Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
    консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Чуенко Валентина Владимировна

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
    Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
    2. Статические упражнения выполняются под счет до 10 раз.

    3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.


    5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    7. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.


    8. При выполнении гимнастики, важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неверно - это может привести к отказу, выполнять  движение.

    Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Упражнения для губ


    1.
    «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.


    2.
    «Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны.


    3.
    «Трубочка» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.


    4.
    «Рупор (Бублик)» - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.


    5.
    «Заборчик – Бублик»; «Улыбка – Трубочка» - чередование положений губ.


    6.
    «Кролик» -  зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Статические упражнения для языка


    1.
    «Лопаточка» -  рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.


    2.
    «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    3.
    «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    4.
    «Горка (Киска сердится)» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    5.
    «Трубочка» - рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    6.
    «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    Динамические упражнения для языка.

     1. «Часики (Маятник)» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет до 5 раз к уголкам рта.

    2.
    «Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    3.
    «Футбол» - рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    4.
    «Почистить зубы» - рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. Кончиком широкого языка водим по внутренней поверхности верхних (нижних) зубов.


    5.
    «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    6.
    «Гармошка» - рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Повторить 5-7 раз.

    7.
    «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.

    8.
    «Шмель» - рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя. Подключается голос (слышится зж-зж-зж).

    9.«Индюк болбочет» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится «бл-бл-бл».

    10.«Барабанщики» - губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт, постучать кончиком языка в твердое небо, многократно и отчетливо произнося «английское» да-да-да-да-да, затем ды-ды-ды-ды-ды.

    11. «Вкусное варенье - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Нижняя губа максимально оттянута вниз.

    Картинки по запросу артикуляционные упражнения фото

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

    C:\Users\LENOVO\Desktop\customLogo.jpg



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    советы родителям по проведению артикуляционной гимнастики...

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики дома....

    Консультация для родителей на тему "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики"

    Советы и рекомендации логопеда для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми....

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    Раскрыты основные требования к проведению артикуляционной гимнастики...

    Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...