Словесные игры
консультация по логопедии

Мещерякова Татьяна Анатольевна

Словесные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра имеет большое образовательное значение в жизни ребёнка. Она тесно связана с обучением на занятии, с наблюдениями в повседневной жизни. В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память, речь. Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т. к. игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.

          Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.  В словесных играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:  описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

        Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

          Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

         Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

          В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений:

«Отгадай-ка»

Ребёнок описывает предмет, выделяя в нём существенные признаки, а другие дети по этому описанию отгадывают предмет. Например: продолговатый, зеленый, твердый, съедобный – огурец.

«Магазин»

Взрослый: «У нас открылся магазин игрушек, которые вы сможете купить, выполнив одно условие: не называть их, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя». Ребёнок: «Я хочу купить игрушку: она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети» (мяч)

 «Да – нет»

Водящий выходит за дверь, а остальные дети выбирают предмет, который будут загадывать. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий спрашивает, где находится предмет, какой он формы, размера и т. д.

«Отгадай предмет по названию частей»,  «Назови части предмета»

Взрослый называет слова, обозначающие части какого-либо предмета и просит детей узнать, что это за предмет.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы. (Грузовик)

Подъезд, этаж, лестница, квартира крыша. (Дом)

«Опиши птицу»

Вспомнить и назвать как можно больше прилагательных, подходящих для описания птицы.

 Например: снегирь - маленький, яркий, веселый, красивый, быстрый, проворный, шустрый, голодный, зимующий и т. д.

« Что каким у нас бывает»

Что бывает круглым? (Мяч, шар, солнце, яблоко…)

Что бывает длинным? (Дорога, река, верёвка, нитка…)

Что бывает лёгким? (Пух, перо, вата, снежинка…)

        Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож»

Каждый ребёнок вспоминает два предмета: чем они отличаются друг от друга, чем похожи и описывает их, не называя. Дети должны отгадать.

Например: Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, а другой розовый с красивыми душистыми лепестками, с шипами. Один полевой, другой растёт на клумбе. (ромашка и роза)

 «Кто больше заметит небылиц?»

Стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»

«Придумай небылицу»

(Утром, когда солнце село, я встала и пошла в детский сад. Придя в детский сад, я попрощалась с воспитателем и сказала «Здравствуйте»)

«Бывает – не бывает»

Дети встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч ребёнку, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребёнок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идёт по кругу. Кто ошибается, выходит из игры.

«Что раньше?», « Кто старше?»

«Наташа пошла гулять после того, как полила цветы».- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

    «Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас». – Кто старше? (Саша).

         Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе:

«Назови три предмета» или  « Назови одним словом» («Мяч бросай и животных (фрукты, транспорт) называй»)

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч  ребёнку.  Ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. (Фрукты -  яблоко, груша, лимон…)

Вариант 2. Взрослый называет видовое понятие, а  ребёнок - обобщающие слова. (Огурец, помидор, морковь - овощи)

  «Я знаю 3(5) названий животных (цветов)»

Ход игры: ребёнок подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять названий диких животных: лиса, медведь, волк, заяц, ёжик»

  «Животные и их детеныши»

Ход игры: бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, называет детёныша этого животного.

  «Кто как разговаривает»

Вариант 1.Бросая мяч ребёнку, взрослый называет животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен правильно ответить как то или иное животное подаёт голос. (Корова – мычит, змея – шипит…)

Вариант 2. Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто лает?» и т.д.

 «Кто где живет»

Вариант 1. Логопед: «Дети, кто живёт в дупле?» - «Белка».

Вариант 2. Логопед: «Где живёт медведь?» Дети должны дать полный ответ «Медведь живёт в берлоге».

  «Третий лишний»

Логопед, бросая ребёнку мяч, называет три  слова и просит определить, какое слово лишнее. (Голубой, красный, спелый; кабачок, огурец, лимон) Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

     В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:

«Найди рифму» или «Закончи предложение»  «Подскажи словечко»

Давайте поможем Незнайке, подскажем слова.

Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя … (кровать).

Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на … (стуле)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в … (шкаф)

  «Подскажи словечко»

Логопед, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?» Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: «Сорока стрекочет»

Логопед: «Сова летает, а кролик?» - «Крот роет норки, а сорока?» ит.д.

      Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; упражняют в правильном произношении звуков и слов; побуждают ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизируют уже имеющийся у него словарный запас, что способствует  повышению результативности коррекционной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Консультация для родителей "Словесные игры с детьми 6–7 лет (игры нашего детства)"

Одной из задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Чтобы приучить детей к умственному труду необходимо сделать этот труд занимательным, интересным. Зан...