Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Максимова Надежда Геннадьевна

В статье представлена  работа  учителя логопеда с детьми  ЗПР при подготовке их к школе. Представлен опыт работы по использованию  палочек  Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста,

 имеющих нарушения речи

                                                                          Максимова Надежда Геннадьевна,

учитель – логопед,

МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»,

с. Дульдурга, Дульдургинский район,

 Забайкальский край,

    В статье представлена  работа  учителя логопеда с детьми  ЗПР при подготовке их к школе. Представлен опыт работы по использованию  палочек Х. Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, которые позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным.

     Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

    Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном  темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей.[1]

   Задержки психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у  детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика). Таким образом, ОНР выступает как вторичное нарушение и требует несколько другого подхода к коррекции чем  с детьми с ОНР «чистом»  виде, то есть с сохранным интеллектом.[2]

    К проблеме изучения общего недоразвития речи обращались В. П. Глухов, Т.А. Ткачева, Р.Н. Лалаева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.[3]

  Система работы специалистов построена исходя из характеристики детей, имеющие  ЗПР данные в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской, С. Антоновой, А.Л. Сиротюк. По мнению И.Ф. Марковской, при преобладании общих нейродинамических расстройств, прогноз развития достаточно благоприятен.[3]

         Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом.

 Особое значение приобретает развитие восприятия у детей с ОНР на фоне ЗПР, для которых характерно  незрелость эмоционально - волевой сферы: иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания, его устойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.  Отсюда вытекает нарушения восприятия. Дети не могут построить целостный образ, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

     Имея детей с такими нарушениями и понимая важность формирования восприятия как основы развития речи и познавательных психических процессов у детей, мы  предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала.

В процессе работы   были разработаны варианты логопедических игр и упражнении с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

    - обогащение словаря;

    - закрепление навыков словоизменения;

    - формирование и совершенствование умений детей использовать в речи    различные конструкции предложений;

    - формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

    - проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;

    - развитие слухового восприятия и внимания;

    - развитие зрительного восприятия и памяти;

    - развитие чувства ритма;

    - развитие мыслительных операций;

    - профилактика нарушений письма и чтения;

    - развитие зрительно-пространственного гнозиса.

Для решения данных задач мы  используем  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Х. Кюизенера, которые представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера,  как различная длина,  цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.[5]

   Палочки Кюизенера мы  используем  в различных видах коррекционной работы, например:

    - повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед, игра «Повтори за мной»;

    - продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка -  слог СА, синяя    - слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации  звуков, игровое упражнение «Посчитай слоги»;

    - выкладывание схем слов, предложений,  игра «Длинное, короткое»;

    - согласование количественных числительных и   существительных,       игровое упражнение «Разноцветные слова»;

    - согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже,    «Раздели слова»;

    - отстукивание и выкладывание различных ритмов,  игра «Веселый счет»;

    - конструирование букв по образцу, игра «Найди букву».

Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

Таким образом,  использование в коррекционно-развивающей работе игр и упражнении с палочками Кюизенера способствует:

    - развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

    - формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

    - развитию свойств внимания и мыслительных операций.

Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической деятельности грамматические категории - употреблять порядковые и количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них, используя предложения с однородными определениями. Палочки  являются хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление.

    Мы используем игры, как часть занятий по обучению грамоте: выкладывая буквы, слоги, слова.   В игровой форме дети быстрее запоминают буквы, элементы, из которых они состоят. Выкладывание слогов и слов ускоряет процесс освоения звукового и слогового состава слова, что становится базой для овладения чтению.

    На индивидуальных логопедических занятиях мы тоже  используем палочки. Работая с ними,  дети одновременно выполняют различные речевые задания: проговаривание предложений;  называние частей предмета; согласование существительных с количественными числительными (одна оса, две осы, пять ос); согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; автоматизация поставленных звуков и их дифференциация (различение); формирование навыков произношения слов сложной слоговой структуры (снеговик, экскаватор); отстукивание и выкладывание различных ритмов; закрепление коротких стихов и потешек.

Использование цветных счётных палочек Кюизенера на логопедических занятиях способствует повышению интереса у детей, предлагаемый материал усваивается быстрее и лучше.

      Мониторинг результатов коррекционной работы учителя-логопеда  с детьми с ОНР показал, что в ходе реализации системы работы у таких детей значительно повышается уровень развития, а именно:

    - происходит развитие игровой деятельности;

    -  развитие общих двигательных навыков;

    - развитие речевого общения с окружающими;

    - коррекция  речевой функциональной системы и психических процессов.

    Таким образом,  развивая способности детей, используя современные технологии, мы способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; развивает творческие способности, помогает утвердить  чувство  уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Литература

1.Журбина О.А., Краснощекова Н.В.  Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.-Ростов н/Д: Феникс,2007.

2. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице. - СПб, "Невская жемчужина", 2002г.

3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников -  СПб, "Детство-Пресс", 2004г.

4.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс,2004.

6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети  с ОНР. Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д.,2000.

Интернет-ресурс: http://www.corvet-igra.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...

Синквейн в практике работы логопеда детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи

В статье дается определение понятия технологии «синквейн», изложены преимущества этой технологии в работе со старшими дошкольниками, имеющими   тяжелое нарушение речи, сформулиро...

План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2022 учебный год

Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...