Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Конспект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_zimuyushchie_ptitsy.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

Тема : «Трудно птицам зимовать,

           надо птицам помогать»

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

Возрастная группа:подготовительная к школе группа для детей с ОНР

   

                                                               

учитель-логопед

                                               Лютая Т. В.

2019 г.

   

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое»

1.Лексическая тема: «Зимующие птицы»

2. Грамматическая тема: составление предложений различных синтаксических конструкций; согласование частей речи; образование слов

с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление предлогов.

3Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и свистящих и шипящих звуков в спонтанной речи.

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Цель: создание условий, способствующих развитию связной речи  через  составление предложений различных синтаксических конструкций.

Задачи:

Образовательные:

 Способствовать:

  • закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением;
  • активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
  • закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным

          суффиксом;  согласование частей речи в роде, числе, падеже);

          умения использовать в речи предлоги;

  • обогащению и активизации словарного запаса;
  • уточнению и обобщению знаний о   зимующих птицах;
  • закреплению понятия зимующие птицы.

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию фонематического и зрительного  восприятия;
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, синхронного взаимодействия между движением и речью; 
  • развитию правильного речевого выдоха;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии.

Воспитательные:

Способствовать:

  • развитию эстетического восприятия:

- поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира;

- поддерживать чувство любви и бережного отношения к природе,

 к    зимующим птицам;

- поощрять умение  передавать в речи свои чувства.

  • развитию эмоциональной отзывчивости:

- поддерживать желание проявлять чувство ответственности,  

  инициативности, доброжелательности, взаимопомощи

  и взаимовыручки;

            - поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;

            - поощрять умение управлять собой, выполнять установленные  

            правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,

       умение работать в коллективе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Зимующие, цвинькают, стрекочут, клекочут, свистят.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1.Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение, объяснения.

2. Наглядные: сюрпризный момент, демонстрация картинок, слайдов, прослушивание фонограмм «Звуки природы».

3. Игровые: игры «Ветер», «Угадай птицу по силуэту», «Покажем птиц»,  «Согреем птиц», «Как стаи птиц голоса подают», «На кормушке».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы о зиме, о зимующих птицах, наблюдения за изменениями  природы, за природными явлениями, за поведением птиц зимой, чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского, чтение стихов, рассказов, загадывние загадок о зимующих птицах, игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, показ картин о зиме, зимующих птицах.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Фонограммы: «Звуки зимы», «Птичьи голоса», «Голоса птиц - дятел»,  «Звук ветра», «Звук пурги»; слайды: зима как живое существо, звери зимой, природные явления (ветер, пурга, солнечная погода зимой, снегопад), зимующие птицы; двухсторонние картинки с изображением  зимующих птиц (силуэтные и цветные): синица, снегирь, сорока, ворона, воробей, клёст, дятел, голубь;  макет дерева, сугроба; шапочки  - зимующие птицы, кормушка для птиц, тарелочки, корм для птиц: семечки, ягоды рябины, крошки, семена шишек, кусочек сала, пшено, шишка.

Ход занятия:

I. Организационный момент

– Посмотрите сколько гостей.

- Поздоровайтесь!

– Присаживайтесь.

II. Сообщение темы

– Дети, расскажу вам по секрету к нам сегодня придёт необычная гостья.

– Чтобы узнать, кто это, предлагаю послушать звуки природы.

Фонограмма «Звуки зимы»

– Звуки какого времени года вы  услышали?

–  Мы услышали звуки зимы.

– Как вы догадались, что это звуки зимы?

– Я услышал шаги по снегу.

– Я услышала, как  вьюга воет.

– Я услышал треск деревьев.

– Я услышал пургу.

–  Если вы услышали звуки зимы, кто спешит к нам в гости?

–  К нам спешит зима.

– Правильно, это зима.

Слайд 1. «Зима как живое существо».

- Зима пришла послушать  историю, которую я хочу вам рассказать.

–  Однажды разозлилась Зима на весь белый свет. То сильными морозами ударит, то вьюгой заметёт. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались.

- Почему не испугались звери?

– Звери зиму не испугались, потому что у них шубка теплая.

Слайд 2. «Звери зимой».

- Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи-то голоса.

Фонограмма «Птичьи голоса».

– Чьи  голоса вы услышали?

–  Мы услышали птичьи голоса.

–  Как называют общим словом птиц, которые остаются  зимовать?

– Птиц, которые остаются зимовать называют зимующие.

–  Правильно!

Слайд 3. «Зимующие птицы».

– Услышала Зима птичьи голоса и решила  погубить птиц.

III. Дыхательное упражнение.

– Подула она на них холодным ветром.

 – Подуем, как ветер!

Слайд 4. «Ветер»,  фонограмма «Ветер».

Дети и логопед  под звуки ветра дуют два – три раза.

IV. Игра «Спасём птиц»

– Началась пурга сильная…

Замела пурга так, что ничего не видно вокруг.

Слайд 5 «Пурга». Фонограмма «Пурга».

–  И птиц в сугроб замела. Замерзают они…

- Дети, предлагаю вам отправиться в парк и помочь птицам.

- Идёмте.

- Какие сугробы большие намела пурга, перешагивайте через них, не упадите, помогайте друг другу. Соня, держи Артёма.

– А вот и птицы.  

– Освободите их  из сугроба, узнайте птицу, согрейте ласковым словом.  

- Я помогла дятлику.

- Саша, кого ты спас?

- Тимофей, кого ты согрел?

- Соня, кому ты помогла?

- Артём, кого ты выручил?

- Андрей, кто у тебя?

- Кирилл, кого ты спас?

- Аня, кому ты помогла?

- Молодцы, вы согрели птиц!

– Пурга утихла, солнышко вышло.

Слайд 6. «Солнечная погода зимой».

V. Игра «Назови первый звук»

– Посадим птиц на дерево.

Сначала посадим птицу, в названии которой первый звук [С], [К], [В],  [ДЬ], [СЬ].

- Какая птица осталась?

- Голубь.

- Звук [Г].

- Какой первый звук в слове?

VI. Анализ и синтез предложения

- Где сидят птицы?

- Птицы сидят на ветках.

- Что вы сказали?

- Мы сказали предложение.

- Сколько слов в предложении?

- В предложении 4 слова.

- Какое первое?

- Птицы.

- Второе?

- Сидят.

- Третье?

- На.

- Четвёртое?

- Ветках.

- Молодцы, вы спасли птиц!

VII. Игра «Знакомство»

- А сейчас мы превратимся в птиц и поиграем.

Логопед раздаёт детям шапочки птиц и тоже надевает шапочку.

- Познакомимся! Назовите себя.

- Я ворона. Я дятел.

VIII. Артикуляционная гимнастика

- Хорошо  птицам на дереве!  

- Стали  они клювики показывать.

– Покажите, какие острые клювики у птиц.

– Вспомните, как нам голодно зимой, изобразите голодных птиц.

–  У какой птицы зимой появляются птенцы?

– У клеста зимой появляются птенцы.

– Покажите, как птенцы клеста ждут корм.

– Прислушайтесь, что за  звук .

Фонограмма «Голоса птиц - дятел».

– Это  стучит дятел.

– Постучите язычками как дятел.

- Молодцы!

Физкультминутка «Птицы»

- Как холодно… Предлагаю полетать, чтобы согреться.

Птицы крыльями махали

Всё летали и летали,

(Дети взмахивают руками)

Птицы в воздухе кружились

(Кружатся  вокруг себя).

На дорожку опустились,

По дорожке поскакали,

(Встают, подскоки на месте).

Крошки, зёрнышки искали.

(Наклоны вперёд).

- Вечереет…  Летим в домики!

IX. Игра «Как птицы голоса подают?»

 

– Птицы, а вы помните, как стаи ваших птиц  голоса подают?

- Как подают голос клесты?

- Клесты клекочут.

- Вороны?

Вороны каркают.

- Сороки?

Сороки стрекочут.

- А воробьи?

Воробьи чирикают.

- Голуби?

- А синицы?

Синицы цвинькают.

- Снегири?

Снегири свистят.

X. Игра «На кормушке»

- Послушайте историю дальше.

– Сжалилась зима над птицами, но ненадолго...

Отправила она  снегопад на землю, чтобы он весь корм засыпал.

Слайд 7. «Снегопад».

- Но птицам помогли люди, сделали кормушки, насыпали корм в кормушку,  чтобы холод им, сытым, был не страшен.

- Птицы, когда мы с вами летали, я заметила одну кормушку, полетели к ней!

Логопед приглашает «детей-птиц»  «полететь»  на кормушку.

- Сколько много корма. Будем угощаться!

- Я, клёст поклюю шишку.

- Снегирь, что ты будешь клевать?

- Ворона, что ты поклюёшь?

- Синица, чем ты будешь питаться?

- Воробей, что ты будешь клевать?

- Сорока, чем ты будешь угощаться?

- Голубь, что ты  поклюёшь?

- Дятел,  чем ты угостишься?

- Все угостились? Какие люди добрые! Спасибо вам!

- Люди помогли нам, спасли нас!

 - Отчего нас спасли люди?

- Люди спасли нас от голода!

 - «Полетели» в «домики».

- Послушайте,  чем закончилась история.

–  Поклевали птицы у кормушки и запели на разные голоса. Поняла зима, что  с птицами ей не справиться!

 Слайд 8. «Зима». Фонограмма «Птичьи голоса».

- Почему зима не смогла победить птиц?

- Зима, что не смогла  победить  птиц, потому что им помогают люди.

- Снимем шапочки, вы снова дети.

Логопед снимает свою шапочку и  забирает  шапочки у детей.

XI. Упражнение «За что мы любим зиму?»

– Хоть и бывает зима суровой, но мы все равно её любим, да, дети?

– А за что мы с вами любим зиму?

Слайд 9. «Зимние забавы, праздник Нового года».

- Зимой можно кататься на коньках, на санках, на лыжах, с горки, играть

в снежки.

- Зимой очень красиво, бывает красивый снегопад, мороз рисует на стёклах красивые узоры.

- Зимой бывают праздники - Новый год и Рождество.

XII. Итог занятия.

- Где мы побывали?

-  Мы были в парке.

- Какой хороший поступок вы совершили?

- Мы помогали зимующим птицам.

- Что вам запомнилось?

- Как мы спасали птиц,  рассказывали,  как птицы голоса подают, как  угощались на кормушке.

- Все говорили предложениями, научились говорить красиво и правильно.

– А сейчас нам пора в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

В рамках дошкольного учреждения все педагоги нашего сада подготовили и провели показ открытых занятий Мною было показано интегрированное занятие  по ознакомлению с окружающим миром. Дети узнали м...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Летнее путешествие"

Итоговый конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромво второй младшей группе.Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Островок» на тему «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать...»

Расширять представления о зимующих птицах, развивать художественно-творческую деятельность детей.формировать умение рисовать нетрадиционным способом - ватными палочками;дать детям знания о жизни птиц ...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Данный материал поможет расширить знания  детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: "В школу с Буратино"

Конспект  по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР III уровня...