМАЦИИ

визуалы

аудисты

кинестетики

В детских садах их большинство . Они как правило правополушарные.

 

1. Используйте наглядность, а также слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение.

1.используйте вариации голоса.

1.имеют как правило медленную скорость мыслительных реакций (процессов)

2.Должнна быть высокая скорость смены деятельности

2.Отражайте телом (особенно головой)

2.Обучаются посредством мышечной памяти.

3.Выделяйте цветом различные пункты.

3.Используйте жесты, прикосновения, речь с движениями.

4.Чем больше в ваших действиях, словах и наглядности преувеличения, тем эти дети лучше запомнят информацию.

И, в заключении хочется сказать, что часто если у педагога  возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающих. В результате этого ребенок, страдающий от неуспеха изменяет свое поведение: становится капризным, пассивным, нестарательным и т.д.

Грамотный же педагог или чуткий учитель старается создать на занятиях условия для выполнения  заданий разными способами, таким образом осуществляя дифференцированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...