Приёмы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей
консультация по логопедии (старшая группа)

Осипенко Светлана Александровна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей.

( по материалам Л.А.Смирновой. Пединститут им. А.М.Горького)

Изучение детей с первичными и вторичными аномалиями речевого развития часто обнаруживает феномен импрессивного аграмматизма. При кажущемся полном понимании обиходной речи наблюдается недостаточное различение флексий, которое затрудняет дифференциацию грамматических значений.

Ниже излагаются методы, способствующие преодолению этого явления и оказывающие косвенным образом стимулирующее влияние на активную речь. На начальном этапе приёмы коррекционного воздействия должны опираться на логику конкретных, предметных отношений, а затем на их основе переходить к отвлечению от предметных отношений, к элементам обобщения, абстракции.

Выбор специальных методических приёмов будет зависеть от индивидуальных особенностей детей ( различная глубина нарушения понимания речи, разная готовность детей к различению грамматических форм, соотношение между употреблением и пониманием грамматических форм, неодинаковая работоспособность и т.д.), от конкретной цели каждого занятия, от прорабатываемого материала.

К отдельным видам работ следует изготовить дидактический материал. Некоторые пособия могут быть использованы на разных этапах работы. Их употребление возможно варьировать в зависимости от цели занятия. Желательно использование различных вариантов карточек с учётом индивидуальных особенностей произношения звуков.

Изучение понятий «Звук, слог, слово»

Обучение грамоте начинается только после 4-5 месяцев устных упражнений, цель которых овладение звуковым составом языка и осознанным анализом и синтезом звукового состава слова.

Осознанный анализ слова – сложное умственное действие, выражающееся в умении различать звуки в составе слова и определять их местоположение в слове. Подготовить их к этому анализу – прежде всего, разъяснить им значение слов – терминов «звук», «слоги», «слово». Вначале целесообразно предоставить детям возможность познакомиться со значением термина «звук», как составным элементом слова. Дети слушают звуки, производимые различными предметами, а педагог обращает внимание на причину их образования (движения предметов), на возможность самим извлекать звуки разными способами, приводя в движение предметы или их части: барабан, или деревянные ложки и т.д.

Игра – драматизация «Теремок» помогает познакомить детей с шестью основными гласными (А - лягушка, О - лисичка, У - волк, Э - зайчик, И - мышка, Ы - медведь) и наблюдать за движением артикуляционных органов (губ, языка, голосовых связок) в момент их произнесения. Игра подводит к выводу, что звук – это то, что мы слышим и произносим.

Для того, чтобы раскрыть значение термина «слово», знакомим детей с основными признаками: а) слово представляет собой звуковую совокупность. Б) слово всегда имеет определённое значение ( о чём – нибудь говорит или что-то означает).  

Игра – сказка «Присказка» (Н.Д. Мамин-Сибиряк): - один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает. Присказка кончается, сказка начинается. Уснула Алёнушка и видит сон: будто оказалась она в лесной школе для зверят. Увидела она доску, а на ней много красных и синих кружочков. Тронула она красный кружок и услышала вдруг – А-А-А-.., нажала на синий кружок и услышала – б-б-б…, а третий кружок запел как ветерок – в-в-в… Стала она нажимать на все подряд и слышит:

Ш-ш-ш - шипит синий кружок. У-у-у-гудит красный. Ж-ж-ж- жужжит синий, о-о-о- поёт красный.

Интересно было Алёнушке играть с кружочками, а потом задумалась: «Что же это за кружочки, на них нажимаешь, и они звучат?» - «Это звуки» (дети)

Проснулась Алёнушка и стала думать, для чего же нужны звуки? Давайте и мы подумаем, для чего нужны нам звуки? (дети: чтобы слушать, учить, читать). Логопед выставляет постепенно звуки М, А, К. – Я произнесла звук «М», и вы все его слышали. Но этот звук нам ещё ничего не сказал. Звуки «А» и «К» тоже нам ничего не сказали. А когда они встали рядом и прозвучали вместе один за другим, то получилось слово. И это слово говорит нам о красивом цветке, который называется «мак». Знакомство со схемой слова. (сигналы)

Игра в «Живые звуки» (суп). Подвести к выводу, что из звуков можно построить слово, которое нам обязательно что-то скажет. О чём нам говорит слово «суп»? – О цвете? Об одежде? О пище? И т.д. Может ли каждый отдельный звук обозначать пищу? Предлагается самим назвать слово и сказать, что оно обозначает.

Дети часто путают «слог- слово». Для того, чтобы они хорошо усвоили разницу и приобрели навыки деления слов на слоги, можно на первоначальном этапе использовать термин «часть». Очень эффективно использовать игры с мячом. Например, логопед произносит зачин: - Буду я сейчас водить, слово вслух произносить, слово нужно повторить и на части разделить.

Дети, как правило, без особого труда улавливают слоговую ритмику слов, свободно координируют произношение слов и слогов с движениями и выполняют движения с интересом.

Игры на договаривание последнего слога в слове, тоже начинаются с зачина: - Я начну, а вы кончайте, часть любую добавляйте. Можно «са», можно «сы».  (тоже с мячом) – бу-.., но-…, ро-.., ли-….ко-…

Вывод: из частей получилось новое целое слово.

Логопед, наблюдая за работой детей, сам решает, когда, на каком занятии нужно сказать, что части слова называются слогами. При этом слово «слоги» произносится с подчёркнутой интонацией. И само слово должно звучать многократно: Отрезок линии – слово. Внизу короткие чёрточки – это слоги. Слоги – это части слова. Две чёрточки – значит два слога. Подберите слово с двумя слогами.

И в зачинах теперь тоже используется термин «слог»: Слово нужно повторить и на слоги разделить.

Составление словесных зачинов к упражнениям, их слушание и проговаривание помогают внедрять необходимую терминологию в активную речь детей коррекционной группы.

Итак, ознакомление дошкольников со словами – терминами способствует успешному овладению ими звуко-слоговым анализом слов, а в конечном итоге и грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Календарный план работы по преодолению нарушений речи у детей посещающих подготовительную к школе группу.

Календарный план работы по преодолению нарушения речи у детей посещающих подготовительную к школе группу....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.

Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...

Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР

Последнее время в мировой образовательной практике большое внимание уделяется вопросам инклюзивного обучения, организация которого предполагает определённую гибкость образовательной системы, творчески...

"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....

Роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

В статье описана роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи....