Статья "Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО" в сборнике Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования г. Белгород, 27 мая 2020г.
статья по логопедии (старшая группа)

Лазарева Любовь Михайловна

В статье проанализированы и представлены эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_l.m._statya.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОО

Лазарева Л.М.

МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

п. Чернянка Белгородской области»

Родители первые и главные педагоги для своего ребенка. У родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Главным помощником нам, учителям-логопедам, является правильно подобранная и доступно донесенная информация.

Одной из распространенных традиционных форм взаимодействия с родителями является «Родительское собрание». На общем собрании для родителей ДОО необходимо выступать коротко и доступно, с темой, наиболее актуальной, востребованной на данный момент, придерживаться регламента, обязательно отвечать на вопросы и выразить желание для дальнейшего сотрудничества.

Аппелируя фактами, объясняю родителям, что какой бы диагноз ни поставили ребенку – это еще не приговор, выполняя назначение специалистов, рекомендации педагогов, можно преодолеть все трудности.

В группе компенсирующей направленности родительские собрания планирую на год вперед, их тематика определена в образовательной программе. Первое собрание в сентябре по результатам обследования (раздаю родителям речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты, знакомлю с образовательной программой, объясняю значимость исправления недостатков речи до школы). Второе – в январе (знакомлю с достижениями воспитанников и нацеливаю на дальнейшую работу). Третье – в мае (с показом занятия, подведением итогов, рекомендациями на летний период).

Хочется отметить такую форму взаимодействия, как «Мастер-класс», где внимание родителей направлено на актуальные вопросы коррекции речевых расстройств и средствам их решения. Ежемесячно провожу мастер-класс, тема которого является наиболее актуальной на данный период времени. Например, «Двигаясь и играя, обучаемся», «Игровые приемы формирования навыка осознанного чтения», «Интерактивные развивающие игры». Родителям, как полноправным партнерам, наглядно и практически показываю приемы и методы коррекционной работы, а изготовленные игровые пособия применяют в домашних условиях.

«Индивидуальная консультация» помогает учителю-логопеду реализовать индивидуальный подход в работе с ребенком и его родителями. Консультирование родителей ДОО проходит в несколько этапов.

На первом, ориентировочном, выясняю запрос родителей, выявляю предварительные данные индивидуально-типологической характеристики ребенка; особенности перинатального периода и моторного развития.

На диагностическом этапе, контактируя с ребенком, выявляю, какие звуковые средства сформированы к моменту обследования, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки, какие факторы влияют на проявление речевого дефекта. Применяю такие методы как, беседа, наблюдение, игра; использую дидактический материал в виде реальных предметов, объектов, муляжей, картинок, игрушек.

На прогностическом этапе информирую родителей о состоянии психо-речевого развития ребенка, разъясняю меры помощи с учетом структуры дефекта, планируем последующие встречи с проведением индивидуальных практикумов вместе с ребенком по коррекционной работе.

Консультирование с родителями логопедической группы позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения, оказать своевременную помощь по вопросам развития и коррекции речи детей. Доступно и подробно раскрываю структуру конкретного нарушения, информирую (по итогам обследования) о речевом и познавательном развитии ребенка, знакомлю с методами и формами коррекционной работы по преодолению дефекта, обращаю внимание на успехи и трудности ребенка, показываю, чем необходимо заниматься дома.

Наиболее эффективной формой взаимодействия с детьми и их родителями, является «Индивидуальные практикумы, занятия», которые планируются с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей.

Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения имеет несколько этапов: структура и задачи занятия зависят от этапов работы.

На подготовительном этапе развиваем речеслуховой и речедвигательный анализатор к правильному восприятию и произношению звуков. С мамой, папой и ребенком выполняем статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики, отрабатываем направление воздушной струи, развиваем фонематический слух, мелкую моторику.

Целью второго этапа является формирование первичных произносительных умений и навыков, он самый продолжительный по времени, так как включает в себя: постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков. Этот этап насыщен играми со звуками и игровыми упражнениями для развития всех фонематических процессов.

Третий этап направлен на формирование коммуникативных умений и навыков. Закрепляем навыки правильного произношения на материале различной сложности, в различных речевых ситуациях. Рекомендую сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

В группе компенсирующей направленности привлекаю родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в специальных тетрадях. «Методические рекомендации», данные в тетрадях, подсказывают родителям, как провести пальчиковую и артикуляционную гимнастику, во что и как следует играть с ребенком дома, предоставляют ребенку возможность найти ответы на многие вопросы по лексической теме с помощью взрослого. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Заботливые родители понимают, что это необходимо для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

«Традиционные формы информации» (стенды, ширмы, папки...). При размещении информации учитываю, что она должна быть полезной, динамичной и эстетично оформленной (так как ознакомление требует определенного времени, а родители спешат домой). Рекомендую разработать картотеку логопедических игр, которую необходимо пополнять каждую неделю. На практике убедилась, как родители с удовольствием берут карточки домой, так как могут играть с детьми в любое для них время (предложить бабушкам и дедушкам поиграть с внуками).

Хорошо себя зарекомендовала современная информационная форма «Выпуск логопедической газеты» для родителей, с подобранными материалами (изучаемыми лексическими темами, фотографиями из жизни детей, статьями, советами специалистов).

В современном мире на помощь педагогам пришел «Интернет с электронной почтой». Удобная форма взаимодействия с родителями в случае, если по определенным причинам ребенок не посещает детский сад, тогда пересылаю материал (картинки, игровые упражнения). Например, чем занимались с детьми в группе, чем заняться ребенку дома, а родителям -  актуальную стендовую информацию.

Отдельно стоит выделить эффективную инновационную форму взаимодействия с родителями, которая получает в последнее время все большее распространение – «Сайт детского сада», «Личный сайт учителя-логопеда». Важно иметь форум обратной связи - раздел, где родитель всегда может оставить свой вопрос или пожелание, запросить консультацию к специалисту. Большой плюс в том, что родители, находясь дома, знакомятся с различной информацией в удобное для них время, повышая тем самым свою компетентность и образованность. Неоспоримым остается то, что в современном, быстро меняющемся мире, родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

Представленные формы взаимодействия позволяют учителю-логопеду и воспитывающим родителям, как равноправным участникам коррекционно-педагогического процесса, обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребенка в детском саду и дома.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предоставлены различные содержательные и структурные варианты взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Сотрудничество с родителями в условиях логопедического пункта представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых...